Девятый по счету фестиваль проходит при поддержке министерства культуры Свердловской области, Свердловского театра музкомедии и программы губернаторских грантов Екатеринбурга. Арт-директор фестиваля – музыковед, руководитель школы театральной критики СТД Лариса Барыкина.
Главной темой «На грани-2019» стала классическая музыка (она и звучала в большинстве представленных в программе спектаклей). Хореографы и танцовщики не испугались большого музыкального материала, связанных с ним вызовов. В целом это придало звучанию фестиваля объем, высокие мотивации, новые темы для постоянного фестивального дискуссионного клуба. Благодаря спонтанно возникшей теме «классическая музыка и современная хореография» состоялась первая лаборатория «Хореографы и композиторы встречаются», где обсуждались кейсы живого сотрудничества современников, молодых хореографов и композиторов, профессиональные моменты нынешнего и будущего сотрудничества. «На грани» – фестиваль преимущественно танцевального театра, спектаклей, созданных для показа на театральной сцене. Это тоже в своем роде определяет правила восприятия музыки в спектакле – музыка звучит в традиционном театральном зале, коллектив выступает на сцене.
Екатеринбургский танцтеатр Олега Петрова показал спектакль в хореографии француженки Кристин Ассид, номинированный на «Золотую маску», – «Шопен. Carte Blanche». Белая неоновая рамка над сценой была той самой «карт-бланш» юности, где все можно написать впервые, с чистого листа. В свежезеленых, как молодая листва, костюмах Анны Слепых племена вчерашних школьников прислушивались, прикрикивались, приругивались друг к другу. Был настоящий агон-соревнование между мужчинами, где ярко выделился солист театра Илья Манылов (он также показал на фестивале свой сольный проект о просыпающемся вулкане Гекла). Использование прелюдов и ноктюрнов Шопена задало вполне повествовательную сюжетную форму: знакомство, разбивка по парам, все стадии любви и соперничества, самостоятельность…
Эстонский танцтеатр Fine Five (когда они начинали, то и были «великолепной пятеркой», сейчас вернулись к составу квинтета через десятилетия) привез спектакль «Тризольда» в постановке Рене Ныммика на музыку Рихарда Вагнера. Танцовщики Тиина Оллеск и Симо Круусмент, не касаясь друг друга, воплощают сферы любви-притяжения, боли от невозможности быть ближе чем кожа. В спектакле есть технологическая особенность: несколько зрителей соединены датчиками с компьютером звукорежиссера, данные их состояния влияют на звук в реальном времени. Звук почти до самого конца – ломкие скретчи, сквозь которые прорывается Вагнер. Технологии у Fine Five не дань моде, они работают на идею гуманистического театра, которым они занимаются всю жизнь. Тристан и Изольда стремятся друг к другу в последнем объятии, а музыка пытается прорваться сквозь шум, фильтры. Когда Вагнер прорывается в финале всего на несколько минут, он звучит как дар, как событие. И предсмертное объятие Тристана и Изольды, соединяющимся навсегда в Тризольду, и машущие руки-крылья Изольды на плечах Тристана: увидимся в других мирах.
В постановке латышского хореографа Ольги Житлухиной Fine Five показал сайт-специфик «I was here/Я был здесь» на пятерых участников театра под рондо «Воздух» Генри Перселла. «Аудиокинестетическая установка для рук», – назвала работу Житлухина, руководитель кафедры искусства современного танца в Рижской академии культуры. Минимальная амплитуда, максимальное присутствие – вот что такое «Я был здесь». Танцовщики разговаривали руками с воздухом вокруг себя, прикасались к воздуху рядом со зрителями Хрустального фойе уральской музкомедии. Эта работа, посвященная родителям, – о хрупкости и вечности наших следов. «Мои папа и мама не держали друг друга за руки, пока им не исполнилось семьдесят лет. Я видела важность этой простой вещи: просто держать друг друга за руки», - говорит Ольга в предуведомлении к спектаклю. Когда ближе к финалу перформеры ложились на пол около зрителей, трогая подушечками пальцев пол, или подходили положить руку на лоб зрителя, у нас могли брызнуть слезы, такая интимность переживания соприсутствия была достигнута меньше чем за час их большой эмоциональной и невидимой физической работой. И Перселлом, конечно.
Солист челябинского театра танца Ольги Поны Денис Чернышов привез моноспектакль «Одуванчики» на музыку группы «Контрреволюция» в танцевальной драматургии Татьяны Гордеевой. В маршевом шаге, меряя сцену квадратами как плац, танцовщик рассказывает о срочной службе в российских воздушно-десантных войсках. «Одуванчики» – это солдаты, спускающиеся с неба с парашютами. На каждое действие монотонной солдатской жизни Чернышов находит свою танцевальную, жесткую комбинацию, параллельно комментируя службу от имени всех участников на самом настоящем сленге. Увольнительная, письма домой, солдатская качалка, вылеты и линейки памяти павших – все задокументировано танцем, переведено в регистр сценического искусства. В конце спектакля Чернышов угощает зрителей солдатским «сникерсом», сделанным из печенья и яблочного пюре, консервами из сухпайка. Это тот личный опыт, которого не всегда хватает современному танцу как искусству пластического самовыражения.
Следующий фестиваль «На грани» состоится осенью 2021 года. Его программа уже формируется.
Екатерина Васенина
