Год образования 1948, UNESCO
Главная > Новости > "Серебренников забросил меня в мир балета"

"Серебренников забросил меня в мир балета"

Центральное событие 2018-2019 сезона Балета Джоффри – мировая премьера балета «Анна Каренина» в постановке одного из самых известных мировых хореографов Юрия Посохова. Настоящей сенсацией стало то, что Джоффри Балет впервые за свою историю не воспользовался существующей музыкальной партитурой, а сделал заказ на оригинальную музыку к балету. Заказ этот получил молодой русский композитор Илья Демуцкий.

35-летний Илья Демуцкий – композитор, работающий во всех жанрах академической музыки, автор нескольких балетов, опер, музыки к церемонии открытия Паралимпиады в Сочи, лауреат всероссийских и международных конкурсов. За музыку к фильму Кирилла Серебренникова «Ученик» был удостоен звания премии Европейской киноакадемии «Лучший композитор 2016». В 2017 году получил самую престижную российскую театральную награду «Золотая маска» за музыку к балету «Герой нашего времени», в 2018 году – приз Международной ассоциации деятелей хореографии «Benois de la Danse» за музыку к балету «Нуреев» .

«Это большая редкость, когда балетная компания заказывает музыку к полнометражному балету», – сказал Скотт Спек, музыкальный руководитель Балета Джоффри, – «И это была настоящая удача – получить согласие Демуцкого, одной из ярчайших звезд в сегодняшнем музыкальном мире. Илья – Чайковский этого балета».

Балет «Анна Каренина» ставился на мировой сцене не раз. Мы помним «Анну Каренину» на музыку Чайковского, Рахманинова, Щедрина, целый ряд постановок. Илья, как вы думаете, почему выбор Балета Джоффри сейчас пал на «Анну Каренину»? Это желание поставить на американской сцене русскую классику на новую оригинальную музыку в современной хореографии?

Действительно, мировая сцена знает множество балетов по роману Льва Толстого «Анна Каренина». Но справедливости ради следует уточнить, что на оригинальную музыку до недавнего времени существовал только один балет – это «Анна Каренина» Щедрина, балет, выросший из музыки к одноименному фильму 1967 года (где супруга Щедрина – гениальная Майя Плисецкая – исполняет роль Бетси Тверской). Остальные балеты в музыкальном плане представляют собой калейдоскоп шедевров классической и эстрадной музыки. Насколько я знаю, Балет Джоффри, заказывая новую версию «Карениной», дал хореографу Юре Посохову карт-бланш на выбор музыки. Изначально, например, Юра интересовался у меня, смог бы я оркестровать или сделать какие-то новые версии избранных произведений Скрябина. Но, к счастью, в результате мы остановились на идее создать новую оригинальную музыку. Тут надо отдать должное смелости художественного руководства Джоффри, потому что заказ новой музыки к полнометражному балету – явление нечастое, рискованное и дорогое. Это первый заказ Балета Джоффри музыки к полнометражному балету. Интерес к русской литературной классике и конкретно к этому роману я могу объяснить тем, что Лев Толстой затронул здесь вопросы общечеловеческих ценностей и морали, облекая их в пронзительную многослойную историю о страсти и любви, измене и верности, общественном порицании и, наконец, идиллии семейного счастья. То есть те вопросы, которые понятны абсолютно любому человеку вне зависимости от национально-культурного бэкграунда. А в истории с балетом этот многомерный роман становится понятен и вовсе без слов – на языке хореографии. Добавлю также, что Эшли Уитер (худрук Балета Джоффри) прекрасно знает русскую литературу, искренне её любит и восхищается.

«Анна Каренина» – не первая ваша работа в Америке. В 2017 году вы выпустили балет «Оптимистическая трагедия» в Сан-Франциско. Кроме того, вы – выпускник консерватории Сан-Франциско, вас там знают много лет. Но в Чикаго вы будете представлять свою работу впервые. Как произошло знакомство между вами и руководством Балета Джоффри?

Как правило, к написанию новой музыки в балете приглашает не та или иная компания, а непосредственно хореограф-постановщик. Компания может поддержать этот выбор или предложить кого-то другого, но это бывает редко и для этого должны быть какие-то особые причины, так как в постановке нового балета именно хореограф – царь и бог. Опять же зависит от степени именитости хореографа. В моем случае на момент заказа «Карениной» я сделал уже два балета с Юрой Посоховым («Герой» в Большом и «Оптимистическая трагедия» в Сан-Франциско, велась подготовительная работа по «Нурееву» снова для Большого). Оба балета прошли с успехом, в них я заявил о моей достаточной композиторской компетентности. Поэтому у Балета Джоффри не было сомнений на мой счет, но было огромное желание сделать что-то новое, ведь это их первый опыт заказа большого оригинального полотна. Это важный шаг для балетной компании.

Видели ли вы какие-нибудь спектакли этой труппы, какое у вас впечатление от этого театра?

До работы над «Карениной» я не был на спектаклях Балета Джоффри и в Чикаго вообще. Разумеется, слышал, видел какие-то записи. И только в конце 2017 года побывал на замечательном «Щелкунчике» Кристофера Уилдона. Осенью 2018 года я был в Чикаго на нескольких репетициях (на тот момент была поставлена большая часть сцен) и был очарован труппой, самоотдачей артистов и тем, с какой искренностью и блеском в глазах они создают новый спектакль.

С Юрием Посоховым, который является хореографом-постановщиком «Анны Карениной», вы работаете уже не первый раз. Вместе вы выпустили балеты «Герой нашего времени» и «Нуреев» в Большом театре, а также «Оптимистическую трагедию» в театре Сан-Франциско. У вас, наверное, уже выработался какой-то совместный стиль сотрудничества, не так ли? Расскажите о нем.

Я счастлив, что судьба свела меня с таким потрясающим художником как Юра. Несомненно, он выдающийся хореограф, и я каждый раз, видя, как воплощается в его хореографии моя музыка, блаженствую. Это и есть композиторское счастье.

Но тут, помимо профессиональных, немаловажны и человеческие качества. Когда мы созвучны во взглядах на жизнь, умеем вместе искать и находить, когда доверяем друг другу – это и способствует рождению искреннего спектакля.

Как обычно происходит работа композитора с хореографом и с балетной труппой?

Всё начинается с либретто. У нас либреттистом выступил известный московский драматург Валерий Печейкин. Разумеется, мы несколько раз перечитали и сам роман. Когда четко прописана структура балета, я сажусь писать музыку. Сначала балет создается в виде фортепианного клавира (то есть, версии для фортепиано), которая позволяет хореографу и другим членам постановочной команды (сценографу, художникам по костюмам и свету) услышать музыку в черновом виде и начать придумывать балет. В фортепианную версию можно с легкостью внести какие-то изменения, что-то переделать, добавить, укоротить и так далее. Внося эти изменения, я одновременно оркеструю музыку. И часто к тому моменту, когда заканчиваю оркестровать, большая часть хореографии уже поставлена.

Участвуете ли вы в репетиционном процессе?

Я предпочитаю писать музыку в Петербурге, процесс репетиций начинается в то время, когда я еще работаю над произведением, поэтому мне сложно посещать репетиции на больших расстояниях. Впрочем, этого и не требуется. Я не вмешиваюсь в хореографию, хотя мне регулярно отчитываются, любезно присылают видео с прогонов каких-то отдельных сцен. В октябре я всё же вырвался в Чикаго и зарядился энтузиазмом. Как говорится, I am really excited.

Вы – обладатель премии «Золотая маска» за музыку к балету «Герой нашего времени», титула «Лучший композитор Европы 2016» за музыку к фильму «Ученик» и приза Международной ассоциации деятелей хореографии «Benois de la Danse» за музыку к балету «Нуреев». Режиссером этих работ был Кирилл Серебренников. Как вы нашли друг друга, с чего началось ваше сотрудничество?

Кирилл – тот человек, который и забросил меня в мир балета. Именно он, увидев несколько моих симфонических произведений, пригласил меня писать музыку к «Герою нашего времени» в Большом. Написал мне в фейсбуке примерно следующее: «Илья, меня зовут Кирилл Серебренников, я режиссер, не хотите ли вы написать музыку к балету?». Мой ответ был краток: «Хочу».

Работа над «Героем» продолжалась около полутора лет, за это время я успел написал музыку к спектаклю Кирилла «(М)ученик», позже спектакль перевоплотился в фильм «Ученик»…

Что вы думаете о ситуации с его домашним арестом, который длится уже больше года? Хотели бы вы и в дальнейшем принимать участие в его проектах?

Ситуация с арестом мне отвратительна. Я чувствую бессильную злобу. И восхищаюсь тем, как Кирилл доказывает, что внутреннюю свободу не отнять. Он продолжает ставить потрясающие спектакли. Я уверен, когда этот происходящий с ним бред закончится, мы много чего сделаем. Тем более что намеченных творческих планов у нас масса, их никто не отменял.

Чем все это может закончиться, на ваш взгляд?

Я не буду сочинять, чем это ситуация закончится, я не умею гадать. Но по натуре я оптимист. Всё будет хорошо.

В конце 2018 года в Москве состоялась премьера оперы «Для «Черного квадрата» на вашу музыку. Идея оперы принадлежит Игорю Конюхову – американскому промоутеру, текст либретто звучит на английском языке. Как вы думаете, есть ли вероятность, что мы сможем увидеть эту оперу на американской сцене и как скоро? Расскажите об опыте работы над этой оперой.

Идея оперы «Для Черного квадрата» принадлежит Игорю Конюхову, а выросла она из адаптации и перевода на английский существующей футуристической оперы 1913 года «Победа над солнцем» композитора Матюшина и поэта Крученых. В декорациях к единственной постановке этой оперы в черновом виде впервые и появился знаменитый «Квадрат» Малевича. И если сначала мы хотели воссоздать произведение с тем же текстом (но на английском), но с новой моей музыкой (так как музыка Матюшина практически не сохранилась), то вскоре отказались и от этой идеи. К нам примкнула замечательный драматург Оля Маслова и мы стали создавать новое произведение, взяв общую сюжетную канву «Победы над солнцем», оставили нескольких персонажей и самые яркие поэтические строки Крученых, добавили линейный сюжет, отказались от алогичности…

Workshop по первому акту оперы состоялся силами вокального факультета Университета Иллинойса в Урбана-Шампейн в декабре 2017 года. Здесь же планируем показать и второй акт (или оперу целиком) в том же формате. После нашумевшей премьеры в Третьяковской галерее в ноябре прошлого года, где главным зрителем выступил сам оригинал картины «Черный квадрат», у нас есть и дальнейшие планы на эту оперу. Также работаем на гастрольным планом оперы, в том числе в США.

Что для вас как для композитора представляет больший интерес – сочинять музыку на произведения русской классики или к таким вещам, как «Для «Черного квадрата» или «Нуреев»? Что вам доставляет большее удовольствие – писать музыку для сценических постановок (балет, опера, спектакль) или писать музыку к фильмам?

Я должен признаться, что я счастливый человек, потому что могу позволить себе выбирать для работы только тот материал, что мне интересен. И мне не важно, балет это или опера, фильм или драматический спектакль. Если сама идея и, что тоже немаловажно, команда, желающая её воплотить, меня вдохновляют, – я с удовольствием за это берусь.

Ваши творческие планы на ближайшие годы уже определены?

Сейчас я дописываю одноактный балет по заказу одной, не побоюсь этого сказать, уже великой нашей с вами современницы-балерины для её новой программы. Премьера состоится в июле в Большом театре и затем поедет по всему миру. Увы, более рассказать об этом проекте пока что не могу. Но уверен, что это будет нечто очень яркое.

Также мне поступил заказ на большую серьезную оперу от Большого театра. Премьера состоится через сезон. Это будет «Блистающий мир» по фантастическому роману Александра Грина. Активно работаю над ней.

Есть планы и на другие балеты (в Европе и США), и на музыку к фильмам, и другие оперы, но пока говорить о них рано.

Дата публикации

07 Февраля 2019

Другие материалы о театре и искусстве

  • Волнение Фрейндлих
    19 Апреля 2019

    Волнение Фрейндлих

    Народная артистка СССР Алиса Фрейндлих исполнила главную роль на премьере в БДТ спектакля "Волнение" по пьесе Ивана Вырыпаева, которую драматург написал специально для актрисы.
  • Юбилейная маска
    18 Апреля 2019

    Юбилейная маска

    На Исторической сцене Большого театра состоялась торжественная церемония вручения Премии «Золотая Маска», которая в этом году отметила свое 25-летие.
  • Одержимые
    16 Апреля 2019

    Одержимые

    «Пианисты» в постановке Бориса Павловича (Новосибирский театр «Глобус») получил премию «Золотая маска» за лучший драматический спектакль малой формы.
  • Лицедеи
    15 Апреля 2019

    Лицедеи

    «Нам не страшен серый волк» Евгения Марчелли по пьесе Эдварда Олби «Кто боится Вирджинии Вульф» на фестивале «Золотая маска».
  • Я и не Я
    10 Апреля 2019

    Я и не Я

    «100% Воронеж» - еще одна точка, нанесенная на карту десятилетнего проекта «100% City» немецкой компании Rimini Protokoll. Этот спектакль участвует в номинации «Эксперимент» фестиваля «Золотая маска».
  • Оптика и образ
    09 Апреля 2019

    Оптика и образ

    В конце апреля в Доме-музее Александра Николаевича Островского на Ордынке откроется выставка работ одного из лучших отечественных театральных фотографов Александра Иванишина
  • Мосгорсуд освободил Кирилла Серебренникова
    08 Апреля 2019

    Мосгорсуд освободил Кирилла Серебренникова

    Мосгорсуд освободил из-под домашнего ареста Кирилла Серебренникова, Юрия Итина и Софью Апфельбаум.
  • Сплетни роз
    04 Апреля 2019

    Сплетни роз

    Режиссер Яна Тумина номинируется на «Золотую маску» с тремя спектаклями. «Комната Герды» и «Деревня канатоходцев» уже нашли своих поклонников среди московских зрителей.
  • Арест снова продлен
    02 Апреля 2019

    Арест снова продлен

    Мещанский суд Москвы продлил срок домашнего ареста режиссеру Кириллу Серебренникову до 4 июля. А также Юрий Итину и Софье Апфельбаум.
  • Let's go outside
    29 Марта 2019

    Let's go outside

    С 16 по 23 июля на Авиньонском фестивале пройдет премьера нового спектакля Кирилла Серебренникова «Outside». Информация об этом появилась на сайте фестиваля
  • Всем, кого касается
    29 Марта 2019

    Всем, кого касается

    3, 4 и 5 и 27 апреля в театре "Сатирикон" состоится премьера спектакля Константина Райкина "Всем кого касается" по новой пьесе современного драматурга Даны Сидерос.
  • Оборванец
    29 Марта 2019

    Оборванец

    В РАМТе выходит премьера "Оборванец" по пьесе Михаила Угарова и посвященная памяти самого Угарова и его жены Елены Греминой.
  • Объединение приостановлено
    29 Марта 2019

    Объединение приостановлено

    Премьер-министр России Дмитрий Медведев приостановил действие приказа Минкульта о создании Первого национального театра на базе Александринского театра и Театра имени Волкова
  • Первый национальный театр
    28 Марта 2019

    Первый национальный театр

    Министр культуры России Владимир Мединский заявил в среду на пресс-конференции в Музее им. Бахрушина об объединении Александринского и Волковского театров в первый российский национальный театр.
  • ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ ТЕАТРА
    27 Марта 2019

    ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ ТЕАТРА

    Обращение кубинского режиссера и драматурга Карлоса Селдрана к мировой театральной общественности, приуроченное к Всемирному дню театра.
  • Кошмарный ФЭСТ
    26 Марта 2019

    Кошмарный ФЭСТ

    Сотрудники Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД и следователи проводят во вторник обыски в театре драмы и комедии "ФЭСТ" в Мытищах.
  • Атом Солнца
    25 Марта 2019

    Атом Солнца

    Фестиваль памяти Олега Табакова "Атом Солнца", на котором состоятся мастер-классы и спектакли учеников режиссера, пройдет в Москве с октября по декабрь 2019 года.
  • Война еще началась
    22 Марта 2019

    Война еще началась

    25 марта на сцене Литовского драмтеатра уникальный латышский спектакль на русском языке «TWHYS. The war hasn‘t started yet. Война еще не началась» в постановке Леры Сурковой по одноименной пьесе Михаила Дурненкова.
  • Легкий воздух нулевых
    21 Марта 2019

    Легкий воздух нулевых

    Спектакль «Зоя» Екатеринбургского танцевального театра «Фора».
  • Долгожданная неожиданность
    20 Марта 2019

    Долгожданная неожиданность

    В Амстердаме прошел IV фестиваль OFF — Opera Forward Festival. Премьеры Дьёрдя Куртага и Джона Адамса в Нидерландской опере.
  • Крестный отец оттепели
    19 Марта 2019

    Крестный отец оттепели

    Антон Долин — памяти режиссера Марлена Хуциева.
  • Диктатура партитуры
    19 Марта 2019

    Диктатура партитуры

    Оперы Александра Маноцкова на «Золотой маске».
  • Недалекое плавание
    14 Марта 2019

    Недалекое плавание

    На сцене Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко Воронежский театр оперы и балета представил постановку Юрия Бурлаки — балет «Корсар» в трех актах с прологом и эпилогом, выдвинутый в пяти номинациях.
  •  «Русалка» Дворжака в Большом
    13 Марта 2019

    «Русалка» Дворжака в Большом

    В «Русалке» Большой театр вывел на сцену немоту. Режиссер Тимофей Кулябин использовал свой любимый прием, сполоснув его водичкой и музыкой Дворжака.
  • Сокровище VS пластинка
    12 Марта 2019

    Сокровище VS пластинка

    В театральной школе Константина Райкина прошел Всероссийский форум "Документальный театр в современной театральной школе".
  • Вавилон и ООН
    11 Марта 2019

    Вавилон и ООН

    Кирилл Серебренников, продолжая оставаться под домашним арестом, 10 марта выпустил еще одну премьеру – «Набукко» Верди в Штаатсопере Гамбурга.
  • Ушел Владимир Этуш
    10 Марта 2019

    Ушел Владимир Этуш

    Не дожив трех лет до 100-летнего юбилея, ушел Владимир Этуш. Легенда театра и кино. Ветеран Великой Отечественной. Знаменитый ректор «Щуки». Кумир миллионов зрителей. И просто человек, которого любили.
  • Бенуа-2019 в Большом
    07 Марта 2019

    Бенуа-2019 в Большом

    21 и 22 мая на Исторической сцене Большого Театра России в 27-й раз пройдет Международный балетный Фестиваль «Бенуа де ла Данс». Зрители увидят самые яркие работы в области танца со всего мира
  • Ушла Майя Туровская
    06 Марта 2019

    Ушла Майя Туровская

    На 95-м году жизни в Мюнхене скончалась Майя Туровская - киновед, кинокритик, культуролог, писатель, драматург, великолепный знаток мирового кинопроцесса и человек безупречной профессиональной репутации.
  • 10 интригующих премьер
    05 Марта 2019

    10 интригующих премьер

    В Театре наций — новый спектакль Rimini Protokoll, в Театре Романа Виктюка — новый «Мелкий бес», Тимофей Кулябин ставит «Русалку» Дворжака в Большом, а Марк Розовский делает мюзикл по произведениям Конан Дойла.
  • Ваш билет, пожалуйста!
    04 Марта 2019

    Ваш билет, пожалуйста!

    На сцене Высшей школы сценических искусств состоялась премьера спектакля «Проводница».
  • Танцующая под дождем
    01 Марта 2019

    Танцующая под дождем

    В парижском театре Шайо состоялись гастроли танцспектаклей «Compact» и «Diagnostic F20.9» в постановке и исполнении Жан Галлуа — молодого хореографа, которой во Франции прочат большое будущее.
  • Опера строгого режима
    27 Февраля 2019

    Опера строгого режима

    Знаменитый маэстро и музыкальный руководитель Баварской государственной оперы Кирилл Петренко впервые продирижировал «Фиделио» Бетховена.
  • Ушел из жизни Андрейс Жагарс
    27 Февраля 2019

    Ушел из жизни Андрейс Жагарс

    Знаменитому театральному режиссеру, актеру, продюссеру и экс-директору Латвийской национальной оперы было 60 лет.
  • Минифест немецкой драмы
    26 Февраля 2019

    Минифест немецкой драмы

    Четыре новосибирских театра объединились, чтобы впервые презентовать новые немецкоязычные пьесы из антологии «ШАГ-5» для аудитории Сибири и Дальнего Востока.
  • "Хованщина" в Милане
    26 Февраля 2019

    "Хованщина" в Милане

    В миланском театре Ла Скала 27 февраля под руководством народного артиста России Валерия Гергиева состоится премьера оперы Модеста Мусоргского "Хованщина".
  • "Вечная Россия" в Вильнюсе
    25 Февраля 2019

    "Вечная Россия" в Вильнюсе

    В Вильнюсе с 12 по 14 апреля в рамках фестиваля "Утопические реальности" будет 8 раз показан спектакль Марины Давыдовой "Eternal Russia" ("Вечная Россия"), созданный в берлинском театре Hebbel am Ufer
  • Рейтинг театральных городов России
    25 Февраля 2019

    Рейтинг театральных городов России

    Аналитическое агентство ТурСтат составило рейтинг театральных городов России. В первую пятерку вошли Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Казань и Новосибирск.
  • Русская война Пекторалиса
    24 Февраля 2019

    Русская война Пекторалиса

    7, 8, 17 и 29 марта на сцене Московском театре Олега Табакова (сцена на Сухаревской) сыграют премьеру спектакля «Русская война Пекторалиса» в постановке Сергея Пускепалиса.
  • Объявлен шорт-лист VI Международного фестиваля моноспектаклей «МОНОfest»
    24 Февраля 2019

    Объявлен шорт-лист VI Международного фестиваля моноспектаклей «МОНОfest»

    Более полусотни спектаклей были представлены во время заявочного периода на суд экспертов фестиваля «МОНОfest». По результатам экспертного отбора в шорт-лист фестиваля попали 11 постановок.
  • Богомолов замахнулся на Булгакова
    22 Февраля 2019

    Богомолов замахнулся на Булгакова

    В Петербургском театре «Русская антреприза» имени Андрея Миронова готовится к постановке спектакль «Иван Васильевич» по пьесе Михаила Булгакова. Над ним работает Константин Богомолов.
  • Сны как предчувствие
    22 Февраля 2019

    Сны как предчувствие

    Пермский театр оперы и балета показал на фестивале «Золотая маска» «Щелкунчика» хореографа Алексея Мирошниченко.
  • Гид по классике
    21 Февраля 2019

    Гид по классике

    Чехов, Гоголь и Толстой: где посмотреть любимую классику. Самые главные произведения русских писателей на самых больших площадках страны.
  • Дьявольская премьера
    20 Февраля 2019

    Дьявольская премьера

    На основной сцене Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко впервые за 30 лет поставили оперу нашего современника — «Влюбленный дьявол» Александра Вустина.
  • Богомолов на Таганке
    15 Февраля 2019

    Богомолов на Таганке

    Премьера в Театре на Таганке спектакля Константина Богомолова «Теллурия», поставленного по роману Владимира Сорокина.
  • Влюбленный дьявол
    15 Февраля 2019

    Влюбленный дьявол

    Премьера единственной оперы российского композитора Александра Вустина "Влюбленный дьявол" на сцене Театра им. Станиславского и Немировича-Данченко.
  • «Баядерка» возрождается
    13 Февраля 2019

    «Баядерка» возрождается

    На сцене Немецкой государственной оперы завершились премьерные показы главного спектакля балетного сезона — «Баядерки» Петипа, восстановленной Алексеем Ратманским по архивным документам.
  • Сакральный танец
    13 Февраля 2019

    Сакральный танец

    Приглашенный солист Баварского балета Сергей Полунин представит в Мариинском театре спектакль Sacre, поставленный японской танцовщицей и хореографом Юкой Оиши на музыку "Весны священной" Игоря Стравинского.
  • Реклама