Год образования 1948, UNESCO
Главная > Новости > В пляс по кроличьей норе

В пляс по кроличьей норе

Самый известный итальянский хореограф Мауро Бигонцетти поставил «Алису» пять лет назад в Штутгарте, а в прошлом году успешный спектакль перекочевал в Дортмунд, труппой которого с восточной мудростью уже полтора десятка лет руководит китаец Син Пэн Ванг. Похоже, яркая, избыточная, суматошная и слегка попсовая «Алиса» — его дань кассе, этакие школьные каникулы посреди ученостей, политкорректностей и экзистенциальностей современного балета. Все это хореограф Бигонцетти просто не берет в голову, вышивая в густонаселенном спектакле собственные узоры по канве книги Льюиса Кэрролла.

Лучшее в его «Алисе» — музыка, сочиненная и исполненная вживую пятью итальянцами, будто выпрыгнувшими из фильмов Феллини. Взлохмаченный сумрачный музыкант «на все руки» (преимущественно аккордеонные) и четыре неподражаемые немолодые певуньи с диапазоном голосов от хриплого контральто до взвинченного сопрано играют и распевают с какой-то первозданной искренностью всякие тарантеллы, пасодобли, баллады, детские считалки, старинные песенки, перемежая этот поток народного чувства механическим звучанием музыкальной шкатулки, торжественно установленной на авансцене вместе с диктующей мелодии перфолентой. Сценограф и видеохудожник Карло Черри, напротив, далек от народных корней: буйный видеоряд на заднике сцены обыгрывает множество художественных стилей — от архитектурного барокко до гламурного дизайна современных особняков, но Англии здесь нет и следа. Ни кроличьих нор, ни сельской идиллии, ни розового сада Королевы Червей — Алиса в этом спектакле носится преимущественно по лестницам и залам барочного дворца, то расцветающего кровеносными сосудами зловещих виньеток, то выстуженного льдистыми завитками решеток.

Поверх всего этого хореограф Бигонцетти ведет собственную тему, сочиняя балет о самоидентификации. Алис у него две: малышка (Сайака Вакита) — как бы «реальная» девочка, а также большая Алиса (Яна Ненадович) — ее женская ипостась. Тут стоит сказать, что в сюжетных балетах итальянца логика и связность повествования обычно хромают. Придумав ключ к постановке, Бигонцетти-режиссер, как правило, не удосуживается выстроить «двери», которые собирается им открывать, а следует на поводу у Бигонцетти-хореографа. В «Алисе» хореограф обнаружил, что с маленькой и легкой балериной можно придумать тучу навороченных поддержек. В итоге девочка Алиса в спектакле оказалась куда более активной и искушенной, чем ее «взрослая» ипостась, избиравшая партнеров с настороженностью и периодически обращавшая в зал мечтательно-испытующий взор.

В принципе кэрролловская книга с ее нелинейной логикой и прихотливыми сюжетными виражами последовательному пересказу и не поддается. Но у Бигонцетти получается еще «страньше». Персонажи, названные «по Кэрроллу», как им вздумается, так себя и ведут. Кролик, например, вооруженный дирижерской палочкой, напоминает самого Кэрролла, организующего все действо и относящегося к Алисе-маленькой с любовью отнюдь не отцовской. Алису-большую страстно опекает Шляпник, отнюдь не безумный, а весьма целеустремленный и благообразный. Художница Хелена де Медейрос, одевшая всех в живописные лохмотья странствующих актеров, затруднила идентификацию персонажей, так что трудно сказать, Грифон или Гусеница в телесном трико с мягким гребнем на спине танцует соло, достойное какого-нибудь бара «Голубая устрица» — с зазывной подвижностью попки и чресел. Однако кто бы ни был этот обольститель, жертвой этих телесных пассов неожиданно оказывается Алиса-маленькая, вцепляющаяся клещом в торс грифоно-гусеницы и не слезающая с него на протяжении всего адажио.

Дискретность рецензентского описания соответствует самому спектаклю, представляющему собой растянутый трэш-дивертисмент, застрявший между экспозицией и началом действия. Впрочем, следуя кэрролловскому совету «Надо бежать со всех ног, чтобы оставаться на месте», в «Алисе» танцуют со всех ног — много, активно, по-эстрадному броско, акробатически эффектно. Выглядит эта лексика старомодно, однако ровно такой представляет себе современную хореографию большая часть российской публики. И надо отдать должное опытным отборщикам Dance Open: в выборе они не ошиблись. Аншлаг и пылкая долгая овация сделали «Алису» хитом фестиваля, в очередной раз подтвердив истину кэрролловского наблюдения про реальность, которая у каждого своя.

Источник

Дата публикации

24 Апреля 2019

Другие материалы о театре и искусстве

  • Только спички оставьте
    17 Июня 2019

    Только спички оставьте

    «Вано и Нико» Роберта Стуруа на Чеховском фестивале
  • Эдуард Кочергин получил Платоновскую премию
    14 Июня 2019

    Эдуард Кочергин получил Платоновскую премию

    Церемония вручения Платоновской премии прошла в Воронеже на IX Платоновском фестивале искусств.
  • Театральные экзерсисы
    13 Июня 2019

    Театральные экзерсисы

    Международный фестиваль уличных спектаклей "Театральные экзерсисы" откроется в Пензе 14 сентября.
  • Вход свободный
    12 Июня 2019

    Вход свободный

    Репетиции спектаклей впервые представят в московских парках. Они продлятся до 22 августа.
  • Сны cпящей красавицы
    11 Июня 2019

    Сны cпящей красавицы

    Диана Вишнева исполнит главную роль в шоу «Сны Спящей красавицы» осенью 2019 года вместе с солистом Штутгартского балета.
  • Снег и прах
    10 Июня 2019

    Снег и прах

    Спектакли Саймона Стоуна в России.
  • Член аглицкого клуба
    10 Июня 2019

    Член аглицкого клуба

    В «Новой опере» состоялась премьера английского «Пушкина».
  • Вано и Нико
    09 Июня 2019

    Вано и Нико

    Роберт Стуруа представит 8 и 9 июня в программе Чеховского фестиваля спектакль "Вано и Нико", поставленный по книге рассказов Эрлома Ахвледиани.
  • Средство Макропулоса
    07 Июня 2019

    Средство Макропулоса

    22 и 25 сентября в Цюрихском оперном театре пройдет премьера оперы Леоша Яначека «Средство Макропулоса» в постановке Дмитрия Чернякова.
  • Древо российского театра
    06 Июня 2019

    Древо российского театра

    Театральный музей имени Бахрушина посадил «Древо российского театра» в день рождения Пушкина.
  • Булгаков и пустота
    05 Июня 2019

    Булгаков и пустота

    Сергей Женовач поставил «Бег» в МХТ.
  • Завершился XIII Дягилевский фестиваль
    04 Июня 2019

    Завершился XIII Дягилевский фестиваль

    Теодор Курентзис провел в Перми очередной Дягилевский фестиваль.
  • «Пер Гюнт»: демо версия
    03 Июня 2019

    «Пер Гюнт»: демо версия

    В Театре Вахтангова прошли предпоказы нового спецтакля Юрия Бутусова спектакля «Пер Гюнт».
  • Платоновский фестиваль открылся в Воронеже
    02 Июня 2019

    Платоновский фестиваль открылся в Воронеже

    Международный Платоновский фестиваль искусств открылся в Воронеже воздушным шоу испанского театрального коллектива "Grupo Puja!".
  • Нелюбовь
    01 Июня 2019

    Нелюбовь

    «Чайка» в «Мастерской Петра Фоменко» в постановке Кирилла Пирогова.
  • «Туганлык» назвал лауреатов
    31 Мая 2019

    «Туганлык» назвал лауреатов

    С 23 по 30 мая в Уфе проходил VII Международный фестиваль тюркоязычных театров «Туганлык».
  • Завершился Фестиваль театров малых городов России
    31 Мая 2019

    Завершился Фестиваль театров малых городов России

    В Камышине подошел к концу XVII театральный фестиваль.
  • Europe is lost
    29 Мая 2019

    Europe is lost

    «Буря» в постановке Йетте Штекель (Театр «Талия», Гамбург) на Чеховском фестивале.
  • Отлично, Константин
    28 Мая 2019

    Отлично, Константин

    Режиссер Константин Богомолов назначен новым художественным руководителем Московского драматического Театра на Малой Бронной.
  • Benois de la Danse 2019
    23 Мая 2019

    Benois de la Danse 2019

    Церемония вручения международного балетного приза Benois de la Danse состоялась на Исторической сцене Большого театра 21 мая 2019 года.
  • За заслуги перед Отечеством
    22 Мая 2019

    За заслуги перед Отечеством

    Сердечно поздравляем заслуженного работника культуры города Оренбурга Павла Леонидовича Церемпилова с награждением медалью ордена "За заслуги перед Отечеством" II степени.
  • Китайская головоломка
    17 Мая 2019

    Китайская головоломка

    В Москве открылся Чеховский фестиваль.
  • Чеховские мотивы
    17 Мая 2019

    Чеховские мотивы

    12 сентября на малой сцене Русского театра Эстонии пройдет премьера спектакля «Дом Прозоровых. Сорок лет спустя» по мотивам Чехова. Автор идеи и режиссер — худрук Vene Teater Филипп Лось.
  • Сад, где прыгают гимнасты
    17 Мая 2019

    Сад, где прыгают гимнасты

    На Второй сцене БДТ, в Каменноостровском театре, 22 и 23 мая пройдет премьера перформанса Владислава Наставшева «Сад, где прыгают гимнасты».
  • Новый фильм Серебренникова
    16 Мая 2019

    Новый фильм Серебренникова

    Режиссер Кирилл Серебренников снимет фильм по роману Алексея Сальникова "Петровы в гриппе и вокруг него".
  • Что смотреть на Чеховском фестивале
    15 Мая 2019

    Что смотреть на Чеховском фестивале

    Гастроли зарубежных театров в Москве: что посмотреть с мая по июль. Семь необычных постановок со всего мира.
  • Гамма небывалого адажио
    15 Мая 2019

    Гамма небывалого адажио

    В Петербурге идут показы программы балетов израильского хореографа Роя Ассафа. Из четырех одноактовок две – «Небелое адажио» и «Гамма» – созданы на музыку Олега Каравайчука.
  • Онегин возвращается
    14 Мая 2019

    Онегин возвращается

    С 15 по 19 мая на Исторической сцене Большого театра будет представлена новая постановка оперы Петра Чайковского «Евгений Онегин».
  • Танцующие с дождем
    14 Мая 2019

    Танцующие с дождем

    Парижская опера пополнила свой репертуар балетами Пола Лайтфута, хореографа и художественного руководителя знаменитого Нидерландского театра танца.
  • Международный день танца
    29 Апреля 2019

    Международный день танца

    Обращение египетской танцовщицы, хореографа, педагога Каримы Мансур к Международному дню танца.
  • Ушла из жизни Элина Быстрицкая
    26 Апреля 2019

    Ушла из жизни Элина Быстрицкая

    Народная артистка СССР, актриса театра и кино Элина Быстрицкая умерла на 92-м году жизни.
  • "Декамерон" Серебренникова
    25 Апреля 2019

    "Декамерон" Серебренникова

    На прошлой неделе интендант берлинского Deutsches Theater Ульрих Куон и художественный руководитель Михаэль де Фифи встретились с режиссером в Москве.
  • Сумбур, месть и музыка
    24 Апреля 2019

    Сумбур, месть и музыка

    В парижской Opera Bastille прошла премьера оперы Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда» в постановке Кшиштофа Варликовского.
  • Интендантский час
    23 Апреля 2019

    Интендантский час

    Завершившийся в Зальцбурге Пасхальный фестиваль ознаменовался не только премьерами, но и полемикой вокруг его будущего.
  • Одиночество в пути
    23 Апреля 2019

    Одиночество в пути

    Фестиваль Dance Open открылся «Зимним путем» Цюрихского балета
  • Добро должно быть с башмаками
    20 Апреля 2019

    Добро должно быть с башмаками

    Пасхальный фестиваль в Зальцбурге открыли «Нюрнбергские мейстерзингеры» Вагнера в постановке Йенса-Даниэля Херцога.
  • Волнение Фрейндлих
    19 Апреля 2019

    Волнение Фрейндлих

    Народная артистка СССР Алиса Фрейндлих исполнила главную роль на премьере в БДТ спектакля "Волнение" по пьесе Ивана Вырыпаева, которую драматург написал специально для актрисы.
  • Юбилейная маска
    18 Апреля 2019

    Юбилейная маска

    На Исторической сцене Большого театра состоялась торжественная церемония вручения Премии «Золотая Маска», которая в этом году отметила свое 25-летие.
  • Одержимые
    16 Апреля 2019

    Одержимые

    «Пианисты» в постановке Бориса Павловича (Новосибирский театр «Глобус») получил премию «Золотая маска» за лучший драматический спектакль малой формы.
  • Лицедеи
    15 Апреля 2019

    Лицедеи

    «Нам не страшен серый волк» Евгения Марчелли по пьесе Эдварда Олби «Кто боится Вирджинии Вульф» на фестивале «Золотая маска».
  • Я и не Я
    10 Апреля 2019

    Я и не Я

    «100% Воронеж» - еще одна точка, нанесенная на карту десятилетнего проекта «100% City» немецкой компании Rimini Protokoll. Этот спектакль участвует в номинации «Эксперимент» фестиваля «Золотая маска».
  • Оптика и образ
    09 Апреля 2019

    Оптика и образ

    В конце апреля в Доме-музее Александра Николаевича Островского на Ордынке откроется выставка работ одного из лучших отечественных театральных фотографов Александра Иванишина
  • Мосгорсуд освободил Кирилла Серебренникова
    08 Апреля 2019

    Мосгорсуд освободил Кирилла Серебренникова

    Мосгорсуд освободил из-под домашнего ареста Кирилла Серебренникова, Юрия Итина и Софью Апфельбаум.
  • Сплетни роз
    04 Апреля 2019

    Сплетни роз

    Режиссер Яна Тумина номинируется на «Золотую маску» с тремя спектаклями. «Комната Герды» и «Деревня канатоходцев» уже нашли своих поклонников среди московских зрителей.
  • Арест снова продлен
    02 Апреля 2019

    Арест снова продлен

    Мещанский суд Москвы продлил срок домашнего ареста режиссеру Кириллу Серебренникову до 4 июля. А также Юрий Итину и Софье Апфельбаум.
  • Let's go outside
    29 Марта 2019

    Let's go outside

    С 16 по 23 июля на Авиньонском фестивале пройдет премьера нового спектакля Кирилла Серебренникова «Outside». Информация об этом появилась на сайте фестиваля
  • Всем, кого касается
    29 Марта 2019

    Всем, кого касается

    3, 4 и 5 и 27 апреля в театре "Сатирикон" состоится премьера спектакля Константина Райкина "Всем кого касается" по новой пьесе современного драматурга Даны Сидерос.
  • Оборванец
    29 Марта 2019

    Оборванец

    В РАМТе выходит премьера "Оборванец" по пьесе Михаила Угарова и посвященная памяти самого Угарова и его жены Елены Греминой.
  • Реклама