Год образования 1948, UNESCO
Главная > Новости > Ушла Майя Туровская

Ушла Майя Туровская

Она уроженка Харькова, окончила филфак МГУ, а затем училась на театроведческом факультете ГИТИСа у Абрама Эфроса. Вкусила все прелести советского образа жизни человека с "пятым пунктом" и соответствующими последствиями в биографии. Долгие годы работала ведущим научным сотрудником в НИИ теории и истории кино. На ее рецензиях и статьях, опубликованных в популярных тогда журналах "Искусство кино", "Театр", "Советский экран", "Киноведческие записки", учились многие поколения теоретиков и практиков театра и кино. Она была для них непререкаемым авторитетом, потому что даже в годы советской цензуры не хотела и не могла кривить душой и следовать не истине, а конъюнктуре.

Во времена, когда мировое кино на советские экраны проникало хилыми ручейками, а широкая публика узнавала о происходящем в мире по язвительным текстам газеты "Правда", Майя Туровская первой дала объективную картину мирового кинопроцесса в книге "Герои безгеройного времени". Официально книга тут же была заклеймена как "вредная": в ней впервые зашла речь о природе популярных в мире киногероев, о чуждой советскому сознанию системе "звезд", о психологии зрительских масс, о феномене Джеймса Бонда - с точки зрения хода общественных процессов, а не вечного противостояния двух миров и двух идеологий. Я работал тогда в "Искусстве кино", и мне поручили написать разносную статью о только что вышедшей порочной книге - ее оценка была задана сразу и оспариванию не подлежала. Прочитал - книга опьяняла той внутренней свободой, которой умеют сражать только очень крупные интеллекты и очень большие писатели. Естественно, клеймить столь замечательную книгу я отказался, это охотно сделал кто-то другой, но для меня она на долгие годы стала настольной.

Она стала бестселлером и в стране - первым в СССР гидом по мировым экранам, первым серьезным анализом той самой киножизни, которая впоследствии, после крушения СССР, водопадом обрушилась на ошеломленную советскую публику, погрузив ее в полную растерянность, настолько эта жизнь была непохожа на ее отражение в кривом зеркале советского официоза. И только "крамольная" книга Туровской напомнила о том, что существовали и иные версии этой жизни, что не все киноведение в стране было политически конъюнктурным, - она стала учебником единственно возможного подхода к реальностям искусства.

Майе Туровской мы во многом обязаны и появлением великого фильма Михаила Ромма "Обыкновенный фашизм". Вместе со своим соавтором Юрием Ханютиным и Михаилом Роммом, режиссером этой абсолютно авторской работы, Туровская провела у экранов многие сотни часов, просматривая кошмарные кадры немецкой кинохроники из архивов Геббельса, где фашизм представал в наиболее безобидных по форме, но абсолютно людоедских по сути ракурсах. "Обыкновенный фашизм" был актом гражданской смелости: сама эстетика гитлеровских вернисажей и олимпиад, помпезность немецкой архитектуры тех лет, тематика работ официальных немецких живописцев и стиль немецких фильмов один к одному повторяли контуры советской эстетики, московских архитектурных шедевров, ура-патриотически кинолент и маршей. Родство двух идеологий представало перед зрителями наглядно, картина говорила не только о прошлом - ее авторов тревожило явление далеко не усопшее и способное плодоносить. Но в советском обществе еще не выветрился дух "оттепели", и фильм все-таки вышел на экраны, чтобы потом надолго залечь в киноархивах невостребованным.

Кино тоталитаризма стало одним из главных предметов исследования Туровской. Она провела ретроспективу с таким названием на Московском международном кинофестивале конца 80-х. Писала книги о Брехте, Юткевиче, Козинцеве, Тарковском, Книппер-Чеховой, Бабановой, о кино Германии тогда и теперь… Она первой в нашей кинолитературе открыла форточку в большой мир, введя в обиход советских зрителей такие диковинные слова, как "Антониони", "Вальтер Беньямин" или "Мак Люэн", рассказывая о творчестве закордонных гениев людям, запертым в железной клетке тотальной дезинформации.

В чем была ее сила и уникальность? В ее полной свободе от какой-либо ангажированности. Она была вне группировок и партий, даже к движению "шестидесятников" ее можно отнести разве что по возрасту - она и в те годы позволяла себе быть независимой.

Она была рафинированно интеллигентной. Не терпела диктата и не позволяла его себе. Как-то, встретившись в театре, мы разговорились о политкорректности, тогда начинавшей свой победный марш по миру. Туровская сказала коротко: "Замечательная вещь: это так приятно, когда тебе не дают по морде!" И тем выразила суть, с которой начиналось это явление, впоследствии ставшее законом существования для многих стран: уважение друг к другу независимо от политических взглядов, эстетических точек зрения, цвета кожи, ориентаций или вероисповедания. Как любая здравая идея, потом и политкорректность дошла до абсурдных крайностей, но основу ее тогда очень точно увидела и сформулировала Майя Туровская.

Она была негромко, беспафосно мудра. Могла обескуражить многоумного собеседника простой мыслью, которая, однако, почему-то не приходила никому в голову, хотя была очевидной. На многочисленных тогда кинематографических дискуссиях и творческих сходках ее слово всегда было самым точным и трезвым - ее нельзя было сбить сиюминутными увлечениями и заблуждениями творческих масс, она всегда помнила о базовых точках отсчета и, стоя над горячечной схваткой, возвращала разговор в спокойное и единственно верное русло. Спорить с ней мало кто рисковал - не потому, что срежет (она это умела), а потому, что спорить было уже не с чем: точки над i были поставлены. Казалось, что истина в последней инстанции все-таки существует. Этой инстанцией была Майя Туровская.

Она из тех людей, кто одним своим присутствием среди нас сообщает чувство надежности, спокойной уверенности в том, что истина рано или поздно себя покажет. Такие люди чувствуют и легко находят друг друга, и не случайно она работала с Михаилом Ромом - тоже воспринимавшимся как камертон времени, как личность, которой нельзя ни в чем соврать, нельзя быть неискренним, нельзя кривить душой. Мы редко встречались, в основном на фестивалях, а в последние годы в основном на Берлинском, куда она приезжала из своего Мюнхена. Каждая такая встреча была как вспышка счастливого света в довольно тусклом мире. Ее очень любили все, кто ее знал. Теперь надо привыкать жить в безгеройном времени.

Источник

Дата публикации

06 Марта 2019

Другие материалы о театре и искусстве

  • Волнение Фрейндлих
    19 Апреля 2019

    Волнение Фрейндлих

    Народная артистка СССР Алиса Фрейндлих исполнила главную роль на премьере в БДТ спектакля "Волнение" по пьесе Ивана Вырыпаева, которую драматург написал специально для актрисы.
  • Юбилейная маска
    18 Апреля 2019

    Юбилейная маска

    На Исторической сцене Большого театра состоялась торжественная церемония вручения Премии «Золотая Маска», которая в этом году отметила свое 25-летие.
  • Одержимые
    16 Апреля 2019

    Одержимые

    «Пианисты» в постановке Бориса Павловича (Новосибирский театр «Глобус») получил премию «Золотая маска» за лучший драматический спектакль малой формы.
  • Лицедеи
    15 Апреля 2019

    Лицедеи

    «Нам не страшен серый волк» Евгения Марчелли по пьесе Эдварда Олби «Кто боится Вирджинии Вульф» на фестивале «Золотая маска».
  • Я и не Я
    10 Апреля 2019

    Я и не Я

    «100% Воронеж» - еще одна точка, нанесенная на карту десятилетнего проекта «100% City» немецкой компании Rimini Protokoll. Этот спектакль участвует в номинации «Эксперимент» фестиваля «Золотая маска».
  • Оптика и образ
    09 Апреля 2019

    Оптика и образ

    В конце апреля в Доме-музее Александра Николаевича Островского на Ордынке откроется выставка работ одного из лучших отечественных театральных фотографов Александра Иванишина
  • Мосгорсуд освободил Кирилла Серебренникова
    08 Апреля 2019

    Мосгорсуд освободил Кирилла Серебренникова

    Мосгорсуд освободил из-под домашнего ареста Кирилла Серебренникова, Юрия Итина и Софью Апфельбаум.
  • Сплетни роз
    04 Апреля 2019

    Сплетни роз

    Режиссер Яна Тумина номинируется на «Золотую маску» с тремя спектаклями. «Комната Герды» и «Деревня канатоходцев» уже нашли своих поклонников среди московских зрителей.
  • Арест снова продлен
    02 Апреля 2019

    Арест снова продлен

    Мещанский суд Москвы продлил срок домашнего ареста режиссеру Кириллу Серебренникову до 4 июля. А также Юрий Итину и Софье Апфельбаум.
  • Let's go outside
    29 Марта 2019

    Let's go outside

    С 16 по 23 июля на Авиньонском фестивале пройдет премьера нового спектакля Кирилла Серебренникова «Outside». Информация об этом появилась на сайте фестиваля
  • Всем, кого касается
    29 Марта 2019

    Всем, кого касается

    3, 4 и 5 и 27 апреля в театре "Сатирикон" состоится премьера спектакля Константина Райкина "Всем кого касается" по новой пьесе современного драматурга Даны Сидерос.
  • Оборванец
    29 Марта 2019

    Оборванец

    В РАМТе выходит премьера "Оборванец" по пьесе Михаила Угарова и посвященная памяти самого Угарова и его жены Елены Греминой.
  • Объединение приостановлено
    29 Марта 2019

    Объединение приостановлено

    Премьер-министр России Дмитрий Медведев приостановил действие приказа Минкульта о создании Первого национального театра на базе Александринского театра и Театра имени Волкова
  • Первый национальный театр
    28 Марта 2019

    Первый национальный театр

    Министр культуры России Владимир Мединский заявил в среду на пресс-конференции в Музее им. Бахрушина об объединении Александринского и Волковского театров в первый российский национальный театр.
  • ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ ТЕАТРА
    27 Марта 2019

    ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ ТЕАТРА

    Обращение кубинского режиссера и драматурга Карлоса Селдрана к мировой театральной общественности, приуроченное к Всемирному дню театра.
  • Кошмарный ФЭСТ
    26 Марта 2019

    Кошмарный ФЭСТ

    Сотрудники Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД и следователи проводят во вторник обыски в театре драмы и комедии "ФЭСТ" в Мытищах.
  • Атом Солнца
    25 Марта 2019

    Атом Солнца

    Фестиваль памяти Олега Табакова "Атом Солнца", на котором состоятся мастер-классы и спектакли учеников режиссера, пройдет в Москве с октября по декабрь 2019 года.
  • Война еще началась
    22 Марта 2019

    Война еще началась

    25 марта на сцене Литовского драмтеатра уникальный латышский спектакль на русском языке «TWHYS. The war hasn‘t started yet. Война еще не началась» в постановке Леры Сурковой по одноименной пьесе Михаила Дурненкова.
  • Легкий воздух нулевых
    21 Марта 2019

    Легкий воздух нулевых

    Спектакль «Зоя» Екатеринбургского танцевального театра «Фора».
  • Долгожданная неожиданность
    20 Марта 2019

    Долгожданная неожиданность

    В Амстердаме прошел IV фестиваль OFF — Opera Forward Festival. Премьеры Дьёрдя Куртага и Джона Адамса в Нидерландской опере.
  • Крестный отец оттепели
    19 Марта 2019

    Крестный отец оттепели

    Антон Долин — памяти режиссера Марлена Хуциева.
  • Диктатура партитуры
    19 Марта 2019

    Диктатура партитуры

    Оперы Александра Маноцкова на «Золотой маске».
  • Недалекое плавание
    14 Марта 2019

    Недалекое плавание

    На сцене Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко Воронежский театр оперы и балета представил постановку Юрия Бурлаки — балет «Корсар» в трех актах с прологом и эпилогом, выдвинутый в пяти номинациях.
  •  «Русалка» Дворжака в Большом
    13 Марта 2019

    «Русалка» Дворжака в Большом

    В «Русалке» Большой театр вывел на сцену немоту. Режиссер Тимофей Кулябин использовал свой любимый прием, сполоснув его водичкой и музыкой Дворжака.
  • Сокровище VS пластинка
    12 Марта 2019

    Сокровище VS пластинка

    В театральной школе Константина Райкина прошел Всероссийский форум "Документальный театр в современной театральной школе".
  • Вавилон и ООН
    11 Марта 2019

    Вавилон и ООН

    Кирилл Серебренников, продолжая оставаться под домашним арестом, 10 марта выпустил еще одну премьеру – «Набукко» Верди в Штаатсопере Гамбурга.
  • Ушел Владимир Этуш
    10 Марта 2019

    Ушел Владимир Этуш

    Не дожив трех лет до 100-летнего юбилея, ушел Владимир Этуш. Легенда театра и кино. Ветеран Великой Отечественной. Знаменитый ректор «Щуки». Кумир миллионов зрителей. И просто человек, которого любили.
  • Бенуа-2019 в Большом
    07 Марта 2019

    Бенуа-2019 в Большом

    21 и 22 мая на Исторической сцене Большого Театра России в 27-й раз пройдет Международный балетный Фестиваль «Бенуа де ла Данс». Зрители увидят самые яркие работы в области танца со всего мира
  • 10 интригующих премьер
    05 Марта 2019

    10 интригующих премьер

    В Театре наций — новый спектакль Rimini Protokoll, в Театре Романа Виктюка — новый «Мелкий бес», Тимофей Кулябин ставит «Русалку» Дворжака в Большом, а Марк Розовский делает мюзикл по произведениям Конан Дойла.
  • Ваш билет, пожалуйста!
    04 Марта 2019

    Ваш билет, пожалуйста!

    На сцене Высшей школы сценических искусств состоялась премьера спектакля «Проводница».
  • Танцующая под дождем
    01 Марта 2019

    Танцующая под дождем

    В парижском театре Шайо состоялись гастроли танцспектаклей «Compact» и «Diagnostic F20.9» в постановке и исполнении Жан Галлуа — молодого хореографа, которой во Франции прочат большое будущее.
  • Опера строгого режима
    27 Февраля 2019

    Опера строгого режима

    Знаменитый маэстро и музыкальный руководитель Баварской государственной оперы Кирилл Петренко впервые продирижировал «Фиделио» Бетховена.
  • Ушел из жизни Андрейс Жагарс
    27 Февраля 2019

    Ушел из жизни Андрейс Жагарс

    Знаменитому театральному режиссеру, актеру, продюссеру и экс-директору Латвийской национальной оперы было 60 лет.
  • Минифест немецкой драмы
    26 Февраля 2019

    Минифест немецкой драмы

    Четыре новосибирских театра объединились, чтобы впервые презентовать новые немецкоязычные пьесы из антологии «ШАГ-5» для аудитории Сибири и Дальнего Востока.
  • "Хованщина" в Милане
    26 Февраля 2019

    "Хованщина" в Милане

    В миланском театре Ла Скала 27 февраля под руководством народного артиста России Валерия Гергиева состоится премьера оперы Модеста Мусоргского "Хованщина".
  • "Вечная Россия" в Вильнюсе
    25 Февраля 2019

    "Вечная Россия" в Вильнюсе

    В Вильнюсе с 12 по 14 апреля в рамках фестиваля "Утопические реальности" будет 8 раз показан спектакль Марины Давыдовой "Eternal Russia" ("Вечная Россия"), созданный в берлинском театре Hebbel am Ufer
  • Рейтинг театральных городов России
    25 Февраля 2019

    Рейтинг театральных городов России

    Аналитическое агентство ТурСтат составило рейтинг театральных городов России. В первую пятерку вошли Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Казань и Новосибирск.
  • Русская война Пекторалиса
    24 Февраля 2019

    Русская война Пекторалиса

    7, 8, 17 и 29 марта на сцене Московском театре Олега Табакова (сцена на Сухаревской) сыграют премьеру спектакля «Русская война Пекторалиса» в постановке Сергея Пускепалиса.
  • Объявлен шорт-лист VI Международного фестиваля моноспектаклей «МОНОfest»
    24 Февраля 2019

    Объявлен шорт-лист VI Международного фестиваля моноспектаклей «МОНОfest»

    Более полусотни спектаклей были представлены во время заявочного периода на суд экспертов фестиваля «МОНОfest». По результатам экспертного отбора в шорт-лист фестиваля попали 11 постановок.
  • Богомолов замахнулся на Булгакова
    22 Февраля 2019

    Богомолов замахнулся на Булгакова

    В Петербургском театре «Русская антреприза» имени Андрея Миронова готовится к постановке спектакль «Иван Васильевич» по пьесе Михаила Булгакова. Над ним работает Константин Богомолов.
  • Сны как предчувствие
    22 Февраля 2019

    Сны как предчувствие

    Пермский театр оперы и балета показал на фестивале «Золотая маска» «Щелкунчика» хореографа Алексея Мирошниченко.
  • Гид по классике
    21 Февраля 2019

    Гид по классике

    Чехов, Гоголь и Толстой: где посмотреть любимую классику. Самые главные произведения русских писателей на самых больших площадках страны.
  • Дьявольская премьера
    20 Февраля 2019

    Дьявольская премьера

    На основной сцене Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко впервые за 30 лет поставили оперу нашего современника — «Влюбленный дьявол» Александра Вустина.
  • Богомолов на Таганке
    15 Февраля 2019

    Богомолов на Таганке

    Премьера в Театре на Таганке спектакля Константина Богомолова «Теллурия», поставленного по роману Владимира Сорокина.
  • Влюбленный дьявол
    15 Февраля 2019

    Влюбленный дьявол

    Премьера единственной оперы российского композитора Александра Вустина "Влюбленный дьявол" на сцене Театра им. Станиславского и Немировича-Данченко.
  • «Баядерка» возрождается
    13 Февраля 2019

    «Баядерка» возрождается

    На сцене Немецкой государственной оперы завершились премьерные показы главного спектакля балетного сезона — «Баядерки» Петипа, восстановленной Алексеем Ратманским по архивным документам.
  • Сакральный танец
    13 Февраля 2019

    Сакральный танец

    Приглашенный солист Баварского балета Сергей Полунин представит в Мариинском театре спектакль Sacre, поставленный японской танцовщицей и хореографом Юкой Оиши на музыку "Весны священной" Игоря Стравинского.
  • Совершенно невероятное событие
    11 Февраля 2019

    Совершенно невероятное событие

    6 марта на сцене Театрального центра «На Страстном» будет сыгран первый спектакль московского «Театра Новых Пьес» под руководством Николая Коляды «Женитьба или совершенно невероятное событие».
  • Реклама