Год образования 1948, UNESCO
Главная > Новости > Только пианино не бросай

Только пианино не бросай

На карте Москвы появилось еще одно «место силы» для театральной публики – Провиантские склады Музея Москвы, огромный амбар с пыльным полом и полукруглым окном (последнее пригодилось для видеоинсталляции хмурого неба над Кремлем, с метелями и воронами над куполами, которые воссевший на царство Борис обречен видеть постоянно, сходя с ума от этого мрачного величия). Дмитрий Крымов увидел это пространство, когда здесь находился гараж машин из Генштаба, - «на полу лужи еще не высохшего машинного масла и прикреплённые по стенам надписи: «Ремонт карбюраторов», «Место слива отработанного масла» и тому подобные. Правительственные мерины, как оказалось (чуть не сказал «были тоже люди»!), состояли из тех же частей и были подвержены тем же болезням, что и наши бедные «Жигули», «Москвичи» и «Запорожцы». Особенно запомнились мне эти лужи густого машинного масла на полу огромного пространства, похожие на лужи чёрной плохой крови… Я ещё, помню, подумал: машины уже давно не ездят, исчезли куда-то вместе со своими хозяевами, а их кровь — вот она, тут, под ногами и не высыхает. Было в этом что-то даже мистическое».

Пока зрители рассаживаются на местах, рядом мальчишки в парадной форме играют в волейбол – им скоро «выступать», но пока взрослые отвернулись, можно и попинать мяч во дворе. Сразу вспомнился двор у нашей музыкальной школы, и волейбол после экзамена (прощайте, пальцы), и горестный вопль увидевшей это святотатство учительницы: спектакль Дмитрия Крымова, где так тесно переплелось нечеловеческое бремя власти и человеческая маленькая жизнь, - очень московская история во всех своих мелочах. Его «Борис» – это тотальная игра, игра с детским азартом, когда в ход идет буквально все, что попадается под руку, а повороты сюжета и исход игры совершенно непредсказуем. «Евгений Онегин» и другие стихи Пушкина, 5-я Симфония Бетховена и вальсы Шопена, Галич и «Бесаме мучо», живая гигантская ворона и отеческие гробы, пачка яиц и образцовый хор пенсионерок, меховые шапки и кокошники, мобильный телефон и винегрет, кровь и рвота, ужас и нежность. Из всего этого он слепит, насочиняет, наколдует кучу театральных шуток разной степени трагикомичности. Им хохочут и аплодируют, а потом цитируют и пересказывают, как удачные частушки. Но, главное, посреди этой постмодернистской игры прорастает и живет такая настоящая правда, такая жизнь человеческого духа, что не увидеть ее невозможно.

Борис (Тимофей Трибунцев) венчается на царство – «вступает в должность». Маленькому худенькому человечку все тут внове, он сам еще недавно оттуда, из этого двора с волейболом, из этой очереди безликих людей, закутанных в бесформенные шубы и ватные штаны, лишь немногие из которых вышли в бояре и теперь, обмирая от страха, ждут своей очереди, чтобы доложить о себе новому царю (стихами «нашего всего»). Борис обогнал их всех – где хитрецой, где смекалкой, прошел «крещение» убийством, влез в доверие к правильным людям, оказался всем удобен, достиг высшей власти – и сам себе не верит. Ведущая праздничного концерта в кокошнике, умирая от страха, объявляет номера концерта, зажатые дети по очереди сменяются у красного концертного рояля с вечной классикой. Бояре, запинаясь, не понимая ни слова, бормочут из Пушкина, оттирая пот. Борис пьянеет от этой кутерьмы вокруг, ободряюще целует горе-бояр, вечных троечников, доказывая, что он свой в доску. Выходит бывалый царедворец Шуйский (Михаил Филиппов) – слегка нервничает, но в принципе уверен, что и этого правителя пересидит. У него давно отрепетирован безотказный номер для таких вот борисов – письмо Татьяны, «вся жизнь моя была залогом свидания верного с тобой», поставленный голос задушевен, ласковые глаза зорко следят за новым боссом. Потрясенные бояре разводят руками – Шуйский по праву первый среди них. Шуйский делает первый ход в своей «многоходовочке», за ним последует сцена заговора с Пушкиным (Сергей Щедрин), во время которой два боярина прощупывают друг друга, прикидывая, где надо сотрудничать, а где – успеть предать первым, и психологическое напряжение этой сцены разрядится оперной арией. Потом он вытерпит допрос Годунова (бешеный дуэт за красным роялем) и уйдет, вытирая кровь из носа и беззлобно ворча - «первый раз, что ли». Он знает, что рано или поздно сотрет этого Бориса в порошок.

Следующий пункт программы – поклонение памяти предков, донельзя смешная и страшная сцена на грани фола. «Отеческие гробы» доставляют прямо к месту назначения, бояре привычно затыкают носы. «А это не перебор?» - шепчет Борис. И, глумясь над мумиями с их кровавыми историями, которым ему надо присягнуть на верность, он идет навстречу этому запаху, пропитывается духом мертвечины.

История о проклятом бремени власти имеет свою изнанку – возникающую в разных спектаклях Крымова тему художника, сознающего свою неспособность до конца выразить мысль, воплотить образ, быть по-настоящему понятым. Тему пределов искусства. Сцена свидания у фонтана Марины Мнишек и Лжедимитрия выглядит как кошмар режиссера, у которого все идет вразнос. Ломкий, честолюбивый до истерики юноша с брекетами на зубах (Алина Ходжеванова в паре с Марией Смольниковой) на роль Димитрия и русская красавица в съехавшей на глаза меховой шапке, замученная сумками, работой, простудами ребенка - на роль польской гордячки Марины (Паулина Андреева в паре с Викторией Исаковой) разваливают всю сцену и мстят, как могут, незадачливому режиссеру, чувствуя его бессилие. Актеры, сукины дети…

Адский концерт близится к финалу, очередной маленький виртуоз обреченно топает к инструменту, толпа верных бояр стервятниками кружится вокруг этой нелепой пары – потерянного отца и маленького сына за роялем – мешающим им перекроить власть который раз. Борис торопливо перекладывает на плечи ребенка бремя государственной власти, бормоча по тексту трагедии свои политические наставления – отменить смертную казнь, не обращать внимания на боярский ропот... И видит недоумение в детских глазах. В последнюю минуту Борис позволяет себе прекратить ту фальшивую игру, на которую он положил всю жизнь, и сказать хоть что-то действительно важное – «руки мой перед едой, улицу переходи на зеленый, пианино не бросай». Прежде, чем погибнет сам, и толпа особо приближенных не расправится с его детьми.

Что сказать вам, москвичи, на прощанье (поют довольные бояре, вытирая кровавые руки) – круговорот зла завершил свой цикл и вышел на новый виток.

Ольга Фукс

Дата публикации

25 Февраля 2020

Другие материалы о театре и искусстве

  • Ни денег, ни жены
    27 Августа 2020

    Ни денег, ни жены

    «Капитал» Карла Маркса на Малой сцене Театра на Таганке
  • Актуальное имя Ян Фабр: «Хорошее искусство должно пахнуть»
    22 Августа 2020

    Актуальное имя Ян Фабр: «Хорошее искусство должно пахнуть»

    Программа праздничных мероприятий, которой Больший Драматический театр отметил в минувшем году столетний юбилей, завершилась встречей на его площадках трех театральных форумов – Театральной Олимпиады, проходившей в северной столице.
  • Культурные мосты Новое русское
    22 Августа 2020

    Культурные мосты Новое русское

    В начале года в Дрезденском фестивальном центре Hellerau прошла Программа современного российского театра Karussell. Стоило дождаться этого события: представительная программа «новых русских» в знаменитом Hellerau, который был построен в 1911 году как образовательный центр в области музыки и ритма.
  • БДТ в 1920-е: Игра. Судьба. Контекст.
    22 Августа 2020

    БДТ в 1920-е: Игра. Судьба. Контекст.

    Эта книга открывает серию, посвященную разбитой на десятилетия истории БДТ, задуманного, как театр «трагедии, романтической драмы и высокой комедии». Десять лет, двадцать спектаклей… От первой премьеры «Короля Лира» в здании на Фонтанке, 65.
  • Другой театр «Футуроны и иноходцы»
    21 Августа 2020

    Другой театр «Футуроны и иноходцы»

    VI фестиваль «Протеатр. Международные встречи» за три вечера познакомил своих зрителей, которые уже не помещаются в проходах, с инклюзивными спектаклями из России, Индии, Бельгии, Италии и Нидерландов.
  • Выставка «Принцесса-лебедь»
    01 Мая 2020

    Выставка «Принцесса-лебедь»

    Акварельный «Портрет Г.С. Улановой в роли Одетты» Артура Фонвизина из собрания Большого театра сейчас можно увидеть на выставке «Уланова» в Бахрушинском музее. Она посвящена 110-летию со дня рождения балерины
  • Фестиваль Мал да удал
    31 Марта 2020

    Фестиваль Мал да удал

    В конце февраля 2020 в Новосибирске проходил IV Всероссийский фестиваль-конкурс камерных спектаклей «Один. Два. Три». Участвовали в нем спектакли со всей России, а в офф-программе была заявлена еще и пара иностранных перформансов.
  • День театра online
    26 Марта 2020

    День театра online

    Такого Дня театра мир еще не отмечал. Артисты на сцене, музыканты – в оркестровой яме, все службы – на рабочих местах. А зрители приникли к экранам мониторов у себя дома. 
  • Высокие технологии танца
    16 Марта 2020

    Высокие технологии танца

    14 и 15 марта 2020 года в Инновационном культурном центре Калуги состоялась Всероссийская научно-практическая конференция «Развитие современного танца в регионах» для практиков и исследователей современного танца из разных уголков страны.
  • Игорь Костолевский сыграл постаревшего Мирою
    18 Февраля 2020

    Игорь Костолевский сыграл постаревшего Мирою

    А. Вамиплов. «Старший сын». Режиссер Анатолий Шульев. Театр им. Маяковского
  • Колдунья Мэб в подземном переходе
    18 Февраля 2020

    Колдунья Мэб в подземном переходе

    У. Шекспир. «Ромео и Джульетта». Режиссер Егор Перегудов. РАМТ
  • Выживет только Арлекин
    10 Февраля 2020

    Выживет только Арлекин

    Ж.-Б. Мольер. «Lё Тартюф. Комедия». Режиссер Юрий Муравицкий. Театр на Таганке
  • Семь пятниц на неделе
    07 Февраля 2020

    Семь пятниц на неделе

    А. Саморядов, Р. Михайлов. «Сказка про последнего ангела». Режиссер Андрей Могучий. Театр Наций.
  • Свидания на Театральной 2020
    04 Февраля 2020

    Свидания на Театральной 2020

    Рязанский театр драмы открыл прием заявок на V Международный форум «Свидания на Театральной», который состоится с 16 по 22 ноября 2020 года.
  • Без дублера
    02 Февраля 2020

    Без дублера

    С 29 января по 22 марта Театральный музей имени Бахрушина представляет выставку, посвященную 75-летию Николая Караченцова.
  • Чехов: Non-fiction
    01 Февраля 2020

    Чехов: Non-fiction

    В музее-заповеднике А. П. Чехова «Мелихово» в 2020 году стартует проект лаборатории для молодых драматургов «Чехов: Non-fiction».
  • За деньги не купишь
    30 Января 2020

    За деньги не купишь

    А. Островский. «Шутники». Режиссер Евгений Марчелли. Театр «Сатирикон» имени Аркадия Райкина.
  • Фестиваль Анатолия Васильева
    29 Января 2020

    Фестиваль Анатолия Васильева

    С 29 января по 15 февраля в БДТ пройдет фестиваль Анатолия Васильева — гуру и живой легенды отечественного и мирового театра.
  • Преемник Рыжакова
    28 Января 2020

    Преемник Рыжакова

    Дмитрий Волкострелов назначен художественным руководителем Центра имени Мейерхольда. Обязанности директора продолжит исполнять Елена Ковальская.
  • Может, супу?
    27 Января 2020

    Может, супу?

    А. Сальников. «Петровы в гриппе». Режиссер Антон Федоров. «Гоголь-центр».
  • Золотая маска – 2020
    23 Января 2020

    Золотая маска – 2020

    Конкурсная программа ХХVI Фестиваля "Золотая маска" откроется 25 января в Москве показом мюзикла "Стиляги" Театра наций.
  • Вершки и корешки
    22 Января 2020

    Вершки и корешки

    Алексей Житковкий. «Посадить дерево». Режиссер Марина Брусникина. Театр «Практика».
  • "Волнение" БДТ в Театре наций
    21 Января 2020

    "Волнение" БДТ в Театре наций

    БДТ открыл московские гастроли спектаклем "Волнение" с Алисой Фрейндлих на Основной сцене Театра наций.
  • Выставка Галины Улановой
    18 Января 2020

    Выставка Галины Улановой

    С 18 января по 22 марта Театральный музей имени Бахрушина представляет выставку к 110-летию со дня рождения Галины Улановой.
  • За хвостом птицы-тройки
    17 Января 2020

    За хвостом птицы-тройки

    С. Клычков. «Сахарный немец». Режиссер Уланбек Баялиев. МХТ им. Чехова.
  • «Я въехал в кровь уже так далеко…»
    14 Января 2020

    «Я въехал в кровь уже так далеко…»

    У. Шекспир. «Макбет». Театр «Школа драматического искусства». Режиссер Александр Огарёв.
  • Преемник Волчек
    30 Декабря 2019

    Преемник Волчек

    Глава Театрального центра имени Мейерхольда Виктор Рыжаков назначен художественным руководителем театра «Современник».
  • Ушла из жизни Галина Волчек
    27 Декабря 2019

    Ушла из жизни Галина Волчек

    Вечером 26 декабря ушла из жизни художественный руководитель Московского театра «Современник» Галина Волчек. Ей было 86 лет.
  • Культура в опасности
    25 Декабря 2019

    Культура в опасности

    Балерины исполнили отрывок из балета Петра Чайковского «Лебединое озеро» на ступенях Оперы Гарнье в Париже в знак протеста против реформы пенсионной системы.
  • Лучшие пьесы 2019 года
    23 Декабря 2019

    Лучшие пьесы 2019 года

    Подведены итоги объединенного конкурса современной драматургии «Кульминация». Пьесой 2019 года стал «Исчезнувший велосипедист» драматурга Константина Костенко.
  • Первый Гамлет на Руси
    18 Декабря 2019

    Первый Гамлет на Руси

    Московский театр «Человек» выпустил премьеру по «Гамлету» в переводе Александра Сумарокова 1748 года.
  • Хореография документа
    17 Декабря 2019

    Хореография документа

    В российском YouTube открыт новый канал «Болит. Балет», где московские артисты создают пластические постановки по актуальным новостям.
  • Театр в сети Facebook
    16 Декабря 2019

    Театр в сети Facebook

    Компания Facebook выпустила «Путеводитель по театральному миру России», где собраны рекомендации пяти сообществ, пишущих о театре.
  • Ушла Екатерина Дурова
    13 Декабря 2019

    Ушла Екатерина Дурова

    Заслуженная артистка России Екатерина Дурова ушла из жизни в возрасте 60 лет после продолжительной болезни.
  • Леди, stuff и девочки
    12 Декабря 2019

    Леди, stuff и девочки

    На фестивале NET, на территории Завода слоистых пластиков в Санкт-Петербурге, показали мировую премьеру «Игрушек» датской компании Signa.
  • «Театральный роман»-2019
    11 Декабря 2019

    «Театральный роман»-2019

    10 декабря в «Новом Манеже» состоялась торжественная церемония вручения VI-й премии «Театральный роман»-2019.
  • Все о ее матери
    10 Декабря 2019

    Все о ее матери

    Фестиваль NET открыл для театралов Москвы и Санкт-Петербурга новое знаковое имя современного театра – Анхелику Лидделл.
  • У танца на краю
    09 Декабря 2019

    У танца на краю

    В Екатеринбурге завершился Международный фестиваль современного танца «На грани»
  • Бартошевич, великий и прекрасный
    04 Декабря 2019

    Бартошевич, великий и прекрасный

    Легендарному историку мирового театра Алексею Вадимовичу Бартошевичу исполнилось 80 лет!
  • Памяти Че Гевары
    03 Декабря 2019

    Памяти Че Гевары

    В Екатеринбурге прошла российская премьера оратории Ханса Вернера Хенце «Плот "Медузы"» в рамках пятого международного музыкального фестиваля «Евразия».
  • Мышкин-сан
    02 Декабря 2019

    Мышкин-сан

    Хореограф, танцовщик, режиссер, художник Сабуро Тэсигавара показал на сцене ТЮЗ им. Брянцева в рамках фестиваля «Дягилев P.S.» свою версию романа Достоевского «Идиот».
  • Лучшие пьесы 2019 года
    29 Ноября 2019

    Лучшие пьесы 2019 года

    Объявлен шорт-лист лучших пьес 2019 года на соискание премии "Кульминация" в области современной драматургии  
  • Вместо Курентзиса
    28 Ноября 2019

    Вместо Курентзиса

    Марат Гацалов с 1 декабря станет главным режиссером Пермского театра оперы и балета.
  • Свидания на Театральной
    26 Ноября 2019

    Свидания на Театральной

    Завершился IV Международный фестиваль спектаклей о любви «Свидания на Театральной».
  • Премия Станиславского
    25 Ноября 2019

    Премия Станиславского

    Серебренникову, Ширвиндту, Виктюку и Апфельбаум вручена Международная премия Станиславского
  • Премия Юрия Любимова
    18 Ноября 2019

    Премия Юрия Любимова

    Международная театральная премия имени Юрия Любимова была вручена в минувшую субботу выдающемуся японскому режиссеру Тадаши Судзуки в Александринском театре.
  • А вот и NET
    13 Ноября 2019

    А вот и NET

    Сегодня открывается XXI фестиваль Нового европейского театра. Впервые он проходит на два города – NET принимают Москва и Санкт-Петербург.
  • Бог тоже сирота
    05 Ноября 2019

    Бог тоже сирота

    Год без Някрошюса