Год образования 1948, UNESCO
Главная > Новости > Снег и прах

Снег и прах

Саймон Стоун, 35-летний длинноволосый хиппи-режиссер, настоящий человек мира. Нигде не жил больше пяти лет. Родился в Швейцарии, рос в Англии и Австралии. Основал в Сиднее театр Belvoir. Снял полнометражный фильм «Дочь», взяв Ибсена в соавторы сценария (он там на втором месте после самого Стоуна). Получил всевозможные премии, произвел фурор на Авиньонском фестивале. Ставил в театрах Базеля, Амстердама, Парижа, Вены, Лондона. Ставил от Сенеки до Арбузова, не просто адаптируя классику на манер «вечные слова, современные костюмы», а переписывая ее так, что разве что имена напоминали о первоисточнике, да еще и дух. Взял от старых форм и гиперреализм, и психологизм, и сериальную повествовательность, смешал их в каких-то ему ведомых пропорциях – и предъявил «новые формы».

Москва в этом году бросилась догонять Европу по части знакомства с Саймоном Стоуном: фестиваль «Золотая маска» привезла «Трех сестер» (Театр Базеля), Чеховский фестиваль – «Йуна Габриэля Боркмана» (Венский Бургтеатр), а фестиваль «Территория» осенью довезет «Медею» (Internationaal Theater Amsterdam). Классические тексты Чехова, Ибсена и Еврипида переписаны так, точно автор задался целью посадить классиков в машину времени, перенести в наши дни и опять посадить за письменный стол.

С Чеховым эта реинкарнация удалась блестяще. В соавторы к Чехову Саймон Стоун вместе с собой пригласил драматурга Констанце Каргл - их соленый и едкий, безжалостный текст про европейских интеллектуалов, циников и романтиков, очень хочется перечитать глазами, он стоит этого. Дом сестер Прозоровых превратился в маленькое швейцарское шале (сценография Лиззи Клачан). Оно медленно вращается вокруг своей оси, как Земля, действие происходит одновременно в каждой комнате, коридоре, туалете. Мы, зрители этого застеколья, оказываемся в мощном эмоциональном и событийном потоке – следить за титрами и одновременно за несколькими действиями очень непросто, порой даже невозможно… остается только отдаться этому потоку и признать – из реальности можно выхватить только фрагменты, она не открывается и никогда не откроется нам вся, постепенно и последовательно. Но, переписав текст подчистую, авторы новых «Трех сестер» сохранили в нем самое главное. И это неожиданное чувство новизны происходящего и одновременно тайного знания о нем, припоминания в новой истории того, что давно уже стало частью твоего сознания, узнавания в незнакомых людях, держит в цепком плену.

В доме пахнет то елкой, то едой, то травкой… и смертью: запах трупа на руках Соленого стал одной из примет дома, где стоит урна с прахом покойного отца, и никто не решается выполнить его завещание и развеять прах. Вместе с урной и домом он оставил в наследство своим детям обиды, страх и комплексы на всю жизнь.

«В Москву, в Москву» поменялось на «в Нью-Йорк, в Берлин, в Сан-Франциско», но суть осталась прежней - шарик маленький, от себя, своей судьбы, обстоятельств, детских травм никуда не убежишь. Андрей, член земской управы, мечтавший о Московском университете, в этой версии – талантливый айтишник, игрок и наркоман. Ирина ХХI века так же искренне хочет помочь беженцам, как Ирина вековой давности – работать, не жить впустую. Наташа с невыносимым голосом (что там зеленый пояс!) прибирает к рукам безвольного мужика с высоким IQ и выгодным домом, чтобы однажды переступить через него и двинуться дальше.

В «Трех сестрах» Саймона Стоуна, где нет ни одной строчки Чехова, мелькают мотивы других чеховских пьес. За домом плещется колдовское озеро. Виктор (Соленый в прошлой, чеховской, жизни), отставной военный, стреляет исключительно по чайкам, а Тузенбах (единственный русский в немецкой компании, да к тому же еще и барон) крадет у него пистолет (как дядя Ваня склянку с ядом у Астрова) и стреляется (как Костя Треплев), в то время, как старый доктор Роман (когда-то его звали Иван Романович Чебутыкин), надев наушники, естественно, не слышит выстрел. На совести Романа тоже есть смерть пациентки, и он так же прячется за спасительным «А может, нас и нет вовсе», только теперь в доказательство он может призвать социолога Бодрийяра («Он, говнюк, это понял»). Алекс (Вершинин), пилот и несчастный муж сумасшедшей жены, точно Епиходов-двадцать два несчастья, забредает в соседний дом, потому что поранился, и застревает там надолго, до смерти дома, потому что по бесхарактерности умудряется и тут, и там. Маша и Тео (потомок Кулыгина) – красивая бездетная пара, и этот изъян бросает Машу к случайному человеку. Слова любви Тео ей физически невыносимы, но мужнино «Я тебя ненавижу» точно лечит ее сознание, и она, сломленная, прижимается к нему всем телом. И если Лопахин, купивший вишневый сад, мучается от чувства непоправимости случившегося, Наташа подбивает нового мужа купить этот дом и снести его из чувства мести…

Вместо чеховских многоточий – «Если бы знать…», «Мы отдохнем» - некрасиво сползающая по стеклу кровь Тузенбаха. И острое ощущение очень «чеховского» спектакля.

Тем же ключом Саймон Стоун открыл и ибсеновского «Боркмана». Здесь также говорят о Трампе, интернете (и его странном свойстве сохранять и обесценивать информацию, память), дронах и прочих вещах из сегодняшнего дня. Но сценография (Катрин Брак) на сей раз предельно условна: все действие на сцене валит снег, редкие предметы быта (телефон, телевизор) выкапываются из снега. Из снежной пелены возникают люди и в ней же растворяются. Этот бесконечный снегопад – знак забвения, которого удостоился банкир Боркман, крупный финансовый игрок и черный гений, потерпевший фиаско. Боркмана играет Мартин Вуттке - актер Мюллера и Тарантино, само олицетворение жесткого, экспрессивного и яркого немецкого театра. Многие уже сравнили его патлатого Боркмана со старым рокером, постаревшим представителем поколения детей цветов, чью витальную энергию только чуть-чуть подточили деловой провал и восьмилетнее затворничество. Даже смерть этот актер играет как бегство и победу над обстоятельствами, показывая почтеннейшей публики свое хулиганское «виктори». Его жена и свояченица, алкоголичка и онкобольная (Биргит Минихмайр и Каролин Петерс), которые всю жизнь делили Йуна, теперь пытаются поделить его сына, связать с ним будущее рода, исправить с его помощью семейную историю. Но сыну Эрхарту вовсе не светит вытаскивать семейный мир из вечных снегов – Макс Ротбарт играет точную смесь инфантильности, свободолюбия, эгоизма и презрения к старому мироустройству, которые режиссер явно чувствует во многих своих ровесниках. Саймон Стоун ставит очень точные диагнозы ибсеновским героям. Но точно не может выбраться из однообразия – единство снежной пелены, надрывной актерской игры и проблематики в конечном счете играют против спектакля.

Но как бы то ни было, Саймона Стоуна теперь будут ждать в Москве с особым нетерпением. Впереди – его «Медея», где компанию строптивой дочери Колхиды составит реальная американка Дебора Грин, которая отравила мужа и подожгла дом, погубив в пожаре и собственных детей. В заглавной роли – Мэрик Хибинк, получившая за нее самую престижную театральную премию Нидерландов «Theо d’Or».

Ольга Фукс

Дата публикации

10 Июня 2019

Другие материалы о театре и искусстве

  • После Бомбы
    22 Июля 2019

    После Бомбы

    На Чеховском фестивале состоялась мировая премьера новой версии спектакля Робера Лепажа «Семь притоков реки Ота».
  • Особый взгляд
    17 Июля 2019

    Особый взгляд

    Фестиваль социального и инклюзивного театра «Особый взгляд» пройдёт в Москве с 28 по 31 октября.
  • Акрам Хан перешел в лигу классиков
    15 Июля 2019

    Акрам Хан перешел в лигу классиков

    «Жизель» Английского национального балета на Чеховском фестивале.
  • Что такое быть мужчиной
    13 Июля 2019

    Что такое быть мужчиной

    Locker Room Talk в ЦИМе — спектакль, отправная точка которого — частные сексистские разговоры мужчин.
  •  125 лет Завадскому
    12 Июля 2019

    125 лет Завадскому

    Театр Моссовета открывает выставку к 125-летию со дня рождения легендарного Юрия Завадского.
  • Путь грека в варяги
    10 Июля 2019

    Путь грека в варяги

    Дирижер Теодор Курентзис после ухода с поста худрука Пермского театра оперы и балета будет работать в Санкт-Петербурге.
  • Ни правых, ни неправых нет
    08 Июля 2019

    Ни правых, ни неправых нет

    The Tiger Lillies вместе с Театром Републик из Копенгагена сыграли "Гамлета" на сцене Театра Моссовета в рамках Чеховского фестиваля.
  • Марчелли поставит «Шутники» Островского
    07 Июля 2019

    Марчелли поставит «Шутники» Островского

    Экс-худрук Волковского театра драмы Евгений Марчелли поставит пьесу Александра Островского «Шутники» в театре «Сатирикон».
  • В Москву привезут последний спектакль Някрошюса
    06 Июля 2019

    В Москву привезут последний спектакль Някрошюса

    15 октября в Москве впервые сыграют спектакль Клайпедского драматического театра «Сукины дети» по пьесе Саулюса Шальтяниса.
  • Марчелли уволился из Волковского театра
    05 Июля 2019

    Марчелли уволился из Волковского театра

    Худрук Волковского театра Евгений Марчелли в результате конфликта с директором Алексеем Туркаловым написал заявление об уходе.
  • Вуди Аллен поставил комическую оперу Пуччини
    04 Июля 2019

    Вуди Аллен поставил комическую оперу Пуччини

    Американский кинорежиссер Вуди Аллен представит на сцене миланского театра "Ла Скала" оперу Пуччини "Джанни Скикки".
  • Театр по заслугам
    03 Июля 2019

    Театр по заслугам

    «Федор Волков. Театр, который мы заслужили» в «Студии историй» Константина Кожевникова
  • Дружить городами и театрами
    02 Июля 2019

    Дружить городами и театрами

    Российская Рязань и немецкий Мюнстер отметили 30-летие дружбы и договорились о совместном спектакле
  • Дворовое братство
    01 Июля 2019

    Дворовое братство

    «Зобеида» Карло Гоцци во дворике РАМТа.
  • Культура умнее политики
    28 Июня 2019

    Культура умнее политики

    В Воронеже завершился 9-й Платоновский фестиваль искусств, который в этом году длился более двух недель, с 1 по 16 июня.
  • Курентзис попрощался с труппой
    27 Июня 2019

    Курентзис попрощался с труппой

    Теодор Курентзис написал открытое прощальное письмо труппе Пермского театра оперы и балета.
  • Вудсток в голове
    26 Июня 2019

    Вудсток в голове

    В гамбургском театре «Талия» вышел «Checkpoint Woodstock» Марины Давыдовой.
  • Ушла из жизни Алла Покровская
    25 Июня 2019

    Ушла из жизни Алла Покровская

    На 81-м году ушла из жизни народная артистка России Алла Покровская.
  • Регистратор и другие
    24 Июня 2019

    Регистратор и другие

    Владимир Скворцов поставил свой первый спектакль на посту главного режиссера Московского театра «Человек».
  • Теодор Курентзис больше не худрук Пермской оперы
    21 Июня 2019

    Теодор Курентзис больше не худрук Пермской оперы

    Теодор Курентзис прекращает работу в качестве худрука Пермского театра оперы и балета.
  • Зона Е
    20 Июня 2019

    Зона Е

    Пекинский Tao Dance Theater показал одноактные балеты «4» и «8» в постановке главного китайского авангардиста Тао Е.
  • Прощальный спектакль Линь Хуайминя
    18 Июня 2019

    Прощальный спектакль Линь Хуайминя

    Хореограф Лин Хвай-Мин представил свой прощальный спектакль на Чеховском фестивале.
  • Только спички оставьте
    17 Июня 2019

    Только спички оставьте

    «Вано и Нико» Роберта Стуруа на Чеховском фестивале.
  • Эдуард Кочергин получил Платоновскую премию
    14 Июня 2019

    Эдуард Кочергин получил Платоновскую премию

    Церемония вручения Платоновской премии прошла в Воронеже на IX Платоновском фестивале искусств.
  • Театральные экзерсисы
    13 Июня 2019

    Театральные экзерсисы

    Международный фестиваль уличных спектаклей "Театральные экзерсисы" откроется в Пензе 14 сентября.
  • Вход свободный
    12 Июня 2019

    Вход свободный

    Репетиции спектаклей впервые представят в московских парках. Они продлятся до 22 августа.
  • Сны cпящей красавицы
    11 Июня 2019

    Сны cпящей красавицы

    Диана Вишнева исполнит главную роль в шоу «Сны Спящей красавицы» осенью 2019 года вместе с солистом Штутгартского балета.
  • Член аглицкого клуба
    10 Июня 2019

    Член аглицкого клуба

    В «Новой опере» состоялась премьера английского «Пушкина».
  • Вано и Нико
    09 Июня 2019

    Вано и Нико

    Роберт Стуруа представит 8 и 9 июня в программе Чеховского фестиваля спектакль "Вано и Нико", поставленный по книге рассказов Эрлома Ахвледиани.
  • Средство Макропулоса
    07 Июня 2019

    Средство Макропулоса

    22 и 25 сентября в Цюрихском оперном театре пройдет премьера оперы Леоша Яначека «Средство Макропулоса» в постановке Дмитрия Чернякова.
  • Древо российского театра
    06 Июня 2019

    Древо российского театра

    Театральный музей имени Бахрушина посадил «Древо российского театра» в день рождения Пушкина.
  • Булгаков и пустота
    05 Июня 2019

    Булгаков и пустота

    Сергей Женовач поставил «Бег» в МХТ.
  • Завершился XIII Дягилевский фестиваль
    04 Июня 2019

    Завершился XIII Дягилевский фестиваль

    Теодор Курентзис провел в Перми очередной Дягилевский фестиваль.
  • «Пер Гюнт»: демо версия
    03 Июня 2019

    «Пер Гюнт»: демо версия

    В Театре Вахтангова прошли предпоказы нового спецтакля Юрия Бутусова спектакля «Пер Гюнт».
  • Платоновский фестиваль открылся в Воронеже
    02 Июня 2019

    Платоновский фестиваль открылся в Воронеже

    Международный Платоновский фестиваль искусств открылся в Воронеже воздушным шоу испанского театрального коллектива "Grupo Puja!".
  • Нелюбовь
    01 Июня 2019

    Нелюбовь

    «Чайка» в «Мастерской Петра Фоменко» в постановке Кирилла Пирогова.
  • «Туганлык» назвал лауреатов
    31 Мая 2019

    «Туганлык» назвал лауреатов

    С 23 по 30 мая в Уфе проходил VII Международный фестиваль тюркоязычных театров «Туганлык».
  • Завершился Фестиваль театров малых городов России
    31 Мая 2019

    Завершился Фестиваль театров малых городов России

    В Камышине подошел к концу XVII театральный фестиваль.
  • Europe is lost
    29 Мая 2019

    Europe is lost

    «Буря» в постановке Йетте Штекель (Театр «Талия», Гамбург) на Чеховском фестивале.
  • Отлично, Константин
    28 Мая 2019

    Отлично, Константин

    Режиссер Константин Богомолов назначен новым художественным руководителем Московского драматического Театра на Малой Бронной.
  • Benois de la Danse 2019
    23 Мая 2019

    Benois de la Danse 2019

    Церемония вручения международного балетного приза Benois de la Danse состоялась на Исторической сцене Большого театра 21 мая 2019 года.
  • За заслуги перед Отечеством
    22 Мая 2019

    За заслуги перед Отечеством

    Сердечно поздравляем заслуженного работника культуры города Оренбурга Павла Леонидовича Церемпилова с награждением медалью ордена "За заслуги перед Отечеством" II степени.
  • Другой Театр
    21 Мая 2019

    Другой Театр

  • Китайская головоломка
    17 Мая 2019

    Китайская головоломка

    В Москве открылся Чеховский фестиваль.
  • Чеховские мотивы
    17 Мая 2019

    Чеховские мотивы

    12 сентября на малой сцене Русского театра Эстонии пройдет премьера спектакля «Дом Прозоровых. Сорок лет спустя» по мотивам Чехова. Автор идеи и режиссер — худрук Vene Teater Филипп Лось.
  • Сад, где прыгают гимнасты
    17 Мая 2019

    Сад, где прыгают гимнасты

    На Второй сцене БДТ, в Каменноостровском театре, 22 и 23 мая пройдет премьера перформанса Владислава Наставшева «Сад, где прыгают гимнасты».
  • Новый фильм Серебренникова
    16 Мая 2019

    Новый фильм Серебренникова

    Режиссер Кирилл Серебренников снимет фильм по роману Алексея Сальникова "Петровы в гриппе и вокруг него".
  • Что смотреть на Чеховском фестивале
    15 Мая 2019

    Что смотреть на Чеховском фестивале

    Гастроли зарубежных театров в Москве: что посмотреть с мая по июль. Семь необычных постановок со всего мира.
  • Реклама