Год образования 1948, UNESCO
Главная > Новости > У танца на краю

У танца на краю

Девятый по счету фестиваль проходит при поддержке министерства культуры Свердловской области, Свердловского театра музкомедии и программы губернаторских грантов Екатеринбурга. Арт-директор фестиваля – музыковед, руководитель школы театральной критики СТД Лариса Барыкина.

Главной темой «На грани-2019» стала классическая музыка (она и звучала в большинстве представленных в программе спектаклей). Хореографы и танцовщики не испугались большого музыкального материала, связанных с ним вызовов. В целом это придало звучанию фестиваля объем, высокие мотивации, новые темы для постоянного фестивального дискуссионного клуба. Благодаря спонтанно возникшей теме «классическая музыка и современная хореография» состоялась первая лаборатория «Хореографы и композиторы встречаются», где обсуждались кейсы живого сотрудничества современников, молодых хореографов и композиторов, профессиональные моменты нынешнего и будущего сотрудничества. «На грани» – фестиваль преимущественно танцевального театра, спектаклей, созданных для показа на театральной сцене. Это тоже в своем роде определяет правила восприятия музыки в спектакле – музыка звучит в традиционном театральном зале, коллектив выступает на сцене.

Екатеринбургский танцтеатр Олега Петрова показал спектакль в хореографии француженки Кристин Ассид, номинированный на «Золотую маску», – «Шопен. Carte Blanche». Белая неоновая рамка над сценой была той самой «карт-бланш» юности, где все можно написать впервые, с чистого листа. В свежезеленых, как молодая листва, костюмах Анны Слепых племена вчерашних школьников прислушивались, прикрикивались, приругивались друг к другу. Был настоящий агон-соревнование между мужчинами, где ярко выделился солист театра Илья Манылов (он также показал на фестивале свой сольный проект о просыпающемся вулкане Гекла). Использование прелюдов и ноктюрнов Шопена задало вполне повествовательную сюжетную форму: знакомство, разбивка по парам, все стадии любви и соперничества, самостоятельность…

Эстонский танцтеатр Fine Five (когда они начинали, то и были «великолепной пятеркой», сейчас вернулись к составу квинтета через десятилетия) привез спектакль «Тризольда» в постановке Рене Ныммика на музыку Рихарда Вагнера. Танцовщики Тиина Оллеск и Симо Круусмент, не касаясь друг друга, воплощают сферы любви-притяжения, боли от невозможности быть ближе чем кожа. В спектакле есть технологическая особенность: несколько зрителей соединены датчиками с компьютером звукорежиссера, данные их состояния влияют на звук в реальном времени. Звук почти до самого конца – ломкие скретчи, сквозь которые прорывается Вагнер. Технологии у Fine Five не дань моде, они работают на идею гуманистического театра, которым они занимаются всю жизнь. Тристан и Изольда стремятся друг к другу в последнем объятии, а музыка пытается прорваться сквозь шум, фильтры. Когда Вагнер прорывается в финале всего на несколько минут, он звучит как дар, как событие. И предсмертное объятие Тристана и Изольды, соединяющимся навсегда в Тризольду, и машущие руки-крылья Изольды на плечах Тристана: увидимся в других мирах.

В постановке латышского хореографа Ольги Житлухиной Fine Five показал сайт-специфик «I was here/Я был здесь» на пятерых участников театра под рондо «Воздух» Генри Перселла. «Аудиокинестетическая установка для рук», – назвала работу Житлухина, руководитель кафедры искусства современного танца в Рижской академии культуры. Минимальная амплитуда, максимальное присутствие – вот что такое «Я был здесь». Танцовщики разговаривали руками с воздухом вокруг себя, прикасались к воздуху рядом со зрителями Хрустального фойе уральской музкомедии. Эта работа, посвященная родителям, – о хрупкости и вечности наших следов. «Мои папа и мама не держали друг друга за руки, пока им не исполнилось семьдесят лет. Я видела важность этой простой вещи: просто держать друг друга за руки», - говорит Ольга в предуведомлении к спектаклю. Когда ближе к финалу перформеры ложились на пол около зрителей, трогая подушечками пальцев пол, или подходили положить руку на лоб зрителя, у нас могли брызнуть слезы, такая интимность переживания соприсутствия была достигнута меньше чем за час их большой эмоциональной и невидимой физической работой. И Перселлом, конечно.

Солист челябинского театра танца Ольги Поны Денис Чернышов привез моноспектакль «Одуванчики» на музыку группы «Контрреволюция» в танцевальной драматургии Татьяны Гордеевой. В маршевом шаге, меряя сцену квадратами как плац, танцовщик рассказывает о срочной службе в российских воздушно-десантных войсках. «Одуванчики» – это солдаты, спускающиеся с неба с парашютами. На каждое действие монотонной солдатской жизни Чернышов находит свою танцевальную, жесткую комбинацию, параллельно комментируя службу от имени всех участников на самом настоящем сленге. Увольнительная, письма домой, солдатская качалка, вылеты и линейки памяти павших – все задокументировано танцем, переведено в регистр сценического искусства. В конце спектакля Чернышов угощает зрителей солдатским «сникерсом», сделанным из печенья и яблочного пюре, консервами из сухпайка. Это тот личный опыт, которого не всегда хватает современному танцу как искусству пластического самовыражения.

Следующий фестиваль «На грани» состоится осенью 2021 года. Его программа уже формируется.

Екатерина Васенина

Дата публикации

09 Декабря 2019

Другие материалы о театре и искусстве

  • Театральная школа – Инклюзивный театр: новый уровень взаимодействия
    19 Июля 2021

    Театральная школа – Инклюзивный театр: новый уровень взаимодействия

    5-19 июля 2021 года в Высшей школе сценических искусств прошли Курсы повышения квалификации «Управление инклюзивным театром. Устойчивое развитие: теория и практика».
  • Ни денег, ни жены
    27 Августа 2020

    Ни денег, ни жены

    «Капитал» Карла Маркса на Малой сцене Театра на Таганке
  • Актуальное имя Ян Фабр: «Хорошее искусство должно пахнуть»
    22 Августа 2020

    Актуальное имя Ян Фабр: «Хорошее искусство должно пахнуть»

    Программа праздничных мероприятий, которой Больший Драматический театр отметил в минувшем году столетний юбилей, завершилась встречей на его площадках трех театральных форумов – Театральной Олимпиады, проходившей в северной столице.
  • Культурные мосты Новое русское
    22 Августа 2020

    Культурные мосты Новое русское

    В начале года в Дрезденском фестивальном центре Hellerau прошла Программа современного российского театра Karussell. Стоило дождаться этого события: представительная программа «новых русских» в знаменитом Hellerau, который был построен в 1911 году как образовательный центр в области музыки и ритма.
  • БДТ в 1920-е: Игра. Судьба. Контекст.
    22 Августа 2020

    БДТ в 1920-е: Игра. Судьба. Контекст.

    Эта книга открывает серию, посвященную разбитой на десятилетия истории БДТ, задуманного, как театр «трагедии, романтической драмы и высокой комедии». Десять лет, двадцать спектаклей… От первой премьеры «Короля Лира» в здании на Фонтанке, 65.
  • Другой театр «Футуроны и иноходцы»
    21 Августа 2020

    Другой театр «Футуроны и иноходцы»

    VI фестиваль «Протеатр. Международные встречи» за три вечера познакомил своих зрителей, которые уже не помещаются в проходах, с инклюзивными спектаклями из России, Индии, Бельгии, Италии и Нидерландов.
  • Выставка «Принцесса-лебедь»
    01 Мая 2020

    Выставка «Принцесса-лебедь»

    Акварельный «Портрет Г.С. Улановой в роли Одетты» Артура Фонвизина из собрания Большого театра сейчас можно увидеть на выставке «Уланова» в Бахрушинском музее. Она посвящена 110-летию со дня рождения балерины
  • Фестиваль Мал да удал
    31 Марта 2020

    Фестиваль Мал да удал

    В конце февраля 2020 в Новосибирске проходил IV Всероссийский фестиваль-конкурс камерных спектаклей «Один. Два. Три». Участвовали в нем спектакли со всей России, а в офф-программе была заявлена еще и пара иностранных перформансов.
  • День театра online
    26 Марта 2020

    День театра online

    Такого Дня театра мир еще не отмечал. Артисты на сцене, музыканты – в оркестровой яме, все службы – на рабочих местах. А зрители приникли к экранам мониторов у себя дома. 
  • Высокие технологии танца
    16 Марта 2020

    Высокие технологии танца

    14 и 15 марта 2020 года в Инновационном культурном центре Калуги состоялась Всероссийская научно-практическая конференция «Развитие современного танца в регионах» для практиков и исследователей современного танца из разных уголков страны.
  • Только пианино не бросай
    25 Февраля 2020

    Только пианино не бросай

    «Борис» по А. Пушкину. Режиссер Дмитрий Крымов. Театральное агентство «Арт-Партнер-XXI». Музей Москвы
  • Игорь Костолевский сыграл постаревшего Мирою
    18 Февраля 2020

    Игорь Костолевский сыграл постаревшего Мирою

    А. Вамиплов. «Старший сын». Режиссер Анатолий Шульев. Театр им. Маяковского
  • Колдунья Мэб в подземном переходе
    18 Февраля 2020

    Колдунья Мэб в подземном переходе

    У. Шекспир. «Ромео и Джульетта». Режиссер Егор Перегудов. РАМТ
  • Выживет только Арлекин
    10 Февраля 2020

    Выживет только Арлекин

    Ж.-Б. Мольер. «Lё Тартюф. Комедия». Режиссер Юрий Муравицкий. Театр на Таганке
  • Семь пятниц на неделе
    07 Февраля 2020

    Семь пятниц на неделе

    А. Саморядов, Р. Михайлов. «Сказка про последнего ангела». Режиссер Андрей Могучий. Театр Наций.
  • Свидания на Театральной 2020
    04 Февраля 2020

    Свидания на Театральной 2020

    Рязанский театр драмы открыл прием заявок на V Международный форум «Свидания на Театральной», который состоится с 16 по 22 ноября 2020 года.
  • Без дублера
    02 Февраля 2020

    Без дублера

    С 29 января по 22 марта Театральный музей имени Бахрушина представляет выставку, посвященную 75-летию Николая Караченцова.
  • Чехов: Non-fiction
    01 Февраля 2020

    Чехов: Non-fiction

    В музее-заповеднике А. П. Чехова «Мелихово» в 2020 году стартует проект лаборатории для молодых драматургов «Чехов: Non-fiction».
  • За деньги не купишь
    30 Января 2020

    За деньги не купишь

    А. Островский. «Шутники». Режиссер Евгений Марчелли. Театр «Сатирикон» имени Аркадия Райкина.
  • Фестиваль Анатолия Васильева
    29 Января 2020

    Фестиваль Анатолия Васильева

    С 29 января по 15 февраля в БДТ пройдет фестиваль Анатолия Васильева — гуру и живой легенды отечественного и мирового театра.
  • Преемник Рыжакова
    28 Января 2020

    Преемник Рыжакова

    Дмитрий Волкострелов назначен художественным руководителем Центра имени Мейерхольда. Обязанности директора продолжит исполнять Елена Ковальская.
  • Может, супу?
    27 Января 2020

    Может, супу?

    А. Сальников. «Петровы в гриппе». Режиссер Антон Федоров. «Гоголь-центр».
  • Золотая маска – 2020
    23 Января 2020

    Золотая маска – 2020

    Конкурсная программа ХХVI Фестиваля "Золотая маска" откроется 25 января в Москве показом мюзикла "Стиляги" Театра наций.
  • Вершки и корешки
    22 Января 2020

    Вершки и корешки

    Алексей Житковкий. «Посадить дерево». Режиссер Марина Брусникина. Театр «Практика».
  • "Волнение" БДТ в Театре наций
    21 Января 2020

    "Волнение" БДТ в Театре наций

    БДТ открыл московские гастроли спектаклем "Волнение" с Алисой Фрейндлих на Основной сцене Театра наций.
  • Выставка Галины Улановой
    18 Января 2020

    Выставка Галины Улановой

    С 18 января по 22 марта Театральный музей имени Бахрушина представляет выставку к 110-летию со дня рождения Галины Улановой.
  • За хвостом птицы-тройки
    17 Января 2020

    За хвостом птицы-тройки

    С. Клычков. «Сахарный немец». Режиссер Уланбек Баялиев. МХТ им. Чехова.
  • «Я въехал в кровь уже так далеко…»
    14 Января 2020

    «Я въехал в кровь уже так далеко…»

    У. Шекспир. «Макбет». Театр «Школа драматического искусства». Режиссер Александр Огарёв.
  • Преемник Волчек
    30 Декабря 2019

    Преемник Волчек

    Глава Театрального центра имени Мейерхольда Виктор Рыжаков назначен художественным руководителем театра «Современник».
  • Ушла из жизни Галина Волчек
    27 Декабря 2019

    Ушла из жизни Галина Волчек

    Вечером 26 декабря ушла из жизни художественный руководитель Московского театра «Современник» Галина Волчек. Ей было 86 лет.
  • Культура в опасности
    25 Декабря 2019

    Культура в опасности

    Балерины исполнили отрывок из балета Петра Чайковского «Лебединое озеро» на ступенях Оперы Гарнье в Париже в знак протеста против реформы пенсионной системы.
  • Лучшие пьесы 2019 года
    23 Декабря 2019

    Лучшие пьесы 2019 года

    Подведены итоги объединенного конкурса современной драматургии «Кульминация». Пьесой 2019 года стал «Исчезнувший велосипедист» драматурга Константина Костенко.
  • Первый Гамлет на Руси
    18 Декабря 2019

    Первый Гамлет на Руси

    Московский театр «Человек» выпустил премьеру по «Гамлету» в переводе Александра Сумарокова 1748 года.
  • Хореография документа
    17 Декабря 2019

    Хореография документа

    В российском YouTube открыт новый канал «Болит. Балет», где московские артисты создают пластические постановки по актуальным новостям.
  • Театр в сети Facebook
    16 Декабря 2019

    Театр в сети Facebook

    Компания Facebook выпустила «Путеводитель по театральному миру России», где собраны рекомендации пяти сообществ, пишущих о театре.
  • Ушла Екатерина Дурова
    13 Декабря 2019

    Ушла Екатерина Дурова

    Заслуженная артистка России Екатерина Дурова ушла из жизни в возрасте 60 лет после продолжительной болезни.
  • Леди, stuff и девочки
    12 Декабря 2019

    Леди, stuff и девочки

    На фестивале NET, на территории Завода слоистых пластиков в Санкт-Петербурге, показали мировую премьеру «Игрушек» датской компании Signa.
  • «Театральный роман»-2019
    11 Декабря 2019

    «Театральный роман»-2019

    10 декабря в «Новом Манеже» состоялась торжественная церемония вручения VI-й премии «Театральный роман»-2019.
  • Все о ее матери
    10 Декабря 2019

    Все о ее матери

    Фестиваль NET открыл для театралов Москвы и Санкт-Петербурга новое знаковое имя современного театра – Анхелику Лидделл.
  • Бартошевич, великий и прекрасный
    04 Декабря 2019

    Бартошевич, великий и прекрасный

    Легендарному историку мирового театра Алексею Вадимовичу Бартошевичу исполнилось 80 лет!
  • Памяти Че Гевары
    03 Декабря 2019

    Памяти Че Гевары

    В Екатеринбурге прошла российская премьера оратории Ханса Вернера Хенце «Плот "Медузы"» в рамках пятого международного музыкального фестиваля «Евразия».
  • Мышкин-сан
    02 Декабря 2019

    Мышкин-сан

    Хореограф, танцовщик, режиссер, художник Сабуро Тэсигавара показал на сцене ТЮЗ им. Брянцева в рамках фестиваля «Дягилев P.S.» свою версию романа Достоевского «Идиот».
  • Лучшие пьесы 2019 года
    29 Ноября 2019

    Лучшие пьесы 2019 года

    Объявлен шорт-лист лучших пьес 2019 года на соискание премии "Кульминация" в области современной драматургии  
  • Вместо Курентзиса
    28 Ноября 2019

    Вместо Курентзиса

    Марат Гацалов с 1 декабря станет главным режиссером Пермского театра оперы и балета.
  • Свидания на Театральной
    26 Ноября 2019

    Свидания на Театральной

    Завершился IV Международный фестиваль спектаклей о любви «Свидания на Театральной».
  • Премия Станиславского
    25 Ноября 2019

    Премия Станиславского

    Серебренникову, Ширвиндту, Виктюку и Апфельбаум вручена Международная премия Станиславского
  • Премия Юрия Любимова
    18 Ноября 2019

    Премия Юрия Любимова

    Международная театральная премия имени Юрия Любимова была вручена в минувшую субботу выдающемуся японскому режиссеру Тадаши Судзуки в Александринском театре.
  • А вот и NET
    13 Ноября 2019

    А вот и NET

    Сегодня открывается XXI фестиваль Нового европейского театра. Впервые он проходит на два города – NET принимают Москва и Санкт-Петербург.