Год образования 1948, UNESCO
Главная > Новости > Снег и прах

Снег и прах

Саймон Стоун, 35-летний длинноволосый хиппи-режиссер, настоящий человек мира. Нигде не жил больше пяти лет. Родился в Швейцарии, рос в Англии и Австралии. Основал в Сиднее театр Belvoir. Снял полнометражный фильм «Дочь», взяв Ибсена в соавторы сценария (он там на втором месте после самого Стоуна). Получил всевозможные премии, произвел фурор на Авиньонском фестивале. Ставил в театрах Базеля, Амстердама, Парижа, Вены, Лондона. Ставил от Сенеки до Арбузова, не просто адаптируя классику на манер «вечные слова, современные костюмы», а переписывая ее так, что разве что имена напоминали о первоисточнике, да еще и дух. Взял от старых форм и гиперреализм, и психологизм, и сериальную повествовательность, смешал их в каких-то ему ведомых пропорциях – и предъявил «новые формы».

Москва в этом году бросилась догонять Европу по части знакомства с Саймоном Стоуном: фестиваль «Золотая маска» привезла «Трех сестер» (Театр Базеля), Чеховский фестиваль – «Йуна Габриэля Боркмана» (Венский Бургтеатр), а фестиваль «Территория» осенью довезет «Медею» (Internationaal Theater Amsterdam). Классические тексты Чехова, Ибсена и Еврипида переписаны так, точно автор задался целью посадить классиков в машину времени, перенести в наши дни и опять посадить за письменный стол.

С Чеховым эта реинкарнация удалась блестяще. В соавторы к Чехову Саймон Стоун вместе с собой пригласил драматурга Констанце Каргл - их соленый и едкий, безжалостный текст про европейских интеллектуалов, циников и романтиков, очень хочется перечитать глазами, он стоит этого. Дом сестер Прозоровых превратился в маленькое швейцарское шале (сценография Лиззи Клачан). Оно медленно вращается вокруг своей оси, как Земля, действие происходит одновременно в каждой комнате, коридоре, туалете. Мы, зрители этого застеколья, оказываемся в мощном эмоциональном и событийном потоке – следить за титрами и одновременно за несколькими действиями очень непросто, порой даже невозможно… остается только отдаться этому потоку и признать – из реальности можно выхватить только фрагменты, она не открывается и никогда не откроется нам вся, постепенно и последовательно. Но, переписав текст подчистую, авторы новых «Трех сестер» сохранили в нем самое главное. И это неожиданное чувство новизны происходящего и одновременно тайного знания о нем, припоминания в новой истории того, что давно уже стало частью твоего сознания, узнавания в незнакомых людях, держит в цепком плену.

В доме пахнет то елкой, то едой, то травкой… и смертью: запах трупа на руках Соленого стал одной из примет дома, где стоит урна с прахом покойного отца, и никто не решается выполнить его завещание и развеять прах. Вместе с урной и домом он оставил в наследство своим детям обиды, страх и комплексы на всю жизнь.

«В Москву, в Москву» поменялось на «в Нью-Йорк, в Берлин, в Сан-Франциско», но суть осталась прежней - шарик маленький, от себя, своей судьбы, обстоятельств, детских травм никуда не убежишь. Андрей, член земской управы, мечтавший о Московском университете, в этой версии – талантливый айтишник, игрок и наркоман. Ирина ХХI века так же искренне хочет помочь беженцам, как Ирина вековой давности – работать, не жить впустую. Наташа с невыносимым голосом (что там зеленый пояс!) прибирает к рукам безвольного мужика с высоким IQ и выгодным домом, чтобы однажды переступить через него и двинуться дальше.

В «Трех сестрах» Саймона Стоуна, где нет ни одной строчки Чехова, мелькают мотивы других чеховских пьес. За домом плещется колдовское озеро. Виктор (Соленый в прошлой, чеховской, жизни), отставной военный, стреляет исключительно по чайкам, а Тузенбах (единственный русский в немецкой компании, да к тому же еще и барон) крадет у него пистолет (как дядя Ваня склянку с ядом у Астрова) и стреляется (как Костя Треплев), в то время, как старый доктор Роман (когда-то его звали Иван Романович Чебутыкин), надев наушники, естественно, не слышит выстрел. На совести Романа тоже есть смерть пациентки, и он так же прячется за спасительным «А может, нас и нет вовсе», только теперь в доказательство он может призвать социолога Бодрийяра («Он, говнюк, это понял»). Алекс (Вершинин), пилот и несчастный муж сумасшедшей жены, точно Епиходов-двадцать два несчастья, забредает в соседний дом, потому что поранился, и застревает там надолго, до смерти дома, потому что по бесхарактерности умудряется и тут, и там. Маша и Тео (потомок Кулыгина) – красивая бездетная пара, и этот изъян бросает Машу к случайному человеку. Слова любви Тео ей физически невыносимы, но мужнино «Я тебя ненавижу» точно лечит ее сознание, и она, сломленная, прижимается к нему всем телом. И если Лопахин, купивший вишневый сад, мучается от чувства непоправимости случившегося, Наташа подбивает нового мужа купить этот дом и снести его из чувства мести…

Вместо чеховских многоточий – «Если бы знать…», «Мы отдохнем» - некрасиво сползающая по стеклу кровь Тузенбаха. И острое ощущение очень «чеховского» спектакля.

Тем же ключом Саймон Стоун открыл и ибсеновского «Боркмана». Здесь также говорят о Трампе, интернете (и его странном свойстве сохранять и обесценивать информацию, память), дронах и прочих вещах из сегодняшнего дня. Но сценография (Катрин Брак) на сей раз предельно условна: все действие на сцене валит снег, редкие предметы быта (телефон, телевизор) выкапываются из снега. Из снежной пелены возникают люди и в ней же растворяются. Этот бесконечный снегопад – знак забвения, которого удостоился банкир Боркман, крупный финансовый игрок и черный гений, потерпевший фиаско. Боркмана играет Мартин Вуттке - актер Мюллера и Тарантино, само олицетворение жесткого, экспрессивного и яркого немецкого театра. Многие уже сравнили его патлатого Боркмана со старым рокером, постаревшим представителем поколения детей цветов, чью витальную энергию только чуть-чуть подточили деловой провал и восьмилетнее затворничество. Даже смерть этот актер играет как бегство и победу над обстоятельствами, показывая почтеннейшей публики свое хулиганское «виктори». Его жена и свояченица, алкоголичка и онкобольная (Биргит Минихмайр и Каролин Петерс), которые всю жизнь делили Йуна, теперь пытаются поделить его сына, связать с ним будущее рода, исправить с его помощью семейную историю. Но сыну Эрхарту вовсе не светит вытаскивать семейный мир из вечных снегов – Макс Ротбарт играет точную смесь инфантильности, свободолюбия, эгоизма и презрения к старому мироустройству, которые режиссер явно чувствует во многих своих ровесниках. Саймон Стоун ставит очень точные диагнозы ибсеновским героям. Но точно не может выбраться из однообразия – единство снежной пелены, надрывной актерской игры и проблематики в конечном счете играют против спектакля.

Но как бы то ни было, Саймона Стоуна теперь будут ждать в Москве с особым нетерпением. Впереди – его «Медея», где компанию строптивой дочери Колхиды составит реальная американка Дебора Грин, которая отравила мужа и подожгла дом, погубив в пожаре и собственных детей. В заглавной роли – Мэрик Хибинк, получившая за нее самую престижную театральную премию Нидерландов «Theо d’Or».

Ольга Фукс

Дата публикации

10 Июня 2019

Другие материалы о театре и искусстве

  • Бартошевич, великий и прекрасный
    04 Декабря 2019

    Бартошевич, великий и прекрасный

    Легендарному историку мирового театра Алексею Вадимовичу Бартошевичу исполнилось 80 лет!
  • Памяти Че Гевары
    03 Декабря 2019

    Памяти Че Гевары

    В Екатеринбурге прошла российская премьера оратории Ханса Вернера Хенце «Плот "Медузы"» в рамках пятого международного музыкального фестиваля «Евразия».
  • Мышкин-сан
    02 Декабря 2019

    Мышкин-сан

    Хореограф, танцовщик, режиссер, художник Сабуро Тэсигавара показал на сцене ТЮЗ им. Брянцева в рамках фестиваля «Дягилев P.S.» свою версию романа Достоевского «Идиот».
  • Лучшие пьесы 2019 года
    29 Ноября 2019

    Лучшие пьесы 2019 года

    Объявлен шорт-лист лучших пьес 2019 года на соискание премии "Кульминация" в области современной драматургии  
  • Вместо Курентзиса
    28 Ноября 2019

    Вместо Курентзиса

    Марат Гацалов с 1 декабря станет главным режиссером Пермского театра оперы и балета.
  • Свидания на Театральной
    26 Ноября 2019

    Свидания на Театральной

    Завершился IV Международный фестиваль спектаклей о любви «Свидания на Театральной».
  • Премия Станиславского
    25 Ноября 2019

    Премия Станиславского

    Серебренникову, Ширвиндту, Виктюку и Апфельбаум вручена Международная премия Станиславского
  • Премия Юрия Любимова
    18 Ноября 2019

    Премия Юрия Любимова

    Международная театральная премия имени Юрия Любимова была вручена в минувшую субботу выдающемуся японскому режиссеру Тадаши Судзуки в Александринском театре.
  • А вот и NET
    13 Ноября 2019

    А вот и NET

    Сегодня открывается XXI фестиваль Нового европейского театра. Впервые он проходит на два города – NET принимают Москва и Санкт-Петербург.
  • Бог тоже сирота
    05 Ноября 2019

    Бог тоже сирота

    Год без Някрошюса
  • Легко о тяжелом
    25 Октября 2019

    Легко о тяжелом

    Фестиваль «Территория», проходящий в этом году в рамках национального проекта «Культура», привез спектакль «Пять легких пьес» режиссера Мило Рау.
  • САТИРИКОНУ — 80!
    24 Октября 2019

    САТИРИКОНУ — 80!

    Михаил Швыдкой — об Аркадии и Константине Райкиных и двух разных театрах, которые они создали.
  • Тюри-пури и дружочек
    22 Октября 2019

    Тюри-пури и дружочек

    В Московском музее современного искусства в Ермолаевском переулке открылась выставка «Человек размером с дом», посвященная Дмитрию Брусникину.
  • Из Сайгона в Хошимин
    15 Октября 2019

    Из Сайгона в Хошимин

    Спектакль «Сайгон» Каролин Нгуен на фестивале «Территория», которая в 2019 году проходит в рамках Национального проекта «Культура».
  • По ту сторону иронии
    09 Октября 2019

    По ту сторону иронии

    Павел Руднев – о поставленном в БДТ Константином Богомоловым спектакле "Слава", который вскоре увидят эстонские зрители "Золотой маски".
  • Быть или не быть
    07 Октября 2019

    Быть или не быть

    Т. Уильямс. «Кошка на раскаленной крыше». Режиссер Кама Гинкас. МТЮЗ.
  • Ушел из жизни Марк Захаров
    02 Октября 2019

    Ушел из жизни Марк Захаров

    Его боготворили артисты и обожали журналисты. Мудрый, ироничный, парадоксальный, способный и на гнев, и на нежность, вежливый, как университетский профессор позапрошлого века.
  • Птенцы Григоровича
    27 Сентября 2019

    Птенцы Григоровича

    Всероссийский конкурс артистов балета и хореографов «Современный танец в музыкальном театре» состоялся в Ярославле.
  • Из вещества того же, что наши сны
    23 Сентября 2019

    Из вещества того же, что наши сны

    В Москве открылся VII Всероссийский фестиваль особый театров «Протеатр».
  • Луч света в царстве судебного произвола
    12 Сентября 2019

    Луч света в царстве судебного произвола

    Мещанский суд Москвы по собственной инициативе вернул обратно в Генпрокуратуру РФ дело "Седьмой студии" из-за нарушений и противоречий в ходе следствия.
  • После Бомбы
    22 Июля 2019

    После Бомбы

    На Чеховском фестивале состоялась мировая премьера новой версии спектакля Робера Лепажа «Семь притоков реки Ота».
  • Особый взгляд
    17 Июля 2019

    Особый взгляд

    Фестиваль социального и инклюзивного театра «Особый взгляд» пройдёт в Москве с 28 по 31 октября.
  • Акрам Хан перешел в лигу классиков
    15 Июля 2019

    Акрам Хан перешел в лигу классиков

    «Жизель» Английского национального балета на Чеховском фестивале.
  • Что такое быть мужчиной
    13 Июля 2019

    Что такое быть мужчиной

    Locker Room Talk в ЦИМе — спектакль, отправная точка которого — частные сексистские разговоры мужчин.
  •  125 лет Завадскому
    12 Июля 2019

    125 лет Завадскому

    Театр Моссовета открывает выставку к 125-летию со дня рождения легендарного Юрия Завадского.
  • Путь грека в варяги
    10 Июля 2019

    Путь грека в варяги

    Дирижер Теодор Курентзис после ухода с поста худрука Пермского театра оперы и балета будет работать в Санкт-Петербурге.
  • Ни правых, ни неправых нет
    08 Июля 2019

    Ни правых, ни неправых нет

    The Tiger Lillies вместе с Театром Републик из Копенгагена сыграли "Гамлета" на сцене Театра Моссовета в рамках Чеховского фестиваля.
  • Марчелли поставит «Шутники» Островского
    07 Июля 2019

    Марчелли поставит «Шутники» Островского

    Экс-худрук Волковского театра драмы Евгений Марчелли поставит пьесу Александра Островского «Шутники» в театре «Сатирикон».
  • В Москву привезут последний спектакль Някрошюса
    06 Июля 2019

    В Москву привезут последний спектакль Някрошюса

    15 октября в Москве впервые сыграют спектакль Клайпедского драматического театра «Сукины дети» по пьесе Саулюса Шальтяниса.
  • Марчелли уволился из Волковского театра
    05 Июля 2019

    Марчелли уволился из Волковского театра

    Худрук Волковского театра Евгений Марчелли в результате конфликта с директором Алексеем Туркаловым написал заявление об уходе.
  • Вуди Аллен поставил комическую оперу Пуччини
    04 Июля 2019

    Вуди Аллен поставил комическую оперу Пуччини

    Американский кинорежиссер Вуди Аллен представит на сцене миланского театра "Ла Скала" оперу Пуччини "Джанни Скикки".
  • Театр по заслугам
    03 Июля 2019

    Театр по заслугам

    «Федор Волков. Театр, который мы заслужили» в «Студии историй» Константина Кожевникова
  • Дружить городами и театрами
    02 Июля 2019

    Дружить городами и театрами

    Российская Рязань и немецкий Мюнстер отметили 30-летие дружбы и договорились о совместном спектакле
  • Дворовое братство
    01 Июля 2019

    Дворовое братство

    «Зобеида» Карло Гоцци во дворике РАМТа.
  • Культура умнее политики
    28 Июня 2019

    Культура умнее политики

    В Воронеже завершился 9-й Платоновский фестиваль искусств, который в этом году длился более двух недель, с 1 по 16 июня.
  • Курентзис попрощался с труппой
    27 Июня 2019

    Курентзис попрощался с труппой

    Теодор Курентзис написал открытое прощальное письмо труппе Пермского театра оперы и балета.
  • Вудсток в голове
    26 Июня 2019

    Вудсток в голове

    В гамбургском театре «Талия» вышел «Checkpoint Woodstock» Марины Давыдовой.
  • Ушла из жизни Алла Покровская
    25 Июня 2019

    Ушла из жизни Алла Покровская

    На 81-м году ушла из жизни народная артистка России Алла Покровская.
  • Регистратор и другие
    24 Июня 2019

    Регистратор и другие

    Владимир Скворцов поставил свой первый спектакль на посту главного режиссера Московского театра «Человек».
  • Теодор Курентзис больше не худрук Пермской оперы
    21 Июня 2019

    Теодор Курентзис больше не худрук Пермской оперы

    Теодор Курентзис прекращает работу в качестве худрука Пермского театра оперы и балета.
  • Зона Е
    20 Июня 2019

    Зона Е

    Пекинский Tao Dance Theater показал одноактные балеты «4» и «8» в постановке главного китайского авангардиста Тао Е.
  • Прощальный спектакль Линь Хуайминя
    18 Июня 2019

    Прощальный спектакль Линь Хуайминя

    Хореограф Лин Хвай-Мин представил свой прощальный спектакль на Чеховском фестивале.
  • Только спички оставьте
    17 Июня 2019

    Только спички оставьте

    «Вано и Нико» Роберта Стуруа на Чеховском фестивале.
  • Эдуард Кочергин получил Платоновскую премию
    14 Июня 2019

    Эдуард Кочергин получил Платоновскую премию

    Церемония вручения Платоновской премии прошла в Воронеже на IX Платоновском фестивале искусств.
  • Театральные экзерсисы
    13 Июня 2019

    Театральные экзерсисы

    Международный фестиваль уличных спектаклей "Театральные экзерсисы" откроется в Пензе 14 сентября.
  • Вход свободный
    12 Июня 2019

    Вход свободный

    Репетиции спектаклей впервые представят в московских парках. Они продлятся до 22 августа.
  • Сны cпящей красавицы
    11 Июня 2019

    Сны cпящей красавицы

    Диана Вишнева исполнит главную роль в шоу «Сны Спящей красавицы» осенью 2019 года вместе с солистом Штутгартского балета.
  • Член аглицкого клуба
    10 Июня 2019

    Член аглицкого клуба

    В «Новой опере» состоялась премьера английского «Пушкина».