Год образования 1948, UNESCO
Главная > Новости > Сплетни роз

Сплетни роз

Режиссер Яна Тумина – рекордсмен нынешнего фестиваля «Золотая маска» по числу номинаций. 13 апреля будет показана ее последняя работа в афише – кукольный спектакль «Руслан и Людмила» (Театр кукол «Ульгэр» из Улан-Удэ), а «Комната Герды» («Театральный особняк», Санкт-Петербург) и «Деревня канатоходцев» (Театральная компания «Открытое пространство» из Санкт-Петербурга) уже нашли своих поклонников среди московских зрителей.

«Деревня канатоходцев» - слияние мифа и реальности, куклы и человека, природы мертвой и живой. В Дагестане действительно существует деревня, где канатоходцами являются все жители: на «большую землю» можно попасть, только перейдя ущелье по канату (одна уроженка этой деревни, например, работала в Московском Цирке на Цветном бульваре). По легенде каждая невеста из этой деревни должна была пройти по канату к своему жениху, а он, в свою очередь обречен был долго носить траур, если она сорвалась в пропасть. Страшный обычай обостряет до предела и без того обостренные чувства влюбленных, а где-то рядом тороватая смерть поджидает очередную добычу. Романтическая история двух влюбленных накануне своего главного испытания оттеняется шутливым рассказом о встрече филина и орла, случайно залетевшего в этот горный плен, где жители научились виртуозно охотиться на птиц. Гордый молодой орел и старый виртуоз по выживанию филин страшно переживают за влюбленных. Спектакль собран из камней-противовесов и обожженных досок, веревочек и простеньких кукол на каких-то очень непростых конструкциях. Так, счастливый финал спектакля (жених бросился к пошатнувшейся невесте и перенес ее через пропасть на своих плечах, положив начало новой эре, когда сильные переносят слабых, а молодые – стариков) требует от исполнителей какой-то особенно ловкости, чтобы удерживать в равновесии на веревках целые пирамиды из кукол-канатоходцев. Так и сам спектакль балансирует на грани между тонким лиризмом, гротеском и рукотворным искусством кукольника, который всегда готов почтительно отступить в тень, оставив на свету свое творение – куклу, овеществленную частичку души.

«Комната Герды» - лирический хоррор по мотивам Андерсена и Рильке переносит нас далеко за границу сказки о Кае и Герде – к границе жизни и смерти, которая снова разделила героев одной из главных сказок человечества. В спектакле заняты два актера (оба даже выдвинуты на премию), но мы видим только одну – Алису Олейник. Ее партнер Дмитрий Чупахин все время остается за сценой, он может только чувствовать, но не видеть свою партнершу, но от его действий, как от действий нижнего в цирковой акробатике, зависит волшебство.

Как известно, все сказки резко обрываются на пороге счастья – нам не надо знать, что там случится за золотой дверцей, к которой уже найден золотой ключик. Создатели «Комнаты Герды» за эту дверь заглянули – больше того, прошли через все коридоры, парадные и коморки, спальни и гостиные, чтобы в итоге оказаться в самой последней комнате. Где есть все прошедшее время, оставшаяся капелька настоящего и совсем никакого будущего.

Серая комната с почти голыми стенами (на первый, поверхностный взгляд) и скошенной перспективой. В ней, как в клетке, обитает странное существо - скрюченная старушка с глиняной маской вместо лица. Но ей не скучно и не тесно в этом пустом пространстве-коробочке, которое постепенно оживает. Захрипевшая и замолчавшая кукушка от часов вспархивает и улетает, как только старушка выбрасывает ее в малюсенькое окно. Стол и стул "троллят" старушку, по очереди уезжая в стену, как только она решает выпить кофейку. Сороки воруют блестящую чашечку. Со страниц пыльной книги вдруг вылетают бабочки. Оживают фотографии, с них сходят изображения и начинают бродить по стенам, как по земле. Из висящего на вешалке черного кителя вылезает рука с розой - и старушка припадает к этой руке, как к источнику жизни. Из стены вырастают розы – те розы, что рассказали Герде: под землей ее Кая нет (в спектакле Яны Туминой они так отчаянно колышутся на ветру, что становятся похожи на болтающих сплетниц). Стол, который хулиганил, не давая старушке спокойно взять чашку, вдруг покорно ждет, когда она поставит на него свои красные башмачки, чтобы уплыть вместе с ними куда-то за пределы комнаты - и сразу понятно, что эта река, которая забрала единственные башмачки Герды, чтобы переправить ее. Сквозь картинку с рождественским катком, откуда Кай уехал со Снежной королевой, вдруг проступают кадры работы поисковиков из «Лизы Алерт»… Так одна из главных сказок человечества переплетается с былью и болью современности.

Воспоминания властно переносит старуху в то время, когда она была юной Гердой, и маска спадает с ее лица. Только зеркало, как портал памяти, возвращает ей настоящее: молодая девушка смотрится в него, а отражение возвращает ей застывшую маску старости. В ее сознании навечно поселились и Маленькая Разбойница, и Финка, и Лапландка - художница Кира Камалидинова создала уникальные маски для этого «раздвоения личности», когда героиня Алисы Олейник - одновременно и маленькая Герда, и старуха, и Лапландка…

Старая Герда, заигравшаяся на границе двух миров, полностью отдавшаяся во власть памяти и воображения, неумолимо движется к своему финалу. Кай давно канул в Лету (да и нашла ли она его вообще? Или, скитаясь по миру, теряя туфельки, сходя с ума, сама сочинила себе историю чудесного избавления любимого Кая, да и постепенно поверила в нее, как в главную свою реальность, привыкла обживаться в своем спасительном безумии, как в Комнате). Комната трескается, как скорлупа, которая больше не спасает. На плечах у Герды оказывается осколок Комнаты с ледяными обломками чертогов. В лицо ей бьет нереальный свет, в котором она, кажется, снова видит своего Кая. Герда начинает лихорадочно собираться в последний путь, пытаясь удержать свой нехитрый скарб – книжку, чашку, юбку. И бросает: в Чертоги Снежной королевы можно идти только налегке, отбросив весь земной скарб, даже если он напоминает тебе о чем-то важном. «Комната Герды» - прекрасное доказательство того, как можно сохранить дух произведения, позволив себе самые смелые фантазии по отношению к его букве и даже поменяв «плюс» счастливого финала на «минус» неизбежности.

Ольга Фукс

Дата публикации

04 Апреля 2019

Другие материалы о театре и искусстве

  • За заслуги перед Отечеством
    22 Мая 2019

    За заслуги перед Отечеством

    Сердечно поздравляем заслуженного работника культуры города Оренбурга Павла Леонидовича Церемпилова с награждением медалью ордена "За заслуги перед Отечеством" II степени.
  • Китайская головоломка
    17 Мая 2019

    Китайская головоломка

    В Москве открылся Чеховский фестиваль.
  • Сад, где прыгают гимнасты
    17 Мая 2019

    Сад, где прыгают гимнасты

    На Второй сцене БДТ, в Каменноостровском театре, 22 и 23 мая пройдет премьера перформанса Владислава Наставшева «Сад, где прыгают гимнасты».
  • Новый фильм Серебренникова
    16 Мая 2019

    Новый фильм Серебренникова

    Режиссер Кирилл Серебренников снимет фильм по роману Алексея Сальникова "Петровы в гриппе и вокруг него".
  • Гамма небывалого адажио
    15 Мая 2019

    Гамма небывалого адажио

    В Петербурге идут показы программы балетов израильского хореографа Роя Ассафа. Из четырех одноактовок две – «Небелое адажио» и «Гамма» – созданы на музыку Олега Каравайчука.
  • Онегин возвращается
    14 Мая 2019

    Онегин возвращается

    С 15 по 19 мая на Исторической сцене Большого театра будет представлена новая постановка оперы Петра Чайковского «Евгений Онегин».
  • Танцующие с дождем
    14 Мая 2019

    Танцующие с дождем

    Парижская опера пополнила свой репертуар балетами Пола Лайтфута, хореографа и художественного руководителя знаменитого Нидерландского театра танца.
  • Международный день танца
    29 Апреля 2019

    Международный день танца

    Обращение египетской танцовщицы, хореографа, педагога Каримы Мансур к Международному дню танца.
  • Ушла из жизни Элина Быстрицкая
    26 Апреля 2019

    Ушла из жизни Элина Быстрицкая

    Народная артистка СССР, актриса театра и кино Элина Быстрицкая умерла на 92-м году жизни.
  • "Декамерон" Серебренникова
    25 Апреля 2019

    "Декамерон" Серебренникова

    На прошлой неделе интендант берлинского Deutsches Theater Ульрих Куон и художественный руководитель Михаэль де Фифи встретились с режиссером в Москве.
  • Сумбур, месть и музыка
    24 Апреля 2019

    Сумбур, месть и музыка

    В парижской Opera Bastille прошла премьера оперы Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда» в постановке Кшиштофа Варликовского.
  • В пляс по кроличьей норе
    24 Апреля 2019

    В пляс по кроличьей норе

    В Александринском театре прошел второй спектакль фестиваля Dance Open: Балет Дортмунда представил двухактную «Алису» в постановке Мауро Бигонцетти.
  • Интендантский час
    23 Апреля 2019

    Интендантский час

    Завершившийся в Зальцбурге Пасхальный фестиваль ознаменовался не только премьерами, но и полемикой вокруг его будущего.
  • Одиночество в пути
    23 Апреля 2019

    Одиночество в пути

    Фестиваль Dance Open открылся «Зимним путем» Цюрихского балета
  • Добро должно быть с башмаками
    20 Апреля 2019

    Добро должно быть с башмаками

    Пасхальный фестиваль в Зальцбурге открыли «Нюрнбергские мейстерзингеры» Вагнера в постановке Йенса-Даниэля Херцога.
  • Волнение Фрейндлих
    19 Апреля 2019

    Волнение Фрейндлих

    Народная артистка СССР Алиса Фрейндлих исполнила главную роль на премьере в БДТ спектакля "Волнение" по пьесе Ивана Вырыпаева, которую драматург написал специально для актрисы.
  • Юбилейная маска
    18 Апреля 2019

    Юбилейная маска

    На Исторической сцене Большого театра состоялась торжественная церемония вручения Премии «Золотая Маска», которая в этом году отметила свое 25-летие.
  • Одержимые
    16 Апреля 2019

    Одержимые

    «Пианисты» в постановке Бориса Павловича (Новосибирский театр «Глобус») получил премию «Золотая маска» за лучший драматический спектакль малой формы.
  • Лицедеи
    15 Апреля 2019

    Лицедеи

    «Нам не страшен серый волк» Евгения Марчелли по пьесе Эдварда Олби «Кто боится Вирджинии Вульф» на фестивале «Золотая маска».
  • Я и не Я
    10 Апреля 2019

    Я и не Я

    «100% Воронеж» - еще одна точка, нанесенная на карту десятилетнего проекта «100% City» немецкой компании Rimini Protokoll. Этот спектакль участвует в номинации «Эксперимент» фестиваля «Золотая маска».
  • Оптика и образ
    09 Апреля 2019

    Оптика и образ

    В конце апреля в Доме-музее Александра Николаевича Островского на Ордынке откроется выставка работ одного из лучших отечественных театральных фотографов Александра Иванишина
  • Мосгорсуд освободил Кирилла Серебренникова
    08 Апреля 2019

    Мосгорсуд освободил Кирилла Серебренникова

    Мосгорсуд освободил из-под домашнего ареста Кирилла Серебренникова, Юрия Итина и Софью Апфельбаум.
  • Арест снова продлен
    02 Апреля 2019

    Арест снова продлен

    Мещанский суд Москвы продлил срок домашнего ареста режиссеру Кириллу Серебренникову до 4 июля. А также Юрий Итину и Софье Апфельбаум.
  • Let's go outside
    29 Марта 2019

    Let's go outside

    С 16 по 23 июля на Авиньонском фестивале пройдет премьера нового спектакля Кирилла Серебренникова «Outside». Информация об этом появилась на сайте фестиваля
  • Всем, кого касается
    29 Марта 2019

    Всем, кого касается

    3, 4 и 5 и 27 апреля в театре "Сатирикон" состоится премьера спектакля Константина Райкина "Всем кого касается" по новой пьесе современного драматурга Даны Сидерос.
  • Оборванец
    29 Марта 2019

    Оборванец

    В РАМТе выходит премьера "Оборванец" по пьесе Михаила Угарова и посвященная памяти самого Угарова и его жены Елены Греминой.
  • Объединение приостановлено
    29 Марта 2019

    Объединение приостановлено

    Премьер-министр России Дмитрий Медведев приостановил действие приказа Минкульта о создании Первого национального театра на базе Александринского театра и Театра имени Волкова
  • Первый национальный театр
    28 Марта 2019

    Первый национальный театр

    Министр культуры России Владимир Мединский заявил в среду на пресс-конференции в Музее им. Бахрушина об объединении Александринского и Волковского театров в первый российский национальный театр.
  • ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ ТЕАТРА
    27 Марта 2019

    ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ ТЕАТРА

    Обращение кубинского режиссера и драматурга Карлоса Селдрана к мировой театральной общественности, приуроченное к Всемирному дню театра.
  • Кошмарный ФЭСТ
    26 Марта 2019

    Кошмарный ФЭСТ

    Сотрудники Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД и следователи проводят во вторник обыски в театре драмы и комедии "ФЭСТ" в Мытищах.
  • Атом Солнца
    25 Марта 2019

    Атом Солнца

    Фестиваль памяти Олега Табакова "Атом Солнца", на котором состоятся мастер-классы и спектакли учеников режиссера, пройдет в Москве с октября по декабрь 2019 года.
  • Война еще началась
    22 Марта 2019

    Война еще началась

    25 марта на сцене Литовского драмтеатра уникальный латышский спектакль на русском языке «TWHYS. The war hasn‘t started yet. Война еще не началась» в постановке Леры Сурковой по одноименной пьесе Михаила Дурненкова.
  • Легкий воздух нулевых
    21 Марта 2019

    Легкий воздух нулевых

    Спектакль «Зоя» Екатеринбургского танцевального театра «Фора».
  • Долгожданная неожиданность
    20 Марта 2019

    Долгожданная неожиданность

    В Амстердаме прошел IV фестиваль OFF — Opera Forward Festival. Премьеры Дьёрдя Куртага и Джона Адамса в Нидерландской опере.
  • Крестный отец оттепели
    19 Марта 2019

    Крестный отец оттепели

    Антон Долин — памяти режиссера Марлена Хуциева.
  • Диктатура партитуры
    19 Марта 2019

    Диктатура партитуры

    Оперы Александра Маноцкова на «Золотой маске».
  • Недалекое плавание
    14 Марта 2019

    Недалекое плавание

    На сцене Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко Воронежский театр оперы и балета представил постановку Юрия Бурлаки — балет «Корсар» в трех актах с прологом и эпилогом, выдвинутый в пяти номинациях.
  •  «Русалка» Дворжака в Большом
    13 Марта 2019

    «Русалка» Дворжака в Большом

    В «Русалке» Большой театр вывел на сцену немоту. Режиссер Тимофей Кулябин использовал свой любимый прием, сполоснув его водичкой и музыкой Дворжака.
  • Сокровище VS пластинка
    12 Марта 2019

    Сокровище VS пластинка

    В театральной школе Константина Райкина прошел Всероссийский форум "Документальный театр в современной театральной школе".
  • Вавилон и ООН
    11 Марта 2019

    Вавилон и ООН

    Кирилл Серебренников, продолжая оставаться под домашним арестом, 10 марта выпустил еще одну премьеру – «Набукко» Верди в Штаатсопере Гамбурга.
  • Ушел Владимир Этуш
    10 Марта 2019

    Ушел Владимир Этуш

    Не дожив трех лет до 100-летнего юбилея, ушел Владимир Этуш. Легенда театра и кино. Ветеран Великой Отечественной. Знаменитый ректор «Щуки». Кумир миллионов зрителей. И просто человек, которого любили.
  • Бенуа-2019 в Большом
    07 Марта 2019

    Бенуа-2019 в Большом

    21 и 22 мая на Исторической сцене Большого Театра России в 27-й раз пройдет Международный балетный Фестиваль «Бенуа де ла Данс». Зрители увидят самые яркие работы в области танца со всего мира
  • Ушла Майя Туровская
    06 Марта 2019

    Ушла Майя Туровская

    На 95-м году жизни в Мюнхене скончалась Майя Туровская - киновед, кинокритик, культуролог, писатель, драматург, великолепный знаток мирового кинопроцесса и человек безупречной профессиональной репутации.
  • 10 интригующих премьер
    05 Марта 2019

    10 интригующих премьер

    В Театре наций — новый спектакль Rimini Protokoll, в Театре Романа Виктюка — новый «Мелкий бес», Тимофей Кулябин ставит «Русалку» Дворжака в Большом, а Марк Розовский делает мюзикл по произведениям Конан Дойла.
  • Ваш билет, пожалуйста!
    04 Марта 2019

    Ваш билет, пожалуйста!

    На сцене Высшей школы сценических искусств состоялась премьера спектакля «Проводница».
  • Танцующая под дождем
    01 Марта 2019

    Танцующая под дождем

    В парижском театре Шайо состоялись гастроли танцспектаклей «Compact» и «Diagnostic F20.9» в постановке и исполнении Жан Галлуа — молодого хореографа, которой во Франции прочат большое будущее.
  • Опера строгого режима
    27 Февраля 2019

    Опера строгого режима

    Знаменитый маэстро и музыкальный руководитель Баварской государственной оперы Кирилл Петренко впервые продирижировал «Фиделио» Бетховена.
  • Ушел из жизни Андрейс Жагарс
    27 Февраля 2019

    Ушел из жизни Андрейс Жагарс

    Знаменитому театральному режиссеру, актеру, продюссеру и экс-директору Латвийской национальной оперы было 60 лет.
  • Реклама