Год образования 1948, UNESCO
Главная > Новости > Ушла Майя Туровская

Ушла Майя Туровская

Она уроженка Харькова, окончила филфак МГУ, а затем училась на театроведческом факультете ГИТИСа у Абрама Эфроса. Вкусила все прелести советского образа жизни человека с "пятым пунктом" и соответствующими последствиями в биографии. Долгие годы работала ведущим научным сотрудником в НИИ теории и истории кино. На ее рецензиях и статьях, опубликованных в популярных тогда журналах "Искусство кино", "Театр", "Советский экран", "Киноведческие записки", учились многие поколения теоретиков и практиков театра и кино. Она была для них непререкаемым авторитетом, потому что даже в годы советской цензуры не хотела и не могла кривить душой и следовать не истине, а конъюнктуре.

Во времена, когда мировое кино на советские экраны проникало хилыми ручейками, а широкая публика узнавала о происходящем в мире по язвительным текстам газеты "Правда", Майя Туровская первой дала объективную картину мирового кинопроцесса в книге "Герои безгеройного времени". Официально книга тут же была заклеймена как "вредная": в ней впервые зашла речь о природе популярных в мире киногероев, о чуждой советскому сознанию системе "звезд", о психологии зрительских масс, о феномене Джеймса Бонда - с точки зрения хода общественных процессов, а не вечного противостояния двух миров и двух идеологий. Я работал тогда в "Искусстве кино", и мне поручили написать разносную статью о только что вышедшей порочной книге - ее оценка была задана сразу и оспариванию не подлежала. Прочитал - книга опьяняла той внутренней свободой, которой умеют сражать только очень крупные интеллекты и очень большие писатели. Естественно, клеймить столь замечательную книгу я отказался, это охотно сделал кто-то другой, но для меня она на долгие годы стала настольной.

Она стала бестселлером и в стране - первым в СССР гидом по мировым экранам, первым серьезным анализом той самой киножизни, которая впоследствии, после крушения СССР, водопадом обрушилась на ошеломленную советскую публику, погрузив ее в полную растерянность, настолько эта жизнь была непохожа на ее отражение в кривом зеркале советского официоза. И только "крамольная" книга Туровской напомнила о том, что существовали и иные версии этой жизни, что не все киноведение в стране было политически конъюнктурным, - она стала учебником единственно возможного подхода к реальностям искусства.

Майе Туровской мы во многом обязаны и появлением великого фильма Михаила Ромма "Обыкновенный фашизм". Вместе со своим соавтором Юрием Ханютиным и Михаилом Роммом, режиссером этой абсолютно авторской работы, Туровская провела у экранов многие сотни часов, просматривая кошмарные кадры немецкой кинохроники из архивов Геббельса, где фашизм представал в наиболее безобидных по форме, но абсолютно людоедских по сути ракурсах. "Обыкновенный фашизм" был актом гражданской смелости: сама эстетика гитлеровских вернисажей и олимпиад, помпезность немецкой архитектуры тех лет, тематика работ официальных немецких живописцев и стиль немецких фильмов один к одному повторяли контуры советской эстетики, московских архитектурных шедевров, ура-патриотически кинолент и маршей. Родство двух идеологий представало перед зрителями наглядно, картина говорила не только о прошлом - ее авторов тревожило явление далеко не усопшее и способное плодоносить. Но в советском обществе еще не выветрился дух "оттепели", и фильм все-таки вышел на экраны, чтобы потом надолго залечь в киноархивах невостребованным.

Кино тоталитаризма стало одним из главных предметов исследования Туровской. Она провела ретроспективу с таким названием на Московском международном кинофестивале конца 80-х. Писала книги о Брехте, Юткевиче, Козинцеве, Тарковском, Книппер-Чеховой, Бабановой, о кино Германии тогда и теперь… Она первой в нашей кинолитературе открыла форточку в большой мир, введя в обиход советских зрителей такие диковинные слова, как "Антониони", "Вальтер Беньямин" или "Мак Люэн", рассказывая о творчестве закордонных гениев людям, запертым в железной клетке тотальной дезинформации.

В чем была ее сила и уникальность? В ее полной свободе от какой-либо ангажированности. Она была вне группировок и партий, даже к движению "шестидесятников" ее можно отнести разве что по возрасту - она и в те годы позволяла себе быть независимой.

Она была рафинированно интеллигентной. Не терпела диктата и не позволяла его себе. Как-то, встретившись в театре, мы разговорились о политкорректности, тогда начинавшей свой победный марш по миру. Туровская сказала коротко: "Замечательная вещь: это так приятно, когда тебе не дают по морде!" И тем выразила суть, с которой начиналось это явление, впоследствии ставшее законом существования для многих стран: уважение друг к другу независимо от политических взглядов, эстетических точек зрения, цвета кожи, ориентаций или вероисповедания. Как любая здравая идея, потом и политкорректность дошла до абсурдных крайностей, но основу ее тогда очень точно увидела и сформулировала Майя Туровская.

Она была негромко, беспафосно мудра. Могла обескуражить многоумного собеседника простой мыслью, которая, однако, почему-то не приходила никому в голову, хотя была очевидной. На многочисленных тогда кинематографических дискуссиях и творческих сходках ее слово всегда было самым точным и трезвым - ее нельзя было сбить сиюминутными увлечениями и заблуждениями творческих масс, она всегда помнила о базовых точках отсчета и, стоя над горячечной схваткой, возвращала разговор в спокойное и единственно верное русло. Спорить с ней мало кто рисковал - не потому, что срежет (она это умела), а потому, что спорить было уже не с чем: точки над i были поставлены. Казалось, что истина в последней инстанции все-таки существует. Этой инстанцией была Майя Туровская.

Она из тех людей, кто одним своим присутствием среди нас сообщает чувство надежности, спокойной уверенности в том, что истина рано или поздно себя покажет. Такие люди чувствуют и легко находят друг друга, и не случайно она работала с Михаилом Ромом - тоже воспринимавшимся как камертон времени, как личность, которой нельзя ни в чем соврать, нельзя быть неискренним, нельзя кривить душой. Мы редко встречались, в основном на фестивалях, а в последние годы в основном на Берлинском, куда она приезжала из своего Мюнхена. Каждая такая встреча была как вспышка счастливого света в довольно тусклом мире. Ее очень любили все, кто ее знал. Теперь надо привыкать жить в безгеройном времени.

Источник

Дата публикации

06 Марта 2019

Другие материалы о театре и искусстве

  • Только спички оставьте
    17 Июня 2019

    Только спички оставьте

    «Вано и Нико» Роберта Стуруа на Чеховском фестивале
  • Эдуард Кочергин получил Платоновскую премию
    14 Июня 2019

    Эдуард Кочергин получил Платоновскую премию

    Церемония вручения Платоновской премии прошла в Воронеже на IX Платоновском фестивале искусств.
  • Театральные экзерсисы
    13 Июня 2019

    Театральные экзерсисы

    Международный фестиваль уличных спектаклей "Театральные экзерсисы" откроется в Пензе 14 сентября.
  • Вход свободный
    12 Июня 2019

    Вход свободный

    Репетиции спектаклей впервые представят в московских парках. Они продлятся до 22 августа.
  • Сны cпящей красавицы
    11 Июня 2019

    Сны cпящей красавицы

    Диана Вишнева исполнит главную роль в шоу «Сны Спящей красавицы» осенью 2019 года вместе с солистом Штутгартского балета.
  • Снег и прах
    10 Июня 2019

    Снег и прах

    Спектакли Саймона Стоуна в России.
  • Член аглицкого клуба
    10 Июня 2019

    Член аглицкого клуба

    В «Новой опере» состоялась премьера английского «Пушкина».
  • Вано и Нико
    09 Июня 2019

    Вано и Нико

    Роберт Стуруа представит 8 и 9 июня в программе Чеховского фестиваля спектакль "Вано и Нико", поставленный по книге рассказов Эрлома Ахвледиани.
  • Средство Макропулоса
    07 Июня 2019

    Средство Макропулоса

    22 и 25 сентября в Цюрихском оперном театре пройдет премьера оперы Леоша Яначека «Средство Макропулоса» в постановке Дмитрия Чернякова.
  • Древо российского театра
    06 Июня 2019

    Древо российского театра

    Театральный музей имени Бахрушина посадил «Древо российского театра» в день рождения Пушкина.
  • Булгаков и пустота
    05 Июня 2019

    Булгаков и пустота

    Сергей Женовач поставил «Бег» в МХТ.
  • Завершился XIII Дягилевский фестиваль
    04 Июня 2019

    Завершился XIII Дягилевский фестиваль

    Теодор Курентзис провел в Перми очередной Дягилевский фестиваль.
  • «Пер Гюнт»: демо версия
    03 Июня 2019

    «Пер Гюнт»: демо версия

    В Театре Вахтангова прошли предпоказы нового спецтакля Юрия Бутусова спектакля «Пер Гюнт».
  • Платоновский фестиваль открылся в Воронеже
    02 Июня 2019

    Платоновский фестиваль открылся в Воронеже

    Международный Платоновский фестиваль искусств открылся в Воронеже воздушным шоу испанского театрального коллектива "Grupo Puja!".
  • Нелюбовь
    01 Июня 2019

    Нелюбовь

    «Чайка» в «Мастерской Петра Фоменко» в постановке Кирилла Пирогова.
  • «Туганлык» назвал лауреатов
    31 Мая 2019

    «Туганлык» назвал лауреатов

    С 23 по 30 мая в Уфе проходил VII Международный фестиваль тюркоязычных театров «Туганлык».
  • Завершился Фестиваль театров малых городов России
    31 Мая 2019

    Завершился Фестиваль театров малых городов России

    В Камышине подошел к концу XVII театральный фестиваль.
  • Europe is lost
    29 Мая 2019

    Europe is lost

    «Буря» в постановке Йетте Штекель (Театр «Талия», Гамбург) на Чеховском фестивале.
  • Отлично, Константин
    28 Мая 2019

    Отлично, Константин

    Режиссер Константин Богомолов назначен новым художественным руководителем Московского драматического Театра на Малой Бронной.
  • Benois de la Danse 2019
    23 Мая 2019

    Benois de la Danse 2019

    Церемония вручения международного балетного приза Benois de la Danse состоялась на Исторической сцене Большого театра 21 мая 2019 года.
  • За заслуги перед Отечеством
    22 Мая 2019

    За заслуги перед Отечеством

    Сердечно поздравляем заслуженного работника культуры города Оренбурга Павла Леонидовича Церемпилова с награждением медалью ордена "За заслуги перед Отечеством" II степени.
  • Китайская головоломка
    17 Мая 2019

    Китайская головоломка

    В Москве открылся Чеховский фестиваль.
  • Чеховские мотивы
    17 Мая 2019

    Чеховские мотивы

    12 сентября на малой сцене Русского театра Эстонии пройдет премьера спектакля «Дом Прозоровых. Сорок лет спустя» по мотивам Чехова. Автор идеи и режиссер — худрук Vene Teater Филипп Лось.
  • Сад, где прыгают гимнасты
    17 Мая 2019

    Сад, где прыгают гимнасты

    На Второй сцене БДТ, в Каменноостровском театре, 22 и 23 мая пройдет премьера перформанса Владислава Наставшева «Сад, где прыгают гимнасты».
  • Новый фильм Серебренникова
    16 Мая 2019

    Новый фильм Серебренникова

    Режиссер Кирилл Серебренников снимет фильм по роману Алексея Сальникова "Петровы в гриппе и вокруг него".
  • Что смотреть на Чеховском фестивале
    15 Мая 2019

    Что смотреть на Чеховском фестивале

    Гастроли зарубежных театров в Москве: что посмотреть с мая по июль. Семь необычных постановок со всего мира.
  • Гамма небывалого адажио
    15 Мая 2019

    Гамма небывалого адажио

    В Петербурге идут показы программы балетов израильского хореографа Роя Ассафа. Из четырех одноактовок две – «Небелое адажио» и «Гамма» – созданы на музыку Олега Каравайчука.
  • Онегин возвращается
    14 Мая 2019

    Онегин возвращается

    С 15 по 19 мая на Исторической сцене Большого театра будет представлена новая постановка оперы Петра Чайковского «Евгений Онегин».
  • Танцующие с дождем
    14 Мая 2019

    Танцующие с дождем

    Парижская опера пополнила свой репертуар балетами Пола Лайтфута, хореографа и художественного руководителя знаменитого Нидерландского театра танца.
  • Международный день танца
    29 Апреля 2019

    Международный день танца

    Обращение египетской танцовщицы, хореографа, педагога Каримы Мансур к Международному дню танца.
  • Ушла из жизни Элина Быстрицкая
    26 Апреля 2019

    Ушла из жизни Элина Быстрицкая

    Народная артистка СССР, актриса театра и кино Элина Быстрицкая умерла на 92-м году жизни.
  • "Декамерон" Серебренникова
    25 Апреля 2019

    "Декамерон" Серебренникова

    На прошлой неделе интендант берлинского Deutsches Theater Ульрих Куон и художественный руководитель Михаэль де Фифи встретились с режиссером в Москве.
  • Сумбур, месть и музыка
    24 Апреля 2019

    Сумбур, месть и музыка

    В парижской Opera Bastille прошла премьера оперы Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда» в постановке Кшиштофа Варликовского.
  • В пляс по кроличьей норе
    24 Апреля 2019

    В пляс по кроличьей норе

    В Александринском театре прошел второй спектакль фестиваля Dance Open: Балет Дортмунда представил двухактную «Алису» в постановке Мауро Бигонцетти.
  • Интендантский час
    23 Апреля 2019

    Интендантский час

    Завершившийся в Зальцбурге Пасхальный фестиваль ознаменовался не только премьерами, но и полемикой вокруг его будущего.
  • Одиночество в пути
    23 Апреля 2019

    Одиночество в пути

    Фестиваль Dance Open открылся «Зимним путем» Цюрихского балета
  • Добро должно быть с башмаками
    20 Апреля 2019

    Добро должно быть с башмаками

    Пасхальный фестиваль в Зальцбурге открыли «Нюрнбергские мейстерзингеры» Вагнера в постановке Йенса-Даниэля Херцога.
  • Волнение Фрейндлих
    19 Апреля 2019

    Волнение Фрейндлих

    Народная артистка СССР Алиса Фрейндлих исполнила главную роль на премьере в БДТ спектакля "Волнение" по пьесе Ивана Вырыпаева, которую драматург написал специально для актрисы.
  • Юбилейная маска
    18 Апреля 2019

    Юбилейная маска

    На Исторической сцене Большого театра состоялась торжественная церемония вручения Премии «Золотая Маска», которая в этом году отметила свое 25-летие.
  • Одержимые
    16 Апреля 2019

    Одержимые

    «Пианисты» в постановке Бориса Павловича (Новосибирский театр «Глобус») получил премию «Золотая маска» за лучший драматический спектакль малой формы.
  • Лицедеи
    15 Апреля 2019

    Лицедеи

    «Нам не страшен серый волк» Евгения Марчелли по пьесе Эдварда Олби «Кто боится Вирджинии Вульф» на фестивале «Золотая маска».
  • Я и не Я
    10 Апреля 2019

    Я и не Я

    «100% Воронеж» - еще одна точка, нанесенная на карту десятилетнего проекта «100% City» немецкой компании Rimini Protokoll. Этот спектакль участвует в номинации «Эксперимент» фестиваля «Золотая маска».
  • Оптика и образ
    09 Апреля 2019

    Оптика и образ

    В конце апреля в Доме-музее Александра Николаевича Островского на Ордынке откроется выставка работ одного из лучших отечественных театральных фотографов Александра Иванишина
  • Мосгорсуд освободил Кирилла Серебренникова
    08 Апреля 2019

    Мосгорсуд освободил Кирилла Серебренникова

    Мосгорсуд освободил из-под домашнего ареста Кирилла Серебренникова, Юрия Итина и Софью Апфельбаум.
  • Сплетни роз
    04 Апреля 2019

    Сплетни роз

    Режиссер Яна Тумина номинируется на «Золотую маску» с тремя спектаклями. «Комната Герды» и «Деревня канатоходцев» уже нашли своих поклонников среди московских зрителей.
  • Арест снова продлен
    02 Апреля 2019

    Арест снова продлен

    Мещанский суд Москвы продлил срок домашнего ареста режиссеру Кириллу Серебренникову до 4 июля. А также Юрий Итину и Софье Апфельбаум.
  • Let's go outside
    29 Марта 2019

    Let's go outside

    С 16 по 23 июля на Авиньонском фестивале пройдет премьера нового спектакля Кирилла Серебренникова «Outside». Информация об этом появилась на сайте фестиваля
  • Всем, кого касается
    29 Марта 2019

    Всем, кого касается

    3, 4 и 5 и 27 апреля в театре "Сатирикон" состоится премьера спектакля Константина Райкина "Всем кого касается" по новой пьесе современного драматурга Даны Сидерос.
  • Реклама