Год образования 1948, UNESCO
Главная > Новости > Сокровище VS пластинка

Сокровище VS пластинка

На четыре мартовских дня Высшая школа сценических искусств стала местом творческой встречи и обмена опытом театральных педагогов, режиссеров, актеров и студентов, которые занимаются документальным театром.

Документальное направление существует буквально во всех видах искусства. К документальной прозе и прозе, "инкрустированной" фрагментами необработанной документалистики, добавилась документальная поэзия (этому феномену была посвящена отдельная лекция Виталия Лехциера, редактора литературного портала "Цирк Олимп + TV", профессора Самарского национального исследовательского университета им. С.Королева, на которой прозвучали фрагменты такой поэзии, описывающие войны, пытки или внутренний мир людей с ментальными особенностями, - не отредактированные, но ритмизованные, они давали гораздо более сильное ощущение, чем любая хроника). Документальное кино все больше вторгается в кино художественное, что стало особенно заметно с появлением такого течения, как "Догма-95", а также жанра мокьюментари (псевдодокументальное кино с элементами художественной провокации) или докуфикшн и даже документальной анимации. Сегодня никого не удивишь такими понятиями, как документальная хореография и документальная музыка (вроде "Симфонии гудков" Арсения Аврамова, где промышленные звуки вплетались в симфоническое произведение), а также изобразительное искусство, которое использует реальные объекты (ready-made Марселя Дюшана и другие явления).

Какую роль во всем этом многообразии может выполнить именно театр (и только он)? Как связан документальный театр с системой Станиславского и техникой актера Михаила Чехова? Почему его надо преподавать в театральном вузе и почему это опасно? Чем отличается интервью для вербатима от журналистского интервью? На эти и многие другие вопросы отвечали драматурги Елена Исаева и Михаил Дурненков, театровед Павел Руднев, актеры Андрей Кузичев и Яков Ломкин, режиссер Светлана Землякова, художественный руководитель ВШСИ и "Сатикона" Константин Райкин и другие участники.

Эффект от дневных теоретических разговоров усиливали вечерние показы документальных спектаклей. ВШСИ (как принимающая сторона) показала три работы - спектакли "Дословно" заочного курса Сергея Шенталинского, "Среди нас" в постановке Андрея Кузичева (курс Камы Гинкаса и Олега Тополянского) и еще не названную работу второкурсников Константина Райкина. К ним в гости приехали "Транссниб" Дмитрия Брусникина, "Непростые истории простых людей" из Белгородского института искусств (о счастье), "Они другие" Самарского института культуры (о людях с поражениями центральной нервной системы и их близких), "Вслух" из Санкт-петербургского Международного театрального центра "Легкие люди" (о разнообразии женской природы и всевозможных табу, наложенных на эту тему) и, наконец, спектакль "Наши" из Уфимского института искусств (о разрыве и взаимной тяге города и деревни, сохранении башкирского языка, женской доле, насилии, терпении, прощении, религиозных предрассудках, свете и тьме).

        На форуме не раз звучали особые профессиональные  слова, которые используются в практике документального театра, - "донор" (человек, согласившийся на то, чтобы его история, а также мимика, пластика, речевая маска стали объектом художественного исследования, делегировавший актеру право показать себя), "пластинка" (устоявшиеся, не раз рассказанные сюжеты, давно сформулированные мысли, - все то, что дает отвечающему на вопросы человеку чувство защищенности), "сокровище" (впервые сформулированная мысль, ответ на неожиданный вопрос, выход из зоны комфорта навстречу себе, незнакомому), "принцип пустого ведра" (отсутствие цели во время интервью, завязка разговора бессмысленная, как ведро), "свидетельский театр" (театр, в котором участник событий, герой спектакля сам становится актером)  и прочее. Но самым первым оказалось слово "этика" - именно этике в документальном театре была посвящена лекция доцента ГИТИСа и ВШСИ Павла Руднева. Этика - слово из обихода Станиславского, понятие без которого невозможен разговор об эстетике. И почти забытое в современном театральном словаре. Этика документального театра требует от его автора полностью отказаться от чувства превосходства над своим героем (я такой же, как мой герой) и интонаций допроса и обвинения (даже если героем твоего спектакля становится преступник). Кроме того, документальный театр не может быть коммерческим проектом.

По словам Павла Руднева, документальный театр - проявление настоящего, а не показного патриотизма. Он возвращает человеку интерес к своей обыденности, доказывает, что свое, маленькое, банальное тоже может быть предметом искусства. Как, например, спектакль Антона Безъязыкова "Мирение. Телеутские новеллы", посвященный проблемам выживания, комплексам и надеждам представителей этого малого народа в Кемеровской области. Или спектакль Бориса Павловича "Я (не)уеду из Кирова", в котором играли не только артисты, но и школьники, говорящие о своем (не)желании остаться в родном городе, а губернатор области стал модератором одного из показов.  Не говоря уже о том, что только театр посмел затронуть такие темы, как трагедии Беслана, "Норд-Оста", Сергея Магнитского. Документальный театр, как чуткий барометр, фиксирует изменения времени. И когда этот барометр "падает", это означает определенный застой в обществе.

Немало часов на форуме было посвящено технике интервью для спектакля, сделанного в жанре вербатим (этот метод и термин пришел к нам из английского театра Royal Court), но как признавались некоторые участники Круглого стола из других городов, они интуитивно нащупывали похожие методы работы, не зная о вербатиме.

Вот лишь несколько принципов, сформулированных Михаилом Дурненковым, который много работал в документальном театре. В отличие от журналиста или кинодокументалиста, которые знают, какого рода информацию хотят получить, актер документального театра пускается в путешествие, результат которого ему не известен. Его задача - раскрыть человека. Переждать, когда у того закончатся "пластинки", найти в нем спрятанные "сокровища". Учитывать, что у человека интеллектуального и образованного этих "пластинок" (культурных слоев) намного больше и добраться до его сути будет значительно сложнее. В поисках "сокровищ" ни на минуту не терять внимание к человеку (много часов интервью, как правило, не используется вообще). Задавать ему неожиданные вопросы, на которые тому придется отвечать впервые, не бояться парадоксальных вопросов и пауз - отвечающий начинает искать другие формулировки, расширяет ответ, и здесь может таиться "сокровище". Не интересоваться прошлым, ибо прошлое - свершившийся факт (так, огромная часть интервью для спектакля "До и после", где студенты-брусникинцы интервьюировали пожилых актеров, и те долго перечисляли свои роли и партнеров, не было использовано). Но интересоваться, почему здесь и сейчас данный человек вспоминает именно этот эпизод из прошлого.

Каждый спектакль, сделанный в жанре вербатим, - маленькое антропологическое исследование реальности и человека в нем. Так, спектакль "Транссиб" режиссера Дмитрия Брусникина сочинялся в поезде "Москва - Владивосток": студенты разговаривали с попутчиками и проводниками (как известно, самые откровенные собеседники) и даже имели возможность сойти с поезда, если кто-то из возможных "доноров" показался им особенно интересным и готов продолжить работу.

Драматург Елена Исаева, автор культовой пьесы "Первый мужчина" (нечастый случай в вербатиме - эта пьеса зажила своей самостоятельной жизнью, ее ставят в разных театрах) призналась, что документальный театр очень обогатил ее, как писателя. "Я писала мелодрамы, сочиняла пьесы в стихах, работала над мюзиклами, но никогда бы не открыла там такие человеческие и языковые пласты, как в вербатиме". Она рассказала, что на "Первого мужчину" в Театр.doc приходили его героини, пережившие домашние насилие. Приходили по несколько раз и признавались потом, что этот спектакль помог им не наложить на себя руки, отстраниться от ситуации и принять себя с этим страшным опытом.

Режиссер спектакля "Бабушки" Светлана Землякова использовала в своей работе записи филологических экспедиций Института русского языка им. Виноградова. А потом столкнулась с огромными трудностями перевода на привычный язык сцены этой "дикой энергии, которая буквально хлестала с этих пленок", и одновременно скупых, очень целомудренных рассказов. "Хлестала энергия" и из самой Светланы Васильевны, когда она рассказывала о прототипах "Бабушек", которые говорят с одинаковой интонацией о смерти близкого человека и неурожае моркови, живут ожиданием детей, хоронят подруг - и каждая надеется, что не останется последней в этой цепочке.

"Бабушки" Светланы Земляковой и первая, очень удачная, проба прививки вербатима к методике Школы-студии МХАТ (спектакль "Это тоже я" Дмитрия Брусникина) очень серьезно убедили Константина Райкина в необходимости преподавания этого метода театральным студентам. В то время Константин Аркадьевич преподавал в Школе-студии МХАТ и доказывал своим коллегам необходимость развивать в студентах умение перевоплощаться ("Я считаю это верхним этажом в актерском искусстве, но в Школе-студии к перевоплощению относились скорее, как к кривлянию"). В методе вербатима с его бесконечными вопросами "донору" Константин Райкин увидел доказательство правильности методики Михаила Чехова с его бесконечными вопросами придуманному образу персонажа (эта техника ему самому особенно близка). Чем меньше сходства между актером и образом (или актером и "донором"), чем больше вопросов ему надо задать, чем длиннее путь пройти - тем интереснее будет результат. При этом придется учитывать, что в методе вербатим обязательно встанет вопрос об использовании ненормативной лексики и других экспрессивных средств выразительности. Но от них невозможно отказаться, "как нельзя запихать обратно рок-н-ролл или джаз. Жестокость нельзя не показывать - тогда нельзя ставить и Шекспира". Искусство, по словам Константина Аркадьевича, не может не становиться более экспрессивным, неудобным, резким, "искусство ищет новых путей проникновения под нашу броню. Мы бронируемся от черной информации, которой все больше, иначе можно сойти с ума. Но, бронируясь, можно впасть в другую крайность – стать бесчеловечным, равнодушным к чужой беде. Привыкнуть к уродству, подлости, героизму, красоте – ко всему. Задача искусства сделать жизнь ощутимой".

Однако, подчеркивая преимущества вербатима, Константин Райкин объяснил и что беспокоит его в этом методе: слишком мало в нем работает фантазия - важнейший инструмент театра, слишком очевиден результат, как ответ в конце учебника, слишком сужает он задачи театра и слишком мало подходит для работы с великой литературой, поднимающейся над любой реальностью.  

Дата публикации

12 Марта 2019

Другие материалы о театре и искусстве

  • День театра online
    26 Марта 2020

    День театра online

    Такого Дня театра мир еще не отмечал. Артисты на сцене, музыканты – в оркестровой яме, все службы – на рабочих местах. А зрители приникли к экранам мониторов у себя дома. 
  • Высокие технологии танца
    16 Марта 2020

    Высокие технологии танца

    14 и 15 марта 2020 года в Инновационном культурном центре Калуги состоялась Всероссийская научно-практическая конференция «Развитие современного танца в регионах» для практиков и исследователей современного танца из разных уголков страны.
  • Только пианино не бросай
    25 Февраля 2020

    Только пианино не бросай

    «Борис» по А. Пушкину. Режиссер Дмитрий Крымов. Театральное агентство «Арт-Партнер-XXI». Музей Москвы
  • Игорь Костолевский сыграл постаревшего Мирою
    18 Февраля 2020

    Игорь Костолевский сыграл постаревшего Мирою

    А. Вамиплов. «Старший сын». Режиссер Анатолий Шульев. Театр им. Маяковского
  • Колдунья Мэб в подземном переходе
    18 Февраля 2020

    Колдунья Мэб в подземном переходе

    У. Шекспир. «Ромео и Джульетта». Режиссер Егор Перегудов. РАМТ
  • Выживет только Арлекин
    10 Февраля 2020

    Выживет только Арлекин

    Ж.-Б. Мольер. «Lё Тартюф. Комедия». Режиссер Юрий Муравицкий. Театр на Таганке
  • Семь пятниц на неделе
    07 Февраля 2020

    Семь пятниц на неделе

    А. Саморядов, Р. Михайлов. «Сказка про последнего ангела». Режиссер Андрей Могучий. Театр Наций.
  • Свидания на Театральной 2020
    04 Февраля 2020

    Свидания на Театральной 2020

    Рязанский театр драмы открыл прием заявок на V Международный форум «Свидания на Театральной», который состоится с 16 по 22 ноября 2020 года.
  • Без дублера
    02 Февраля 2020

    Без дублера

    С 29 января по 22 марта Театральный музей имени Бахрушина представляет выставку, посвященную 75-летию Николая Караченцова.
  • Чехов: Non-fiction
    01 Февраля 2020

    Чехов: Non-fiction

    В музее-заповеднике А. П. Чехова «Мелихово» в 2020 году стартует проект лаборатории для молодых драматургов «Чехов: Non-fiction».
  • За деньги не купишь
    30 Января 2020

    За деньги не купишь

    А. Островский. «Шутники». Режиссер Евгений Марчелли. Театр «Сатирикон» имени Аркадия Райкина.
  • Фестиваль Анатолия Васильева
    29 Января 2020

    Фестиваль Анатолия Васильева

    С 29 января по 15 февраля в БДТ пройдет фестиваль Анатолия Васильева — гуру и живой легенды отечественного и мирового театра.
  • Преемник Рыжакова
    28 Января 2020

    Преемник Рыжакова

    Дмитрий Волкострелов назначен художественным руководителем Центра имени Мейерхольда. Обязанности директора продолжит исполнять Елена Ковальская.
  • Может, супу?
    27 Января 2020

    Может, супу?

    А. Сальников. «Петровы в гриппе». Режиссер Антон Федоров. «Гоголь-центр».
  • Золотая маска – 2020
    23 Января 2020

    Золотая маска – 2020

    Конкурсная программа ХХVI Фестиваля "Золотая маска" откроется 25 января в Москве показом мюзикла "Стиляги" Театра наций.
  • Вершки и корешки
    22 Января 2020

    Вершки и корешки

    Алексей Житковкий. «Посадить дерево». Режиссер Марина Брусникина. Театр «Практика».
  • "Волнение" БДТ в Театре наций
    21 Января 2020

    "Волнение" БДТ в Театре наций

    БДТ открыл московские гастроли спектаклем "Волнение" с Алисой Фрейндлих на Основной сцене Театра наций.
  • Выставка Галины Улановой
    18 Января 2020

    Выставка Галины Улановой

    С 18 января по 22 марта Театральный музей имени Бахрушина представляет выставку к 110-летию со дня рождения Галины Улановой.
  • За хвостом птицы-тройки
    17 Января 2020

    За хвостом птицы-тройки

    С. Клычков. «Сахарный немец». Режиссер Уланбек Баялиев. МХТ им. Чехова.
  • «Я въехал в кровь уже так далеко…»
    14 Января 2020

    «Я въехал в кровь уже так далеко…»

    У. Шекспир. «Макбет». Театр «Школа драматического искусства». Режиссер Александр Огарёв.
  • Преемник Волчек
    30 Декабря 2019

    Преемник Волчек

    Глава Театрального центра имени Мейерхольда Виктор Рыжаков назначен художественным руководителем театра «Современник».
  • Ушла из жизни Галина Волчек
    27 Декабря 2019

    Ушла из жизни Галина Волчек

    Вечером 26 декабря ушла из жизни художественный руководитель Московского театра «Современник» Галина Волчек. Ей было 86 лет.
  • Культура в опасности
    25 Декабря 2019

    Культура в опасности

    Балерины исполнили отрывок из балета Петра Чайковского «Лебединое озеро» на ступенях Оперы Гарнье в Париже в знак протеста против реформы пенсионной системы.
  • Лучшие пьесы 2019 года
    23 Декабря 2019

    Лучшие пьесы 2019 года

    Подведены итоги объединенного конкурса современной драматургии «Кульминация». Пьесой 2019 года стал «Исчезнувший велосипедист» драматурга Константина Костенко.
  • Первый Гамлет на Руси
    18 Декабря 2019

    Первый Гамлет на Руси

    Московский театр «Человек» выпустил премьеру по «Гамлету» в переводе Александра Сумарокова 1748 года.
  • Хореография документа
    17 Декабря 2019

    Хореография документа

    В российском YouTube открыт новый канал «Болит. Балет», где московские артисты создают пластические постановки по актуальным новостям.
  • Театр в сети Facebook
    16 Декабря 2019

    Театр в сети Facebook

    Компания Facebook выпустила «Путеводитель по театральному миру России», где собраны рекомендации пяти сообществ, пишущих о театре.
  • Ушла Екатерина Дурова
    13 Декабря 2019

    Ушла Екатерина Дурова

    Заслуженная артистка России Екатерина Дурова ушла из жизни в возрасте 60 лет после продолжительной болезни.
  • Леди, stuff и девочки
    12 Декабря 2019

    Леди, stuff и девочки

    На фестивале NET, на территории Завода слоистых пластиков в Санкт-Петербурге, показали мировую премьеру «Игрушек» датской компании Signa.
  • «Театральный роман»-2019
    11 Декабря 2019

    «Театральный роман»-2019

    10 декабря в «Новом Манеже» состоялась торжественная церемония вручения VI-й премии «Театральный роман»-2019.
  • Все о ее матери
    10 Декабря 2019

    Все о ее матери

    Фестиваль NET открыл для театралов Москвы и Санкт-Петербурга новое знаковое имя современного театра – Анхелику Лидделл.
  • У танца на краю
    09 Декабря 2019

    У танца на краю

    В Екатеринбурге завершился Международный фестиваль современного танца «На грани»
  • Бартошевич, великий и прекрасный
    04 Декабря 2019

    Бартошевич, великий и прекрасный

    Легендарному историку мирового театра Алексею Вадимовичу Бартошевичу исполнилось 80 лет!
  • Памяти Че Гевары
    03 Декабря 2019

    Памяти Че Гевары

    В Екатеринбурге прошла российская премьера оратории Ханса Вернера Хенце «Плот "Медузы"» в рамках пятого международного музыкального фестиваля «Евразия».
  • Мышкин-сан
    02 Декабря 2019

    Мышкин-сан

    Хореограф, танцовщик, режиссер, художник Сабуро Тэсигавара показал на сцене ТЮЗ им. Брянцева в рамках фестиваля «Дягилев P.S.» свою версию романа Достоевского «Идиот».
  • Лучшие пьесы 2019 года
    29 Ноября 2019

    Лучшие пьесы 2019 года

    Объявлен шорт-лист лучших пьес 2019 года на соискание премии "Кульминация" в области современной драматургии  
  • Вместо Курентзиса
    28 Ноября 2019

    Вместо Курентзиса

    Марат Гацалов с 1 декабря станет главным режиссером Пермского театра оперы и балета.
  • Свидания на Театральной
    26 Ноября 2019

    Свидания на Театральной

    Завершился IV Международный фестиваль спектаклей о любви «Свидания на Театральной».
  • Премия Станиславского
    25 Ноября 2019

    Премия Станиславского

    Серебренникову, Ширвиндту, Виктюку и Апфельбаум вручена Международная премия Станиславского
  • Премия Юрия Любимова
    18 Ноября 2019

    Премия Юрия Любимова

    Международная театральная премия имени Юрия Любимова была вручена в минувшую субботу выдающемуся японскому режиссеру Тадаши Судзуки в Александринском театре.
  • А вот и NET
    13 Ноября 2019

    А вот и NET

    Сегодня открывается XXI фестиваль Нового европейского театра. Впервые он проходит на два города – NET принимают Москва и Санкт-Петербург.
  • Бог тоже сирота
    05 Ноября 2019

    Бог тоже сирота

    Год без Някрошюса
  • Легко о тяжелом
    25 Октября 2019

    Легко о тяжелом

    Фестиваль «Территория», проходящий в этом году в рамках национального проекта «Культура», привез спектакль «Пять легких пьес» режиссера Мило Рау.
  • САТИРИКОНУ — 80!
    24 Октября 2019

    САТИРИКОНУ — 80!

    Михаил Швыдкой — об Аркадии и Константине Райкиных и двух разных театрах, которые они создали.
  • Тюри-пури и дружочек
    22 Октября 2019

    Тюри-пури и дружочек

    В Московском музее современного искусства в Ермолаевском переулке открылась выставка «Человек размером с дом», посвященная Дмитрию Брусникину.
  • Из Сайгона в Хошимин
    15 Октября 2019

    Из Сайгона в Хошимин

    Спектакль «Сайгон» Каролин Нгуен на фестивале «Территория», которая в 2019 году проходит в рамках Национального проекта «Культура».
  • По ту сторону иронии
    09 Октября 2019

    По ту сторону иронии

    Павел Руднев – о поставленном в БДТ Константином Богомоловым спектакле "Слава", который вскоре увидят эстонские зрители "Золотой маски".
  • Быть или не быть
    07 Октября 2019

    Быть или не быть

    Т. Уильямс. «Кошка на раскаленной крыше». Режиссер Кама Гинкас. МТЮЗ.