Год образования 1948, UNESCO
Главная > Новости > Сокровище VS пластинка

Сокровище VS пластинка

На четыре мартовских дня Высшая школа сценических искусств стала местом творческой встречи и обмена опытом театральных педагогов, режиссеров, актеров и студентов, которые занимаются документальным театром.

Документальное направление существует буквально во всех видах искусства. К документальной прозе и прозе, "инкрустированной" фрагментами необработанной документалистики, добавилась документальная поэзия (этому феномену была посвящена отдельная лекция Виталия Лехциера, редактора литературного портала "Цирк Олимп + TV", профессора Самарского национального исследовательского университета им. С.Королева, на которой прозвучали фрагменты такой поэзии, описывающие войны, пытки или внутренний мир людей с ментальными особенностями, - не отредактированные, но ритмизованные, они давали гораздо более сильное ощущение, чем любая хроника). Документальное кино все больше вторгается в кино художественное, что стало особенно заметно с появлением такого течения, как "Догма-95", а также жанра мокьюментари (псевдодокументальное кино с элементами художественной провокации) или докуфикшн и даже документальной анимации. Сегодня никого не удивишь такими понятиями, как документальная хореография и документальная музыка (вроде "Симфонии гудков" Арсения Аврамова, где промышленные звуки вплетались в симфоническое произведение), а также изобразительное искусство, которое использует реальные объекты (ready-made Марселя Дюшана и другие явления).

Какую роль во всем этом многообразии может выполнить именно театр (и только он)? Как связан документальный театр с системой Станиславского и техникой актера Михаила Чехова? Почему его надо преподавать в театральном вузе и почему это опасно? Чем отличается интервью для вербатима от журналистского интервью? На эти и многие другие вопросы отвечали драматурги Елена Исаева и Михаил Дурненков, театровед Павел Руднев, актеры Андрей Кузичев и Яков Ломкин, режиссер Светлана Землякова, художественный руководитель ВШСИ и "Сатикона" Константин Райкин и другие участники.

Эффект от дневных теоретических разговоров усиливали вечерние показы документальных спектаклей. ВШСИ (как принимающая сторона) показала три работы - спектакли "Дословно" заочного курса Сергея Шенталинского, "Среди нас" в постановке Андрея Кузичева (курс Камы Гинкаса и Олега Тополянского) и еще не названную работу второкурсников Константина Райкина. К ним в гости приехали "Транссниб" Дмитрия Брусникина, "Непростые истории простых людей" из Белгородского института искусств (о счастье), "Они другие" Самарского института культуры (о людях с поражениями центральной нервной системы и их близких), "Вслух" из Санкт-петербургского Международного театрального центра "Легкие люди" (о разнообразии женской природы и всевозможных табу, наложенных на эту тему) и, наконец, спектакль "Наши" из Уфимского института искусств (о разрыве и взаимной тяге города и деревни, сохранении башкирского языка, женской доле, насилии, терпении, прощении, религиозных предрассудках, свете и тьме).

        На форуме не раз звучали особые профессиональные  слова, которые используются в практике документального театра, - "донор" (человек, согласившийся на то, чтобы его история, а также мимика, пластика, речевая маска стали объектом художественного исследования, делегировавший актеру право показать себя), "пластинка" (устоявшиеся, не раз рассказанные сюжеты, давно сформулированные мысли, - все то, что дает отвечающему на вопросы человеку чувство защищенности), "сокровище" (впервые сформулированная мысль, ответ на неожиданный вопрос, выход из зоны комфорта навстречу себе, незнакомому), "принцип пустого ведра" (отсутствие цели во время интервью, завязка разговора бессмысленная, как ведро), "свидетельский театр" (театр, в котором участник событий, герой спектакля сам становится актером)  и прочее. Но самым первым оказалось слово "этика" - именно этике в документальном театре была посвящена лекция доцента ГИТИСа и ВШСИ Павла Руднева. Этика - слово из обихода Станиславского, понятие без которого невозможен разговор об эстетике. И почти забытое в современном театральном словаре. Этика документального театра требует от его автора полностью отказаться от чувства превосходства над своим героем (я такой же, как мой герой) и интонаций допроса и обвинения (даже если героем твоего спектакля становится преступник). Кроме того, документальный театр не может быть коммерческим проектом.

По словам Павла Руднева, документальный театр - проявление настоящего, а не показного патриотизма. Он возвращает человеку интерес к своей обыденности, доказывает, что свое, маленькое, банальное тоже может быть предметом искусства. Как, например, спектакль Антона Безъязыкова "Мирение. Телеутские новеллы", посвященный проблемам выживания, комплексам и надеждам представителей этого малого народа в Кемеровской области. Или спектакль Бориса Павловича "Я (не)уеду из Кирова", в котором играли не только артисты, но и школьники, говорящие о своем (не)желании остаться в родном городе, а губернатор области стал модератором одного из показов.  Не говоря уже о том, что только театр посмел затронуть такие темы, как трагедии Беслана, "Норд-Оста", Сергея Магнитского. Документальный театр, как чуткий барометр, фиксирует изменения времени. И когда этот барометр "падает", это означает определенный застой в обществе.

Немало часов на форуме было посвящено технике интервью для спектакля, сделанного в жанре вербатим (этот метод и термин пришел к нам из английского театра Royal Court), но как признавались некоторые участники Круглого стола из других городов, они интуитивно нащупывали похожие методы работы, не зная о вербатиме.

Вот лишь несколько принципов, сформулированных Михаилом Дурненковым, который много работал в документальном театре. В отличие от журналиста или кинодокументалиста, которые знают, какого рода информацию хотят получить, актер документального театра пускается в путешествие, результат которого ему не известен. Его задача - раскрыть человека. Переждать, когда у того закончатся "пластинки", найти в нем спрятанные "сокровища". Учитывать, что у человека интеллектуального и образованного этих "пластинок" (культурных слоев) намного больше и добраться до его сути будет значительно сложнее. В поисках "сокровищ" ни на минуту не терять внимание к человеку (много часов интервью, как правило, не используется вообще). Задавать ему неожиданные вопросы, на которые тому придется отвечать впервые, не бояться парадоксальных вопросов и пауз - отвечающий начинает искать другие формулировки, расширяет ответ, и здесь может таиться "сокровище". Не интересоваться прошлым, ибо прошлое - свершившийся факт (так, огромная часть интервью для спектакля "До и после", где студенты-брусникинцы интервьюировали пожилых актеров, и те долго перечисляли свои роли и партнеров, не было использовано). Но интересоваться, почему здесь и сейчас данный человек вспоминает именно этот эпизод из прошлого.

Каждый спектакль, сделанный в жанре вербатим, - маленькое антропологическое исследование реальности и человека в нем. Так, спектакль "Транссиб" режиссера Дмитрия Брусникина сочинялся в поезде "Москва - Владивосток": студенты разговаривали с попутчиками и проводниками (как известно, самые откровенные собеседники) и даже имели возможность сойти с поезда, если кто-то из возможных "доноров" показался им особенно интересным и готов продолжить работу.

Драматург Елена Исаева, автор культовой пьесы "Первый мужчина" (нечастый случай в вербатиме - эта пьеса зажила своей самостоятельной жизнью, ее ставят в разных театрах) призналась, что документальный театр очень обогатил ее, как писателя. "Я писала мелодрамы, сочиняла пьесы в стихах, работала над мюзиклами, но никогда бы не открыла там такие человеческие и языковые пласты, как в вербатиме". Она рассказала, что на "Первого мужчину" в Театр.doc приходили его героини, пережившие домашние насилие. Приходили по несколько раз и признавались потом, что этот спектакль помог им не наложить на себя руки, отстраниться от ситуации и принять себя с этим страшным опытом.

Режиссер спектакля "Бабушки" Светлана Землякова использовала в своей работе записи филологических экспедиций Института русского языка им. Виноградова. А потом столкнулась с огромными трудностями перевода на привычный язык сцены этой "дикой энергии, которая буквально хлестала с этих пленок", и одновременно скупых, очень целомудренных рассказов. "Хлестала энергия" и из самой Светланы Васильевны, когда она рассказывала о прототипах "Бабушек", которые говорят с одинаковой интонацией о смерти близкого человека и неурожае моркови, живут ожиданием детей, хоронят подруг - и каждая надеется, что не останется последней в этой цепочке.

"Бабушки" Светланы Земляковой и первая, очень удачная, проба прививки вербатима к методике Школы-студии МХАТ (спектакль "Это тоже я" Дмитрия Брусникина) очень серьезно убедили Константина Райкина в необходимости преподавания этого метода театральным студентам. В то время Константин Аркадьевич преподавал в Школе-студии МХАТ и доказывал своим коллегам необходимость развивать в студентах умение перевоплощаться ("Я считаю это верхним этажом в актерском искусстве, но в Школе-студии к перевоплощению относились скорее, как к кривлянию"). В методе вербатима с его бесконечными вопросами "донору" Константин Райкин увидел доказательство правильности методики Михаила Чехова с его бесконечными вопросами придуманному образу персонажа (эта техника ему самому особенно близка). Чем меньше сходства между актером и образом (или актером и "донором"), чем больше вопросов ему надо задать, чем длиннее путь пройти - тем интереснее будет результат. При этом придется учитывать, что в методе вербатим обязательно встанет вопрос об использовании ненормативной лексики и других экспрессивных средств выразительности. Но от них невозможно отказаться, "как нельзя запихать обратно рок-н-ролл или джаз. Жестокость нельзя не показывать - тогда нельзя ставить и Шекспира". Искусство, по словам Константина Аркадьевича, не может не становиться более экспрессивным, неудобным, резким, "искусство ищет новых путей проникновения под нашу броню. Мы бронируемся от черной информации, которой все больше, иначе можно сойти с ума. Но, бронируясь, можно впасть в другую крайность – стать бесчеловечным, равнодушным к чужой беде. Привыкнуть к уродству, подлости, героизму, красоте – ко всему. Задача искусства сделать жизнь ощутимой".

Однако, подчеркивая преимущества вербатима, Константин Райкин объяснил и что беспокоит его в этом методе: слишком мало в нем работает фантазия - важнейший инструмент театра, слишком очевиден результат, как ответ в конце учебника, слишком сужает он задачи театра и слишком мало подходит для работы с великой литературой, поднимающейся над любой реальностью.  

Дата публикации

12 Марта 2019

Другие материалы о театре и искусстве

  • После Бомбы
    22 Июля 2019

    После Бомбы

    На Чеховском фестивале состоялась мировая премьера новой версии спектакля Робера Лепажа «Семь притоков реки Ота».
  • Особый взгляд
    17 Июля 2019

    Особый взгляд

    Фестиваль социального и инклюзивного театра «Особый взгляд» пройдёт в Москве с 28 по 31 октября.
  • Акрам Хан перешел в лигу классиков
    15 Июля 2019

    Акрам Хан перешел в лигу классиков

    «Жизель» Английского национального балета на Чеховском фестивале.
  • Что такое быть мужчиной
    13 Июля 2019

    Что такое быть мужчиной

    Locker Room Talk в ЦИМе — спектакль, отправная точка которого — частные сексистские разговоры мужчин.
  •  125 лет Завадскому
    12 Июля 2019

    125 лет Завадскому

    Театр Моссовета открывает выставку к 125-летию со дня рождения легендарного Юрия Завадского.
  • Путь грека в варяги
    10 Июля 2019

    Путь грека в варяги

    Дирижер Теодор Курентзис после ухода с поста худрука Пермского театра оперы и балета будет работать в Санкт-Петербурге.
  • Ни правых, ни неправых нет
    08 Июля 2019

    Ни правых, ни неправых нет

    The Tiger Lillies вместе с Театром Републик из Копенгагена сыграли "Гамлета" на сцене Театра Моссовета в рамках Чеховского фестиваля.
  • Марчелли поставит «Шутники» Островского
    07 Июля 2019

    Марчелли поставит «Шутники» Островского

    Экс-худрук Волковского театра драмы Евгений Марчелли поставит пьесу Александра Островского «Шутники» в театре «Сатирикон».
  • В Москву привезут последний спектакль Някрошюса
    06 Июля 2019

    В Москву привезут последний спектакль Някрошюса

    15 октября в Москве впервые сыграют спектакль Клайпедского драматического театра «Сукины дети» по пьесе Саулюса Шальтяниса.
  • Марчелли уволился из Волковского театра
    05 Июля 2019

    Марчелли уволился из Волковского театра

    Худрук Волковского театра Евгений Марчелли в результате конфликта с директором Алексеем Туркаловым написал заявление об уходе.
  • Вуди Аллен поставил комическую оперу Пуччини
    04 Июля 2019

    Вуди Аллен поставил комическую оперу Пуччини

    Американский кинорежиссер Вуди Аллен представит на сцене миланского театра "Ла Скала" оперу Пуччини "Джанни Скикки".
  • Театр по заслугам
    03 Июля 2019

    Театр по заслугам

    «Федор Волков. Театр, который мы заслужили» в «Студии историй» Константина Кожевникова
  • Дружить городами и театрами
    02 Июля 2019

    Дружить городами и театрами

    Российская Рязань и немецкий Мюнстер отметили 30-летие дружбы и договорились о совместном спектакле
  • Дворовое братство
    01 Июля 2019

    Дворовое братство

    «Зобеида» Карло Гоцци во дворике РАМТа.
  • Культура умнее политики
    28 Июня 2019

    Культура умнее политики

    В Воронеже завершился 9-й Платоновский фестиваль искусств, который в этом году длился более двух недель, с 1 по 16 июня.
  • Курентзис попрощался с труппой
    27 Июня 2019

    Курентзис попрощался с труппой

    Теодор Курентзис написал открытое прощальное письмо труппе Пермского театра оперы и балета.
  • Вудсток в голове
    26 Июня 2019

    Вудсток в голове

    В гамбургском театре «Талия» вышел «Checkpoint Woodstock» Марины Давыдовой.
  • Ушла из жизни Алла Покровская
    25 Июня 2019

    Ушла из жизни Алла Покровская

    На 81-м году ушла из жизни народная артистка России Алла Покровская.
  • Регистратор и другие
    24 Июня 2019

    Регистратор и другие

    Владимир Скворцов поставил свой первый спектакль на посту главного режиссера Московского театра «Человек».
  • Теодор Курентзис больше не худрук Пермской оперы
    21 Июня 2019

    Теодор Курентзис больше не худрук Пермской оперы

    Теодор Курентзис прекращает работу в качестве худрука Пермского театра оперы и балета.
  • Зона Е
    20 Июня 2019

    Зона Е

    Пекинский Tao Dance Theater показал одноактные балеты «4» и «8» в постановке главного китайского авангардиста Тао Е.
  • Прощальный спектакль Линь Хуайминя
    18 Июня 2019

    Прощальный спектакль Линь Хуайминя

    Хореограф Лин Хвай-Мин представил свой прощальный спектакль на Чеховском фестивале.
  • Только спички оставьте
    17 Июня 2019

    Только спички оставьте

    «Вано и Нико» Роберта Стуруа на Чеховском фестивале.
  • Эдуард Кочергин получил Платоновскую премию
    14 Июня 2019

    Эдуард Кочергин получил Платоновскую премию

    Церемония вручения Платоновской премии прошла в Воронеже на IX Платоновском фестивале искусств.
  • Театральные экзерсисы
    13 Июня 2019

    Театральные экзерсисы

    Международный фестиваль уличных спектаклей "Театральные экзерсисы" откроется в Пензе 14 сентября.
  • Вход свободный
    12 Июня 2019

    Вход свободный

    Репетиции спектаклей впервые представят в московских парках. Они продлятся до 22 августа.
  • Сны cпящей красавицы
    11 Июня 2019

    Сны cпящей красавицы

    Диана Вишнева исполнит главную роль в шоу «Сны Спящей красавицы» осенью 2019 года вместе с солистом Штутгартского балета.
  • Снег и прах
    10 Июня 2019

    Снег и прах

    Спектакли Саймона Стоуна в России.
  • Член аглицкого клуба
    10 Июня 2019

    Член аглицкого клуба

    В «Новой опере» состоялась премьера английского «Пушкина».
  • Вано и Нико
    09 Июня 2019

    Вано и Нико

    Роберт Стуруа представит 8 и 9 июня в программе Чеховского фестиваля спектакль "Вано и Нико", поставленный по книге рассказов Эрлома Ахвледиани.
  • Средство Макропулоса
    07 Июня 2019

    Средство Макропулоса

    22 и 25 сентября в Цюрихском оперном театре пройдет премьера оперы Леоша Яначека «Средство Макропулоса» в постановке Дмитрия Чернякова.
  • Древо российского театра
    06 Июня 2019

    Древо российского театра

    Театральный музей имени Бахрушина посадил «Древо российского театра» в день рождения Пушкина.
  • Булгаков и пустота
    05 Июня 2019

    Булгаков и пустота

    Сергей Женовач поставил «Бег» в МХТ.
  • Завершился XIII Дягилевский фестиваль
    04 Июня 2019

    Завершился XIII Дягилевский фестиваль

    Теодор Курентзис провел в Перми очередной Дягилевский фестиваль.
  • «Пер Гюнт»: демо версия
    03 Июня 2019

    «Пер Гюнт»: демо версия

    В Театре Вахтангова прошли предпоказы нового спецтакля Юрия Бутусова спектакля «Пер Гюнт».
  • Платоновский фестиваль открылся в Воронеже
    02 Июня 2019

    Платоновский фестиваль открылся в Воронеже

    Международный Платоновский фестиваль искусств открылся в Воронеже воздушным шоу испанского театрального коллектива "Grupo Puja!".
  • Нелюбовь
    01 Июня 2019

    Нелюбовь

    «Чайка» в «Мастерской Петра Фоменко» в постановке Кирилла Пирогова.
  • «Туганлык» назвал лауреатов
    31 Мая 2019

    «Туганлык» назвал лауреатов

    С 23 по 30 мая в Уфе проходил VII Международный фестиваль тюркоязычных театров «Туганлык».
  • Завершился Фестиваль театров малых городов России
    31 Мая 2019

    Завершился Фестиваль театров малых городов России

    В Камышине подошел к концу XVII театральный фестиваль.
  • Europe is lost
    29 Мая 2019

    Europe is lost

    «Буря» в постановке Йетте Штекель (Театр «Талия», Гамбург) на Чеховском фестивале.
  • Отлично, Константин
    28 Мая 2019

    Отлично, Константин

    Режиссер Константин Богомолов назначен новым художественным руководителем Московского драматического Театра на Малой Бронной.
  • Benois de la Danse 2019
    23 Мая 2019

    Benois de la Danse 2019

    Церемония вручения международного балетного приза Benois de la Danse состоялась на Исторической сцене Большого театра 21 мая 2019 года.
  • За заслуги перед Отечеством
    22 Мая 2019

    За заслуги перед Отечеством

    Сердечно поздравляем заслуженного работника культуры города Оренбурга Павла Леонидовича Церемпилова с награждением медалью ордена "За заслуги перед Отечеством" II степени.
  • Другой Театр
    21 Мая 2019

    Другой Театр

  • Китайская головоломка
    17 Мая 2019

    Китайская головоломка

    В Москве открылся Чеховский фестиваль.
  • Чеховские мотивы
    17 Мая 2019

    Чеховские мотивы

    12 сентября на малой сцене Русского театра Эстонии пройдет премьера спектакля «Дом Прозоровых. Сорок лет спустя» по мотивам Чехова. Автор идеи и режиссер — худрук Vene Teater Филипп Лось.
  • Сад, где прыгают гимнасты
    17 Мая 2019

    Сад, где прыгают гимнасты

    На Второй сцене БДТ, в Каменноостровском театре, 22 и 23 мая пройдет премьера перформанса Владислава Наставшева «Сад, где прыгают гимнасты».
  • Новый фильм Серебренникова
    16 Мая 2019

    Новый фильм Серебренникова

    Режиссер Кирилл Серебренников снимет фильм по роману Алексея Сальникова "Петровы в гриппе и вокруг него".
  • Реклама