Год образования 1948, UNESCO
Главная > Новости > Три плюс три сестры

Три плюс три сестры

О постановке «Трёх сестёр» и Константин Богомолов, и Сергей Женовач объявляли сезон назад. Когда ещё был жив Олег Табаков и Константин Богомолов был его помощником и штатным режиссёром МХТ, а Сергей Женовач возглавлял только свой камерный авторский театр. Теперь он – художественный руководитель МХТ, не продливший контракт с Богомоловым из-за «эстетических разногласий», и одновременно худрук СТИ, которая может стать таким же сообщающимся сосудом с МХТ, каким при Олеге Табакове была его «Табакерка». В таком контексте оба режиссёра выпустили заявленные премьеры «Трёх сестер» почти одновременно.

Оговоримся сразу – спектакль Богомолова сохранится в афише будущего сезона. А значит, у театралов останется возможность увидеть диалог тех «Трех сестёр» и этих. Конечно же, они совершенно разные. Но конечно же, видно, что что у них одна «родина-время».

Давний соратник Сергея Женовача Александр Боровский не оставил в пьесе быта. Все эти мамины часы, самовар Чебутыкина, именинный пирог и вещи погорельцам остались в тексте и других прочтениях (вместе с няней и Ферапонтом). Декорация Боровского символична и обманчиво «патриотична»: бесконечные стволы белых берёз, так красиво подсвеченные Дамиром Исмагиловым то в полуденные, то в закатные тона, на деле оказываются пленом для Прозоровых и всех, кто по бесприютности прибился к их дому. Берёзовые стволы – самый расхожий символ Родины – без стволов и без листьев, точно без прошлого и без будущего. Они – тот последний рубеж, который отделяет этих людей от окончательной пустоты, имитируя какую-то опору. Иногда они даже дарят иллюзию душевного родства с ближними – как в самой «счастливой» сцене, где поют Чебутыкин (Сергей Качанов), Вершинин (Дмитрий Липинский), Солёный (Александр Медведев) и Тузенбах (Никита Исаченков), нашедшие истину в вине, ощутившие мужскую солидарность, свободу от мучительных отношений с женщинами и беспросветной службы.

Люди петляют среди берёз. Прячут свои ворованные поцелуи или прячутся сами от надоевших домочадцев и сослуживцев. Мужчины обнимают стволы, так и не найдя тепла женщин, женщины держаться за них, не имея другой опоры. Запахом берёз «занюхивают» очередную давно уже лишнюю рюмку. Люди застряли в этих деревьях, как какие-то большие животные в расщелинах и бьются в надежде на избавление, слабея с каждым часом. И кажется, сёстры сами стали точно берёзы – потерявшие волю к движению, деревенеющие в какие-то главные моменты жизни.

Сергей Женовач поставил очень несентиментальный спектакль. Он идёт от актёров, от их природы – в данном случае от очень молодых людей (в спектакле играют в основном его недавние выпускники). «Угнетенных воспитанием» властного отца, владеющих знаниями, с которыми они не знают, что делать, полных профанов в «неведомой науке счастья». Надеющихся на «Москву», «кирпичный завод» (Европу ли, Америку, другую планету), как на спасение от самих себя.

Может быть, впервые мечтатель Вершинин в исполнении Дмитрия Липинского выглядит таким инфантильным пустобрёхом, не способным ни на глубину чувств, ни на какую-либо ответственность «за тех, кого мы приручили», будь то собственная жена с двумя девочками или Маша (Мария Корытова), сначала приятная, потом досадная случайность. Может быть, впервые так снижен страшный «каминг аут» Солёного, шагнувшего в бездну своего признания Ирине, - здесь он произносит его, будучи мертвецки пьян, и Ирина (Елизавета Кондакова) даже не реагирует на очередные излияния очередного пьяного офицера и только с тоской твердит своё «в Москву, в Москву». Такие моменты – как свежие царапины на «теле» столетней пьесы, заставляют не столько открывать в ней новые смыслы, сколько чувствовать, что дыхание живой жизни в ней по-прежнему бьётся.

Время в спектакле Константина Богомолова - это сегодня и вечность. Дом Прозоровых (сценография Ларисы Ломакиной) не просто заложен Андреем (Кирилл Трубецкой играет навек задавленным, всё понимающим и абсолютно безвольным молодым старичком) - он давно исчез с лица земли (даже наташины цветочки давно увяли и запах их развеялся), остался только его контур, фантом. Контур той или иной комнаты, собранный из неоновых балок, начинает светиться красным, если там в данный момент происходит действие, - точно температурит само пространство. Дорогие часы мамы пищат как дешёвый будильник. Самовар Чебутыкина (Александр Семчев) совсем не вписывается в безликий интерьер современной квартиры, и его быстро уносят. Зато вписываются – и в этот интерьер, и в стилистику Богомолова – огромные экраны. Изображения на них взрывают привычный общий план театра: на экранах – крупные планы, осколки действия, но точно увиденные под увеличительным стеклом. Раненые глаза Солёного (Евгений Перевалов отбросил напрочь образ опереточного злодея, чтобы сыграть душевную болезнь). Переплетённые пальцы голодного хищника Вершинина (Дмитрий Куличков) и обиженного ребёнка Маши (Александра Виноградова играет в очередь с Софьей Евстигнеевой и Марией Фоминой). Отрешённое лицо Тузенбаха (Дарья Мороз в образе человека-андрогина, которому нет места среди этих мужчин и женщин). Холодное лицо не рассуждающего Кулыгина с металлическим заклинанием «Я доволен» (Кирилл Власов играет идеального функционера). Радость, которая уходит от одного крупного кадра к другому из красивого лица Ирины (Софья Эрнст), растворяясь в беспокойстве и отчаянии - агонии пока еще живой души.

Текст Чехова течёт сквозь этот дом и его обитателей, как воды Стикса. Богомолов не первый, кто начал бороться в театре с интонациями и голосовыми модуляциями, нарастающими на текст, как ракушки на корпус старого корабля. Достаточно вспомнить Анатолия Васильева, выделяющего каждое слово восклицательной, почти восторженной интонацией, или Тимофея Кулябина с его «Тремя сёстрами» на жестовом языке и «струящемуся» по экрану текстом. Но удивительным образом это подчёркнуто обесцвеченное (этакий голосовой «нуар») проговаривание хрестоматийного текста в богомоловском спектакле не только ставит новые задачи перед актёрами, но заставляет и зрителей заново вслушиваться в его мелодию и ритм.

Потеря дома, имения не просто как имущества, но как места силы и смысла - один из ключевых чеховских мотивов. В «Дяде Ване» дом остаётся нетронутым, но он точно осквернён самим предложением Серебрякова о продаже. В «Вишнёвом саде» дом уже продан за долги и обречён на надругательство - вырубленную красоту вишнёвых деревьев. В «Трёх сестрах» дом формально ещё принадлежит семье, но заложен, и коррозия небытия, от которой нет спасения, уже подточила его фундамент. В спектакле Богомолова эта коррозия особенно ощутима - в доме с «облетевшими» стенами уже вовсю орудуют чужие, разъедая его изнутри. Так Наташа (Светлана Устинова) ловко втискивается между сёстрами, сидящими на диване, - всем неудобно и сёстры расходятся, лишь бы не быть вместе, не быть рядом, не быть... И только душа убитого Тузенбаха заглянет ещё сюда напоследок - когда-то здесь так хорошо было когда-то бренчать на пианино, курить, искать взглядом Ирину и мечтать о том, какая, в сущности, красивая должна бы быть жизнь.

Ольга Фукс

Дата публикации

19 Июля 2018

Другие материалы о театре и искусстве

  • Богомолов на Таганке
    15 Февраля 2019

    Богомолов на Таганке

    Премьера в Театре на Таганке спектакля Константина Богомолова «Теллурия», поставленного по роману Владимира Сорокина.
  • Влюбленный дьявол
    15 Февраля 2019

    Влюбленный дьявол

    Премьера единственной оперы российского композитора Александра Вустина "Влюбленный дьявол" на сцене Театра им. Станиславского и Немировича-Данченко.
  • «Баядерка» возрождается
    13 Февраля 2019

    «Баядерка» возрождается

    На сцене Немецкой государственной оперы завершились премьерные показы главного спектакля балетного сезона — «Баядерки» Петипа, восстановленной Алексеем Ратманским по архивным документам.
  • Сакральный танец
    13 Февраля 2019

    Сакральный танец

    Приглашенный солист Баварского балета Сергей Полунин представит в Мариинском театре спектакль Sacre, поставленный японской танцовщицей и хореографом Юкой Оиши на музыку "Весны священной" Игоря Стравинского.
  • Совершенно невероятное событие
    11 Февраля 2019

    Совершенно невероятное событие

    6 марта на сцене Театрального центра «На Страстном» будет сыгран первый спектакль московского «Театра Новых Пьес» под руководством Николая Коляды «Женитьба или совершенно невероятное событие».
  • На вешалке крылья не мять
    08 Февраля 2019

    На вешалке крылья не мять

    В Театральном музее имени Бахрушина открылась персональная выставка театрального художника Юрия Кононенко «На вешалке крылья не мять», приуроченная к 80-летию со дня рождения автора.
  • Ушел Сергей Юрский
    08 Февраля 2019

    Ушел Сергей Юрский

    Сегодня, 8 февраля, в Москве в возрасте 83 лет умер актер и режиссер театра и кино Сергей Юрский.
  • Фрески социализма
    06 Февраля 2019

    Фрески социализма

    Башкирский драматический театр им. М. Гафури показал в Москве спектакль «Зулейха открывает глаза», выдвинутый в шести номинациях на премию «Золотая маска».
  • Джим Керри не сыграет Воланда
    06 Февраля 2019

    Джим Керри не сыграет Воланда

    Американский актер Джим Керри не сыграет Воланда в мюзикле "Мастер и Маргарита" в петербургском театре "ЛДМ. Новая сцена".
  • Джон Малкович возвращается в театр
    31 Января 2019

    Джон Малкович возвращается в театр

    7 июня в Театре Гаррика лондонского Вест-Энда состоится премьера спектакля «Горькая пшеница». Главного героя сыграет Джон Малкович.
  • Легкое дыхание
    30 Января 2019

    Легкое дыхание

    В Московском международном доме музыки прима-балерина лондонского Королевского балета «Ковент-Гарден» Наталья Осипова представила программу «Легкое дыхание».
  • Реконструкция воодушевления
    28 Января 2019

    Реконструкция воодушевления

    В Москве проходят гастроли спектаклей БДТ, посвященные столетию театра.
  • Башкирские гастроли
    25 Января 2019

    Башкирские гастроли

    С 4 по 6 февраля на основной сцене Театра имени А.С. Пушкина пройдут гастроли Башкирского театра драмы имени Мажита Гафури.
  • Действующие лица
    23 Января 2019

    Действующие лица

    Диана Вишнева и Ульяна Лопаткина вместе выступят на сцене Большого драматического театра имени Товстоногова в Санкт-Петербурге 25 февраля
  • Давняя мечта
    21 Января 2019

    Давняя мечта

    В 2019 году под руководством известного театрального критика Павла Руднева впервые на одном курсе Театральной школы Райкина будут вместе обучаться театроведы и драматурги.
  • БДТ в Москве
    18 Января 2019

    БДТ в Москве

    Андрей Могучий: "Мы привозим в Москву пять спектаклей. Не знаю, лучшие они или нет, но в любом случае они отражают сегодняшний день БДТ."
  • Обыкновенная история
    17 Января 2019

    Обыкновенная история

    25-й Национальный фестиваль «Золотая маска» стартовал в Москве и Перми.
  • В Берлин, в Цюрих, в Женеву
    16 Января 2019

    В Берлин, в Цюрих, в Женеву

    17 января состоится первый из десяти показов «Трёх сестёр» Тимофея Кулябина в Женеве, далее артистов «Красного факела» ждут в Берлине и Цюрихе. Большой европейский тур спектакля продлится с января по март.
  • Новый главреж
    14 Января 2019

    Новый главреж

    Главным режиссером Самарского академического театра драмы станет молодой и малоизвестный Миша Лебедев. Назначение на должность должно состояться в ближайшее время.
  • Гастроли БДТ
    11 Января 2019

    Гастроли БДТ

    С 19 по 29 января в Москве пройдут гастроли БДТ им. Товстоногова. Спектакли "Гроза", "Пьяные", "Губернатор", "Слава", "Алиса" будут сыграны на сценах МХТ им. Чехова и Малого театра.
  • Эффект Пигмалиона
    09 Января 2019

    Эффект Пигмалиона

    6 февраля 2019 года Театр балета Бориса Эйфмана сыграет премьеру "Эффект Пигмалиона" на сцене Александринского театра.
  • Гастроли эстонской оперы
    09 Января 2019

    Гастроли эстонской оперы

    Национальная опера "Эстония" даст пять представлений на исторической сцене Большого театра с 9 по 12 января.
  • Русские сезоны в Германии
    08 Января 2019

    Русские сезоны в Германии

    В Германии стартовали "Русские сезоны". Масштабный фестиваль, который продлится целый год, открыли оперная труппа, хор и симфонический оркестр Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева.
  • Защита Ричарда
    27 Декабря 2018

    Защита Ричарда

    6 и 7 февраля на малой сцене БДТ пройдут гастроли спектакля «Игрок в шахматы». В главной роли — американский актер Ричард МакЭлвейн.
  • Игра в театр на Рождество
    27 Декабря 2018

    Игра в театр на Рождество

    В Мемориальной усадьбе Ф.И. Шаляпина расскажут о рождественских традициях семьи выдающегося баса.
  • Rimini Protocoll 2019
    25 Декабря 2018

    Rimini Protocoll 2019

    Валерий Фокин анонсировал спектакль Rimini Protocoll на 70 площадках Санкт-Петербурга в рамках Театральной олимпиады, которая пройдет в 2019 году
  • Премьера "Барокко"
    25 Декабря 2018

    Премьера "Барокко"

    В "Гоголь-центре" 25 и 26 декабря представят проект Кирилла Серебренникова "Барокко", который создавался без его присутствия в театре.
  • Поставленному верить
    24 Декабря 2018

    Поставленному верить

    Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко отпраздновал столетний юбилей.
  • Свой остров
    20 Декабря 2018

    Свой остров

    19 декабря празднует юбилей художественный руководитель Московского театра "Современник" Галина Волчек.
  • Шалом, премьера!
    20 Декабря 2018

    Шалом, премьера!

    Герои американской пьесы «Плохие евреи» впервые заговорили по-русски. Премьера в московском театре "Шалом".
  • Лучшие спектакли года
    19 Декабря 2018

    Лучшие спектакли года

    В номинации «Спектакль года» по версии Ассоциации театральных критиков победила постановка Дмитрия Крымова «Му-Му» (Театр Наций).
  • Театральный роман 2018
    18 Декабря 2018

    Театральный роман 2018

    17 декабря в Каретном сарае Главного здания Театрального музея имени Бахрушина прошла торжественная церемония вручения ежегодной Премии в области литературы о театре «Театральный роман».
  • Родом из классики
    17 Декабря 2018

    Родом из классики

    В Большом театре состоялась премьера, объединившая два одноактных балета – “Артефакт-сюиту” живого классика Уильяма Форсайта и “Петрушку” в постановке руководителя Национального театра Словении Эдварда Клюга.
  • Новый куратор Vaba Lava
    16 Декабря 2018

    Новый куратор Vaba Lava

    Куратором эстонского центра сценических искусств Vaba Lava назначен литовский драматург и режиссер Мариус Ивашкявичус.
  • Путешествие в Реймс
    14 Декабря 2018

    Путешествие в Реймс

    На Исторической сцене Большого театра состоялась премьера главной новинки сезона — «Путешествия в Реймс» Джоаккино Россини в постановке Дамиано Микьелетто и Тугана Сохиева.
  • Последняя гастроль
    13 Декабря 2018

    Последняя гастроль

    На фестиваль NET приехал спектакль Кристофа Марталера «Мы берем это на себя». Московские гастроли стали последним его показом — после этого постановка уходит из репертуара цюрихского «Шаушпильхауса».
  • Золотое жюри
    13 Декабря 2018

    Золотое жюри

    Союз театральных деятелей России утвердил состав жюри итогового фестиваля-конкурса Российской национальной театральной премии "Золотая маска" — 2019.
  • К столетию Солженицына
    12 Декабря 2018

    К столетию Солженицына

    В бывшем Камерном музыкальном театре имени Покровского, недавно вошедшем в состав Большого, состоялась первая премьера сезона: оперу «Один день Ивана Денисовича» Александра Чайковского поставил Георгий Исаакян.
  • 240 лет "Ла Скала"
    12 Декабря 2018

    240 лет "Ла Скала"

    Оперный театр «Ла Скала» проведет выставку «Великолепная фабрика: от Пьермарини до Ботты», посвященную 240-летию с момента открытия театра.
  • Девять часов в Макондо
    11 Декабря 2018

    Девять часов в Макондо

    15, 16, 22 и 23 декабря в Студии театрального искусства Егор Перегудов представит девятичасовой спектакль "Один день в Макондо".
  • Робот по имени Жанна
    10 Декабря 2018

    Робот по имени Жанна

    В премьерном спектакле "Лолита/Жанна д'Арк" театра "Гешер" в Тель-Авиве ведущую женскую роль исполнил робот, сделанный в России.
  • Блиц-крик
    08 Декабря 2018

    Блиц-крик

    "Мизантроп" Дмитрия Быкова и Элмара Сенькова — премьера в "Гоголь-центре".
  • Призрак бродит
    07 Декабря 2018

    Призрак бродит

    Знаменитая "Баядерка" легедарного Мариуса Петипа в берлинской постановке Алексея Ратманского.
  • Фестиваль памяти
    06 Декабря 2018

    Фестиваль памяти

    На десять дней артисты Театра. doc переместились на площадку киевского PostPlay Театра, где все эти десять дней представляли самые знаковые свои спектакли.
  • Из Италии в Питер
    06 Декабря 2018

    Из Италии в Питер

    Итальянский Театр Стабиле Неаполя - театр Национале (Меркаданте) с успехом выступил 4 и 5 декабря в Петербурге со спектаклем "Шесть персонажей в поисках автора" по пьесе Нобелевского лауреата Луиджи Пиранделло.
  • Анонс Платоновского фестиваля
    05 Декабря 2018

    Анонс Платоновского фестиваля

    В девятом Платоновском фестивале поучаствуют более 500 артистов из 12 стран. Он пройдет в Воронеже с 1 по 16 июня 2019 года.
  • Новый худрук МХАТ
    04 Декабря 2018

    Новый худрук МХАТ

    Эдуард Бояков назначен новым художественным руководителем МХАТ имени Горького. Татьяна Доронина стала президентом театра.
  • Премьерные "Любовницы"
    03 Декабря 2018

    Премьерные "Любовницы"

    23 декабря на малой сцене Театра Наций в Москве состоится премьера спектакля по роману лауреата Нобелевской премии Эльфриды Елинек «Любовницы».
  • Реклама