Год образования 1948, UNESCO
Главная > Новости > Три плюс три сестры

Три плюс три сестры

О постановке «Трёх сестёр» и Константин Богомолов, и Сергей Женовач объявляли сезон назад. Когда ещё был жив Олег Табаков и Константин Богомолов был его помощником и штатным режиссёром МХТ, а Сергей Женовач возглавлял только свой камерный авторский театр. Теперь он – художественный руководитель МХТ, не продливший контракт с Богомоловым из-за «эстетических разногласий», и одновременно худрук СТИ, которая может стать таким же сообщающимся сосудом с МХТ, каким при Олеге Табакове была его «Табакерка». В таком контексте оба режиссёра выпустили заявленные премьеры «Трёх сестер» почти одновременно.

Оговоримся сразу – спектакль Богомолова сохранится в афише будущего сезона. А значит, у театралов останется возможность увидеть диалог тех «Трех сестёр» и этих. Конечно же, они совершенно разные. Но конечно же, видно, что что у них одна «родина-время».

Давний соратник Сергея Женовача Александр Боровский не оставил в пьесе быта. Все эти мамины часы, самовар Чебутыкина, именинный пирог и вещи погорельцам остались в тексте и других прочтениях (вместе с няней и Ферапонтом). Декорация Боровского символична и обманчиво «патриотична»: бесконечные стволы белых берёз, так красиво подсвеченные Дамиром Исмагиловым то в полуденные, то в закатные тона, на деле оказываются пленом для Прозоровых и всех, кто по бесприютности прибился к их дому. Берёзовые стволы – самый расхожий символ Родины – без стволов и без листьев, точно без прошлого и без будущего. Они – тот последний рубеж, который отделяет этих людей от окончательной пустоты, имитируя какую-то опору. Иногда они даже дарят иллюзию душевного родства с ближними – как в самой «счастливой» сцене, где поют Чебутыкин (Сергей Качанов), Вершинин (Дмитрий Липинский), Солёный (Александр Медведев) и Тузенбах (Никита Исаченков), нашедшие истину в вине, ощутившие мужскую солидарность, свободу от мучительных отношений с женщинами и беспросветной службы.

Люди петляют среди берёз. Прячут свои ворованные поцелуи или прячутся сами от надоевших домочадцев и сослуживцев. Мужчины обнимают стволы, так и не найдя тепла женщин, женщины держаться за них, не имея другой опоры. Запахом берёз «занюхивают» очередную давно уже лишнюю рюмку. Люди застряли в этих деревьях, как какие-то большие животные в расщелинах и бьются в надежде на избавление, слабея с каждым часом. И кажется, сёстры сами стали точно берёзы – потерявшие волю к движению, деревенеющие в какие-то главные моменты жизни.

Сергей Женовач поставил очень несентиментальный спектакль. Он идёт от актёров, от их природы – в данном случае от очень молодых людей (в спектакле играют в основном его недавние выпускники). «Угнетенных воспитанием» властного отца, владеющих знаниями, с которыми они не знают, что делать, полных профанов в «неведомой науке счастья». Надеющихся на «Москву», «кирпичный завод» (Европу ли, Америку, другую планету), как на спасение от самих себя.

Может быть, впервые мечтатель Вершинин в исполнении Дмитрия Липинского выглядит таким инфантильным пустобрёхом, не способным ни на глубину чувств, ни на какую-либо ответственность «за тех, кого мы приручили», будь то собственная жена с двумя девочками или Маша (Мария Корытова), сначала приятная, потом досадная случайность. Может быть, впервые так снижен страшный «каминг аут» Солёного, шагнувшего в бездну своего признания Ирине, - здесь он произносит его, будучи мертвецки пьян, и Ирина (Елизавета Кондакова) даже не реагирует на очередные излияния очередного пьяного офицера и только с тоской твердит своё «в Москву, в Москву». Такие моменты – как свежие царапины на «теле» столетней пьесы, заставляют не столько открывать в ней новые смыслы, сколько чувствовать, что дыхание живой жизни в ней по-прежнему бьётся.

Время в спектакле Константина Богомолова - это сегодня и вечность. Дом Прозоровых (сценография Ларисы Ломакиной) не просто заложен Андреем (Кирилл Трубецкой играет навек задавленным, всё понимающим и абсолютно безвольным молодым старичком) - он давно исчез с лица земли (даже наташины цветочки давно увяли и запах их развеялся), остался только его контур, фантом. Контур той или иной комнаты, собранный из неоновых балок, начинает светиться красным, если там в данный момент происходит действие, - точно температурит само пространство. Дорогие часы мамы пищат как дешёвый будильник. Самовар Чебутыкина (Александр Семчев) совсем не вписывается в безликий интерьер современной квартиры, и его быстро уносят. Зато вписываются – и в этот интерьер, и в стилистику Богомолова – огромные экраны. Изображения на них взрывают привычный общий план театра: на экранах – крупные планы, осколки действия, но точно увиденные под увеличительным стеклом. Раненые глаза Солёного (Евгений Перевалов отбросил напрочь образ опереточного злодея, чтобы сыграть душевную болезнь). Переплетённые пальцы голодного хищника Вершинина (Дмитрий Куличков) и обиженного ребёнка Маши (Александра Виноградова играет в очередь с Софьей Евстигнеевой и Марией Фоминой). Отрешённое лицо Тузенбаха (Дарья Мороз в образе человека-андрогина, которому нет места среди этих мужчин и женщин). Холодное лицо не рассуждающего Кулыгина с металлическим заклинанием «Я доволен» (Кирилл Власов играет идеального функционера). Радость, которая уходит от одного крупного кадра к другому из красивого лица Ирины (Софья Эрнст), растворяясь в беспокойстве и отчаянии - агонии пока еще живой души.

Текст Чехова течёт сквозь этот дом и его обитателей, как воды Стикса. Богомолов не первый, кто начал бороться в театре с интонациями и голосовыми модуляциями, нарастающими на текст, как ракушки на корпус старого корабля. Достаточно вспомнить Анатолия Васильева, выделяющего каждое слово восклицательной, почти восторженной интонацией, или Тимофея Кулябина с его «Тремя сёстрами» на жестовом языке и «струящемуся» по экрану текстом. Но удивительным образом это подчёркнуто обесцвеченное (этакий голосовой «нуар») проговаривание хрестоматийного текста в богомоловском спектакле не только ставит новые задачи перед актёрами, но заставляет и зрителей заново вслушиваться в его мелодию и ритм.

Потеря дома, имения не просто как имущества, но как места силы и смысла - один из ключевых чеховских мотивов. В «Дяде Ване» дом остаётся нетронутым, но он точно осквернён самим предложением Серебрякова о продаже. В «Вишнёвом саде» дом уже продан за долги и обречён на надругательство - вырубленную красоту вишнёвых деревьев. В «Трёх сестрах» дом формально ещё принадлежит семье, но заложен, и коррозия небытия, от которой нет спасения, уже подточила его фундамент. В спектакле Богомолова эта коррозия особенно ощутима - в доме с «облетевшими» стенами уже вовсю орудуют чужие, разъедая его изнутри. Так Наташа (Светлана Устинова) ловко втискивается между сёстрами, сидящими на диване, - всем неудобно и сёстры расходятся, лишь бы не быть вместе, не быть рядом, не быть... И только душа убитого Тузенбаха заглянет ещё сюда напоследок - когда-то здесь так хорошо было когда-то бренчать на пианино, курить, искать взглядом Ирину и мечтать о том, какая, в сущности, красивая должна бы быть жизнь.

Ольга Фукс

Дата публикации

19 Июля 2018

Другие материалы о театре и искусстве

  • Волнение Фрейндлих
    19 Апреля 2019

    Волнение Фрейндлих

    Народная артистка СССР Алиса Фрейндлих исполнила главную роль на премьере в БДТ спектакля "Волнение" по пьесе Ивана Вырыпаева, которую драматург написал специально для актрисы.
  • Юбилейная маска
    18 Апреля 2019

    Юбилейная маска

    На Исторической сцене Большого театра состоялась торжественная церемония вручения Премии «Золотая Маска», которая в этом году отметила свое 25-летие.
  • Одержимые
    16 Апреля 2019

    Одержимые

    «Пианисты» в постановке Бориса Павловича (Новосибирский театр «Глобус») получил премию «Золотая маска» за лучший драматический спектакль малой формы.
  • Лицедеи
    15 Апреля 2019

    Лицедеи

    «Нам не страшен серый волк» Евгения Марчелли по пьесе Эдварда Олби «Кто боится Вирджинии Вульф» на фестивале «Золотая маска».
  • Я и не Я
    10 Апреля 2019

    Я и не Я

    «100% Воронеж» - еще одна точка, нанесенная на карту десятилетнего проекта «100% City» немецкой компании Rimini Protokoll. Этот спектакль участвует в номинации «Эксперимент» фестиваля «Золотая маска».
  • Оптика и образ
    09 Апреля 2019

    Оптика и образ

    В конце апреля в Доме-музее Александра Николаевича Островского на Ордынке откроется выставка работ одного из лучших отечественных театральных фотографов Александра Иванишина
  • Мосгорсуд освободил Кирилла Серебренникова
    08 Апреля 2019

    Мосгорсуд освободил Кирилла Серебренникова

    Мосгорсуд освободил из-под домашнего ареста Кирилла Серебренникова, Юрия Итина и Софью Апфельбаум.
  • Сплетни роз
    04 Апреля 2019

    Сплетни роз

    Режиссер Яна Тумина номинируется на «Золотую маску» с тремя спектаклями. «Комната Герды» и «Деревня канатоходцев» уже нашли своих поклонников среди московских зрителей.
  • Арест снова продлен
    02 Апреля 2019

    Арест снова продлен

    Мещанский суд Москвы продлил срок домашнего ареста режиссеру Кириллу Серебренникову до 4 июля. А также Юрий Итину и Софье Апфельбаум.
  • Let's go outside
    29 Марта 2019

    Let's go outside

    С 16 по 23 июля на Авиньонском фестивале пройдет премьера нового спектакля Кирилла Серебренникова «Outside». Информация об этом появилась на сайте фестиваля
  • Всем, кого касается
    29 Марта 2019

    Всем, кого касается

    3, 4 и 5 и 27 апреля в театре "Сатирикон" состоится премьера спектакля Константина Райкина "Всем кого касается" по новой пьесе современного драматурга Даны Сидерос.
  • Оборванец
    29 Марта 2019

    Оборванец

    В РАМТе выходит премьера "Оборванец" по пьесе Михаила Угарова и посвященная памяти самого Угарова и его жены Елены Греминой.
  • Объединение приостановлено
    29 Марта 2019

    Объединение приостановлено

    Премьер-министр России Дмитрий Медведев приостановил действие приказа Минкульта о создании Первого национального театра на базе Александринского театра и Театра имени Волкова
  • Первый национальный театр
    28 Марта 2019

    Первый национальный театр

    Министр культуры России Владимир Мединский заявил в среду на пресс-конференции в Музее им. Бахрушина об объединении Александринского и Волковского театров в первый российский национальный театр.
  • ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ ТЕАТРА
    27 Марта 2019

    ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ ТЕАТРА

    Обращение кубинского режиссера и драматурга Карлоса Селдрана к мировой театральной общественности, приуроченное к Всемирному дню театра.
  • Кошмарный ФЭСТ
    26 Марта 2019

    Кошмарный ФЭСТ

    Сотрудники Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД и следователи проводят во вторник обыски в театре драмы и комедии "ФЭСТ" в Мытищах.
  • Атом Солнца
    25 Марта 2019

    Атом Солнца

    Фестиваль памяти Олега Табакова "Атом Солнца", на котором состоятся мастер-классы и спектакли учеников режиссера, пройдет в Москве с октября по декабрь 2019 года.
  • Война еще началась
    22 Марта 2019

    Война еще началась

    25 марта на сцене Литовского драмтеатра уникальный латышский спектакль на русском языке «TWHYS. The war hasn‘t started yet. Война еще не началась» в постановке Леры Сурковой по одноименной пьесе Михаила Дурненкова.
  • Легкий воздух нулевых
    21 Марта 2019

    Легкий воздух нулевых

    Спектакль «Зоя» Екатеринбургского танцевального театра «Фора».
  • Долгожданная неожиданность
    20 Марта 2019

    Долгожданная неожиданность

    В Амстердаме прошел IV фестиваль OFF — Opera Forward Festival. Премьеры Дьёрдя Куртага и Джона Адамса в Нидерландской опере.
  • Крестный отец оттепели
    19 Марта 2019

    Крестный отец оттепели

    Антон Долин — памяти режиссера Марлена Хуциева.
  • Диктатура партитуры
    19 Марта 2019

    Диктатура партитуры

    Оперы Александра Маноцкова на «Золотой маске».
  • Недалекое плавание
    14 Марта 2019

    Недалекое плавание

    На сцене Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко Воронежский театр оперы и балета представил постановку Юрия Бурлаки — балет «Корсар» в трех актах с прологом и эпилогом, выдвинутый в пяти номинациях.
  •  «Русалка» Дворжака в Большом
    13 Марта 2019

    «Русалка» Дворжака в Большом

    В «Русалке» Большой театр вывел на сцену немоту. Режиссер Тимофей Кулябин использовал свой любимый прием, сполоснув его водичкой и музыкой Дворжака.
  • Сокровище VS пластинка
    12 Марта 2019

    Сокровище VS пластинка

    В театральной школе Константина Райкина прошел Всероссийский форум "Документальный театр в современной театральной школе".
  • Вавилон и ООН
    11 Марта 2019

    Вавилон и ООН

    Кирилл Серебренников, продолжая оставаться под домашним арестом, 10 марта выпустил еще одну премьеру – «Набукко» Верди в Штаатсопере Гамбурга.
  • Ушел Владимир Этуш
    10 Марта 2019

    Ушел Владимир Этуш

    Не дожив трех лет до 100-летнего юбилея, ушел Владимир Этуш. Легенда театра и кино. Ветеран Великой Отечественной. Знаменитый ректор «Щуки». Кумир миллионов зрителей. И просто человек, которого любили.
  • Бенуа-2019 в Большом
    07 Марта 2019

    Бенуа-2019 в Большом

    21 и 22 мая на Исторической сцене Большого Театра России в 27-й раз пройдет Международный балетный Фестиваль «Бенуа де ла Данс». Зрители увидят самые яркие работы в области танца со всего мира
  • Ушла Майя Туровская
    06 Марта 2019

    Ушла Майя Туровская

    На 95-м году жизни в Мюнхене скончалась Майя Туровская - киновед, кинокритик, культуролог, писатель, драматург, великолепный знаток мирового кинопроцесса и человек безупречной профессиональной репутации.
  • 10 интригующих премьер
    05 Марта 2019

    10 интригующих премьер

    В Театре наций — новый спектакль Rimini Protokoll, в Театре Романа Виктюка — новый «Мелкий бес», Тимофей Кулябин ставит «Русалку» Дворжака в Большом, а Марк Розовский делает мюзикл по произведениям Конан Дойла.
  • Ваш билет, пожалуйста!
    04 Марта 2019

    Ваш билет, пожалуйста!

    На сцене Высшей школы сценических искусств состоялась премьера спектакля «Проводница».
  • Танцующая под дождем
    01 Марта 2019

    Танцующая под дождем

    В парижском театре Шайо состоялись гастроли танцспектаклей «Compact» и «Diagnostic F20.9» в постановке и исполнении Жан Галлуа — молодого хореографа, которой во Франции прочат большое будущее.
  • Опера строгого режима
    27 Февраля 2019

    Опера строгого режима

    Знаменитый маэстро и музыкальный руководитель Баварской государственной оперы Кирилл Петренко впервые продирижировал «Фиделио» Бетховена.
  • Ушел из жизни Андрейс Жагарс
    27 Февраля 2019

    Ушел из жизни Андрейс Жагарс

    Знаменитому театральному режиссеру, актеру, продюссеру и экс-директору Латвийской национальной оперы было 60 лет.
  • Минифест немецкой драмы
    26 Февраля 2019

    Минифест немецкой драмы

    Четыре новосибирских театра объединились, чтобы впервые презентовать новые немецкоязычные пьесы из антологии «ШАГ-5» для аудитории Сибири и Дальнего Востока.
  • "Хованщина" в Милане
    26 Февраля 2019

    "Хованщина" в Милане

    В миланском театре Ла Скала 27 февраля под руководством народного артиста России Валерия Гергиева состоится премьера оперы Модеста Мусоргского "Хованщина".
  • "Вечная Россия" в Вильнюсе
    25 Февраля 2019

    "Вечная Россия" в Вильнюсе

    В Вильнюсе с 12 по 14 апреля в рамках фестиваля "Утопические реальности" будет 8 раз показан спектакль Марины Давыдовой "Eternal Russia" ("Вечная Россия"), созданный в берлинском театре Hebbel am Ufer
  • Рейтинг театральных городов России
    25 Февраля 2019

    Рейтинг театральных городов России

    Аналитическое агентство ТурСтат составило рейтинг театральных городов России. В первую пятерку вошли Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Казань и Новосибирск.
  • Русская война Пекторалиса
    24 Февраля 2019

    Русская война Пекторалиса

    7, 8, 17 и 29 марта на сцене Московском театре Олега Табакова (сцена на Сухаревской) сыграют премьеру спектакля «Русская война Пекторалиса» в постановке Сергея Пускепалиса.
  • Объявлен шорт-лист VI Международного фестиваля моноспектаклей «МОНОfest»
    24 Февраля 2019

    Объявлен шорт-лист VI Международного фестиваля моноспектаклей «МОНОfest»

    Более полусотни спектаклей были представлены во время заявочного периода на суд экспертов фестиваля «МОНОfest». По результатам экспертного отбора в шорт-лист фестиваля попали 11 постановок.
  • Богомолов замахнулся на Булгакова
    22 Февраля 2019

    Богомолов замахнулся на Булгакова

    В Петербургском театре «Русская антреприза» имени Андрея Миронова готовится к постановке спектакль «Иван Васильевич» по пьесе Михаила Булгакова. Над ним работает Константин Богомолов.
  • Сны как предчувствие
    22 Февраля 2019

    Сны как предчувствие

    Пермский театр оперы и балета показал на фестивале «Золотая маска» «Щелкунчика» хореографа Алексея Мирошниченко.
  • Гид по классике
    21 Февраля 2019

    Гид по классике

    Чехов, Гоголь и Толстой: где посмотреть любимую классику. Самые главные произведения русских писателей на самых больших площадках страны.
  • Дьявольская премьера
    20 Февраля 2019

    Дьявольская премьера

    На основной сцене Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко впервые за 30 лет поставили оперу нашего современника — «Влюбленный дьявол» Александра Вустина.
  • Богомолов на Таганке
    15 Февраля 2019

    Богомолов на Таганке

    Премьера в Театре на Таганке спектакля Константина Богомолова «Теллурия», поставленного по роману Владимира Сорокина.
  • Влюбленный дьявол
    15 Февраля 2019

    Влюбленный дьявол

    Премьера единственной оперы российского композитора Александра Вустина "Влюбленный дьявол" на сцене Театра им. Станиславского и Немировича-Данченко.
  • «Баядерка» возрождается
    13 Февраля 2019

    «Баядерка» возрождается

    На сцене Немецкой государственной оперы завершились премьерные показы главного спектакля балетного сезона — «Баядерки» Петипа, восстановленной Алексеем Ратманским по архивным документам.
  • Сакральный танец
    13 Февраля 2019

    Сакральный танец

    Приглашенный солист Баварского балета Сергей Полунин представит в Мариинском театре спектакль Sacre, поставленный японской танцовщицей и хореографом Юкой Оиши на музыку "Весны священной" Игоря Стравинского.
  • Реклама