Год образования 1948, UNESCO
Главная > Новости > Ушла Майя Туровская

Ушла Майя Туровская

Она уроженка Харькова, окончила филфак МГУ, а затем училась на театроведческом факультете ГИТИСа у Абрама Эфроса. Вкусила все прелести советского образа жизни человека с "пятым пунктом" и соответствующими последствиями в биографии. Долгие годы работала ведущим научным сотрудником в НИИ теории и истории кино. На ее рецензиях и статьях, опубликованных в популярных тогда журналах "Искусство кино", "Театр", "Советский экран", "Киноведческие записки", учились многие поколения теоретиков и практиков театра и кино. Она была для них непререкаемым авторитетом, потому что даже в годы советской цензуры не хотела и не могла кривить душой и следовать не истине, а конъюнктуре.

Во времена, когда мировое кино на советские экраны проникало хилыми ручейками, а широкая публика узнавала о происходящем в мире по язвительным текстам газеты "Правда", Майя Туровская первой дала объективную картину мирового кинопроцесса в книге "Герои безгеройного времени". Официально книга тут же была заклеймена как "вредная": в ней впервые зашла речь о природе популярных в мире киногероев, о чуждой советскому сознанию системе "звезд", о психологии зрительских масс, о феномене Джеймса Бонда - с точки зрения хода общественных процессов, а не вечного противостояния двух миров и двух идеологий. Я работал тогда в "Искусстве кино", и мне поручили написать разносную статью о только что вышедшей порочной книге - ее оценка была задана сразу и оспариванию не подлежала. Прочитал - книга опьяняла той внутренней свободой, которой умеют сражать только очень крупные интеллекты и очень большие писатели. Естественно, клеймить столь замечательную книгу я отказался, это охотно сделал кто-то другой, но для меня она на долгие годы стала настольной.

Она стала бестселлером и в стране - первым в СССР гидом по мировым экранам, первым серьезным анализом той самой киножизни, которая впоследствии, после крушения СССР, водопадом обрушилась на ошеломленную советскую публику, погрузив ее в полную растерянность, настолько эта жизнь была непохожа на ее отражение в кривом зеркале советского официоза. И только "крамольная" книга Туровской напомнила о том, что существовали и иные версии этой жизни, что не все киноведение в стране было политически конъюнктурным, - она стала учебником единственно возможного подхода к реальностям искусства.

Майе Туровской мы во многом обязаны и появлением великого фильма Михаила Ромма "Обыкновенный фашизм". Вместе со своим соавтором Юрием Ханютиным и Михаилом Роммом, режиссером этой абсолютно авторской работы, Туровская провела у экранов многие сотни часов, просматривая кошмарные кадры немецкой кинохроники из архивов Геббельса, где фашизм представал в наиболее безобидных по форме, но абсолютно людоедских по сути ракурсах. "Обыкновенный фашизм" был актом гражданской смелости: сама эстетика гитлеровских вернисажей и олимпиад, помпезность немецкой архитектуры тех лет, тематика работ официальных немецких живописцев и стиль немецких фильмов один к одному повторяли контуры советской эстетики, московских архитектурных шедевров, ура-патриотически кинолент и маршей. Родство двух идеологий представало перед зрителями наглядно, картина говорила не только о прошлом - ее авторов тревожило явление далеко не усопшее и способное плодоносить. Но в советском обществе еще не выветрился дух "оттепели", и фильм все-таки вышел на экраны, чтобы потом надолго залечь в киноархивах невостребованным.

Кино тоталитаризма стало одним из главных предметов исследования Туровской. Она провела ретроспективу с таким названием на Московском международном кинофестивале конца 80-х. Писала книги о Брехте, Юткевиче, Козинцеве, Тарковском, Книппер-Чеховой, Бабановой, о кино Германии тогда и теперь… Она первой в нашей кинолитературе открыла форточку в большой мир, введя в обиход советских зрителей такие диковинные слова, как "Антониони", "Вальтер Беньямин" или "Мак Люэн", рассказывая о творчестве закордонных гениев людям, запертым в железной клетке тотальной дезинформации.

В чем была ее сила и уникальность? В ее полной свободе от какой-либо ангажированности. Она была вне группировок и партий, даже к движению "шестидесятников" ее можно отнести разве что по возрасту - она и в те годы позволяла себе быть независимой.

Она была рафинированно интеллигентной. Не терпела диктата и не позволяла его себе. Как-то, встретившись в театре, мы разговорились о политкорректности, тогда начинавшей свой победный марш по миру. Туровская сказала коротко: "Замечательная вещь: это так приятно, когда тебе не дают по морде!" И тем выразила суть, с которой начиналось это явление, впоследствии ставшее законом существования для многих стран: уважение друг к другу независимо от политических взглядов, эстетических точек зрения, цвета кожи, ориентаций или вероисповедания. Как любая здравая идея, потом и политкорректность дошла до абсурдных крайностей, но основу ее тогда очень точно увидела и сформулировала Майя Туровская.

Она была негромко, беспафосно мудра. Могла обескуражить многоумного собеседника простой мыслью, которая, однако, почему-то не приходила никому в голову, хотя была очевидной. На многочисленных тогда кинематографических дискуссиях и творческих сходках ее слово всегда было самым точным и трезвым - ее нельзя было сбить сиюминутными увлечениями и заблуждениями творческих масс, она всегда помнила о базовых точках отсчета и, стоя над горячечной схваткой, возвращала разговор в спокойное и единственно верное русло. Спорить с ней мало кто рисковал - не потому, что срежет (она это умела), а потому, что спорить было уже не с чем: точки над i были поставлены. Казалось, что истина в последней инстанции все-таки существует. Этой инстанцией была Майя Туровская.

Она из тех людей, кто одним своим присутствием среди нас сообщает чувство надежности, спокойной уверенности в том, что истина рано или поздно себя покажет. Такие люди чувствуют и легко находят друг друга, и не случайно она работала с Михаилом Ромом - тоже воспринимавшимся как камертон времени, как личность, которой нельзя ни в чем соврать, нельзя быть неискренним, нельзя кривить душой. Мы редко встречались, в основном на фестивалях, а в последние годы в основном на Берлинском, куда она приезжала из своего Мюнхена. Каждая такая встреча была как вспышка счастливого света в довольно тусклом мире. Ее очень любили все, кто ее знал. Теперь надо привыкать жить в безгеройном времени.

Источник

Дата публикации

06 Марта 2019

Другие материалы о театре и искусстве

  • После Бомбы
    22 Июля 2019

    После Бомбы

    На Чеховском фестивале состоялась мировая премьера новой версии спектакля Робера Лепажа «Семь притоков реки Ота».
  • Особый взгляд
    17 Июля 2019

    Особый взгляд

    Фестиваль социального и инклюзивного театра «Особый взгляд» пройдёт в Москве с 28 по 31 октября.
  • Акрам Хан перешел в лигу классиков
    15 Июля 2019

    Акрам Хан перешел в лигу классиков

    «Жизель» Английского национального балета на Чеховском фестивале.
  • Что такое быть мужчиной
    13 Июля 2019

    Что такое быть мужчиной

    Locker Room Talk в ЦИМе — спектакль, отправная точка которого — частные сексистские разговоры мужчин.
  •  125 лет Завадскому
    12 Июля 2019

    125 лет Завадскому

    Театр Моссовета открывает выставку к 125-летию со дня рождения легендарного Юрия Завадского.
  • Путь грека в варяги
    10 Июля 2019

    Путь грека в варяги

    Дирижер Теодор Курентзис после ухода с поста худрука Пермского театра оперы и балета будет работать в Санкт-Петербурге.
  • Ни правых, ни неправых нет
    08 Июля 2019

    Ни правых, ни неправых нет

    The Tiger Lillies вместе с Театром Републик из Копенгагена сыграли "Гамлета" на сцене Театра Моссовета в рамках Чеховского фестиваля.
  • Марчелли поставит «Шутники» Островского
    07 Июля 2019

    Марчелли поставит «Шутники» Островского

    Экс-худрук Волковского театра драмы Евгений Марчелли поставит пьесу Александра Островского «Шутники» в театре «Сатирикон».
  • В Москву привезут последний спектакль Някрошюса
    06 Июля 2019

    В Москву привезут последний спектакль Някрошюса

    15 октября в Москве впервые сыграют спектакль Клайпедского драматического театра «Сукины дети» по пьесе Саулюса Шальтяниса.
  • Марчелли уволился из Волковского театра
    05 Июля 2019

    Марчелли уволился из Волковского театра

    Худрук Волковского театра Евгений Марчелли в результате конфликта с директором Алексеем Туркаловым написал заявление об уходе.
  • Вуди Аллен поставил комическую оперу Пуччини
    04 Июля 2019

    Вуди Аллен поставил комическую оперу Пуччини

    Американский кинорежиссер Вуди Аллен представит на сцене миланского театра "Ла Скала" оперу Пуччини "Джанни Скикки".
  • Театр по заслугам
    03 Июля 2019

    Театр по заслугам

    «Федор Волков. Театр, который мы заслужили» в «Студии историй» Константина Кожевникова
  • Дружить городами и театрами
    02 Июля 2019

    Дружить городами и театрами

    Российская Рязань и немецкий Мюнстер отметили 30-летие дружбы и договорились о совместном спектакле
  • Дворовое братство
    01 Июля 2019

    Дворовое братство

    «Зобеида» Карло Гоцци во дворике РАМТа.
  • Культура умнее политики
    28 Июня 2019

    Культура умнее политики

    В Воронеже завершился 9-й Платоновский фестиваль искусств, который в этом году длился более двух недель, с 1 по 16 июня.
  • Курентзис попрощался с труппой
    27 Июня 2019

    Курентзис попрощался с труппой

    Теодор Курентзис написал открытое прощальное письмо труппе Пермского театра оперы и балета.
  • Вудсток в голове
    26 Июня 2019

    Вудсток в голове

    В гамбургском театре «Талия» вышел «Checkpoint Woodstock» Марины Давыдовой.
  • Ушла из жизни Алла Покровская
    25 Июня 2019

    Ушла из жизни Алла Покровская

    На 81-м году ушла из жизни народная артистка России Алла Покровская.
  • Регистратор и другие
    24 Июня 2019

    Регистратор и другие

    Владимир Скворцов поставил свой первый спектакль на посту главного режиссера Московского театра «Человек».
  • Теодор Курентзис больше не худрук Пермской оперы
    21 Июня 2019

    Теодор Курентзис больше не худрук Пермской оперы

    Теодор Курентзис прекращает работу в качестве худрука Пермского театра оперы и балета.
  • Зона Е
    20 Июня 2019

    Зона Е

    Пекинский Tao Dance Theater показал одноактные балеты «4» и «8» в постановке главного китайского авангардиста Тао Е.
  • Прощальный спектакль Линь Хуайминя
    18 Июня 2019

    Прощальный спектакль Линь Хуайминя

    Хореограф Лин Хвай-Мин представил свой прощальный спектакль на Чеховском фестивале.
  • Только спички оставьте
    17 Июня 2019

    Только спички оставьте

    «Вано и Нико» Роберта Стуруа на Чеховском фестивале.
  • Эдуард Кочергин получил Платоновскую премию
    14 Июня 2019

    Эдуард Кочергин получил Платоновскую премию

    Церемония вручения Платоновской премии прошла в Воронеже на IX Платоновском фестивале искусств.
  • Театральные экзерсисы
    13 Июня 2019

    Театральные экзерсисы

    Международный фестиваль уличных спектаклей "Театральные экзерсисы" откроется в Пензе 14 сентября.
  • Вход свободный
    12 Июня 2019

    Вход свободный

    Репетиции спектаклей впервые представят в московских парках. Они продлятся до 22 августа.
  • Сны cпящей красавицы
    11 Июня 2019

    Сны cпящей красавицы

    Диана Вишнева исполнит главную роль в шоу «Сны Спящей красавицы» осенью 2019 года вместе с солистом Штутгартского балета.
  • Снег и прах
    10 Июня 2019

    Снег и прах

    Спектакли Саймона Стоуна в России.
  • Член аглицкого клуба
    10 Июня 2019

    Член аглицкого клуба

    В «Новой опере» состоялась премьера английского «Пушкина».
  • Вано и Нико
    09 Июня 2019

    Вано и Нико

    Роберт Стуруа представит 8 и 9 июня в программе Чеховского фестиваля спектакль "Вано и Нико", поставленный по книге рассказов Эрлома Ахвледиани.
  • Средство Макропулоса
    07 Июня 2019

    Средство Макропулоса

    22 и 25 сентября в Цюрихском оперном театре пройдет премьера оперы Леоша Яначека «Средство Макропулоса» в постановке Дмитрия Чернякова.
  • Древо российского театра
    06 Июня 2019

    Древо российского театра

    Театральный музей имени Бахрушина посадил «Древо российского театра» в день рождения Пушкина.
  • Булгаков и пустота
    05 Июня 2019

    Булгаков и пустота

    Сергей Женовач поставил «Бег» в МХТ.
  • Завершился XIII Дягилевский фестиваль
    04 Июня 2019

    Завершился XIII Дягилевский фестиваль

    Теодор Курентзис провел в Перми очередной Дягилевский фестиваль.
  • «Пер Гюнт»: демо версия
    03 Июня 2019

    «Пер Гюнт»: демо версия

    В Театре Вахтангова прошли предпоказы нового спецтакля Юрия Бутусова спектакля «Пер Гюнт».
  • Платоновский фестиваль открылся в Воронеже
    02 Июня 2019

    Платоновский фестиваль открылся в Воронеже

    Международный Платоновский фестиваль искусств открылся в Воронеже воздушным шоу испанского театрального коллектива "Grupo Puja!".
  • Нелюбовь
    01 Июня 2019

    Нелюбовь

    «Чайка» в «Мастерской Петра Фоменко» в постановке Кирилла Пирогова.
  • «Туганлык» назвал лауреатов
    31 Мая 2019

    «Туганлык» назвал лауреатов

    С 23 по 30 мая в Уфе проходил VII Международный фестиваль тюркоязычных театров «Туганлык».
  • Завершился Фестиваль театров малых городов России
    31 Мая 2019

    Завершился Фестиваль театров малых городов России

    В Камышине подошел к концу XVII театральный фестиваль.
  • Europe is lost
    29 Мая 2019

    Europe is lost

    «Буря» в постановке Йетте Штекель (Театр «Талия», Гамбург) на Чеховском фестивале.
  • Отлично, Константин
    28 Мая 2019

    Отлично, Константин

    Режиссер Константин Богомолов назначен новым художественным руководителем Московского драматического Театра на Малой Бронной.
  • Benois de la Danse 2019
    23 Мая 2019

    Benois de la Danse 2019

    Церемония вручения международного балетного приза Benois de la Danse состоялась на Исторической сцене Большого театра 21 мая 2019 года.
  • За заслуги перед Отечеством
    22 Мая 2019

    За заслуги перед Отечеством

    Сердечно поздравляем заслуженного работника культуры города Оренбурга Павла Леонидовича Церемпилова с награждением медалью ордена "За заслуги перед Отечеством" II степени.
  • Другой Театр
    21 Мая 2019

    Другой Театр

  • Китайская головоломка
    17 Мая 2019

    Китайская головоломка

    В Москве открылся Чеховский фестиваль.
  • Чеховские мотивы
    17 Мая 2019

    Чеховские мотивы

    12 сентября на малой сцене Русского театра Эстонии пройдет премьера спектакля «Дом Прозоровых. Сорок лет спустя» по мотивам Чехова. Автор идеи и режиссер — худрук Vene Teater Филипп Лось.
  • Сад, где прыгают гимнасты
    17 Мая 2019

    Сад, где прыгают гимнасты

    На Второй сцене БДТ, в Каменноостровском театре, 22 и 23 мая пройдет премьера перформанса Владислава Наставшева «Сад, где прыгают гимнасты».
  • Новый фильм Серебренникова
    16 Мая 2019

    Новый фильм Серебренникова

    Режиссер Кирилл Серебренников снимет фильм по роману Алексея Сальникова "Петровы в гриппе и вокруг него".
  • Реклама