Год образования 1948, UNESCO
Главная > Новости > "Серебренников забросил меня в мир балета"

"Серебренников забросил меня в мир балета"

Центральное событие 2018-2019 сезона Балета Джоффри – мировая премьера балета «Анна Каренина» в постановке одного из самых известных мировых хореографов Юрия Посохова. Настоящей сенсацией стало то, что Джоффри Балет впервые за свою историю не воспользовался существующей музыкальной партитурой, а сделал заказ на оригинальную музыку к балету. Заказ этот получил молодой русский композитор Илья Демуцкий.

35-летний Илья Демуцкий – композитор, работающий во всех жанрах академической музыки, автор нескольких балетов, опер, музыки к церемонии открытия Паралимпиады в Сочи, лауреат всероссийских и международных конкурсов. За музыку к фильму Кирилла Серебренникова «Ученик» был удостоен звания премии Европейской киноакадемии «Лучший композитор 2016». В 2017 году получил самую престижную российскую театральную награду «Золотая маска» за музыку к балету «Герой нашего времени», в 2018 году – приз Международной ассоциации деятелей хореографии «Benois de la Danse» за музыку к балету «Нуреев» .

«Это большая редкость, когда балетная компания заказывает музыку к полнометражному балету», – сказал Скотт Спек, музыкальный руководитель Балета Джоффри, – «И это была настоящая удача – получить согласие Демуцкого, одной из ярчайших звезд в сегодняшнем музыкальном мире. Илья – Чайковский этого балета».

Балет «Анна Каренина» ставился на мировой сцене не раз. Мы помним «Анну Каренину» на музыку Чайковского, Рахманинова, Щедрина, целый ряд постановок. Илья, как вы думаете, почему выбор Балета Джоффри сейчас пал на «Анну Каренину»? Это желание поставить на американской сцене русскую классику на новую оригинальную музыку в современной хореографии?

Действительно, мировая сцена знает множество балетов по роману Льва Толстого «Анна Каренина». Но справедливости ради следует уточнить, что на оригинальную музыку до недавнего времени существовал только один балет – это «Анна Каренина» Щедрина, балет, выросший из музыки к одноименному фильму 1967 года (где супруга Щедрина – гениальная Майя Плисецкая – исполняет роль Бетси Тверской). Остальные балеты в музыкальном плане представляют собой калейдоскоп шедевров классической и эстрадной музыки. Насколько я знаю, Балет Джоффри, заказывая новую версию «Карениной», дал хореографу Юре Посохову карт-бланш на выбор музыки. Изначально, например, Юра интересовался у меня, смог бы я оркестровать или сделать какие-то новые версии избранных произведений Скрябина. Но, к счастью, в результате мы остановились на идее создать новую оригинальную музыку. Тут надо отдать должное смелости художественного руководства Джоффри, потому что заказ новой музыки к полнометражному балету – явление нечастое, рискованное и дорогое. Это первый заказ Балета Джоффри музыки к полнометражному балету. Интерес к русской литературной классике и конкретно к этому роману я могу объяснить тем, что Лев Толстой затронул здесь вопросы общечеловеческих ценностей и морали, облекая их в пронзительную многослойную историю о страсти и любви, измене и верности, общественном порицании и, наконец, идиллии семейного счастья. То есть те вопросы, которые понятны абсолютно любому человеку вне зависимости от национально-культурного бэкграунда. А в истории с балетом этот многомерный роман становится понятен и вовсе без слов – на языке хореографии. Добавлю также, что Эшли Уитер (худрук Балета Джоффри) прекрасно знает русскую литературу, искренне её любит и восхищается.

«Анна Каренина» – не первая ваша работа в Америке. В 2017 году вы выпустили балет «Оптимистическая трагедия» в Сан-Франциско. Кроме того, вы – выпускник консерватории Сан-Франциско, вас там знают много лет. Но в Чикаго вы будете представлять свою работу впервые. Как произошло знакомство между вами и руководством Балета Джоффри?

Как правило, к написанию новой музыки в балете приглашает не та или иная компания, а непосредственно хореограф-постановщик. Компания может поддержать этот выбор или предложить кого-то другого, но это бывает редко и для этого должны быть какие-то особые причины, так как в постановке нового балета именно хореограф – царь и бог. Опять же зависит от степени именитости хореографа. В моем случае на момент заказа «Карениной» я сделал уже два балета с Юрой Посоховым («Герой» в Большом и «Оптимистическая трагедия» в Сан-Франциско, велась подготовительная работа по «Нурееву» снова для Большого). Оба балета прошли с успехом, в них я заявил о моей достаточной композиторской компетентности. Поэтому у Балета Джоффри не было сомнений на мой счет, но было огромное желание сделать что-то новое, ведь это их первый опыт заказа большого оригинального полотна. Это важный шаг для балетной компании.

Видели ли вы какие-нибудь спектакли этой труппы, какое у вас впечатление от этого театра?

До работы над «Карениной» я не был на спектаклях Балета Джоффри и в Чикаго вообще. Разумеется, слышал, видел какие-то записи. И только в конце 2017 года побывал на замечательном «Щелкунчике» Кристофера Уилдона. Осенью 2018 года я был в Чикаго на нескольких репетициях (на тот момент была поставлена большая часть сцен) и был очарован труппой, самоотдачей артистов и тем, с какой искренностью и блеском в глазах они создают новый спектакль.

С Юрием Посоховым, который является хореографом-постановщиком «Анны Карениной», вы работаете уже не первый раз. Вместе вы выпустили балеты «Герой нашего времени» и «Нуреев» в Большом театре, а также «Оптимистическую трагедию» в театре Сан-Франциско. У вас, наверное, уже выработался какой-то совместный стиль сотрудничества, не так ли? Расскажите о нем.

Я счастлив, что судьба свела меня с таким потрясающим художником как Юра. Несомненно, он выдающийся хореограф, и я каждый раз, видя, как воплощается в его хореографии моя музыка, блаженствую. Это и есть композиторское счастье.

Но тут, помимо профессиональных, немаловажны и человеческие качества. Когда мы созвучны во взглядах на жизнь, умеем вместе искать и находить, когда доверяем друг другу – это и способствует рождению искреннего спектакля.

Как обычно происходит работа композитора с хореографом и с балетной труппой?

Всё начинается с либретто. У нас либреттистом выступил известный московский драматург Валерий Печейкин. Разумеется, мы несколько раз перечитали и сам роман. Когда четко прописана структура балета, я сажусь писать музыку. Сначала балет создается в виде фортепианного клавира (то есть, версии для фортепиано), которая позволяет хореографу и другим членам постановочной команды (сценографу, художникам по костюмам и свету) услышать музыку в черновом виде и начать придумывать балет. В фортепианную версию можно с легкостью внести какие-то изменения, что-то переделать, добавить, укоротить и так далее. Внося эти изменения, я одновременно оркеструю музыку. И часто к тому моменту, когда заканчиваю оркестровать, большая часть хореографии уже поставлена.

Участвуете ли вы в репетиционном процессе?

Я предпочитаю писать музыку в Петербурге, процесс репетиций начинается в то время, когда я еще работаю над произведением, поэтому мне сложно посещать репетиции на больших расстояниях. Впрочем, этого и не требуется. Я не вмешиваюсь в хореографию, хотя мне регулярно отчитываются, любезно присылают видео с прогонов каких-то отдельных сцен. В октябре я всё же вырвался в Чикаго и зарядился энтузиазмом. Как говорится, I am really excited.

Вы – обладатель премии «Золотая маска» за музыку к балету «Герой нашего времени», титула «Лучший композитор Европы 2016» за музыку к фильму «Ученик» и приза Международной ассоциации деятелей хореографии «Benois de la Danse» за музыку к балету «Нуреев». Режиссером этих работ был Кирилл Серебренников. Как вы нашли друг друга, с чего началось ваше сотрудничество?

Кирилл – тот человек, который и забросил меня в мир балета. Именно он, увидев несколько моих симфонических произведений, пригласил меня писать музыку к «Герою нашего времени» в Большом. Написал мне в фейсбуке примерно следующее: «Илья, меня зовут Кирилл Серебренников, я режиссер, не хотите ли вы написать музыку к балету?». Мой ответ был краток: «Хочу».

Работа над «Героем» продолжалась около полутора лет, за это время я успел написал музыку к спектаклю Кирилла «(М)ученик», позже спектакль перевоплотился в фильм «Ученик»…

Что вы думаете о ситуации с его домашним арестом, который длится уже больше года? Хотели бы вы и в дальнейшем принимать участие в его проектах?

Ситуация с арестом мне отвратительна. Я чувствую бессильную злобу. И восхищаюсь тем, как Кирилл доказывает, что внутреннюю свободу не отнять. Он продолжает ставить потрясающие спектакли. Я уверен, когда этот происходящий с ним бред закончится, мы много чего сделаем. Тем более что намеченных творческих планов у нас масса, их никто не отменял.

Чем все это может закончиться, на ваш взгляд?

Я не буду сочинять, чем это ситуация закончится, я не умею гадать. Но по натуре я оптимист. Всё будет хорошо.

В конце 2018 года в Москве состоялась премьера оперы «Для «Черного квадрата» на вашу музыку. Идея оперы принадлежит Игорю Конюхову – американскому промоутеру, текст либретто звучит на английском языке. Как вы думаете, есть ли вероятность, что мы сможем увидеть эту оперу на американской сцене и как скоро? Расскажите об опыте работы над этой оперой.

Идея оперы «Для Черного квадрата» принадлежит Игорю Конюхову, а выросла она из адаптации и перевода на английский существующей футуристической оперы 1913 года «Победа над солнцем» композитора Матюшина и поэта Крученых. В декорациях к единственной постановке этой оперы в черновом виде впервые и появился знаменитый «Квадрат» Малевича. И если сначала мы хотели воссоздать произведение с тем же текстом (но на английском), но с новой моей музыкой (так как музыка Матюшина практически не сохранилась), то вскоре отказались и от этой идеи. К нам примкнула замечательный драматург Оля Маслова и мы стали создавать новое произведение, взяв общую сюжетную канву «Победы над солнцем», оставили нескольких персонажей и самые яркие поэтические строки Крученых, добавили линейный сюжет, отказались от алогичности…

Workshop по первому акту оперы состоялся силами вокального факультета Университета Иллинойса в Урбана-Шампейн в декабре 2017 года. Здесь же планируем показать и второй акт (или оперу целиком) в том же формате. После нашумевшей премьеры в Третьяковской галерее в ноябре прошлого года, где главным зрителем выступил сам оригинал картины «Черный квадрат», у нас есть и дальнейшие планы на эту оперу. Также работаем на гастрольным планом оперы, в том числе в США.

Что для вас как для композитора представляет больший интерес – сочинять музыку на произведения русской классики или к таким вещам, как «Для «Черного квадрата» или «Нуреев»? Что вам доставляет большее удовольствие – писать музыку для сценических постановок (балет, опера, спектакль) или писать музыку к фильмам?

Я должен признаться, что я счастливый человек, потому что могу позволить себе выбирать для работы только тот материал, что мне интересен. И мне не важно, балет это или опера, фильм или драматический спектакль. Если сама идея и, что тоже немаловажно, команда, желающая её воплотить, меня вдохновляют, – я с удовольствием за это берусь.

Ваши творческие планы на ближайшие годы уже определены?

Сейчас я дописываю одноактный балет по заказу одной, не побоюсь этого сказать, уже великой нашей с вами современницы-балерины для её новой программы. Премьера состоится в июле в Большом театре и затем поедет по всему миру. Увы, более рассказать об этом проекте пока что не могу. Но уверен, что это будет нечто очень яркое.

Также мне поступил заказ на большую серьезную оперу от Большого театра. Премьера состоится через сезон. Это будет «Блистающий мир» по фантастическому роману Александра Грина. Активно работаю над ней.

Есть планы и на другие балеты (в Европе и США), и на музыку к фильмам, и другие оперы, но пока говорить о них рано.

Дата публикации

07 Февраля 2019

Другие материалы о театре и искусстве

  • Теодор Курентзис больше не худрук Пермской оперы
    21 Июня 2019

    Теодор Курентзис больше не худрук Пермской оперы

    Теодор Курентзис прекращает работу в качестве худрука Пермского театра оперы и балета.
  • Зона Е
    20 Июня 2019

    Зона Е

    Пекинский Tao Dance Theater показал одноактные балеты «4» и «8» в постановке главного китайского авангардиста Тао Е.
  • Прощальный спектакль Линь Хуайминя
    18 Июня 2019

    Прощальный спектакль Линь Хуайминя

    Хореограф Лин Хвай-Мин представил свой прощальный спектакль на Чеховском фестивале.
  • Только спички оставьте
    17 Июня 2019

    Только спички оставьте

    «Вано и Нико» Роберта Стуруа на Чеховском фестивале.
  • Эдуард Кочергин получил Платоновскую премию
    14 Июня 2019

    Эдуард Кочергин получил Платоновскую премию

    Церемония вручения Платоновской премии прошла в Воронеже на IX Платоновском фестивале искусств.
  • Театральные экзерсисы
    13 Июня 2019

    Театральные экзерсисы

    Международный фестиваль уличных спектаклей "Театральные экзерсисы" откроется в Пензе 14 сентября.
  • Вход свободный
    12 Июня 2019

    Вход свободный

    Репетиции спектаклей впервые представят в московских парках. Они продлятся до 22 августа.
  • Сны cпящей красавицы
    11 Июня 2019

    Сны cпящей красавицы

    Диана Вишнева исполнит главную роль в шоу «Сны Спящей красавицы» осенью 2019 года вместе с солистом Штутгартского балета.
  • Снег и прах
    10 Июня 2019

    Снег и прах

    Спектакли Саймона Стоуна в России.
  • Член аглицкого клуба
    10 Июня 2019

    Член аглицкого клуба

    В «Новой опере» состоялась премьера английского «Пушкина».
  • Вано и Нико
    09 Июня 2019

    Вано и Нико

    Роберт Стуруа представит 8 и 9 июня в программе Чеховского фестиваля спектакль "Вано и Нико", поставленный по книге рассказов Эрлома Ахвледиани.
  • Средство Макропулоса
    07 Июня 2019

    Средство Макропулоса

    22 и 25 сентября в Цюрихском оперном театре пройдет премьера оперы Леоша Яначека «Средство Макропулоса» в постановке Дмитрия Чернякова.
  • Древо российского театра
    06 Июня 2019

    Древо российского театра

    Театральный музей имени Бахрушина посадил «Древо российского театра» в день рождения Пушкина.
  • Булгаков и пустота
    05 Июня 2019

    Булгаков и пустота

    Сергей Женовач поставил «Бег» в МХТ.
  • Завершился XIII Дягилевский фестиваль
    04 Июня 2019

    Завершился XIII Дягилевский фестиваль

    Теодор Курентзис провел в Перми очередной Дягилевский фестиваль.
  • «Пер Гюнт»: демо версия
    03 Июня 2019

    «Пер Гюнт»: демо версия

    В Театре Вахтангова прошли предпоказы нового спецтакля Юрия Бутусова спектакля «Пер Гюнт».
  • Платоновский фестиваль открылся в Воронеже
    02 Июня 2019

    Платоновский фестиваль открылся в Воронеже

    Международный Платоновский фестиваль искусств открылся в Воронеже воздушным шоу испанского театрального коллектива "Grupo Puja!".
  • Нелюбовь
    01 Июня 2019

    Нелюбовь

    «Чайка» в «Мастерской Петра Фоменко» в постановке Кирилла Пирогова.
  • «Туганлык» назвал лауреатов
    31 Мая 2019

    «Туганлык» назвал лауреатов

    С 23 по 30 мая в Уфе проходил VII Международный фестиваль тюркоязычных театров «Туганлык».
  • Завершился Фестиваль театров малых городов России
    31 Мая 2019

    Завершился Фестиваль театров малых городов России

    В Камышине подошел к концу XVII театральный фестиваль.
  • Europe is lost
    29 Мая 2019

    Europe is lost

    «Буря» в постановке Йетте Штекель (Театр «Талия», Гамбург) на Чеховском фестивале.
  • Отлично, Константин
    28 Мая 2019

    Отлично, Константин

    Режиссер Константин Богомолов назначен новым художественным руководителем Московского драматического Театра на Малой Бронной.
  • Benois de la Danse 2019
    23 Мая 2019

    Benois de la Danse 2019

    Церемония вручения международного балетного приза Benois de la Danse состоялась на Исторической сцене Большого театра 21 мая 2019 года.
  • За заслуги перед Отечеством
    22 Мая 2019

    За заслуги перед Отечеством

    Сердечно поздравляем заслуженного работника культуры города Оренбурга Павла Леонидовича Церемпилова с награждением медалью ордена "За заслуги перед Отечеством" II степени.
  • Китайская головоломка
    17 Мая 2019

    Китайская головоломка

    В Москве открылся Чеховский фестиваль.
  • Чеховские мотивы
    17 Мая 2019

    Чеховские мотивы

    12 сентября на малой сцене Русского театра Эстонии пройдет премьера спектакля «Дом Прозоровых. Сорок лет спустя» по мотивам Чехова. Автор идеи и режиссер — худрук Vene Teater Филипп Лось.
  • Сад, где прыгают гимнасты
    17 Мая 2019

    Сад, где прыгают гимнасты

    На Второй сцене БДТ, в Каменноостровском театре, 22 и 23 мая пройдет премьера перформанса Владислава Наставшева «Сад, где прыгают гимнасты».
  • Новый фильм Серебренникова
    16 Мая 2019

    Новый фильм Серебренникова

    Режиссер Кирилл Серебренников снимет фильм по роману Алексея Сальникова "Петровы в гриппе и вокруг него".
  • Что смотреть на Чеховском фестивале
    15 Мая 2019

    Что смотреть на Чеховском фестивале

    Гастроли зарубежных театров в Москве: что посмотреть с мая по июль. Семь необычных постановок со всего мира.
  • Гамма небывалого адажио
    15 Мая 2019

    Гамма небывалого адажио

    В Петербурге идут показы программы балетов израильского хореографа Роя Ассафа. Из четырех одноактовок две – «Небелое адажио» и «Гамма» – созданы на музыку Олега Каравайчука.
  • Онегин возвращается
    14 Мая 2019

    Онегин возвращается

    С 15 по 19 мая на Исторической сцене Большого театра будет представлена новая постановка оперы Петра Чайковского «Евгений Онегин».
  • Танцующие с дождем
    14 Мая 2019

    Танцующие с дождем

    Парижская опера пополнила свой репертуар балетами Пола Лайтфута, хореографа и художественного руководителя знаменитого Нидерландского театра танца.
  • Международный день танца
    29 Апреля 2019

    Международный день танца

    Обращение египетской танцовщицы, хореографа, педагога Каримы Мансур к Международному дню танца.
  • Ушла из жизни Элина Быстрицкая
    26 Апреля 2019

    Ушла из жизни Элина Быстрицкая

    Народная артистка СССР, актриса театра и кино Элина Быстрицкая умерла на 92-м году жизни.
  • "Декамерон" Серебренникова
    25 Апреля 2019

    "Декамерон" Серебренникова

    На прошлой неделе интендант берлинского Deutsches Theater Ульрих Куон и художественный руководитель Михаэль де Фифи встретились с режиссером в Москве.
  • Сумбур, месть и музыка
    24 Апреля 2019

    Сумбур, месть и музыка

    В парижской Opera Bastille прошла премьера оперы Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда» в постановке Кшиштофа Варликовского.
  • В пляс по кроличьей норе
    24 Апреля 2019

    В пляс по кроличьей норе

    В Александринском театре прошел второй спектакль фестиваля Dance Open: Балет Дортмунда представил двухактную «Алису» в постановке Мауро Бигонцетти.
  • Интендантский час
    23 Апреля 2019

    Интендантский час

    Завершившийся в Зальцбурге Пасхальный фестиваль ознаменовался не только премьерами, но и полемикой вокруг его будущего.
  • Одиночество в пути
    23 Апреля 2019

    Одиночество в пути

    Фестиваль Dance Open открылся «Зимним путем» Цюрихского балета
  • Добро должно быть с башмаками
    20 Апреля 2019

    Добро должно быть с башмаками

    Пасхальный фестиваль в Зальцбурге открыли «Нюрнбергские мейстерзингеры» Вагнера в постановке Йенса-Даниэля Херцога.
  • Волнение Фрейндлих
    19 Апреля 2019

    Волнение Фрейндлих

    Народная артистка СССР Алиса Фрейндлих исполнила главную роль на премьере в БДТ спектакля "Волнение" по пьесе Ивана Вырыпаева, которую драматург написал специально для актрисы.
  • Юбилейная маска
    18 Апреля 2019

    Юбилейная маска

    На Исторической сцене Большого театра состоялась торжественная церемония вручения Премии «Золотая Маска», которая в этом году отметила свое 25-летие.
  • Одержимые
    16 Апреля 2019

    Одержимые

    «Пианисты» в постановке Бориса Павловича (Новосибирский театр «Глобус») получил премию «Золотая маска» за лучший драматический спектакль малой формы.
  • Лицедеи
    15 Апреля 2019

    Лицедеи

    «Нам не страшен серый волк» Евгения Марчелли по пьесе Эдварда Олби «Кто боится Вирджинии Вульф» на фестивале «Золотая маска».
  • Я и не Я
    10 Апреля 2019

    Я и не Я

    «100% Воронеж» - еще одна точка, нанесенная на карту десятилетнего проекта «100% City» немецкой компании Rimini Protokoll. Этот спектакль участвует в номинации «Эксперимент» фестиваля «Золотая маска».
  • Оптика и образ
    09 Апреля 2019

    Оптика и образ

    В конце апреля в Доме-музее Александра Николаевича Островского на Ордынке откроется выставка работ одного из лучших отечественных театральных фотографов Александра Иванишина
  • Мосгорсуд освободил Кирилла Серебренникова
    08 Апреля 2019

    Мосгорсуд освободил Кирилла Серебренникова

    Мосгорсуд освободил из-под домашнего ареста Кирилла Серебренникова, Юрия Итина и Софью Апфельбаум.
  • Сплетни роз
    04 Апреля 2019

    Сплетни роз

    Режиссер Яна Тумина номинируется на «Золотую маску» с тремя спектаклями. «Комната Герды» и «Деревня канатоходцев» уже нашли своих поклонников среди московских зрителей.
  • Реклама