Год образования 1948, UNESCO
Главная > Новости > Социальный театр МИТ

Социальный театр МИТ

В 2018 году Международный институт театра отмечает свое 70-летие. Его создание стало одним из ответов людей искусства миру, только что пережившему Вторую мировую войну. Но, как и 70 лет назад, проблема человеческого общения, умения найти общий язык, понять, услышать другого, непохожего на тебя, договориться с ним стоит очень остро. Запрос на социальный театр, способный нетривиально решать социальные, педагогические и даже медицинские проблемы, вырос настолько, что театральное сообщество всё больше понимает необходимость в профессиональной подготовке для ответа на этот запрос. Одним из шагов на этом пути стала разработка программы МИТ по обучению социальному театру на базе Российского центра МИТ и Высшей школы сценических искусств. Старт этой программы был отмечен трёхдневной российско-итальянской конференцией по социальному театру.

Программа конференции поделилась поровну на итальянскую и русскую части. Россию на конференции представляли три команды. Высшая школа сценических искусств, студенты которой прошли все мастер-классы и показали спектакль третьего курса актёрско-режиссёрского факультета «Среди нас» – вербатим, основанный на историях онкобольных и онкологов, – прыгающая кардиограмма спасений, предательств, переосмыслений всей жизни, отчаяния и надежды. Центр творческих инициатив «Инклюзион», который возник как естественное продолжение проекта фонда поддержки слепоглухим людям – спектакля «Прикасаемые», призванного привлечь внимание к жизни людей, живущих в темноте и тишине. И, наконец, третьей командой от России стал театр неслышащих актёров «Недослов». Директор театра Сергей Бидный рассказал о пятнадцатилетнем пути своей команды – от курса глухих актёров, которые не смогли разойтись после триумфальных гастролей по США и Канаде, но не имели никакой поддержки на родине, до известного коллектива с призами и грантами, участники которого научились поддерживать своё профессиональное существование и теперь всерьёз подумывают о том, чтобы убрать «диагноз» из названия театра, потому что в нашем обществе он по-прежнему мешает жить.

«Наш барьер – слышащее общество, – говорит Сергей Бидный. – При том, что 70 процентов наших зрителей – слышащие. Но страх «неформата» мешает нам пробиться в медийное пространство. Как-то к нам пришла продюсер с телеканала «Культура», посмотрела наши спектакли, загорелась идеей сделать видеоверсии – и вот уже два года уговаривает своё руководство. Люди не допускают, что искусство может выйти за рамки физиологии, не хотят испытывать чувство неловкости, жалости. Хотя, попав к нам, приходят ещё и ещё. Отдельная история – поход с детьми в театр «Недослов». У нас есть спектакль «Малыш и Карлсон» – и это единственный детский спектакль для неслышащих зрителей. Для того чтобы привести на спектакль ещё и ребёнка, взрослому нужно перешагнуть какой-то двойной барьер. Но надо видеть, с какими глазами уходят со спектакля глухие дети, которые поняли, что есть какой-то другой мир. Ведь для них не осталось даже передач с переводом на жестовый язык.

Но самая большая наша проблема – образование. Изначально система образования неслышащих людей построена так, чтобы они адаптировались к обществу слышащих. Поэтому жестовый язык в школах не используют, учат читать по губам. Представляете, что творится в голове у глухого ребёнка, которому здоровый учитель объясняет математику? Как правило, они боятся признаться, что не поняли. И, приходя в наш вуз (Российская специализированная академия искусств), они практически ничего не знают, не читают классическую литературу, не знакомы с абстрактными понятиями. И в тридцать лет могут быть как дети».

Рассказ Сергея стал обобщением пятнадцатилетнего опыта преодоления самых разных преград на пути маленького театра неслышащих актёров без государственного финансирования (если не считать двух грантов на прокат спектаклей) и собственного дома. Но в качестве доказательства, что всё возможно, он привёз с собой спектакль-концерт «Здесь птицы не поют» по военным песням – предельно концентрированную горечь от военных потерь, выраженных телами, взглядами и, конечно же, жестами, которые (особенно на припевах) с лёту заучивала слышащая аудитория.

_IMG_1521+.jpg

Итальянские участники конференции оказались гораздо более ориентированы на социальную роль театра. Фабио Толледи – актёр, режиссёр, драматург, художественный руководитель Astragali Teatro (г. Лечче), ведущий специалист по театру в конфликтных зонах, сотрудничающий со многими университетами мира, и актриса, тренер, певица, переводчица Роберта Кварта – уникальная пара, исколесившая едва ли не все горячие точки мира со своими театральными лабораториями, которые не всегда заканчивались полноценным спектаклем, но всегда помогали налаживать человеческие связи, разорванные, казалось бы, навсегда.

Они работали в Испании, Франции, Германии, Бельгии, Нидерландах, Польше, Чехии, Словакии, Хорватии, Румынии, Албании, Греции, Турции, Иордании, Палестине, Сирии, Ираке, Тунисе, Азербайджане, Армении, Китае, Бразилии, на Кипре. Беженцы, женщины и дети, пережившие насилие, участники военного конфликта, которые едва ли не впервые встречались друг с другом не в перестрелках, а на репетициях: политзаключённые и осуждённые за терроризм, люди с особыми физическими или умственными возможностями, пациенты психиатрических больниц были участниками их театральных практик.

Свою работу в социальном театре Фабио Толледи начал в психиатрической больнице вместе с последователями психиатра и миссионера Франко Базальи. Именно Базалья совершил переворот в отношении к психиатрическим больным, призывая видеть не заболевание, а человека. Благодаря ему вот уже сорок лет в Италии закрыты психиатрические больницы (нововведение Наполеона), где практиковалось разрушение человеческой личности с целью сделать её незаметной для остального общества. «Базалья запустил обратный процесс и привлёк к нему артистов, художников, поэтов, – рассказывает Фабио Толледи. – Сумасшедший дом, где работал Франко, находился в Гориции, на северо-востоке Италии, – это важное место, где погибли тысячи молодых людей и впоследствии было построено две большие психиатрические больницы. Именно там я начинал свою работу театрального педагога. Вместе с учениками Базальи мы собирали истории пациентов, которые провели в больницах по тридцать, сорок, пятьдесят лет. Некоторые были очень интересны. Один из моих коллег рассказывал про пациента из Имулы (городок к северу от Болоньи, лежащий на пересечении трёх провинций и содержащий сразу три психбольницы, положенные каждой провинции по закону, – представляете, 12 тысяч сумасшедших на 50 тысяч населения?!). Этот пациент был неизвестно сколько времени связан веревками, так как развязанным он постоянно наносил себе серьёзные удары. Базалья попросил развязать его и положил руку пациенту на голову, по которой он бил. Надо ли говорить, что тот сразу же перестал?! Он не хотел, чтобы его связывали, а ласки не испытывал много лет. Может быть, это слишком романтизированный пример, но точный. В другой больнице был пациент, который лет двадцать стоял, уткнувшись в стену и держа на ней руку, – при любой погоде. Оказалось, он записывал гвоздём на стене рассказы о своей жизни и изобретениях. Просто так медленно и мелко, что казалось – он просто стоит. Мы опубликовали его невероятные истории. Эти два примера показывают, как важен взгляд на человека под иным углом, чтобы разглядеть возможности, которыми этот человек обладает».

Работа в психиатрии – лишь одна грань многогранной деятельности Astragali Teatro. Другая – работа в тюрьмах, где Фабио Толледи не только занимается театральной практикой, но и принимает экзамены. «Тюрьма всегда производит сильное впечатление. Представьте себе такую же комнату, где сидят пять человек и постоянно работает три радиоприёмника. Столы и стулья привинчены к полу. Всё серое – другие цвета и цветы (вообще всё живое) запрещены. Идёт систематическое изничтожение человека. Но если человек хочет как-то переработать свою жизнь, он должен начать с осознания. О воспитательной функции театра ещё с XVII века говорила католическая церковь, которая в Италии имеет огромный вес. Но в церковной трактовке театр должен обучать священным моральным принципам церкви и полному послушанию. Социальный же театр призывает совсем к другому – возможности разделить с кем-то его опыт, выстраивать горизонтальные связи».

По статистике в итальянские тюрьмы возвращаются около 82 процентов освободившихся. Но из числа «очищенных» театральной работой рецидивистами становятся лишь 7 процентов. Примерно такое же соотношение и в российских тюрьмах – с той лишь разницей, что в России опыт театральной работы в ИТК сводится к нескольким энтузиастам, а в Италии этой работой занимаются всерьёз. Отдельная история – работа в женских тюрьмах, в которую вовлекаются дети одиннадцати-двенадцати лет. По всей видимости, итальянское общество относится к такой деятельности без предвзятости. И в результате дети получают бесценный социальный опыт, а заключённые женщины реабилитируются перед обществом и, главное, перед собой в своём атрофированном или утраченном чувстве материнства, ведь многим пришлось разлучиться с собственными детьми. «Стены тюрьмы высоки не только для того, чтобы люди не убежали, – говорит Фабио Толледи, – но и чтобы снаружи мы не видели, кто там. Древнее определение тюрьмы – секретум, то, что откладывается в сторону, отделяется, прячется от всеобщих глаз. И люди, искусственно отделённые от других, проецируют эту отделённость внутрь себя».

Ту же отдалённость, «инвалидность» проецируют на себя беженцы, с которыми Фабио и Роберта работали очень много. Сама «прописка» их театра на самом юге Италии («каблук итальянского сапога») побудила их к этому – сюда приплывали беженцы из Албании и Косово, попадая в концентрационные лагеря. Работая с ними, Фабио и Роберта просили их спеть – и молодые люди отнекивались, ссылаясь на забывчивость: слишком больно им было прикасаться к родному языку после перенесённых на родине пыток. В процессе работы они возвращались к своей памяти и своему опыту, ведь любой опыт – тюрьмы, сумасшествия, изгнания, насилия – тот материал, с которым можно и нужно работать. «Люди, которые стали участниками конфликта, всегда думают, что они изолированы, отдельны. Но если, например, киприот, опалённый своим конфликтом, начнёт работать с беженцем из страны, где процветает рабство, он может подумать: «Ого, а у меня ещё не всё так плохо!»

Нынешний конфликт в Сирии учит нас очень важным вещам. Недавно в Сирии спасались миллионы беженцев из Ливана и Ирака. Сейчас эти страны принимают у себя сирийцев. На Ближнем Востоке принять человека, бегущего от войны, – это естественно. В Европе же тот же процесс преподносят как нечто ужасное, установился страшный климат нетерпимости к беженцам. Такой взгляд на беженцев, как на угрозу, очень опасен для общества. Ксенофобский контекст – проблема более страшная, чем проблема мигрантов. Когда мы рассказываем об этом, конфликт меняется. Когда-то мы радовались разрушению берлинской стены. А сегодня наблюдаем, как Израиль построил стену намного выше и длиннее, да и Трамп намеревается построить свою. Это если говорить о видимых стенах, невидимые же гораздо опаснее».

Умение войти в реальность – одно из важнейших качеств, в котором сегодня нуждается театр, убеждён Толледи. Это умение не заменит литература («Мы ставили «Антигону» в Никозии, и я спросил у участников: «А вам приходилось воевать с собратом?» Один ответил мне: «Да хоть сейчас могу сбегать, переодеться в форму и взять оружие». И я сразу понял: мы даём им литературу, а они привносят в неё жизнь»). Не заменит и сценография («Как можно воссоздать на сцене нейтральное место между греческой и турецкой частью Кипра под охраной миротворцев, обнесённое колючей проволокой?»).

«Однажды на мастер-классе некий молодой человек из конфликтной зоны бросил мне: тебе, дескать, просто говорить о конфликтах. А как ты думаешь, – ответил я ему, – просто ли жить в месте, где процветает мафия? Что я вам говорю – у вас Мейерхольд плохо кончил. И Гарсиа Лорка. Брехт 14 лет был беженцем и даже после краха фашистов не мог вернуться ещё два года. В любой стране, пусть хоть в США или Англии, когда ты начинаешь работать с жизнью, а не с оторванной от жизни литературой, это становится рискованно. Театр – это вообще опасно. Но театр, который мы называем социальным, возвращает людям достоинство».

соц_круглый_сто.JPG

Заключительной частью конференции стал Круглый стол, посвящённый поиску образовательных моделей в области социального театра и его влиянию на театр вообще. Его спикерами стали герои книги Ольги Фукс «Другой театр» (сборник материалов, посвящённых социальному, особому и инклюзивному театру в России, который стал бурно развиваться в последние годы) – больничные клоуны Олег Билик и Илья Боязный, режиссёр Борис Фиш и музыкант Ольга Зрилина (создатели спектакля для незрячих зрителей «Потрогай солнце» по сказкам Бориса Шергина), Алексей Щербаков и Елена Попова – актёры, режиссёры, кураторы и педагоги в Интегрированной театральной студии «Круг» (один из главных локомотивов этого движения), Сергей Бидный, Фабио Толледи, продюсер ИТС «Круг II» Ольга Митина, автор нашего журнала Екатерина Васенина, специалист по современному танцу, который открыт и социальным, и инклюзивным проектам, и Елена Ковальская, театральный критик и продюсер Центра им. Мейерхольда, которая давно занимается продвижением инклюзивного и особого театра, поверив в его художественную состоятельность. Разумеется, разговор не удержался в заданных рамках – сообщество социального театра ещё только формируется, его адептам ещё долго предстоит обмениваться опытом, договариваться о терминах, делиться маркетинговыми секретами и секретами мастерства. Но среди участников конференции нашлись и такие практики театра, которые захотели навсегда свернуть в сторону социального театра.

Ольга Канискина

Дата публикации

25 Мая 2018

Другие материалы о театре и искусстве

  • Russischer Theaterfrühling
    07 Ноября 2018

    Russischer Theaterfrühling

    С 17 по 25 ноября в Берлине пройдёт фестиваль «Российская театральная весна». В этом году фестиваль посвящен Кириллу Серебренникову...
  • Чужой
    06 Ноября 2018

    Чужой

    На сцене Учебного театра Высшей школы сценических искусств прошли двухдневные гастроли берлинского театра «Русская сцена».
  • За мыльным пузырем
    02 Ноября 2018

    За мыльным пузырем

    А. Волошина. «Человек из рыбы». Режиссёр Юрий Бутусов. МХТ им. Чехова
  • А завтра была революция
    01 Ноября 2018

    А завтра была революция

    Премьера спектакля «Касатка» по пьесе А.Н. Толстого в постановке народного артиста РФ Рифката Исрафилова открыла 163-й театральный сезон в Оренбургском областном драматическом театре.
  • «Золотая маска» в 25-й раз
    31 Октября 2018

    «Золотая маска» в 25-й раз

    Фестиваль-премия «Золотая маска» объявили список номинантов.
  • Премия Станиславского
    24 Октября 2018

    Премия Станиславского

    Объявлены лауреаты Международной театральной премии имени Станиславского.
  • Новые короткие пьесы
    23 Октября 2018

    Новые короткие пьесы

    "Новые короткие пьесы" французского режиссера Филиппа Декуфле завершат XIII Международный фестиваль-школу современного искусства "Территория".
  • Куклы и тени
    22 Октября 2018

    Куклы и тени

    В дни школьных каникул в Москве пройдет первый ShadowFest – Международный фестиваль театров теней.
  • Прогуляй своё тело
    22 Октября 2018

    Прогуляй своё тело

    В Москву впервые приехал хореограф, перформер, танцовщик Оливье Дюбуа
  • Малый театр скорбит
    19 Октября 2018

    Малый театр скорбит

    19 октября ушёл из жизни актёр Малого театра Дмитрий Николаевич Солодовник.
  • «Русская сцена» на русской сцене
    19 Октября 2018

    «Русская сцена» на русской сцене

    В Москву на гастроли приезжает берлинский русскоязычный театр «Русская сцена».
  • Ошибки ангелов
    15 Октября 2018

    Ошибки ангелов

    В Москве открылся XIII Международный фестиваль-школа «TERRITORIЯ»
  • Не герои геройского времени
    12 Октября 2018

    Не герои геройского времени

    В Театр им. Вахтангова в рамках программы «Большие гастроли» приехал Омский театр драмы.
  • Профессия и судьба
    04 Октября 2018

    Профессия и судьба

    2 октября в Большом зале Консерватории в четвёртый раз была вручена Общественная премия Юрия Любимова
  • Марина Давыдова отмечена спецпризом BITEF
    26 Сентября 2018

    Марина Давыдова отмечена спецпризом BITEF

    На 52-ом Международном фестивале BITEF в Белграде назвали имена лауреатов. Спецприз BITEF получил спектакль Марины Давыдовой ‘Eternal Russia’ («Вечная Россия»).
  • В Театре Российской Армии покажут "Красное колесо"
    25 Сентября 2018

    В Театре Российской Армии покажут "Красное колесо"

    В Театре Российской Армии всё готово к премьере. Спектаклем по роману Александра Солженицына «Красное колесо» 26 сентября откроется новый сезон.
  • Стартовал III Всероссийский фестиваль-конкурс любительских театров
    24 Сентября 2018

    Стартовал III Всероссийский фестиваль-конкурс любительских театров

    С 22 по 30 сентября на театральных площадках Петербурга пройдет III Всероссийский фестиваль-конкурс любительских театров «Невские театральные встречи».
  • Фестиваль "Круг света" стартует в Москве на пяти площадках
    21 Сентября 2018

    Фестиваль "Круг света" стартует в Москве на пяти площадках

    На Театральной площади для световых шоу будут задействованы фасады сразу трех театров: Большого, Малого и РАМТ. В дни фестиваля здесь продемонстрируют аллегорическую световую новеллу о Спартаке.
  • Сергей Юрский выступил в защиту Кирилла Серебренникова
    20 Сентября 2018

    Сергей Юрский выступил в защиту Кирилла Серебренникова

    Знаменитый актёр и режиссёр Сергей Юрский выступил в защиту Кирилла Серебренникова на церемонии вручения государственных наград в области культуры и искусства.
  • Во Владимире откроют памятник провинциальным артистам
    18 Сентября 2018

    Во Владимире откроют памятник провинциальным артистам

    Памятник провинциальным артистам откроют на Театральной площади Владимира 18 сентября, сообщили в пресс-службе Союза театральных деятелей России.
  • Новый главный режиссер Театра Вахтангова
    17 Сентября 2018

    Новый главный режиссер Театра Вахтангова

    Юрий Бутусов займет должность главного режиссера в Театре Вахтангова. Об этом на сборе труппы рассказали директор театра Кирилл Крок и художественный руководитель Римас Туминас.
  • Куклы всего мира в Екатеринбурге
    14 Сентября 2018

    Куклы всего мира в Екатеринбурге

    С 14 по 18 сентября в Екатеринбурге пройдет IX международный фестиваль театра кукол «Петрушка великий». Зрители смогут увидеть 19 спектаклей из 7 стран мира.
  • Худрук РГМДТ новый министр культуры Ингушетии
    14 Сентября 2018

    Худрук РГМДТ новый министр культуры Ингушетии

    Министром культуры в новом правительстве Ингушетии назначен художественный руководитель Русского государственного музыкально-драматического театра Ингушетии Микаэл Базоркин.
  • Финский фестиваль откроет сезон Большого театра
    13 Сентября 2018

    Финский фестиваль откроет сезон Большого театра

    Старейший оперный фестиваль в финском Савонлинна 14 сентября откроет сезон Большого театра на Новой сцене спектаклем "Отелло".
  • В Роттердаме стартует "Гергиев-фестиваль"
    13 Сентября 2018

    В Роттердаме стартует "Гергиев-фестиваль"

    C 13 по 16 сентября в Роттердаме пройдет "Гергиев-фестиваль", посвященный двум датам – 100-летию Роттердамского филармонического оркестра и 30-летию сотрудничества коллектива с Валерием Гергиевым,
  • Уроки русской истории от Орнеллы Мути
    11 Сентября 2018

    Уроки русской истории от Орнеллы Мути

    10 сентября в Государственном Кремлёвском Дворце состоялся единственный показ балета с элементами оперы «Хрустальный дворец».
  • Кабуки снова в России
    10 Сентября 2018

    Кабуки снова в России

    Традиционный японский театр кабуки начинает гастроли в Москве на сцене Театра имени Моссовета в рамках Международного театрального фестиваля имени Чехова.
  • Валерий Фокин - лауреат премии Европы
    07 Сентября 2018

    Валерий Фокин - лауреат премии Европы

    В Санкт-Петербурге назвали имена лауреатов XVII Европейской театральной премии.
  • Территория боли
    04 Сентября 2018

    Территория боли

    1 сентября открылся фестиваль молодой драматургии «Любимовка»
  • Третий звонок
    31 Августа 2018

    Третий звонок

    Московские театры открывают сезон и анонсируют будущие премьеры.
  • Театроведение и практика
    30 Августа 2018

    Театроведение и практика

    В Высшей школе сценических искусств открывается уникальная образовательная программа - Школа практического театроведения.
  • В гости на «VASARA»
    29 Августа 2018

    В гости на «VASARA»

    Оренбургский театр драмы стал участником Международного театрального фестиваля «VASARA» в Литве.
  • Круг света 2018
    28 Августа 2018

    Круг света 2018

    Фасады Большого, Малого театров и РАМТ создадут панорамную 270-градусную видеопроекцию  в рамках сеньтябрьского фестиваля "Круг света"
  • Ушёл Нил Саймон
    27 Августа 2018

    Ушёл Нил Саймон

    В воскресенье, 26 августа, в Нью-Йорке ушёл из жизни американский драматург, сценарист, обладатель Пулитцеровской премии Нил Саймон.
  • Вверх по лестнице, ведущей вниз
    27 Июля 2018

    Вверх по лестнице, ведущей вниз

    В «Сатириконе» состоялась премьера «Дон Жуана» Ж.-Б. Мольера в версии режиссёра Егора Пегерудова.
  • Прощай, оружие
    26 Июля 2018

    Прощай, оружие

    Театральная компания «Римини-протокол» показала в Москве спектакль про вооружение.
  • "Гаянэ" в Большом
    25 Июля 2018

    "Гаянэ" в Большом

    Национальный театр оперы и балета имени Спендиаряна привез в Москву из Еревана «Гаянэ» Хачатуряна.
  • Три плюс три сестры
    19 Июля 2018

    Три плюс три сестры

    Диалог двух постановок в СТИ и МХТ: Сергей Женовач и Константин Богомолов поставили своего Чехова.
  • Дочь фараона
    17 Июля 2018

    Дочь фараона

    Балет Мариуса Петипа на музыку Цезаря Пуни "Дочь фараона" после шестилетнего перерыва возвращается на Историческую сцену Большого театра.
  • Будапешт в Гатчине
    13 Июля 2018

    Будапешт в Гатчине

    13 июля начинает свою работу фестиваль «Оперетта-парк». Серия концертов с участием солистов Будапештского театра оперетты пройдет в живописных декорациях Гатчинского дворца и парка.
  • Опера - всем
    11 Июля 2018

    Опера - всем

    VII Международный фестиваль «Опера – всем» стартует 12 июля в Санкт-Петербурге. Фестиваль откроется оперой Римского-Корсакова «Царская невеста» на Соборной площади Петропавловской крепости.
  • Новосибирские гастроли
    11 Июля 2018

    Новосибирские гастроли

    Артисты знаменитого балета Парижской национальной оперы 11 и 12 июля выступят на сцене Новосибирского театра оперы и балета.
  • «Вдохновение» театром
    10 Июля 2018

    «Вдохновение» театром

    С 20 июля по 5 августа 2018 года на ВДНХ в четвертый раз пройдет международный фестиваль искусств «Вдохновение».
  • Юбилей Лии Ахеджаковой
    09 Июля 2018

    Юбилей Лии Ахеджаковой

    "Современник" поздравляет с юбилеем народную артистку России Лию Ахеджакову, которой сегодня исполняется 80 лет.
  • Театральный марафон
    02 Июля 2018

    Театральный марафон

    XVIII июльский Театральный марафон пройдет в театре Романа Виктюка, где течение месяца будут сыграны 16 спектаклей разных лет.
  • Премьера Баварской оперы
    29 Июня 2018

    Премьера Баварской оперы

    Премьерной постановкой Мюнхенского оперного фестиваля в этом году стал "Парсифаль" Рихарда Вагнера в постановке Пьера Ауди. В роли Парсифаля - Йонас Кауфман.
  • Кулябин здесь, Кулябин там
    28 Июня 2018

    Кулябин здесь, Кулябин там

    Знаменитые спектакли Тимофея Кулябина на международных гастролях.
  • "Золотой петушок" в Геликоне
    26 Июня 2018

    "Золотой петушок" в Геликоне

    Премьерная серия оперы Николая Римского-Корсакова "Золотой петушок" начнется во вторник в театре "Геликон-опера" в Москве. Об этом сообщили в пресс-службе музыкального театра.
  • Реклама