Год образования 1948, UNESCO
Главная > Новости > Социальный театр МИТ

Социальный театр МИТ

В 2018 году Международный институт театра отмечает свое 70-летие. Его создание стало одним из ответов людей искусства миру, только что пережившему Вторую мировую войну. Но, как и 70 лет назад, проблема человеческого общения, умения найти общий язык, понять, услышать другого, непохожего на тебя, договориться с ним стоит очень остро. Запрос на социальный театр, способный нетривиально решать социальные, педагогические и даже медицинские проблемы, вырос настолько, что театральное сообщество всё больше понимает необходимость в профессиональной подготовке для ответа на этот запрос. Одним из шагов на этом пути стала разработка программы МИТ по обучению социальному театру на базе Российского центра МИТ и Высшей школы сценических искусств. Старт этой программы был отмечен трёхдневной российско-итальянской конференцией по социальному театру.

Программа конференции поделилась поровну на итальянскую и русскую части. Россию на конференции представляли три команды. Высшая школа сценических искусств, студенты которой прошли все мастер-классы и показали спектакль третьего курса актёрско-режиссёрского факультета «Среди нас» – вербатим, основанный на историях онкобольных и онкологов, – прыгающая кардиограмма спасений, предательств, переосмыслений всей жизни, отчаяния и надежды. Центр творческих инициатив «Инклюзион», который возник как естественное продолжение проекта фонда поддержки слепоглухим людям – спектакля «Прикасаемые», призванного привлечь внимание к жизни людей, живущих в темноте и тишине. И, наконец, третьей командой от России стал театр неслышащих актёров «Недослов». Директор театра Сергей Бидный рассказал о пятнадцатилетнем пути своей команды – от курса глухих актёров, которые не смогли разойтись после триумфальных гастролей по США и Канаде, но не имели никакой поддержки на родине, до известного коллектива с призами и грантами, участники которого научились поддерживать своё профессиональное существование и теперь всерьёз подумывают о том, чтобы убрать «диагноз» из названия театра, потому что в нашем обществе он по-прежнему мешает жить.

«Наш барьер – слышащее общество, – говорит Сергей Бидный. – При том, что 70 процентов наших зрителей – слышащие. Но страх «неформата» мешает нам пробиться в медийное пространство. Как-то к нам пришла продюсер с телеканала «Культура», посмотрела наши спектакли, загорелась идеей сделать видеоверсии – и вот уже два года уговаривает своё руководство. Люди не допускают, что искусство может выйти за рамки физиологии, не хотят испытывать чувство неловкости, жалости. Хотя, попав к нам, приходят ещё и ещё. Отдельная история – поход с детьми в театр «Недослов». У нас есть спектакль «Малыш и Карлсон» – и это единственный детский спектакль для неслышащих зрителей. Для того чтобы привести на спектакль ещё и ребёнка, взрослому нужно перешагнуть какой-то двойной барьер. Но надо видеть, с какими глазами уходят со спектакля глухие дети, которые поняли, что есть какой-то другой мир. Ведь для них не осталось даже передач с переводом на жестовый язык.

Но самая большая наша проблема – образование. Изначально система образования неслышащих людей построена так, чтобы они адаптировались к обществу слышащих. Поэтому жестовый язык в школах не используют, учат читать по губам. Представляете, что творится в голове у глухого ребёнка, которому здоровый учитель объясняет математику? Как правило, они боятся признаться, что не поняли. И, приходя в наш вуз (Российская специализированная академия искусств), они практически ничего не знают, не читают классическую литературу, не знакомы с абстрактными понятиями. И в тридцать лет могут быть как дети».

Рассказ Сергея стал обобщением пятнадцатилетнего опыта преодоления самых разных преград на пути маленького театра неслышащих актёров без государственного финансирования (если не считать двух грантов на прокат спектаклей) и собственного дома. Но в качестве доказательства, что всё возможно, он привёз с собой спектакль-концерт «Здесь птицы не поют» по военным песням – предельно концентрированную горечь от военных потерь, выраженных телами, взглядами и, конечно же, жестами, которые (особенно на припевах) с лёту заучивала слышащая аудитория.

_IMG_1521+.jpg

Итальянские участники конференции оказались гораздо более ориентированы на социальную роль театра. Фабио Толледи – актёр, режиссёр, драматург, художественный руководитель Astragali Teatro (г. Лечче), ведущий специалист по театру в конфликтных зонах, сотрудничающий со многими университетами мира, и актриса, тренер, певица, переводчица Роберта Кварта – уникальная пара, исколесившая едва ли не все горячие точки мира со своими театральными лабораториями, которые не всегда заканчивались полноценным спектаклем, но всегда помогали налаживать человеческие связи, разорванные, казалось бы, навсегда.

Они работали в Испании, Франции, Германии, Бельгии, Нидерландах, Польше, Чехии, Словакии, Хорватии, Румынии, Албании, Греции, Турции, Иордании, Палестине, Сирии, Ираке, Тунисе, Азербайджане, Армении, Китае, Бразилии, на Кипре. Беженцы, женщины и дети, пережившие насилие, участники военного конфликта, которые едва ли не впервые встречались друг с другом не в перестрелках, а на репетициях: политзаключённые и осуждённые за терроризм, люди с особыми физическими или умственными возможностями, пациенты психиатрических больниц были участниками их театральных практик.

Свою работу в социальном театре Фабио Толледи начал в психиатрической больнице вместе с последователями психиатра и миссионера Франко Базальи. Именно Базалья совершил переворот в отношении к психиатрическим больным, призывая видеть не заболевание, а человека. Благодаря ему вот уже сорок лет в Италии закрыты психиатрические больницы (нововведение Наполеона), где практиковалось разрушение человеческой личности с целью сделать её незаметной для остального общества. «Базалья запустил обратный процесс и привлёк к нему артистов, художников, поэтов, – рассказывает Фабио Толледи. – Сумасшедший дом, где работал Франко, находился в Гориции, на северо-востоке Италии, – это важное место, где погибли тысячи молодых людей и впоследствии было построено две большие психиатрические больницы. Именно там я начинал свою работу театрального педагога. Вместе с учениками Базальи мы собирали истории пациентов, которые провели в больницах по тридцать, сорок, пятьдесят лет. Некоторые были очень интересны. Один из моих коллег рассказывал про пациента из Имулы (городок к северу от Болоньи, лежащий на пересечении трёх провинций и содержащий сразу три психбольницы, положенные каждой провинции по закону, – представляете, 12 тысяч сумасшедших на 50 тысяч населения?!). Этот пациент был неизвестно сколько времени связан веревками, так как развязанным он постоянно наносил себе серьёзные удары. Базалья попросил развязать его и положил руку пациенту на голову, по которой он бил. Надо ли говорить, что тот сразу же перестал?! Он не хотел, чтобы его связывали, а ласки не испытывал много лет. Может быть, это слишком романтизированный пример, но точный. В другой больнице был пациент, который лет двадцать стоял, уткнувшись в стену и держа на ней руку, – при любой погоде. Оказалось, он записывал гвоздём на стене рассказы о своей жизни и изобретениях. Просто так медленно и мелко, что казалось – он просто стоит. Мы опубликовали его невероятные истории. Эти два примера показывают, как важен взгляд на человека под иным углом, чтобы разглядеть возможности, которыми этот человек обладает».

Работа в психиатрии – лишь одна грань многогранной деятельности Astragali Teatro. Другая – работа в тюрьмах, где Фабио Толледи не только занимается театральной практикой, но и принимает экзамены. «Тюрьма всегда производит сильное впечатление. Представьте себе такую же комнату, где сидят пять человек и постоянно работает три радиоприёмника. Столы и стулья привинчены к полу. Всё серое – другие цвета и цветы (вообще всё живое) запрещены. Идёт систематическое изничтожение человека. Но если человек хочет как-то переработать свою жизнь, он должен начать с осознания. О воспитательной функции театра ещё с XVII века говорила католическая церковь, которая в Италии имеет огромный вес. Но в церковной трактовке театр должен обучать священным моральным принципам церкви и полному послушанию. Социальный же театр призывает совсем к другому – возможности разделить с кем-то его опыт, выстраивать горизонтальные связи».

По статистике в итальянские тюрьмы возвращаются около 82 процентов освободившихся. Но из числа «очищенных» театральной работой рецидивистами становятся лишь 7 процентов. Примерно такое же соотношение и в российских тюрьмах – с той лишь разницей, что в России опыт театральной работы в ИТК сводится к нескольким энтузиастам, а в Италии этой работой занимаются всерьёз. Отдельная история – работа в женских тюрьмах, в которую вовлекаются дети одиннадцати-двенадцати лет. По всей видимости, итальянское общество относится к такой деятельности без предвзятости. И в результате дети получают бесценный социальный опыт, а заключённые женщины реабилитируются перед обществом и, главное, перед собой в своём атрофированном или утраченном чувстве материнства, ведь многим пришлось разлучиться с собственными детьми. «Стены тюрьмы высоки не только для того, чтобы люди не убежали, – говорит Фабио Толледи, – но и чтобы снаружи мы не видели, кто там. Древнее определение тюрьмы – секретум, то, что откладывается в сторону, отделяется, прячется от всеобщих глаз. И люди, искусственно отделённые от других, проецируют эту отделённость внутрь себя».

Ту же отдалённость, «инвалидность» проецируют на себя беженцы, с которыми Фабио и Роберта работали очень много. Сама «прописка» их театра на самом юге Италии («каблук итальянского сапога») побудила их к этому – сюда приплывали беженцы из Албании и Косово, попадая в концентрационные лагеря. Работая с ними, Фабио и Роберта просили их спеть – и молодые люди отнекивались, ссылаясь на забывчивость: слишком больно им было прикасаться к родному языку после перенесённых на родине пыток. В процессе работы они возвращались к своей памяти и своему опыту, ведь любой опыт – тюрьмы, сумасшествия, изгнания, насилия – тот материал, с которым можно и нужно работать. «Люди, которые стали участниками конфликта, всегда думают, что они изолированы, отдельны. Но если, например, киприот, опалённый своим конфликтом, начнёт работать с беженцем из страны, где процветает рабство, он может подумать: «Ого, а у меня ещё не всё так плохо!»

Нынешний конфликт в Сирии учит нас очень важным вещам. Недавно в Сирии спасались миллионы беженцев из Ливана и Ирака. Сейчас эти страны принимают у себя сирийцев. На Ближнем Востоке принять человека, бегущего от войны, – это естественно. В Европе же тот же процесс преподносят как нечто ужасное, установился страшный климат нетерпимости к беженцам. Такой взгляд на беженцев, как на угрозу, очень опасен для общества. Ксенофобский контекст – проблема более страшная, чем проблема мигрантов. Когда мы рассказываем об этом, конфликт меняется. Когда-то мы радовались разрушению берлинской стены. А сегодня наблюдаем, как Израиль построил стену намного выше и длиннее, да и Трамп намеревается построить свою. Это если говорить о видимых стенах, невидимые же гораздо опаснее».

Умение войти в реальность – одно из важнейших качеств, в котором сегодня нуждается театр, убеждён Толледи. Это умение не заменит литература («Мы ставили «Антигону» в Никозии, и я спросил у участников: «А вам приходилось воевать с собратом?» Один ответил мне: «Да хоть сейчас могу сбегать, переодеться в форму и взять оружие». И я сразу понял: мы даём им литературу, а они привносят в неё жизнь»). Не заменит и сценография («Как можно воссоздать на сцене нейтральное место между греческой и турецкой частью Кипра под охраной миротворцев, обнесённое колючей проволокой?»).

«Однажды на мастер-классе некий молодой человек из конфликтной зоны бросил мне: тебе, дескать, просто говорить о конфликтах. А как ты думаешь, – ответил я ему, – просто ли жить в месте, где процветает мафия? Что я вам говорю – у вас Мейерхольд плохо кончил. И Гарсиа Лорка. Брехт 14 лет был беженцем и даже после краха фашистов не мог вернуться ещё два года. В любой стране, пусть хоть в США или Англии, когда ты начинаешь работать с жизнью, а не с оторванной от жизни литературой, это становится рискованно. Театр – это вообще опасно. Но театр, который мы называем социальным, возвращает людям достоинство».

соц_круглый_сто.JPG

Заключительной частью конференции стал Круглый стол, посвящённый поиску образовательных моделей в области социального театра и его влиянию на театр вообще. Его спикерами стали герои книги Ольги Фукс «Другой театр» (сборник материалов, посвящённых социальному, особому и инклюзивному театру в России, который стал бурно развиваться в последние годы) – больничные клоуны Олег Билик и Илья Боязный, режиссёр Борис Фиш и музыкант Ольга Зрилина (создатели спектакля для незрячих зрителей «Потрогай солнце» по сказкам Бориса Шергина), Алексей Щербаков и Елена Попова – актёры, режиссёры, кураторы и педагоги в Интегрированной театральной студии «Круг» (один из главных локомотивов этого движения), Сергей Бидный, Фабио Толледи, продюсер ИТС «Круг II» Ольга Митина, автор нашего журнала Екатерина Васенина, специалист по современному танцу, который открыт и социальным, и инклюзивным проектам, и Елена Ковальская, театральный критик и продюсер Центра им. Мейерхольда, которая давно занимается продвижением инклюзивного и особого театра, поверив в его художественную состоятельность. Разумеется, разговор не удержался в заданных рамках – сообщество социального театра ещё только формируется, его адептам ещё долго предстоит обмениваться опытом, договариваться о терминах, делиться маркетинговыми секретами и секретами мастерства. Но среди участников конференции нашлись и такие практики театра, которые захотели навсегда свернуть в сторону социального театра.

Ольга Канискина

Дата публикации

25 Мая 2018

Другие материалы о театре и искусстве

  • БДТ в Москве
    18 Января 2019

    БДТ в Москве

    Андрей Могучий: "Мы привозим в Москву пять спектаклей. Не знаю, лучшие они или нет, но в любом случае они отражают сегодняшний день БДТ."
  • Обыкновенная история
    17 Января 2019

    Обыкновенная история

    25-й Национальный фестиваль «Золотая маска» стартовал в Москве и Перми.
  • В Берлин, в Цюрих, в Женеву
    16 Января 2019

    В Берлин, в Цюрих, в Женеву

    17 января состоится первый из десяти показов «Трёх сестёр» Тимофея Кулябина в Женеве, далее артистов «Красного факела» ждут в Берлине и Цюрихе. Большой европейский тур спектакля продлится с января по март.
  • Гастроли БДТ
    11 Января 2019

    Гастроли БДТ

    С 19 по 29 января в Москве пройдут гастроли БДТ им. Товстоногова. Спектакли "Гроза", "Пьяные", "Губернатор", "Слава", "Алиса" будут сыграны на сценах МХТ им. Чехова и Малого театра.
  • Эффект Пигмалиона
    09 Января 2019

    Эффект Пигмалиона

    6 февраля 2019 года Театр балета Бориса Эйфмана сыграет премьеру "Эффект Пигмалиона" на сцене Александринского театра.
  • Гастроли эстонской оперы
    09 Января 2019

    Гастроли эстонской оперы

    Национальная опера "Эстония" даст пять представлений на исторической сцене Большого театра с 9 по 12 января.
  • Русские сезоны в Германии
    08 Января 2019

    Русские сезоны в Германии

    В Германии стартовали "Русские сезоны". Масштабный фестиваль, который продлится целый год, открыли оперная труппа, хор и симфонический оркестр Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева.
  • Защита Ричарда
    27 Декабря 2018

    Защита Ричарда

    6 и 7 февраля на малой сцене БДТ пройдут гастроли спектакля «Игрок в шахматы». В главной роли — американский актер Ричард МакЭлвейн.
  • Игра в театр на Рождество
    27 Декабря 2018

    Игра в театр на Рождество

    В Мемориальной усадьбе Ф.И. Шаляпина расскажут о рождественских традициях семьи выдающегося баса.
  • Rimini Protocoll 2019
    25 Декабря 2018

    Rimini Protocoll 2019

    Валерий Фокин анонсировал спектакль Rimini Protocoll на 70 площадках Санкт-Петербурга в рамках Театральной олимпиады, которая пройдет в 2019 году
  • Премьера "Барокко"
    25 Декабря 2018

    Премьера "Барокко"

    В "Гоголь-центре" 25 и 26 декабря представят проект Кирилла Серебренникова "Барокко", который создавался без его присутствия в театре.
  • Поставленному верить
    24 Декабря 2018

    Поставленному верить

    Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко отпраздновал столетний юбилей.
  • Свой остров
    20 Декабря 2018

    Свой остров

    19 декабря празднует юбилей художественный руководитель Московского театра "Современник" Галина Волчек.
  • Шалом, премьера!
    20 Декабря 2018

    Шалом, премьера!

    Герои американской пьесы «Плохие евреи» впервые заговорили по-русски. Премьера в московском театре "Шалом".
  • Лучшие спектакли года
    19 Декабря 2018

    Лучшие спектакли года

    В номинации «Спектакль года» по версии Ассоциации театральных критиков победила постановка Дмитрия Крымова «Му-Му» (Театр Наций).
  • Театральный роман 2018
    18 Декабря 2018

    Театральный роман 2018

    17 декабря в Каретном сарае Главного здания Театрального музея имени Бахрушина прошла торжественная церемония вручения ежегодной Премии в области литературы о театре «Театральный роман».
  • Родом из классики
    17 Декабря 2018

    Родом из классики

    В Большом театре состоялась премьера, объединившая два одноактных балета – “Артефакт-сюиту” живого классика Уильяма Форсайта и “Петрушку” в постановке руководителя Национального театра Словении Эдварда Клюга.
  • Новый куратор Vaba Lava
    16 Декабря 2018

    Новый куратор Vaba Lava

    Куратором эстонского центра сценических искусств Vaba Lava назначен литовский драматург и режиссер Мариус Ивашкявичус.
  • Путешествие в Реймс
    14 Декабря 2018

    Путешествие в Реймс

    На Исторической сцене Большого театра состоялась премьера главной новинки сезона — «Путешествия в Реймс» Джоаккино Россини в постановке Дамиано Микьелетто и Тугана Сохиева.
  • Последняя гастроль
    13 Декабря 2018

    Последняя гастроль

    На фестиваль NET приехал спектакль Кристофа Марталера «Мы берем это на себя». Московские гастроли стали последним его показом — после этого постановка уходит из репертуара цюрихского «Шаушпильхауса».
  • Золотое жюри
    13 Декабря 2018

    Золотое жюри

    Союз театральных деятелей России утвердил состав жюри итогового фестиваля-конкурса Российской национальной театральной премии "Золотая маска" — 2019.
  • К столетию Солженицына
    12 Декабря 2018

    К столетию Солженицына

    В бывшем Камерном музыкальном театре имени Покровского, недавно вошедшем в состав Большого, состоялась первая премьера сезона: оперу «Один день Ивана Денисовича» Александра Чайковского поставил Георгий Исаакян.
  • 240 лет "Ла Скала"
    12 Декабря 2018

    240 лет "Ла Скала"

    Оперный театр «Ла Скала» проведет выставку «Великолепная фабрика: от Пьермарини до Ботты», посвященную 240-летию с момента открытия театра.
  • Девять часов в Макондо
    11 Декабря 2018

    Девять часов в Макондо

    15, 16, 22 и 23 декабря в Студии театрального искусства Егор Перегудов представит девятичасовой спектакль "Один день в Макондо".
  • Робот по имени Жанна
    10 Декабря 2018

    Робот по имени Жанна

    В премьерном спектакле "Лолита/Жанна д'Арк" театра "Гешер" в Тель-Авиве ведущую женскую роль исполнил робот, сделанный в России.
  • Блиц-крик
    08 Декабря 2018

    Блиц-крик

    "Мизантроп" Дмитрия Быкова и Элмара Сенькова — премьера в "Гоголь-центре".
  • Призрак бродит
    07 Декабря 2018

    Призрак бродит

    Знаменитая "Баядерка" легедарного Мариуса Петипа в берлинской постановке Алексея Ратманского.
  • Фестиваль памяти
    06 Декабря 2018

    Фестиваль памяти

    На десять дней артисты Театра. doc переместились на площадку киевского PostPlay Театра, где все эти десять дней представляли самые знаковые свои спектакли.
  • Из Италии в Питер
    06 Декабря 2018

    Из Италии в Питер

    Итальянский Театр Стабиле Неаполя - театр Национале (Меркаданте) с успехом выступил 4 и 5 декабря в Петербурге со спектаклем "Шесть персонажей в поисках автора" по пьесе Нобелевского лауреата Луиджи Пиранделло.
  • Анонс Платоновского фестиваля
    05 Декабря 2018

    Анонс Платоновского фестиваля

    В девятом Платоновском фестивале поучаствуют более 500 артистов из 12 стран. Он пройдет в Воронеже с 1 по 16 июня 2019 года.
  • Новый худрук МХАТ
    04 Декабря 2018

    Новый худрук МХАТ

    Эдуард Бояков назначен новым художественным руководителем МХАТ имени Горького. Татьяна Доронина стала президентом театра.
  • Премьерные "Любовницы"
    03 Декабря 2018

    Премьерные "Любовницы"

    23 декабря на малой сцене Театра Наций в Москве состоится премьера спектакля по роману лауреата Нобелевской премии Эльфриды Елинек «Любовницы».
  • Манифест "Барокко"
    03 Декабря 2018

    Манифест "Барокко"

    25 и 26 декабря в «Гоголь-центре» выходит премьера «Барокко» Автором спектакля, пьесы, декораций и костюмов стал Кирилл Серебренников, а осуществил его замысел на сцене режиссер Евгений Кулагин.
  • Фестиваль "Территория" едет на Сахалин
    03 Декабря 2018

    Фестиваль "Территория" едет на Сахалин

    Фестиваль - школа современного искусства "Территория. Сахалин" начинает свою работу в Южно-Сахалинске. В программу вошли спектакли, выставка, концерт, а также образовательная программа.
  • Интервью Римаса Туминаса
    03 Декабря 2018

    Интервью Римаса Туминаса

    Труппа Театра Вахтангова вернулась из Милана, где 28 и 29 ноября в рамках проекта «Русские сезоны» представила спектакль «Евгений Онегин» на сцене театра «Пикколо ди Милано» Джорджо Стрелера.
  • В главной роли – "Чёрный квадрат"
    28 Ноября 2018

    В главной роли – "Чёрный квадрат"

    В Третьяковской галерее на Крымском валу состоялась мировая премьера оперы Ильи Демуцкого «Для Чёрного квадрата». Главным героем стал оригинал картины Малевича.
  • На стыке реальностей
    28 Ноября 2018

    На стыке реальностей

    В Петербурге в семнадцатый раз была вручена Европейская Театральная Премия и в пятнадцатый раз в ее рамках – премия “Театральная реальность”.
  • Гамлет в Стамбуле
    26 Ноября 2018

    Гамлет в Стамбуле

    Театр Наций показал в Стамбуле спектакль «Гамлет/Коллаж» Робера Лепажа. Гастроли стали частью совместного проекта фестиваля «Золотая маска» и Стамбульского фестиваля искусств.
  • Лучшая пьеса года
    23 Ноября 2018

    Лучшая пьеса года

    Лучшей пьесой 2018 года в России объявлена "Горка" Алексея Житковского.
  • Ушёл Эймунтас Някрошюс
    20 Ноября 2018

    Ушёл Эймунтас Някрошюс

    Накануне своего 66-летия скончался выдающийся литовский театральный режиссёр Эймунтас Някрошюс.
  • Открытое окно в Европу
    19 Ноября 2018

    Открытое окно в Европу

    В Санкт-Петербурге вручили 17-ю Европейскую театральную премию и показали работы нынешних лауреатов. Но не всех.
  • Встреча на Невском
    16 Ноября 2018

    Встреча на Невском

    Генеральный директор Международного института театра Тобиас Бьянконе выступил на VII Санкт-Петербургском международном культурном форуме.
  • Russischer Theaterfrühling
    07 Ноября 2018

    Russischer Theaterfrühling

    С 17 по 25 ноября в Берлине пройдёт фестиваль «Российская театральная весна». В этом году фестиваль посвящен Кириллу Серебренникову...
  • Чужой
    06 Ноября 2018

    Чужой

    На сцене Учебного театра Высшей школы сценических искусств прошли двухдневные гастроли берлинского театра «Русская сцена».
  • За мыльным пузырем
    02 Ноября 2018

    За мыльным пузырем

    А. Волошина. «Человек из рыбы». Режиссёр Юрий Бутусов. МХТ им. Чехова
  • А завтра была революция
    01 Ноября 2018

    А завтра была революция

    Премьера спектакля «Касатка» по пьесе А.Н. Толстого в постановке народного артиста РФ Рифката Исрафилова открыла 163-й театральный сезон в Оренбургском областном драматическом театре.
  • «Золотая маска» в 25-й раз
    31 Октября 2018

    «Золотая маска» в 25-й раз

    Фестиваль-премия «Золотая маска» объявили список номинантов.
  • Премия Станиславского
    24 Октября 2018

    Премия Станиславского

    Объявлены лауреаты Международной театральной премии имени Станиславского.
  • Реклама