Год образования 1948, UNESCO
Главная > Новости > Социальный театр МИТ

Социальный театр МИТ

В 2018 году Международный институт театра отмечает свое 70-летие. Его создание стало одним из ответов людей искусства миру, только что пережившему Вторую мировую войну. Но, как и 70 лет назад, проблема человеческого общения, умения найти общий язык, понять, услышать другого, непохожего на тебя, договориться с ним стоит очень остро. Запрос на социальный театр, способный нетривиально решать социальные, педагогические и даже медицинские проблемы, вырос настолько, что театральное сообщество всё больше понимает необходимость в профессиональной подготовке для ответа на этот запрос. Одним из шагов на этом пути стала разработка программы МИТ по обучению социальному театру на базе Российского центра МИТ и Высшей школы сценических искусств. Старт этой программы был отмечен трёхдневной российско-итальянской конференцией по социальному театру.

Программа конференции поделилась поровну на итальянскую и русскую части. Россию на конференции представляли три команды. Высшая школа сценических искусств, студенты которой прошли все мастер-классы и показали спектакль третьего курса актёрско-режиссёрского факультета «Среди нас» – вербатим, основанный на историях онкобольных и онкологов, – прыгающая кардиограмма спасений, предательств, переосмыслений всей жизни, отчаяния и надежды. Центр творческих инициатив «Инклюзион», который возник как естественное продолжение проекта фонда поддержки слепоглухим людям – спектакля «Прикасаемые», призванного привлечь внимание к жизни людей, живущих в темноте и тишине. И, наконец, третьей командой от России стал театр неслышащих актёров «Недослов». Директор театра Сергей Бидный рассказал о пятнадцатилетнем пути своей команды – от курса глухих актёров, которые не смогли разойтись после триумфальных гастролей по США и Канаде, но не имели никакой поддержки на родине, до известного коллектива с призами и грантами, участники которого научились поддерживать своё профессиональное существование и теперь всерьёз подумывают о том, чтобы убрать «диагноз» из названия театра, потому что в нашем обществе он по-прежнему мешает жить.

«Наш барьер – слышащее общество, – говорит Сергей Бидный. – При том, что 70 процентов наших зрителей – слышащие. Но страх «неформата» мешает нам пробиться в медийное пространство. Как-то к нам пришла продюсер с телеканала «Культура», посмотрела наши спектакли, загорелась идеей сделать видеоверсии – и вот уже два года уговаривает своё руководство. Люди не допускают, что искусство может выйти за рамки физиологии, не хотят испытывать чувство неловкости, жалости. Хотя, попав к нам, приходят ещё и ещё. Отдельная история – поход с детьми в театр «Недослов». У нас есть спектакль «Малыш и Карлсон» – и это единственный детский спектакль для неслышащих зрителей. Для того чтобы привести на спектакль ещё и ребёнка, взрослому нужно перешагнуть какой-то двойной барьер. Но надо видеть, с какими глазами уходят со спектакля глухие дети, которые поняли, что есть какой-то другой мир. Ведь для них не осталось даже передач с переводом на жестовый язык.

Но самая большая наша проблема – образование. Изначально система образования неслышащих людей построена так, чтобы они адаптировались к обществу слышащих. Поэтому жестовый язык в школах не используют, учат читать по губам. Представляете, что творится в голове у глухого ребёнка, которому здоровый учитель объясняет математику? Как правило, они боятся признаться, что не поняли. И, приходя в наш вуз (Российская специализированная академия искусств), они практически ничего не знают, не читают классическую литературу, не знакомы с абстрактными понятиями. И в тридцать лет могут быть как дети».

Рассказ Сергея стал обобщением пятнадцатилетнего опыта преодоления самых разных преград на пути маленького театра неслышащих актёров без государственного финансирования (если не считать двух грантов на прокат спектаклей) и собственного дома. Но в качестве доказательства, что всё возможно, он привёз с собой спектакль-концерт «Здесь птицы не поют» по военным песням – предельно концентрированную горечь от военных потерь, выраженных телами, взглядами и, конечно же, жестами, которые (особенно на припевах) с лёту заучивала слышащая аудитория.

_IMG_1521+.jpg

Итальянские участники конференции оказались гораздо более ориентированы на социальную роль театра. Фабио Толледи – актёр, режиссёр, драматург, художественный руководитель Astragali Teatro (г. Лечче), ведущий специалист по театру в конфликтных зонах, сотрудничающий со многими университетами мира, и актриса, тренер, певица, переводчица Роберта Кварта – уникальная пара, исколесившая едва ли не все горячие точки мира со своими театральными лабораториями, которые не всегда заканчивались полноценным спектаклем, но всегда помогали налаживать человеческие связи, разорванные, казалось бы, навсегда.

Они работали в Испании, Франции, Германии, Бельгии, Нидерландах, Польше, Чехии, Словакии, Хорватии, Румынии, Албании, Греции, Турции, Иордании, Палестине, Сирии, Ираке, Тунисе, Азербайджане, Армении, Китае, Бразилии, на Кипре. Беженцы, женщины и дети, пережившие насилие, участники военного конфликта, которые едва ли не впервые встречались друг с другом не в перестрелках, а на репетициях: политзаключённые и осуждённые за терроризм, люди с особыми физическими или умственными возможностями, пациенты психиатрических больниц были участниками их театральных практик.

Свою работу в социальном театре Фабио Толледи начал в психиатрической больнице вместе с последователями психиатра и миссионера Франко Базальи. Именно Базалья совершил переворот в отношении к психиатрическим больным, призывая видеть не заболевание, а человека. Благодаря ему вот уже сорок лет в Италии закрыты психиатрические больницы (нововведение Наполеона), где практиковалось разрушение человеческой личности с целью сделать её незаметной для остального общества. «Базалья запустил обратный процесс и привлёк к нему артистов, художников, поэтов, – рассказывает Фабио Толледи. – Сумасшедший дом, где работал Франко, находился в Гориции, на северо-востоке Италии, – это важное место, где погибли тысячи молодых людей и впоследствии было построено две большие психиатрические больницы. Именно там я начинал свою работу театрального педагога. Вместе с учениками Базальи мы собирали истории пациентов, которые провели в больницах по тридцать, сорок, пятьдесят лет. Некоторые были очень интересны. Один из моих коллег рассказывал про пациента из Имулы (городок к северу от Болоньи, лежащий на пересечении трёх провинций и содержащий сразу три психбольницы, положенные каждой провинции по закону, – представляете, 12 тысяч сумасшедших на 50 тысяч населения?!). Этот пациент был неизвестно сколько времени связан веревками, так как развязанным он постоянно наносил себе серьёзные удары. Базалья попросил развязать его и положил руку пациенту на голову, по которой он бил. Надо ли говорить, что тот сразу же перестал?! Он не хотел, чтобы его связывали, а ласки не испытывал много лет. Может быть, это слишком романтизированный пример, но точный. В другой больнице был пациент, который лет двадцать стоял, уткнувшись в стену и держа на ней руку, – при любой погоде. Оказалось, он записывал гвоздём на стене рассказы о своей жизни и изобретениях. Просто так медленно и мелко, что казалось – он просто стоит. Мы опубликовали его невероятные истории. Эти два примера показывают, как важен взгляд на человека под иным углом, чтобы разглядеть возможности, которыми этот человек обладает».

Работа в психиатрии – лишь одна грань многогранной деятельности Astragali Teatro. Другая – работа в тюрьмах, где Фабио Толледи не только занимается театральной практикой, но и принимает экзамены. «Тюрьма всегда производит сильное впечатление. Представьте себе такую же комнату, где сидят пять человек и постоянно работает три радиоприёмника. Столы и стулья привинчены к полу. Всё серое – другие цвета и цветы (вообще всё живое) запрещены. Идёт систематическое изничтожение человека. Но если человек хочет как-то переработать свою жизнь, он должен начать с осознания. О воспитательной функции театра ещё с XVII века говорила католическая церковь, которая в Италии имеет огромный вес. Но в церковной трактовке театр должен обучать священным моральным принципам церкви и полному послушанию. Социальный же театр призывает совсем к другому – возможности разделить с кем-то его опыт, выстраивать горизонтальные связи».

По статистике в итальянские тюрьмы возвращаются около 82 процентов освободившихся. Но из числа «очищенных» театральной работой рецидивистами становятся лишь 7 процентов. Примерно такое же соотношение и в российских тюрьмах – с той лишь разницей, что в России опыт театральной работы в ИТК сводится к нескольким энтузиастам, а в Италии этой работой занимаются всерьёз. Отдельная история – работа в женских тюрьмах, в которую вовлекаются дети одиннадцати-двенадцати лет. По всей видимости, итальянское общество относится к такой деятельности без предвзятости. И в результате дети получают бесценный социальный опыт, а заключённые женщины реабилитируются перед обществом и, главное, перед собой в своём атрофированном или утраченном чувстве материнства, ведь многим пришлось разлучиться с собственными детьми. «Стены тюрьмы высоки не только для того, чтобы люди не убежали, – говорит Фабио Толледи, – но и чтобы снаружи мы не видели, кто там. Древнее определение тюрьмы – секретум, то, что откладывается в сторону, отделяется, прячется от всеобщих глаз. И люди, искусственно отделённые от других, проецируют эту отделённость внутрь себя».

Ту же отдалённость, «инвалидность» проецируют на себя беженцы, с которыми Фабио и Роберта работали очень много. Сама «прописка» их театра на самом юге Италии («каблук итальянского сапога») побудила их к этому – сюда приплывали беженцы из Албании и Косово, попадая в концентрационные лагеря. Работая с ними, Фабио и Роберта просили их спеть – и молодые люди отнекивались, ссылаясь на забывчивость: слишком больно им было прикасаться к родному языку после перенесённых на родине пыток. В процессе работы они возвращались к своей памяти и своему опыту, ведь любой опыт – тюрьмы, сумасшествия, изгнания, насилия – тот материал, с которым можно и нужно работать. «Люди, которые стали участниками конфликта, всегда думают, что они изолированы, отдельны. Но если, например, киприот, опалённый своим конфликтом, начнёт работать с беженцем из страны, где процветает рабство, он может подумать: «Ого, а у меня ещё не всё так плохо!»

Нынешний конфликт в Сирии учит нас очень важным вещам. Недавно в Сирии спасались миллионы беженцев из Ливана и Ирака. Сейчас эти страны принимают у себя сирийцев. На Ближнем Востоке принять человека, бегущего от войны, – это естественно. В Европе же тот же процесс преподносят как нечто ужасное, установился страшный климат нетерпимости к беженцам. Такой взгляд на беженцев, как на угрозу, очень опасен для общества. Ксенофобский контекст – проблема более страшная, чем проблема мигрантов. Когда мы рассказываем об этом, конфликт меняется. Когда-то мы радовались разрушению берлинской стены. А сегодня наблюдаем, как Израиль построил стену намного выше и длиннее, да и Трамп намеревается построить свою. Это если говорить о видимых стенах, невидимые же гораздо опаснее».

Умение войти в реальность – одно из важнейших качеств, в котором сегодня нуждается театр, убеждён Толледи. Это умение не заменит литература («Мы ставили «Антигону» в Никозии, и я спросил у участников: «А вам приходилось воевать с собратом?» Один ответил мне: «Да хоть сейчас могу сбегать, переодеться в форму и взять оружие». И я сразу понял: мы даём им литературу, а они привносят в неё жизнь»). Не заменит и сценография («Как можно воссоздать на сцене нейтральное место между греческой и турецкой частью Кипра под охраной миротворцев, обнесённое колючей проволокой?»).

«Однажды на мастер-классе некий молодой человек из конфликтной зоны бросил мне: тебе, дескать, просто говорить о конфликтах. А как ты думаешь, – ответил я ему, – просто ли жить в месте, где процветает мафия? Что я вам говорю – у вас Мейерхольд плохо кончил. И Гарсиа Лорка. Брехт 14 лет был беженцем и даже после краха фашистов не мог вернуться ещё два года. В любой стране, пусть хоть в США или Англии, когда ты начинаешь работать с жизнью, а не с оторванной от жизни литературой, это становится рискованно. Театр – это вообще опасно. Но театр, который мы называем социальным, возвращает людям достоинство».

соц_круглый_сто.JPG

Заключительной частью конференции стал Круглый стол, посвящённый поиску образовательных моделей в области социального театра и его влиянию на театр вообще. Его спикерами стали герои книги Ольги Фукс «Другой театр» (сборник материалов, посвящённых социальному, особому и инклюзивному театру в России, который стал бурно развиваться в последние годы) – больничные клоуны Олег Билик и Илья Боязный, режиссёр Борис Фиш и музыкант Ольга Зрилина (создатели спектакля для незрячих зрителей «Потрогай солнце» по сказкам Бориса Шергина), Алексей Щербаков и Елена Попова – актёры, режиссёры, кураторы и педагоги в Интегрированной театральной студии «Круг» (один из главных локомотивов этого движения), Сергей Бидный, Фабио Толледи, продюсер ИТС «Круг II» Ольга Митина, автор нашего журнала Екатерина Васенина, специалист по современному танцу, который открыт и социальным, и инклюзивным проектам, и Елена Ковальская, театральный критик и продюсер Центра им. Мейерхольда, которая давно занимается продвижением инклюзивного и особого театра, поверив в его художественную состоятельность. Разумеется, разговор не удержался в заданных рамках – сообщество социального театра ещё только формируется, его адептам ещё долго предстоит обмениваться опытом, договариваться о терминах, делиться маркетинговыми секретами и секретами мастерства. Но среди участников конференции нашлись и такие практики театра, которые захотели навсегда свернуть в сторону социального театра.

Ольга Канискина

Дата публикации

25 Мая 2018

Другие материалы о театре и искусстве

  • Дочь фараона
    17 Июля 2018

    Дочь фараона

    Балет Мариуса Петипа на музыку Цезаря Пуни "Дочь фараона" после шестилетнего перерыва возвращается на Историческую сцену Большого театра. Премьерные показы состоятся с 19 по 22 июля.
  • Будапешт в Гатчине
    13 Июля 2018

    Будапешт в Гатчине

    13 июля начинает свою работу фестиваль «Оперетта-парк». Серия концертов с участием солистов Будапештского театра оперетты пройдет в живописных декорациях Гатчинского дворца и парка.
  • Опера - всем
    11 Июля 2018

    Опера - всем

    VII Международный фестиваль «Опера – всем» стартует 12 июля в Санкт-Петербурге. Фестиваль откроется оперой Римского-Корсакова «Царская невеста» на Соборной площади Петропавловской крепости.
  • Новосибирские гастроли
    11 Июля 2018

    Новосибирские гастроли

    Артисты знаменитого балета Парижской национальной оперы 11 и 12 июля выступят на сцене Новосибирского театра оперы и балета.
  • «Вдохновение» театром
    10 Июля 2018

    «Вдохновение» театром

    С 20 июля по 5 августа 2018 года на ВДНХ в четвертый раз пройдет международный фестиваль искусств «Вдохновение».
  • Юбилей Лии Ахеджаковой
    09 Июля 2018

    Юбилей Лии Ахеджаковой

    "Современник" поздравляет с юбилеем народную артистку России Лию Ахеджакову, которой сегодня исполняется 80 лет.
  • Театральный марафон
    02 Июля 2018

    Театральный марафон

    XVIII июльский Театральный марафон пройдет в театре Романа Виктюка, где течение месяца будут сыграны 16 спектаклей разных лет.
  • Премьера Баварской оперы
    29 Июня 2018

    Премьера Баварской оперы

    Премьерной постановкой Мюнхенского оперного фестиваля в этом году стал "Парсифаль" Рихарда Вагнера в постановке Пьера Ауди. В роли Парсифаля - Йонас Кауфман.
  • Кулябин здесь, Кулябин там
    28 Июня 2018

    Кулябин здесь, Кулябин там

    Знаменитые спектакли Тимофея Кулябина на международных гастролях.
  • "Золотой петушок" в Геликоне
    26 Июня 2018

    "Золотой петушок" в Геликоне

    Премьерная серия оперы Николая Римского-Корсакова "Золотой петушок" начнется во вторник в театре "Геликон-опера" в Москве. Об этом сообщили в пресс-службе музыкального театра.
  • Иран приглашает
    25 Июня 2018

    Иран приглашает

    Центр драматических искусств Ирана выпустил анонс трех крупных международных фестивалей, которые пройдут в стране с сентября 2018 года по февраль 2019 года.
  • Неизвестный Тургенев
    22 Июня 2018

    Неизвестный Тургенев

    В Орловском академическом театре представили малоизвестную пьесу для детей, написанную Полиной Виардо и Иваном Тургеневым.
  • "Утопия" в Театре Наций
    21 Июня 2018

    "Утопия" в Театре Наций

    Премьера в Театре Наций. Спектакль Марата Гацалова «Утопия» по одноимённой пьесе Михаила Дурненкова - это размышление о том, изменились ли мы с 90-х и можно ли вернуться назад.
  • Мюзикл отбит
    21 Июня 2018

    Мюзикл отбит

    Создание мюзикла о легендарном футбольном вратаре Льве Яшине, который планировалось представить к чемпионату мира в России, откладывается, пока вдова спортсмена не даст свое согласие.
  • Гинкас поставил "Макбета"
    20 Июня 2018

    Гинкас поставил "Макбета"

    Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко представляет премьеру оперы Джузеппе Верди "Макбет" по одноименной трагедии Шекспира, постановку которой осуществил драматический режиссер Кама Гинкас.
  • Юбилей Домашнего театра
    20 Июня 2018

    Юбилей Домашнего театра

    Домашнему театру в Доме Щепкина исполнилось 10 лет. К юбилею театра в Доме-музее М.С. Щепкина открылась выставка «Всему своё время и время всякой вещи под небом».
  • Фестиваль уличных театров
    20 Июня 2018

    Фестиваль уличных театров

    Картонный оркестр под руководством тирана, глотание мечей, жонглирование стульями... В Архангельске открылся XXIV фестиваль уличных театров.
  • В Израиль 10 лет спустя
    19 Июня 2018

    В Израиль 10 лет спустя

    "Современник" во вторник отправился на гастроли в Израиль после десятилетнего перерыва, выступления пройдут с 20 по 25 июня в Тель-Авиве и Кирьят-Хаиме.
  • Михайловские гастроли
    19 Июня 2018

    Михайловские гастроли

    Солисты оперы Михайловского театра дадут серию концертов в городах Франции и Италии, выступления пройдут с 19 по 30 июня, сообщили в пресс-службе театра.
  • Ушёл внук Вахтангова
    19 Июня 2018

    Ушёл внук Вахтангова

    Театр имени Евгения Вахтангова сообщил о смерти внука основателя театра — художника Евгения Сергеевича Вахтангова. Церемония прощания состоится  22 июня в 12.00 в Церкви Успения Пресвятой Богородицы.
  • Чайковский в Берлине
    13 Июня 2018

    Чайковский в Берлине

    Артисты Санкт-Петербургского театра балета Бориса Эйфмана представили на сцене Театра на Потсдамской площади спектакль "Чайковский. PRO et CONTRA".
  • Лауреаты малых городов
    13 Июня 2018

    Лауреаты малых городов

    Лауреатов XVI Фестиваля театров малых городов России объявили в Новороссийске, где смотр проходил с 4 по 11 июня. По традиции спектакли-победители покажут в Москве, на сцене Театра наций.
  • "Алеко" Рахманинова - 125!
    08 Июня 2018

    "Алеко" Рахманинова - 125!

    В московском театре «Геликон-опера» - премьера. Новое прочтение «Алеко», оперы молодого Сергея Рахманинова.
  • Итоги сезона № 54
    08 Июня 2018

    Итоги сезона № 54

    9 июня в Театральном музее им. А.А. Бахрушина откроется ежегодная выставка московских театральных художников "Итоги сезона № 54".
  • Толстой Weekend
    08 Июня 2018

    Толстой Weekend

    9 июня начнет свою работу Международный театральный фестиваль "Толстой Weekend", мероприятия которого будут проходить в Музее-усадьбе "Ясная Поляна".
  • Самая лёгкая лодка в мире
    07 Июня 2018

    Самая лёгкая лодка в мире

    Премьера спектакля по повести одного из самых известных детских писателей Юрия Коваля "Самая легкая лодка в мире" прошла в Российском Молодежном театре.
  • VIII Платоновский фестиваль
    07 Июня 2018

    VIII Платоновский фестиваль

    VIII Платоновский международный фестиваль искусств открылся 6 июня документальным спектаклем "100% Воронеж", в котором 100 жителей города сыграли самих себя.
  • Футбольный балет
    06 Июня 2018

    Футбольный балет

    Премьера балета "На футбол", посвященного предстоящему чемпионату мира по футболу в России, состоится 30 июня в Башкирском театре оперы и балета.
  • Балетный Оскар
    05 Июня 2018

    Балетный Оскар

    5 и 6 июня на Исторической сцене Большого театра России пройдет XXVI Международный балетный фестиваль «Бенуа де ла Данс» (Benois de la Danse).
  • Посвящение Петипа
    01 Июня 2018

    Посвящение Петипа

    На гала-концерте "Посвящение Петипа", прошедшем в Большом театре в честь 200-летия со дня рождения знаменитого хореографа, выступили звёзды мирового балета.
  • Горькие дачники
    31 Мая 2018

    Горькие дачники

    В театре "Школа драматического искусства" 31 мая и 1 июня состоится премьера спектакля Александра Огарёва "Дачники" по одноимённой пьесе Максима Горького.
  • Дягилевский фестиваль – 2018
    31 Мая 2018

    Дягилевский фестиваль – 2018

    С 14 по 24 июня в Перми пройдет XII Международный Дягилевский фестиваль под художественным руководством Теодора Курентзиса и кураторством Марка де Мони.
  • Майоруна существуют
    30 Мая 2018

    Майоруна существуют

    Спектакль «Encounter» Саймона Макберни был сыгран в Москве в последний раз.
  • Вечер памяти Абдулова
    29 Мая 2018

    Вечер памяти Абдулова

    В день рождения Александра Абдулова, которому 29 мая исполнилось бы 65 лет, в его родном московском театре "Ленком" пройдет вечер памяти артиста.
  • Бурчуладзе в Михайловском
    29 Мая 2018

    Бурчуладзе в Михайловском

    Гала-концерт мировых звезд оперы, посвященный 40-летию творческой деятельности Паата Бурчуладзе, пройдет во вторник в Михайловском театре в Петербурге.
  • Ушёл Юрий Рашкин
    29 Мая 2018

    Ушёл Юрий Рашкин

    На 73-м году ушёл из жизни режиссёр, сценарист и актёр Юрий Рашкин. Об этом сообщается на официальной странице театра "Современник" в Facebook.

  • Оренбург и три мушкетёра
    28 Мая 2018

    Оренбург и три мушкетёра

    X Международный театральный фестиваль "Гостиный двор" открылся в Оренбурге мюзиклом "Три мушкетера" Оренбургского областного театра музыкальной комедии.
  • Бернстайн в черешневом лесу
    28 Мая 2018

    Бернстайн в черешневом лесу

    Концерт к столетию со дня рождения американского композитора Леонарда Бернстайна завершит программу XVIII Открытого фестиваля искусств "Черешневый лес" в Большом зале Московской консерватории.
  • Дни социального театра
    21 Мая 2018

    Дни социального театра

    С 22 по 24 мая 2018 года в Высшей школе сценических искусств состоится научно-практический семинар с международным участием «Социальный театр в ХХI веке».
  • Оратория Богомолова
    17 Мая 2018

    Оратория Богомолова

    Музыкальный театр имени Станиславского представляет премьеру оратории Генделя "Триумф Времени и Бесчувствия" в постановке Константина Богомолова.
  • Затмение "Гоголь-центра"
    17 Мая 2018

    Затмение "Гоголь-центра"

    17 мая на Большой сцене "Гоголь-центра" состоится премьера спектакля Евгения Кулагина "Две комнаты". В главных ролях Инга Оболдина и Чулпан Хаматова.
  • Фигаро на новый лад
    17 Мая 2018

    Фигаро на новый лад

    17 и 18 мая в московском театре "Геликон-опера" состоится премьера оперы Микаэла Таривердиева "Женитьба Фигаренко" по мотивам пьесы Бомарше.
  • Ушла из жизни Елена Гремина
    16 Мая 2018

    Ушла из жизни Елена Гремина

    Руководитель и один из основателей Tеатра.doc. драматург и режиссёр Елена Гремина скоропостижно скончалась сегодня утром в московской больнице. Ей был 61 год.
  • Шекспир в театре Пушкина
    14 Мая 2018

    Шекспир в театре Пушкина

    Театр имени Пушкина представил 11 мая российскую премьеру спектакля "Влюбленный Шекспир" по сценарию Тома Стоппарда в постановке Евгения Писарева
  • Восточные гастроли
    13 Мая 2018

    Восточные гастроли

    Большой театр начинает масштабные гастроли в Китае и Южной Корее, которые продлятся с 14 по 29 мая.
  • В доме Островского
    11 Мая 2018

    В доме Островского

    Фестиваль "Островский в Доме Островского", приуроченный к 195-летию драматурга Александра Островского, пройдет в Малом театре с 11 по 17 мая.
  • Инфаркт Малобродского
    10 Мая 2018

    Инфаркт Малобродского

    Врач-кардиолог Ярослав Ашихмин на заседании Басманного суда диагностировал у Алексея Малобродского нестабильную стенокардию с подозрением на инфаркт миокарда.
  • Шанхайские гастроли
    07 Мая 2018

    Шанхайские гастроли

    Труппа Александринского театра отправилась на гастроли в Шанхай, где она представит постановки "Гамлет" и "Мамаша Кураж и ее дети".
  • Реклама