Год образования 1948, UNESCO
Главная > Новости > Три плюс три сестры

Три плюс три сестры

О постановке «Трёх сестёр» и Константин Богомолов, и Сергей Женовач объявляли сезон назад. Когда ещё был жив Олег Табаков и Константин Богомолов был его помощником и штатным режиссёром МХТ, а Сергей Женовач возглавлял только свой камерный авторский театр. Теперь он – художественный руководитель МХТ, не продливший контракт с Богомоловым из-за «эстетических разногласий», и одновременно худрук СТИ, которая может стать таким же сообщающимся сосудом с МХТ, каким при Олеге Табакове была его «Табакерка». В таком контексте оба режиссёра выпустили заявленные премьеры «Трёх сестер» почти одновременно.

Оговоримся сразу – спектакль Богомолова сохранится в афише будущего сезона. А значит, у театралов останется возможность увидеть диалог тех «Трех сестёр» и этих. Конечно же, они совершенно разные. Но конечно же, видно, что что у них одна «родина-время».

Давний соратник Сергея Женовача Александр Боровский не оставил в пьесе быта. Все эти мамины часы, самовар Чебутыкина, именинный пирог и вещи погорельцам остались в тексте и других прочтениях (вместе с няней и Ферапонтом). Декорация Боровского символична и обманчиво «патриотична»: бесконечные стволы белых берёз, так красиво подсвеченные Дамиром Исмагиловым то в полуденные, то в закатные тона, на деле оказываются пленом для Прозоровых и всех, кто по бесприютности прибился к их дому. Берёзовые стволы – самый расхожий символ Родины – без стволов и без листьев, точно без прошлого и без будущего. Они – тот последний рубеж, который отделяет этих людей от окончательной пустоты, имитируя какую-то опору. Иногда они даже дарят иллюзию душевного родства с ближними – как в самой «счастливой» сцене, где поют Чебутыкин (Сергей Качанов), Вершинин (Дмитрий Липинский), Солёный (Александр Медведев) и Тузенбах (Никита Исаченков), нашедшие истину в вине, ощутившие мужскую солидарность, свободу от мучительных отношений с женщинами и беспросветной службы.

Люди петляют среди берёз. Прячут свои ворованные поцелуи или прячутся сами от надоевших домочадцев и сослуживцев. Мужчины обнимают стволы, так и не найдя тепла женщин, женщины держаться за них, не имея другой опоры. Запахом берёз «занюхивают» очередную давно уже лишнюю рюмку. Люди застряли в этих деревьях, как какие-то большие животные в расщелинах и бьются в надежде на избавление, слабея с каждым часом. И кажется, сёстры сами стали точно берёзы – потерявшие волю к движению, деревенеющие в какие-то главные моменты жизни.

Сергей Женовач поставил очень несентиментальный спектакль. Он идёт от актёров, от их природы – в данном случае от очень молодых людей (в спектакле играют в основном его недавние выпускники). «Угнетенных воспитанием» властного отца, владеющих знаниями, с которыми они не знают, что делать, полных профанов в «неведомой науке счастья». Надеющихся на «Москву», «кирпичный завод» (Европу ли, Америку, другую планету), как на спасение от самих себя.

Может быть, впервые мечтатель Вершинин в исполнении Дмитрия Липинского выглядит таким инфантильным пустобрёхом, не способным ни на глубину чувств, ни на какую-либо ответственность «за тех, кого мы приручили», будь то собственная жена с двумя девочками или Маша (Мария Корытова), сначала приятная, потом досадная случайность. Может быть, впервые так снижен страшный «каминг аут» Солёного, шагнувшего в бездну своего признания Ирине, - здесь он произносит его, будучи мертвецки пьян, и Ирина (Елизавета Кондакова) даже не реагирует на очередные излияния очередного пьяного офицера и только с тоской твердит своё «в Москву, в Москву». Такие моменты – как свежие царапины на «теле» столетней пьесы, заставляют не столько открывать в ней новые смыслы, сколько чувствовать, что дыхание живой жизни в ней по-прежнему бьётся.

Время в спектакле Константина Богомолова - это сегодня и вечность. Дом Прозоровых (сценография Ларисы Ломакиной) не просто заложен Андреем (Кирилл Трубецкой играет навек задавленным, всё понимающим и абсолютно безвольным молодым старичком) - он давно исчез с лица земли (даже наташины цветочки давно увяли и запах их развеялся), остался только его контур, фантом. Контур той или иной комнаты, собранный из неоновых балок, начинает светиться красным, если там в данный момент происходит действие, - точно температурит само пространство. Дорогие часы мамы пищат как дешёвый будильник. Самовар Чебутыкина (Александр Семчев) совсем не вписывается в безликий интерьер современной квартиры, и его быстро уносят. Зато вписываются – и в этот интерьер, и в стилистику Богомолова – огромные экраны. Изображения на них взрывают привычный общий план театра: на экранах – крупные планы, осколки действия, но точно увиденные под увеличительным стеклом. Раненые глаза Солёного (Евгений Перевалов отбросил напрочь образ опереточного злодея, чтобы сыграть душевную болезнь). Переплетённые пальцы голодного хищника Вершинина (Дмитрий Куличков) и обиженного ребёнка Маши (Александра Виноградова играет в очередь с Софьей Евстигнеевой и Марией Фоминой). Отрешённое лицо Тузенбаха (Дарья Мороз в образе человека-андрогина, которому нет места среди этих мужчин и женщин). Холодное лицо не рассуждающего Кулыгина с металлическим заклинанием «Я доволен» (Кирилл Власов играет идеального функционера). Радость, которая уходит от одного крупного кадра к другому из красивого лица Ирины (Софья Эрнст), растворяясь в беспокойстве и отчаянии - агонии пока еще живой души.

Текст Чехова течёт сквозь этот дом и его обитателей, как воды Стикса. Богомолов не первый, кто начал бороться в театре с интонациями и голосовыми модуляциями, нарастающими на текст, как ракушки на корпус старого корабля. Достаточно вспомнить Анатолия Васильева, выделяющего каждое слово восклицательной, почти восторженной интонацией, или Тимофея Кулябина с его «Тремя сёстрами» на жестовом языке и «струящемуся» по экрану текстом. Но удивительным образом это подчёркнуто обесцвеченное (этакий голосовой «нуар») проговаривание хрестоматийного текста в богомоловском спектакле не только ставит новые задачи перед актёрами, но заставляет и зрителей заново вслушиваться в его мелодию и ритм.

Потеря дома, имения не просто как имущества, но как места силы и смысла - один из ключевых чеховских мотивов. В «Дяде Ване» дом остаётся нетронутым, но он точно осквернён самим предложением Серебрякова о продаже. В «Вишнёвом саде» дом уже продан за долги и обречён на надругательство - вырубленную красоту вишнёвых деревьев. В «Трёх сестрах» дом формально ещё принадлежит семье, но заложен, и коррозия небытия, от которой нет спасения, уже подточила его фундамент. В спектакле Богомолова эта коррозия особенно ощутима - в доме с «облетевшими» стенами уже вовсю орудуют чужие, разъедая его изнутри. Так Наташа (Светлана Устинова) ловко втискивается между сёстрами, сидящими на диване, - всем неудобно и сёстры расходятся, лишь бы не быть вместе, не быть рядом, не быть... И только душа убитого Тузенбаха заглянет ещё сюда напоследок - когда-то здесь так хорошо было когда-то бренчать на пианино, курить, искать взглядом Ирину и мечтать о том, какая, в сущности, красивая должна бы быть жизнь.

Ольга Фукс

Дата публикации

19 Июля 2018

Другие материалы о театре и искусстве

  • Куклы и тени
    22 Октября 2018

    Куклы и тени

    В дни школьных каникул в Москве пройдет первый ShadowFest – Международный фестиваль театров теней.
  • Прогуляй своё тело
    22 Октября 2018

    Прогуляй своё тело

    В Москву впервые приехал хореограф, перформер, танцовщик Оливье Дюбуа
  • Малый театр скорбит
    19 Октября 2018

    Малый театр скорбит

    19 октября ушёл из жизни актёр Малого театра Дмитрий Николаевич Солодовник.
  • «Русская сцена» на русской сцене
    19 Октября 2018

    «Русская сцена» на русской сцене

    В Москву на гастроли приезжает берлинский русскоязычный театр «Русская сцена».
  • Ошибки ангелов
    15 Октября 2018

    Ошибки ангелов

    В Москве открылся XIII Международный фестиваль-школа «TERRITORIЯ»
  • Не герои геройского времени
    12 Октября 2018

    Не герои геройского времени

    В Театр им. Вахтангова в рамках программы «Большие гастроли» приехал Омский театр драмы.
  • Профессия и судьба
    04 Октября 2018

    Профессия и судьба

    2 октября в Большом зале Консерватории в четвёртый раз была вручена Общественная премия Юрия Любимова
  • Марина Давыдова отмечена спецпризом BITEF
    26 Сентября 2018

    Марина Давыдова отмечена спецпризом BITEF

    На 52-ом Международном фестивале BITEF в Белграде назвали имена лауреатов. Спецприз BITEF получил спектакль Марины Давыдовой ‘Eternal Russia’ («Вечная Россия»).
  • В Театре Российской Армии покажут "Красное колесо"
    25 Сентября 2018

    В Театре Российской Армии покажут "Красное колесо"

    В Театре Российской Армии всё готово к премьере. Спектаклем по роману Александра Солженицына «Красное колесо» 26 сентября откроется новый сезон.
  • Стартовал III Всероссийский фестиваль-конкурс любительских театров
    24 Сентября 2018

    Стартовал III Всероссийский фестиваль-конкурс любительских театров

    С 22 по 30 сентября на театральных площадках Петербурга пройдет III Всероссийский фестиваль-конкурс любительских театров «Невские театральные встречи».
  • Фестиваль "Круг света" стартует в Москве на пяти площадках
    21 Сентября 2018

    Фестиваль "Круг света" стартует в Москве на пяти площадках

    На Театральной площади для световых шоу будут задействованы фасады сразу трех театров: Большого, Малого и РАМТ. В дни фестиваля здесь продемонстрируют аллегорическую световую новеллу о Спартаке.
  • Сергей Юрский выступил в защиту Кирилла Серебренникова
    20 Сентября 2018

    Сергей Юрский выступил в защиту Кирилла Серебренникова

    Знаменитый актёр и режиссёр Сергей Юрский выступил в защиту Кирилла Серебренникова на церемонии вручения государственных наград в области культуры и искусства.
  • Во Владимире откроют памятник провинциальным артистам
    18 Сентября 2018

    Во Владимире откроют памятник провинциальным артистам

    Памятник провинциальным артистам откроют на Театральной площади Владимира 18 сентября, сообщили в пресс-службе Союза театральных деятелей России.
  • Новый главный режиссер Театра Вахтангова
    17 Сентября 2018

    Новый главный режиссер Театра Вахтангова

    Юрий Бутусов займет должность главного режиссера в Театре Вахтангова. Об этом на сборе труппы рассказали директор театра Кирилл Крок и художественный руководитель Римас Туминас.
  • Куклы всего мира в Екатеринбурге
    14 Сентября 2018

    Куклы всего мира в Екатеринбурге

    С 14 по 18 сентября в Екатеринбурге пройдет IX международный фестиваль театра кукол «Петрушка великий». Зрители смогут увидеть 19 спектаклей из 7 стран мира.
  • Худрук РГМДТ новый министр культуры Ингушетии
    14 Сентября 2018

    Худрук РГМДТ новый министр культуры Ингушетии

    Министром культуры в новом правительстве Ингушетии назначен художественный руководитель Русского государственного музыкально-драматического театра Ингушетии Микаэл Базоркин.
  • Финский фестиваль откроет сезон Большого театра
    13 Сентября 2018

    Финский фестиваль откроет сезон Большого театра

    Старейший оперный фестиваль в финском Савонлинна 14 сентября откроет сезон Большого театра на Новой сцене спектаклем "Отелло".
  • В Роттердаме стартует "Гергиев-фестиваль"
    13 Сентября 2018

    В Роттердаме стартует "Гергиев-фестиваль"

    C 13 по 16 сентября в Роттердаме пройдет "Гергиев-фестиваль", посвященный двум датам – 100-летию Роттердамского филармонического оркестра и 30-летию сотрудничества коллектива с Валерием Гергиевым,
  • Уроки русской истории от Орнеллы Мути
    11 Сентября 2018

    Уроки русской истории от Орнеллы Мути

    10 сентября в Государственном Кремлёвском Дворце состоялся единственный показ балета с элементами оперы «Хрустальный дворец».
  • Кабуки снова в России
    10 Сентября 2018

    Кабуки снова в России

    Традиционный японский театр кабуки начинает гастроли в Москве на сцене Театра имени Моссовета в рамках Международного театрального фестиваля имени Чехова.
  • Валерий Фокин - лауреат премии Европы
    07 Сентября 2018

    Валерий Фокин - лауреат премии Европы

    В Санкт-Петербурге назвали имена лауреатов XVII Европейской театральной премии.
  • Территория боли
    04 Сентября 2018

    Территория боли

    1 сентября открылся фестиваль молодой драматургии «Любимовка»
  • Третий звонок
    31 Августа 2018

    Третий звонок

    Московские театры открывают сезон и анонсируют будущие премьеры.
  • Театроведение и практика
    30 Августа 2018

    Театроведение и практика

    В Высшей школе сценических искусств открывается уникальная образовательная программа - Школа практического театроведения.
  • В гости на «VASARA»
    29 Августа 2018

    В гости на «VASARA»

    Оренбургский театр драмы стал участником Международного театрального фестиваля «VASARA» в Литве.
  • Круг света 2018
    28 Августа 2018

    Круг света 2018

    Фасады Большого, Малого театров и РАМТ создадут панорамную 270-градусную видеопроекцию  в рамках сеньтябрьского фестиваля "Круг света"
  • Ушёл Нил Саймон
    27 Августа 2018

    Ушёл Нил Саймон

    В воскресенье, 26 августа, в Нью-Йорке ушёл из жизни американский драматург, сценарист, обладатель Пулитцеровской премии Нил Саймон.
  • Вверх по лестнице, ведущей вниз
    27 Июля 2018

    Вверх по лестнице, ведущей вниз

    В «Сатириконе» состоялась премьера «Дон Жуана» Ж.-Б. Мольера в версии режиссёра Егора Пегерудова.
  • Прощай, оружие
    26 Июля 2018

    Прощай, оружие

    Театральная компания «Римини-протокол» показала в Москве спектакль про вооружение.
  • "Гаянэ" в Большом
    25 Июля 2018

    "Гаянэ" в Большом

    Национальный театр оперы и балета имени Спендиаряна привез в Москву из Еревана «Гаянэ» Хачатуряна.
  • Дочь фараона
    17 Июля 2018

    Дочь фараона

    Балет Мариуса Петипа на музыку Цезаря Пуни "Дочь фараона" после шестилетнего перерыва возвращается на Историческую сцену Большого театра.
  • Будапешт в Гатчине
    13 Июля 2018

    Будапешт в Гатчине

    13 июля начинает свою работу фестиваль «Оперетта-парк». Серия концертов с участием солистов Будапештского театра оперетты пройдет в живописных декорациях Гатчинского дворца и парка.
  • Опера - всем
    11 Июля 2018

    Опера - всем

    VII Международный фестиваль «Опера – всем» стартует 12 июля в Санкт-Петербурге. Фестиваль откроется оперой Римского-Корсакова «Царская невеста» на Соборной площади Петропавловской крепости.
  • Новосибирские гастроли
    11 Июля 2018

    Новосибирские гастроли

    Артисты знаменитого балета Парижской национальной оперы 11 и 12 июля выступят на сцене Новосибирского театра оперы и балета.
  • «Вдохновение» театром
    10 Июля 2018

    «Вдохновение» театром

    С 20 июля по 5 августа 2018 года на ВДНХ в четвертый раз пройдет международный фестиваль искусств «Вдохновение».
  • Юбилей Лии Ахеджаковой
    09 Июля 2018

    Юбилей Лии Ахеджаковой

    "Современник" поздравляет с юбилеем народную артистку России Лию Ахеджакову, которой сегодня исполняется 80 лет.
  • Театральный марафон
    02 Июля 2018

    Театральный марафон

    XVIII июльский Театральный марафон пройдет в театре Романа Виктюка, где течение месяца будут сыграны 16 спектаклей разных лет.
  • Премьера Баварской оперы
    29 Июня 2018

    Премьера Баварской оперы

    Премьерной постановкой Мюнхенского оперного фестиваля в этом году стал "Парсифаль" Рихарда Вагнера в постановке Пьера Ауди. В роли Парсифаля - Йонас Кауфман.
  • Кулябин здесь, Кулябин там
    28 Июня 2018

    Кулябин здесь, Кулябин там

    Знаменитые спектакли Тимофея Кулябина на международных гастролях.
  • "Золотой петушок" в Геликоне
    26 Июня 2018

    "Золотой петушок" в Геликоне

    Премьерная серия оперы Николая Римского-Корсакова "Золотой петушок" начнется во вторник в театре "Геликон-опера" в Москве. Об этом сообщили в пресс-службе музыкального театра.
  • Иран приглашает
    25 Июня 2018

    Иран приглашает

    Центр драматических искусств Ирана выпустил анонс трех крупных международных фестивалей, которые пройдут в стране с сентября 2018 года по февраль 2019 года.
  • Неизвестный Тургенев
    22 Июня 2018

    Неизвестный Тургенев

    В Орловском академическом театре представили малоизвестную пьесу для детей, написанную Полиной Виардо и Иваном Тургеневым.
  • "Утопия" в Театре Наций
    21 Июня 2018

    "Утопия" в Театре Наций

    Премьера в Театре Наций. Спектакль Марата Гацалова «Утопия» по одноимённой пьесе Михаила Дурненкова - это размышление о том, изменились ли мы с 90-х и можно ли вернуться назад.
  • Мюзикл отбит
    21 Июня 2018

    Мюзикл отбит

    Создание мюзикла о легендарном футбольном вратаре Льве Яшине, который планировалось представить к чемпионату мира в России, откладывается, пока вдова спортсмена не даст свое согласие.
  • Гинкас поставил "Макбета"
    20 Июня 2018

    Гинкас поставил "Макбета"

    Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко представляет премьеру оперы Джузеппе Верди "Макбет" по одноименной трагедии Шекспира, постановку которой осуществил драматический режиссер Кама Гинкас.
  • Юбилей Домашнего театра
    20 Июня 2018

    Юбилей Домашнего театра

    Домашнему театру в Доме Щепкина исполнилось 10 лет. К юбилею театра в Доме-музее М.С. Щепкина открылась выставка «Всему своё время и время всякой вещи под небом».
  • Фестиваль уличных театров
    20 Июня 2018

    Фестиваль уличных театров

    Картонный оркестр под руководством тирана, глотание мечей, жонглирование стульями... В Архангельске открылся XXIV фестиваль уличных театров.
  • В Израиль 10 лет спустя
    19 Июня 2018

    В Израиль 10 лет спустя

    "Современник" во вторник отправился на гастроли в Израиль после десятилетнего перерыва, выступления пройдут с 20 по 25 июня в Тель-Авиве и Кирьят-Хаиме.
  • Реклама