Год образования 1948, UNESCO
Главная > Новости > Сумбур, месть и музыка

Сумбур, месть и музыка

В парижской Opera Bastille прошла премьера оперы Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда» в постановке Кшиштофа Варликовского. Дирижировал Инго Метцмахер, партию Катерины Измайловой исполнила Аушрине Стундите.

Поляк Кшиштоф Варликовский и немец Инго Метцмахер забывают о выхолощенной «Катерине Измайловой» и берут первую редакцию оперы с сексуальными шуточками (что в либретто, что в оркестре) и нарочитой грубостью, которую публика 1930-х годов оценила сразу: газета «Правда» не зря гремела о том, что «"любовь" размазана по всей опере в самой вульгарной форме».

Кто-кто, а Варликовский не боится любви в самой вульгарной форме, нарядив сцену мясокомбинатом и развесив по ее сторонам свиные туши. Купцы Измайловы у него владеют не мельницей, а бойней. Здесь на разделочных столах работники насилуют Аксинью, здесь, на виду у запачканных кровью мясников встречает Катерина своего Сергея (чешский тенор Павел Чернох), которого режиссер вывел на сцену провинциальным соблазнителем в белой ковбойской шляпе. В первом акте любовь рождается среди свинства, крови и кишок, так что хорошего и ждать нечего. Инго Метцмахер, который великолепно провел оркестр через все трудности сюжета, сделав его одним из главных героев оперы, так и объяснял перед премьерой, что речь идет о событиях современных, понятных, и говорится о них без оперных украшений: «Это не та опера, где кого-то убивают, а он поет арию. Если он умер, так умер. Точка».

Точка поставлена сразу в начале, когда на медленной проекции мы видим двух женщин под водой. Видео повторится в финальной сцене, самоубийства Катерины и убийства Сонетки. Героиня и оскорбившая ее соперница тонут, хоть и без натуральных всплесков. Тонут долго и красиво. Видео на сцене — часто признание в недостатках сценографии. Здесь архитектура действия безукоризненна: художник Малгожата Щенсняк противопоставляет операционному залу бойни замкнутый объем Катерининой комнаты. Женщина у себя дома, но заперта в клетку. Где ей поставили стол, на который она уложит отравленного ею тирана-свекра, кровать, на которой они с любовником задушат ее мужа,— пока постепенно в последнем «каторжном» действии ее комната не превратится в тюремный вагон.

Литовка Аушрине Стундите уже в третий раз выступает в главной роли. Она была Катериной у двух замечательных режиссеров — в 2014-м у Каликсто Биейто и в 2016-м у Дмитрия Чернякова. В постановке Варликовского она кажется не жертвой, не Катериной в темном царстве, а настоящей темной царицей. Даже в сексе она оседлает Сергея, она подаст в нужный момент поясок-удавку, попытается спасти от полиции, когда тот замедлит с бегством. А потом ужаснется, когда любовник упрекнет ее в том, что она соблазнила его и довела до Сибири, и изменит ей с Сонеткой (меццо-сопрано из Белоруссии Оксана Волкова).

Аушрине Стундите играет женщину, переходящую от капитуляции к бою, от ненависти к любви, играет так яростно, что во время одного из представлений поранилась ножом, обагрив сцену настоящей кровью. И если мы не понимаем сначала, любит ли она Сергея или мстит семье, которая ее купила, мы прозреваем, когда на каторжном этапе Катерина отдает Сергею последние чулки.

Британец Джон Дашак (Зиновий Борисович) тоже не в первый раз поет в опере Шостаковича. Но у Дмитрия Чернякова (а также в постановке Римаса Туминаса в Большом в 2016 году) он пел Сергея. Теперь же парадоксально сменил амплуа брутального любовника на обманутого мужа, оттеняя игрой и вокалом Дмитрия Ульянова, который великолепно исполнил Бориса Тимофеевича.

Четыре акта: два в доме Измайловых, третий — на кровавой свадьбе Катерины и в полицейском участке, четвертый — на этапе. Сцена с комическими и страшными мусорами («Создан полицейский был во время оно...» — поет украинский бас Александр Цымбалюк, который в третьем акте замечательно исполнит песню Старого Каторжника) и пошлейшей свадебной церемонией целиком придумана авторами оперы, чтобы не только обозначить «ужасы царской России», но быстрее связать конец с началом, наметить, как начинает рушиться пара Сергея и Катерины, и избежать убийства ребенка, на котором у Лескова и попадаются преступные любовники.

Варликовский и Щенсняк строят ее именно так — в других, кровавых тонах, в других декорациях — показывая в «трагедии-сатире» (определение Шостаковича) шоу с акробатами и черной стриптизеркой, с попом-тамадой и пьяными гостями, кричащими «Горько!». Орудием рока остается Задрипанный Мужичонка (австриец тенор Вольфганг Аблингер-Шперхаке у Варликовского не так уж и задрипан в своем блестящем костюме свадебного распорядителя) — искавший выпить, нашедший труп и приведший в действие полицейский хор: «Скоро, скоро, скоро, скоро, Чтобы не было укора... Живо, живо, живо, живо… Там привидится пожива». Удивительный момент, когда жертва является на свадьбе убийц не зловещей тенью, а чудовищной вонью. Образец новой оперной драматургии, который не зря так разозлил товарища Сталина: «Музыка, умышленно сделанная "шиворот-навыворот",— так, чтобы ничего не напоминало классическую оперную музыку, ничего не было общего с симфоническими звучаниями, с простой, общедоступной музыкальной речью». После оваций, которыми в Парижской опере проводили создателей спектакля и певцов, стоит повторить еще одну фразу из правдинского разноса 1936 года: «"Леди Макбет" имеет успех у буржуазной публики за границей». И откровенно этому порадоваться.

Источник

Дата публикации

24 Апреля 2019

Другие материалы о театре и искусстве

  • День театра online
    26 Марта 2020

    День театра online

    Такого Дня театра мир еще не отмечал. Артисты на сцене, музыканты – в оркестровой яме, все службы – на рабочих местах. А зрители приникли к экранам мониторов у себя дома. 
  • Высокие технологии танца
    16 Марта 2020

    Высокие технологии танца

    14 и 15 марта 2020 года в Инновационном культурном центре Калуги состоялась Всероссийская научно-практическая конференция «Развитие современного танца в регионах» для практиков и исследователей современного танца из разных уголков страны.
  • Только пианино не бросай
    25 Февраля 2020

    Только пианино не бросай

    «Борис» по А. Пушкину. Режиссер Дмитрий Крымов. Театральное агентство «Арт-Партнер-XXI». Музей Москвы
  • Игорь Костолевский сыграл постаревшего Мирою
    18 Февраля 2020

    Игорь Костолевский сыграл постаревшего Мирою

    А. Вамиплов. «Старший сын». Режиссер Анатолий Шульев. Театр им. Маяковского
  • Колдунья Мэб в подземном переходе
    18 Февраля 2020

    Колдунья Мэб в подземном переходе

    У. Шекспир. «Ромео и Джульетта». Режиссер Егор Перегудов. РАМТ
  • Выживет только Арлекин
    10 Февраля 2020

    Выживет только Арлекин

    Ж.-Б. Мольер. «Lё Тартюф. Комедия». Режиссер Юрий Муравицкий. Театр на Таганке
  • Семь пятниц на неделе
    07 Февраля 2020

    Семь пятниц на неделе

    А. Саморядов, Р. Михайлов. «Сказка про последнего ангела». Режиссер Андрей Могучий. Театр Наций.
  • Свидания на Театральной 2020
    04 Февраля 2020

    Свидания на Театральной 2020

    Рязанский театр драмы открыл прием заявок на V Международный форум «Свидания на Театральной», который состоится с 16 по 22 ноября 2020 года.
  • Без дублера
    02 Февраля 2020

    Без дублера

    С 29 января по 22 марта Театральный музей имени Бахрушина представляет выставку, посвященную 75-летию Николая Караченцова.
  • Чехов: Non-fiction
    01 Февраля 2020

    Чехов: Non-fiction

    В музее-заповеднике А. П. Чехова «Мелихово» в 2020 году стартует проект лаборатории для молодых драматургов «Чехов: Non-fiction».
  • За деньги не купишь
    30 Января 2020

    За деньги не купишь

    А. Островский. «Шутники». Режиссер Евгений Марчелли. Театр «Сатирикон» имени Аркадия Райкина.
  • Фестиваль Анатолия Васильева
    29 Января 2020

    Фестиваль Анатолия Васильева

    С 29 января по 15 февраля в БДТ пройдет фестиваль Анатолия Васильева — гуру и живой легенды отечественного и мирового театра.
  • Преемник Рыжакова
    28 Января 2020

    Преемник Рыжакова

    Дмитрий Волкострелов назначен художественным руководителем Центра имени Мейерхольда. Обязанности директора продолжит исполнять Елена Ковальская.
  • Может, супу?
    27 Января 2020

    Может, супу?

    А. Сальников. «Петровы в гриппе». Режиссер Антон Федоров. «Гоголь-центр».
  • Золотая маска – 2020
    23 Января 2020

    Золотая маска – 2020

    Конкурсная программа ХХVI Фестиваля "Золотая маска" откроется 25 января в Москве показом мюзикла "Стиляги" Театра наций.
  • Вершки и корешки
    22 Января 2020

    Вершки и корешки

    Алексей Житковкий. «Посадить дерево». Режиссер Марина Брусникина. Театр «Практика».
  • "Волнение" БДТ в Театре наций
    21 Января 2020

    "Волнение" БДТ в Театре наций

    БДТ открыл московские гастроли спектаклем "Волнение" с Алисой Фрейндлих на Основной сцене Театра наций.
  • Выставка Галины Улановой
    18 Января 2020

    Выставка Галины Улановой

    С 18 января по 22 марта Театральный музей имени Бахрушина представляет выставку к 110-летию со дня рождения Галины Улановой.
  • За хвостом птицы-тройки
    17 Января 2020

    За хвостом птицы-тройки

    С. Клычков. «Сахарный немец». Режиссер Уланбек Баялиев. МХТ им. Чехова.
  • «Я въехал в кровь уже так далеко…»
    14 Января 2020

    «Я въехал в кровь уже так далеко…»

    У. Шекспир. «Макбет». Театр «Школа драматического искусства». Режиссер Александр Огарёв.
  • Преемник Волчек
    30 Декабря 2019

    Преемник Волчек

    Глава Театрального центра имени Мейерхольда Виктор Рыжаков назначен художественным руководителем театра «Современник».
  • Ушла из жизни Галина Волчек
    27 Декабря 2019

    Ушла из жизни Галина Волчек

    Вечером 26 декабря ушла из жизни художественный руководитель Московского театра «Современник» Галина Волчек. Ей было 86 лет.
  • Культура в опасности
    25 Декабря 2019

    Культура в опасности

    Балерины исполнили отрывок из балета Петра Чайковского «Лебединое озеро» на ступенях Оперы Гарнье в Париже в знак протеста против реформы пенсионной системы.
  • Лучшие пьесы 2019 года
    23 Декабря 2019

    Лучшие пьесы 2019 года

    Подведены итоги объединенного конкурса современной драматургии «Кульминация». Пьесой 2019 года стал «Исчезнувший велосипедист» драматурга Константина Костенко.
  • Первый Гамлет на Руси
    18 Декабря 2019

    Первый Гамлет на Руси

    Московский театр «Человек» выпустил премьеру по «Гамлету» в переводе Александра Сумарокова 1748 года.
  • Хореография документа
    17 Декабря 2019

    Хореография документа

    В российском YouTube открыт новый канал «Болит. Балет», где московские артисты создают пластические постановки по актуальным новостям.
  • Театр в сети Facebook
    16 Декабря 2019

    Театр в сети Facebook

    Компания Facebook выпустила «Путеводитель по театральному миру России», где собраны рекомендации пяти сообществ, пишущих о театре.
  • Ушла Екатерина Дурова
    13 Декабря 2019

    Ушла Екатерина Дурова

    Заслуженная артистка России Екатерина Дурова ушла из жизни в возрасте 60 лет после продолжительной болезни.
  • Леди, stuff и девочки
    12 Декабря 2019

    Леди, stuff и девочки

    На фестивале NET, на территории Завода слоистых пластиков в Санкт-Петербурге, показали мировую премьеру «Игрушек» датской компании Signa.
  • «Театральный роман»-2019
    11 Декабря 2019

    «Театральный роман»-2019

    10 декабря в «Новом Манеже» состоялась торжественная церемония вручения VI-й премии «Театральный роман»-2019.
  • Все о ее матери
    10 Декабря 2019

    Все о ее матери

    Фестиваль NET открыл для театралов Москвы и Санкт-Петербурга новое знаковое имя современного театра – Анхелику Лидделл.
  • У танца на краю
    09 Декабря 2019

    У танца на краю

    В Екатеринбурге завершился Международный фестиваль современного танца «На грани»
  • Бартошевич, великий и прекрасный
    04 Декабря 2019

    Бартошевич, великий и прекрасный

    Легендарному историку мирового театра Алексею Вадимовичу Бартошевичу исполнилось 80 лет!
  • Памяти Че Гевары
    03 Декабря 2019

    Памяти Че Гевары

    В Екатеринбурге прошла российская премьера оратории Ханса Вернера Хенце «Плот "Медузы"» в рамках пятого международного музыкального фестиваля «Евразия».
  • Мышкин-сан
    02 Декабря 2019

    Мышкин-сан

    Хореограф, танцовщик, режиссер, художник Сабуро Тэсигавара показал на сцене ТЮЗ им. Брянцева в рамках фестиваля «Дягилев P.S.» свою версию романа Достоевского «Идиот».
  • Лучшие пьесы 2019 года
    29 Ноября 2019

    Лучшие пьесы 2019 года

    Объявлен шорт-лист лучших пьес 2019 года на соискание премии "Кульминация" в области современной драматургии  
  • Вместо Курентзиса
    28 Ноября 2019

    Вместо Курентзиса

    Марат Гацалов с 1 декабря станет главным режиссером Пермского театра оперы и балета.
  • Свидания на Театральной
    26 Ноября 2019

    Свидания на Театральной

    Завершился IV Международный фестиваль спектаклей о любви «Свидания на Театральной».
  • Премия Станиславского
    25 Ноября 2019

    Премия Станиславского

    Серебренникову, Ширвиндту, Виктюку и Апфельбаум вручена Международная премия Станиславского
  • Премия Юрия Любимова
    18 Ноября 2019

    Премия Юрия Любимова

    Международная театральная премия имени Юрия Любимова была вручена в минувшую субботу выдающемуся японскому режиссеру Тадаши Судзуки в Александринском театре.
  • А вот и NET
    13 Ноября 2019

    А вот и NET

    Сегодня открывается XXI фестиваль Нового европейского театра. Впервые он проходит на два города – NET принимают Москва и Санкт-Петербург.
  • Бог тоже сирота
    05 Ноября 2019

    Бог тоже сирота

    Год без Някрошюса
  • Легко о тяжелом
    25 Октября 2019

    Легко о тяжелом

    Фестиваль «Территория», проходящий в этом году в рамках национального проекта «Культура», привез спектакль «Пять легких пьес» режиссера Мило Рау.
  • САТИРИКОНУ — 80!
    24 Октября 2019

    САТИРИКОНУ — 80!

    Михаил Швыдкой — об Аркадии и Константине Райкиных и двух разных театрах, которые они создали.
  • Тюри-пури и дружочек
    22 Октября 2019

    Тюри-пури и дружочек

    В Московском музее современного искусства в Ермолаевском переулке открылась выставка «Человек размером с дом», посвященная Дмитрию Брусникину.
  • Из Сайгона в Хошимин
    15 Октября 2019

    Из Сайгона в Хошимин

    Спектакль «Сайгон» Каролин Нгуен на фестивале «Территория», которая в 2019 году проходит в рамках Национального проекта «Культура».
  • По ту сторону иронии
    09 Октября 2019

    По ту сторону иронии

    Павел Руднев – о поставленном в БДТ Константином Богомоловым спектакле "Слава", который вскоре увидят эстонские зрители "Золотой маски".
  • Быть или не быть
    07 Октября 2019

    Быть или не быть

    Т. Уильямс. «Кошка на раскаленной крыше». Режиссер Кама Гинкас. МТЮЗ.