Год образования 1948, UNESCO
Главная > Новости > Сокровище VS пластинка

Сокровище VS пластинка

На четыре мартовских дня Высшая школа сценических искусств стала местом творческой встречи и обмена опытом театральных педагогов, режиссеров, актеров и студентов, которые занимаются документальным театром.

Документальное направление существует буквально во всех видах искусства. К документальной прозе и прозе, "инкрустированной" фрагментами необработанной документалистики, добавилась документальная поэзия (этому феномену была посвящена отдельная лекция Виталия Лехциера, редактора литературного портала "Цирк Олимп + TV", профессора Самарского национального исследовательского университета им. С.Королева, на которой прозвучали фрагменты такой поэзии, описывающие войны, пытки или внутренний мир людей с ментальными особенностями, - не отредактированные, но ритмизованные, они давали гораздо более сильное ощущение, чем любая хроника). Документальное кино все больше вторгается в кино художественное, что стало особенно заметно с появлением такого течения, как "Догма-95", а также жанра мокьюментари (псевдодокументальное кино с элементами художественной провокации) или докуфикшн и даже документальной анимации. Сегодня никого не удивишь такими понятиями, как документальная хореография и документальная музыка (вроде "Симфонии гудков" Арсения Аврамова, где промышленные звуки вплетались в симфоническое произведение), а также изобразительное искусство, которое использует реальные объекты (ready-made Марселя Дюшана и другие явления).

Какую роль во всем этом многообразии может выполнить именно театр (и только он)? Как связан документальный театр с системой Станиславского и техникой актера Михаила Чехова? Почему его надо преподавать в театральном вузе и почему это опасно? Чем отличается интервью для вербатима от журналистского интервью? На эти и многие другие вопросы отвечали драматурги Елена Исаева и Михаил Дурненков, театровед Павел Руднев, актеры Андрей Кузичев и Яков Ломкин, режиссер Светлана Землякова, художественный руководитель ВШСИ и "Сатикона" Константин Райкин и другие участники.

Эффект от дневных теоретических разговоров усиливали вечерние показы документальных спектаклей. ВШСИ (как принимающая сторона) показала три работы - спектакли "Дословно" заочного курса Сергея Шенталинского, "Среди нас" в постановке Андрея Кузичева (курс Камы Гинкаса и Олега Тополянского) и еще не названную работу второкурсников Константина Райкина. К ним в гости приехали "Транссниб" Дмитрия Брусникина, "Непростые истории простых людей" из Белгородского института искусств (о счастье), "Они другие" Самарского института культуры (о людях с поражениями центральной нервной системы и их близких), "Вслух" из Санкт-петербургского Международного театрального центра "Легкие люди" (о разнообразии женской природы и всевозможных табу, наложенных на эту тему) и, наконец, спектакль "Наши" из Уфимского института искусств (о разрыве и взаимной тяге города и деревни, сохранении башкирского языка, женской доле, насилии, терпении, прощении, религиозных предрассудках, свете и тьме).

        На форуме не раз звучали особые профессиональные  слова, которые используются в практике документального театра, - "донор" (человек, согласившийся на то, чтобы его история, а также мимика, пластика, речевая маска стали объектом художественного исследования, делегировавший актеру право показать себя), "пластинка" (устоявшиеся, не раз рассказанные сюжеты, давно сформулированные мысли, - все то, что дает отвечающему на вопросы человеку чувство защищенности), "сокровище" (впервые сформулированная мысль, ответ на неожиданный вопрос, выход из зоны комфорта навстречу себе, незнакомому), "принцип пустого ведра" (отсутствие цели во время интервью, завязка разговора бессмысленная, как ведро), "свидетельский театр" (театр, в котором участник событий, герой спектакля сам становится актером)  и прочее. Но самым первым оказалось слово "этика" - именно этике в документальном театре была посвящена лекция доцента ГИТИСа и ВШСИ Павла Руднева. Этика - слово из обихода Станиславского, понятие без которого невозможен разговор об эстетике. И почти забытое в современном театральном словаре. Этика документального театра требует от его автора полностью отказаться от чувства превосходства над своим героем (я такой же, как мой герой) и интонаций допроса и обвинения (даже если героем твоего спектакля становится преступник). Кроме того, документальный театр не может быть коммерческим проектом.

По словам Павла Руднева, документальный театр - проявление настоящего, а не показного патриотизма. Он возвращает человеку интерес к своей обыденности, доказывает, что свое, маленькое, банальное тоже может быть предметом искусства. Как, например, спектакль Антона Безъязыкова "Мирение. Телеутские новеллы", посвященный проблемам выживания, комплексам и надеждам представителей этого малого народа в Кемеровской области. Или спектакль Бориса Павловича "Я (не)уеду из Кирова", в котором играли не только артисты, но и школьники, говорящие о своем (не)желании остаться в родном городе, а губернатор области стал модератором одного из показов.  Не говоря уже о том, что только театр посмел затронуть такие темы, как трагедии Беслана, "Норд-Оста", Сергея Магнитского. Документальный театр, как чуткий барометр, фиксирует изменения времени. И когда этот барометр "падает", это означает определенный застой в обществе.

Немало часов на форуме было посвящено технике интервью для спектакля, сделанного в жанре вербатим (этот метод и термин пришел к нам из английского театра Royal Court), но как признавались некоторые участники Круглого стола из других городов, они интуитивно нащупывали похожие методы работы, не зная о вербатиме.

Вот лишь несколько принципов, сформулированных Михаилом Дурненковым, который много работал в документальном театре. В отличие от журналиста или кинодокументалиста, которые знают, какого рода информацию хотят получить, актер документального театра пускается в путешествие, результат которого ему не известен. Его задача - раскрыть человека. Переждать, когда у того закончатся "пластинки", найти в нем спрятанные "сокровища". Учитывать, что у человека интеллектуального и образованного этих "пластинок" (культурных слоев) намного больше и добраться до его сути будет значительно сложнее. В поисках "сокровищ" ни на минуту не терять внимание к человеку (много часов интервью, как правило, не используется вообще). Задавать ему неожиданные вопросы, на которые тому придется отвечать впервые, не бояться парадоксальных вопросов и пауз - отвечающий начинает искать другие формулировки, расширяет ответ, и здесь может таиться "сокровище". Не интересоваться прошлым, ибо прошлое - свершившийся факт (так, огромная часть интервью для спектакля "До и после", где студенты-брусникинцы интервьюировали пожилых актеров, и те долго перечисляли свои роли и партнеров, не было использовано). Но интересоваться, почему здесь и сейчас данный человек вспоминает именно этот эпизод из прошлого.

Каждый спектакль, сделанный в жанре вербатим, - маленькое антропологическое исследование реальности и человека в нем. Так, спектакль "Транссиб" режиссера Дмитрия Брусникина сочинялся в поезде "Москва - Владивосток": студенты разговаривали с попутчиками и проводниками (как известно, самые откровенные собеседники) и даже имели возможность сойти с поезда, если кто-то из возможных "доноров" показался им особенно интересным и готов продолжить работу.

Драматург Елена Исаева, автор культовой пьесы "Первый мужчина" (нечастый случай в вербатиме - эта пьеса зажила своей самостоятельной жизнью, ее ставят в разных театрах) призналась, что документальный театр очень обогатил ее, как писателя. "Я писала мелодрамы, сочиняла пьесы в стихах, работала над мюзиклами, но никогда бы не открыла там такие человеческие и языковые пласты, как в вербатиме". Она рассказала, что на "Первого мужчину" в Театр.doc приходили его героини, пережившие домашние насилие. Приходили по несколько раз и признавались потом, что этот спектакль помог им не наложить на себя руки, отстраниться от ситуации и принять себя с этим страшным опытом.

Режиссер спектакля "Бабушки" Светлана Землякова использовала в своей работе записи филологических экспедиций Института русского языка им. Виноградова. А потом столкнулась с огромными трудностями перевода на привычный язык сцены этой "дикой энергии, которая буквально хлестала с этих пленок", и одновременно скупых, очень целомудренных рассказов. "Хлестала энергия" и из самой Светланы Васильевны, когда она рассказывала о прототипах "Бабушек", которые говорят с одинаковой интонацией о смерти близкого человека и неурожае моркови, живут ожиданием детей, хоронят подруг - и каждая надеется, что не останется последней в этой цепочке.

"Бабушки" Светланы Земляковой и первая, очень удачная, проба прививки вербатима к методике Школы-студии МХАТ (спектакль "Это тоже я" Дмитрия Брусникина) очень серьезно убедили Константина Райкина в необходимости преподавания этого метода театральным студентам. В то время Константин Аркадьевич преподавал в Школе-студии МХАТ и доказывал своим коллегам необходимость развивать в студентах умение перевоплощаться ("Я считаю это верхним этажом в актерском искусстве, но в Школе-студии к перевоплощению относились скорее, как к кривлянию"). В методе вербатима с его бесконечными вопросами "донору" Константин Райкин увидел доказательство правильности методики Михаила Чехова с его бесконечными вопросами придуманному образу персонажа (эта техника ему самому особенно близка). Чем меньше сходства между актером и образом (или актером и "донором"), чем больше вопросов ему надо задать, чем длиннее путь пройти - тем интереснее будет результат. При этом придется учитывать, что в методе вербатим обязательно встанет вопрос об использовании ненормативной лексики и других экспрессивных средств выразительности. Но от них невозможно отказаться, "как нельзя запихать обратно рок-н-ролл или джаз. Жестокость нельзя не показывать - тогда нельзя ставить и Шекспира". Искусство, по словам Константина Аркадьевича, не может не становиться более экспрессивным, неудобным, резким, "искусство ищет новых путей проникновения под нашу броню. Мы бронируемся от черной информации, которой все больше, иначе можно сойти с ума. Но, бронируясь, можно впасть в другую крайность – стать бесчеловечным, равнодушным к чужой беде. Привыкнуть к уродству, подлости, героизму, красоте – ко всему. Задача искусства сделать жизнь ощутимой".

Однако, подчеркивая преимущества вербатима, Константин Райкин объяснил и что беспокоит его в этом методе: слишком мало в нем работает фантазия - важнейший инструмент театра, слишком очевиден результат, как ответ в конце учебника, слишком сужает он задачи театра и слишком мало подходит для работы с великой литературой, поднимающейся над любой реальностью.  

Дата публикации

12 Марта 2019

Другие материалы о театре и искусстве

  • За заслуги перед Отечеством
    22 Мая 2019

    За заслуги перед Отечеством

    Сердечно поздравляем заслуженного работника культуры города Оренбурга Павла Леонидовича Церемпилова с награждением медалью ордена "За заслуги перед Отечеством" II степени.
  • Китайская головоломка
    17 Мая 2019

    Китайская головоломка

    В Москве открылся Чеховский фестиваль.
  • Сад, где прыгают гимнасты
    17 Мая 2019

    Сад, где прыгают гимнасты

    На Второй сцене БДТ, в Каменноостровском театре, 22 и 23 мая пройдет премьера перформанса Владислава Наставшева «Сад, где прыгают гимнасты».
  • Новый фильм Серебренникова
    16 Мая 2019

    Новый фильм Серебренникова

    Режиссер Кирилл Серебренников снимет фильм по роману Алексея Сальникова "Петровы в гриппе и вокруг него".
  • Гамма небывалого адажио
    15 Мая 2019

    Гамма небывалого адажио

    В Петербурге идут показы программы балетов израильского хореографа Роя Ассафа. Из четырех одноактовок две – «Небелое адажио» и «Гамма» – созданы на музыку Олега Каравайчука.
  • Онегин возвращается
    14 Мая 2019

    Онегин возвращается

    С 15 по 19 мая на Исторической сцене Большого театра будет представлена новая постановка оперы Петра Чайковского «Евгений Онегин».
  • Танцующие с дождем
    14 Мая 2019

    Танцующие с дождем

    Парижская опера пополнила свой репертуар балетами Пола Лайтфута, хореографа и художественного руководителя знаменитого Нидерландского театра танца.
  • Международный день танца
    29 Апреля 2019

    Международный день танца

    Обращение египетской танцовщицы, хореографа, педагога Каримы Мансур к Международному дню танца.
  • Ушла из жизни Элина Быстрицкая
    26 Апреля 2019

    Ушла из жизни Элина Быстрицкая

    Народная артистка СССР, актриса театра и кино Элина Быстрицкая умерла на 92-м году жизни.
  • "Декамерон" Серебренникова
    25 Апреля 2019

    "Декамерон" Серебренникова

    На прошлой неделе интендант берлинского Deutsches Theater Ульрих Куон и художественный руководитель Михаэль де Фифи встретились с режиссером в Москве.
  • Сумбур, месть и музыка
    24 Апреля 2019

    Сумбур, месть и музыка

    В парижской Opera Bastille прошла премьера оперы Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда» в постановке Кшиштофа Варликовского.
  • В пляс по кроличьей норе
    24 Апреля 2019

    В пляс по кроличьей норе

    В Александринском театре прошел второй спектакль фестиваля Dance Open: Балет Дортмунда представил двухактную «Алису» в постановке Мауро Бигонцетти.
  • Интендантский час
    23 Апреля 2019

    Интендантский час

    Завершившийся в Зальцбурге Пасхальный фестиваль ознаменовался не только премьерами, но и полемикой вокруг его будущего.
  • Одиночество в пути
    23 Апреля 2019

    Одиночество в пути

    Фестиваль Dance Open открылся «Зимним путем» Цюрихского балета
  • Добро должно быть с башмаками
    20 Апреля 2019

    Добро должно быть с башмаками

    Пасхальный фестиваль в Зальцбурге открыли «Нюрнбергские мейстерзингеры» Вагнера в постановке Йенса-Даниэля Херцога.
  • Волнение Фрейндлих
    19 Апреля 2019

    Волнение Фрейндлих

    Народная артистка СССР Алиса Фрейндлих исполнила главную роль на премьере в БДТ спектакля "Волнение" по пьесе Ивана Вырыпаева, которую драматург написал специально для актрисы.
  • Юбилейная маска
    18 Апреля 2019

    Юбилейная маска

    На Исторической сцене Большого театра состоялась торжественная церемония вручения Премии «Золотая Маска», которая в этом году отметила свое 25-летие.
  • Одержимые
    16 Апреля 2019

    Одержимые

    «Пианисты» в постановке Бориса Павловича (Новосибирский театр «Глобус») получил премию «Золотая маска» за лучший драматический спектакль малой формы.
  • Лицедеи
    15 Апреля 2019

    Лицедеи

    «Нам не страшен серый волк» Евгения Марчелли по пьесе Эдварда Олби «Кто боится Вирджинии Вульф» на фестивале «Золотая маска».
  • Я и не Я
    10 Апреля 2019

    Я и не Я

    «100% Воронеж» - еще одна точка, нанесенная на карту десятилетнего проекта «100% City» немецкой компании Rimini Protokoll. Этот спектакль участвует в номинации «Эксперимент» фестиваля «Золотая маска».
  • Оптика и образ
    09 Апреля 2019

    Оптика и образ

    В конце апреля в Доме-музее Александра Николаевича Островского на Ордынке откроется выставка работ одного из лучших отечественных театральных фотографов Александра Иванишина
  • Мосгорсуд освободил Кирилла Серебренникова
    08 Апреля 2019

    Мосгорсуд освободил Кирилла Серебренникова

    Мосгорсуд освободил из-под домашнего ареста Кирилла Серебренникова, Юрия Итина и Софью Апфельбаум.
  • Сплетни роз
    04 Апреля 2019

    Сплетни роз

    Режиссер Яна Тумина номинируется на «Золотую маску» с тремя спектаклями. «Комната Герды» и «Деревня канатоходцев» уже нашли своих поклонников среди московских зрителей.
  • Арест снова продлен
    02 Апреля 2019

    Арест снова продлен

    Мещанский суд Москвы продлил срок домашнего ареста режиссеру Кириллу Серебренникову до 4 июля. А также Юрий Итину и Софье Апфельбаум.
  • Let's go outside
    29 Марта 2019

    Let's go outside

    С 16 по 23 июля на Авиньонском фестивале пройдет премьера нового спектакля Кирилла Серебренникова «Outside». Информация об этом появилась на сайте фестиваля
  • Всем, кого касается
    29 Марта 2019

    Всем, кого касается

    3, 4 и 5 и 27 апреля в театре "Сатирикон" состоится премьера спектакля Константина Райкина "Всем кого касается" по новой пьесе современного драматурга Даны Сидерос.
  • Оборванец
    29 Марта 2019

    Оборванец

    В РАМТе выходит премьера "Оборванец" по пьесе Михаила Угарова и посвященная памяти самого Угарова и его жены Елены Греминой.
  • Объединение приостановлено
    29 Марта 2019

    Объединение приостановлено

    Премьер-министр России Дмитрий Медведев приостановил действие приказа Минкульта о создании Первого национального театра на базе Александринского театра и Театра имени Волкова
  • Первый национальный театр
    28 Марта 2019

    Первый национальный театр

    Министр культуры России Владимир Мединский заявил в среду на пресс-конференции в Музее им. Бахрушина об объединении Александринского и Волковского театров в первый российский национальный театр.
  • ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ ТЕАТРА
    27 Марта 2019

    ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ ТЕАТРА

    Обращение кубинского режиссера и драматурга Карлоса Селдрана к мировой театральной общественности, приуроченное к Всемирному дню театра.
  • Кошмарный ФЭСТ
    26 Марта 2019

    Кошмарный ФЭСТ

    Сотрудники Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД и следователи проводят во вторник обыски в театре драмы и комедии "ФЭСТ" в Мытищах.
  • Атом Солнца
    25 Марта 2019

    Атом Солнца

    Фестиваль памяти Олега Табакова "Атом Солнца", на котором состоятся мастер-классы и спектакли учеников режиссера, пройдет в Москве с октября по декабрь 2019 года.
  • Война еще началась
    22 Марта 2019

    Война еще началась

    25 марта на сцене Литовского драмтеатра уникальный латышский спектакль на русском языке «TWHYS. The war hasn‘t started yet. Война еще не началась» в постановке Леры Сурковой по одноименной пьесе Михаила Дурненкова.
  • Легкий воздух нулевых
    21 Марта 2019

    Легкий воздух нулевых

    Спектакль «Зоя» Екатеринбургского танцевального театра «Фора».
  • Долгожданная неожиданность
    20 Марта 2019

    Долгожданная неожиданность

    В Амстердаме прошел IV фестиваль OFF — Opera Forward Festival. Премьеры Дьёрдя Куртага и Джона Адамса в Нидерландской опере.
  • Крестный отец оттепели
    19 Марта 2019

    Крестный отец оттепели

    Антон Долин — памяти режиссера Марлена Хуциева.
  • Диктатура партитуры
    19 Марта 2019

    Диктатура партитуры

    Оперы Александра Маноцкова на «Золотой маске».
  • Недалекое плавание
    14 Марта 2019

    Недалекое плавание

    На сцене Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко Воронежский театр оперы и балета представил постановку Юрия Бурлаки — балет «Корсар» в трех актах с прологом и эпилогом, выдвинутый в пяти номинациях.
  •  «Русалка» Дворжака в Большом
    13 Марта 2019

    «Русалка» Дворжака в Большом

    В «Русалке» Большой театр вывел на сцену немоту. Режиссер Тимофей Кулябин использовал свой любимый прием, сполоснув его водичкой и музыкой Дворжака.
  • Вавилон и ООН
    11 Марта 2019

    Вавилон и ООН

    Кирилл Серебренников, продолжая оставаться под домашним арестом, 10 марта выпустил еще одну премьеру – «Набукко» Верди в Штаатсопере Гамбурга.
  • Ушел Владимир Этуш
    10 Марта 2019

    Ушел Владимир Этуш

    Не дожив трех лет до 100-летнего юбилея, ушел Владимир Этуш. Легенда театра и кино. Ветеран Великой Отечественной. Знаменитый ректор «Щуки». Кумир миллионов зрителей. И просто человек, которого любили.
  • Бенуа-2019 в Большом
    07 Марта 2019

    Бенуа-2019 в Большом

    21 и 22 мая на Исторической сцене Большого Театра России в 27-й раз пройдет Международный балетный Фестиваль «Бенуа де ла Данс». Зрители увидят самые яркие работы в области танца со всего мира
  • Ушла Майя Туровская
    06 Марта 2019

    Ушла Майя Туровская

    На 95-м году жизни в Мюнхене скончалась Майя Туровская - киновед, кинокритик, культуролог, писатель, драматург, великолепный знаток мирового кинопроцесса и человек безупречной профессиональной репутации.
  • 10 интригующих премьер
    05 Марта 2019

    10 интригующих премьер

    В Театре наций — новый спектакль Rimini Protokoll, в Театре Романа Виктюка — новый «Мелкий бес», Тимофей Кулябин ставит «Русалку» Дворжака в Большом, а Марк Розовский делает мюзикл по произведениям Конан Дойла.
  • Ваш билет, пожалуйста!
    04 Марта 2019

    Ваш билет, пожалуйста!

    На сцене Высшей школы сценических искусств состоялась премьера спектакля «Проводница».
  • Танцующая под дождем
    01 Марта 2019

    Танцующая под дождем

    В парижском театре Шайо состоялись гастроли танцспектаклей «Compact» и «Diagnostic F20.9» в постановке и исполнении Жан Галлуа — молодого хореографа, которой во Франции прочат большое будущее.
  • Опера строгого режима
    27 Февраля 2019

    Опера строгого режима

    Знаменитый маэстро и музыкальный руководитель Баварской государственной оперы Кирилл Петренко впервые продирижировал «Фиделио» Бетховена.
  • Ушел из жизни Андрейс Жагарс
    27 Февраля 2019

    Ушел из жизни Андрейс Жагарс

    Знаменитому театральному режиссеру, актеру, продюссеру и экс-директору Латвийской национальной оперы было 60 лет.
  • Реклама