Год образования 1948, UNESCO
Главная > Новости > В пляс по кроличьей норе

В пляс по кроличьей норе

Самый известный итальянский хореограф Мауро Бигонцетти поставил «Алису» пять лет назад в Штутгарте, а в прошлом году успешный спектакль перекочевал в Дортмунд, труппой которого с восточной мудростью уже полтора десятка лет руководит китаец Син Пэн Ванг. Похоже, яркая, избыточная, суматошная и слегка попсовая «Алиса» — его дань кассе, этакие школьные каникулы посреди ученостей, политкорректностей и экзистенциальностей современного балета. Все это хореограф Бигонцетти просто не берет в голову, вышивая в густонаселенном спектакле собственные узоры по канве книги Льюиса Кэрролла.

Лучшее в его «Алисе» — музыка, сочиненная и исполненная вживую пятью итальянцами, будто выпрыгнувшими из фильмов Феллини. Взлохмаченный сумрачный музыкант «на все руки» (преимущественно аккордеонные) и четыре неподражаемые немолодые певуньи с диапазоном голосов от хриплого контральто до взвинченного сопрано играют и распевают с какой-то первозданной искренностью всякие тарантеллы, пасодобли, баллады, детские считалки, старинные песенки, перемежая этот поток народного чувства механическим звучанием музыкальной шкатулки, торжественно установленной на авансцене вместе с диктующей мелодии перфолентой. Сценограф и видеохудожник Карло Черри, напротив, далек от народных корней: буйный видеоряд на заднике сцены обыгрывает множество художественных стилей — от архитектурного барокко до гламурного дизайна современных особняков, но Англии здесь нет и следа. Ни кроличьих нор, ни сельской идиллии, ни розового сада Королевы Червей — Алиса в этом спектакле носится преимущественно по лестницам и залам барочного дворца, то расцветающего кровеносными сосудами зловещих виньеток, то выстуженного льдистыми завитками решеток.

Поверх всего этого хореограф Бигонцетти ведет собственную тему, сочиняя балет о самоидентификации. Алис у него две: малышка (Сайака Вакита) — как бы «реальная» девочка, а также большая Алиса (Яна Ненадович) — ее женская ипостась. Тут стоит сказать, что в сюжетных балетах итальянца логика и связность повествования обычно хромают. Придумав ключ к постановке, Бигонцетти-режиссер, как правило, не удосуживается выстроить «двери», которые собирается им открывать, а следует на поводу у Бигонцетти-хореографа. В «Алисе» хореограф обнаружил, что с маленькой и легкой балериной можно придумать тучу навороченных поддержек. В итоге девочка Алиса в спектакле оказалась куда более активной и искушенной, чем ее «взрослая» ипостась, избиравшая партнеров с настороженностью и периодически обращавшая в зал мечтательно-испытующий взор.

В принципе кэрролловская книга с ее нелинейной логикой и прихотливыми сюжетными виражами последовательному пересказу и не поддается. Но у Бигонцетти получается еще «страньше». Персонажи, названные «по Кэрроллу», как им вздумается, так себя и ведут. Кролик, например, вооруженный дирижерской палочкой, напоминает самого Кэрролла, организующего все действо и относящегося к Алисе-маленькой с любовью отнюдь не отцовской. Алису-большую страстно опекает Шляпник, отнюдь не безумный, а весьма целеустремленный и благообразный. Художница Хелена де Медейрос, одевшая всех в живописные лохмотья странствующих актеров, затруднила идентификацию персонажей, так что трудно сказать, Грифон или Гусеница в телесном трико с мягким гребнем на спине танцует соло, достойное какого-нибудь бара «Голубая устрица» — с зазывной подвижностью попки и чресел. Однако кто бы ни был этот обольститель, жертвой этих телесных пассов неожиданно оказывается Алиса-маленькая, вцепляющаяся клещом в торс грифоно-гусеницы и не слезающая с него на протяжении всего адажио.

Дискретность рецензентского описания соответствует самому спектаклю, представляющему собой растянутый трэш-дивертисмент, застрявший между экспозицией и началом действия. Впрочем, следуя кэрролловскому совету «Надо бежать со всех ног, чтобы оставаться на месте», в «Алисе» танцуют со всех ног — много, активно, по-эстрадному броско, акробатически эффектно. Выглядит эта лексика старомодно, однако ровно такой представляет себе современную хореографию большая часть российской публики. И надо отдать должное опытным отборщикам Dance Open: в выборе они не ошиблись. Аншлаг и пылкая долгая овация сделали «Алису» хитом фестиваля, в очередной раз подтвердив истину кэрролловского наблюдения про реальность, которая у каждого своя.

Источник

Дата публикации

24 Апреля 2019

Другие материалы о театре и искусстве

  • После Бомбы
    22 Июля 2019

    После Бомбы

    На Чеховском фестивале состоялась мировая премьера новой версии спектакля Робера Лепажа «Семь притоков реки Ота».
  • Особый взгляд
    17 Июля 2019

    Особый взгляд

    Фестиваль социального и инклюзивного театра «Особый взгляд» пройдёт в Москве с 28 по 31 октября.
  • Акрам Хан перешел в лигу классиков
    15 Июля 2019

    Акрам Хан перешел в лигу классиков

    «Жизель» Английского национального балета на Чеховском фестивале.
  • Что такое быть мужчиной
    13 Июля 2019

    Что такое быть мужчиной

    Locker Room Talk в ЦИМе — спектакль, отправная точка которого — частные сексистские разговоры мужчин.
  •  125 лет Завадскому
    12 Июля 2019

    125 лет Завадскому

    Театр Моссовета открывает выставку к 125-летию со дня рождения легендарного Юрия Завадского.
  • Путь грека в варяги
    10 Июля 2019

    Путь грека в варяги

    Дирижер Теодор Курентзис после ухода с поста худрука Пермского театра оперы и балета будет работать в Санкт-Петербурге.
  • Ни правых, ни неправых нет
    08 Июля 2019

    Ни правых, ни неправых нет

    The Tiger Lillies вместе с Театром Републик из Копенгагена сыграли "Гамлета" на сцене Театра Моссовета в рамках Чеховского фестиваля.
  • Марчелли поставит «Шутники» Островского
    07 Июля 2019

    Марчелли поставит «Шутники» Островского

    Экс-худрук Волковского театра драмы Евгений Марчелли поставит пьесу Александра Островского «Шутники» в театре «Сатирикон».
  • В Москву привезут последний спектакль Някрошюса
    06 Июля 2019

    В Москву привезут последний спектакль Някрошюса

    15 октября в Москве впервые сыграют спектакль Клайпедского драматического театра «Сукины дети» по пьесе Саулюса Шальтяниса.
  • Марчелли уволился из Волковского театра
    05 Июля 2019

    Марчелли уволился из Волковского театра

    Худрук Волковского театра Евгений Марчелли в результате конфликта с директором Алексеем Туркаловым написал заявление об уходе.
  • Вуди Аллен поставил комическую оперу Пуччини
    04 Июля 2019

    Вуди Аллен поставил комическую оперу Пуччини

    Американский кинорежиссер Вуди Аллен представит на сцене миланского театра "Ла Скала" оперу Пуччини "Джанни Скикки".
  • Театр по заслугам
    03 Июля 2019

    Театр по заслугам

    «Федор Волков. Театр, который мы заслужили» в «Студии историй» Константина Кожевникова
  • Дружить городами и театрами
    02 Июля 2019

    Дружить городами и театрами

    Российская Рязань и немецкий Мюнстер отметили 30-летие дружбы и договорились о совместном спектакле
  • Дворовое братство
    01 Июля 2019

    Дворовое братство

    «Зобеида» Карло Гоцци во дворике РАМТа.
  • Культура умнее политики
    28 Июня 2019

    Культура умнее политики

    В Воронеже завершился 9-й Платоновский фестиваль искусств, который в этом году длился более двух недель, с 1 по 16 июня.
  • Курентзис попрощался с труппой
    27 Июня 2019

    Курентзис попрощался с труппой

    Теодор Курентзис написал открытое прощальное письмо труппе Пермского театра оперы и балета.
  • Вудсток в голове
    26 Июня 2019

    Вудсток в голове

    В гамбургском театре «Талия» вышел «Checkpoint Woodstock» Марины Давыдовой.
  • Ушла из жизни Алла Покровская
    25 Июня 2019

    Ушла из жизни Алла Покровская

    На 81-м году ушла из жизни народная артистка России Алла Покровская.
  • Регистратор и другие
    24 Июня 2019

    Регистратор и другие

    Владимир Скворцов поставил свой первый спектакль на посту главного режиссера Московского театра «Человек».
  • Теодор Курентзис больше не худрук Пермской оперы
    21 Июня 2019

    Теодор Курентзис больше не худрук Пермской оперы

    Теодор Курентзис прекращает работу в качестве худрука Пермского театра оперы и балета.
  • Зона Е
    20 Июня 2019

    Зона Е

    Пекинский Tao Dance Theater показал одноактные балеты «4» и «8» в постановке главного китайского авангардиста Тао Е.
  • Прощальный спектакль Линь Хуайминя
    18 Июня 2019

    Прощальный спектакль Линь Хуайминя

    Хореограф Лин Хвай-Мин представил свой прощальный спектакль на Чеховском фестивале.
  • Только спички оставьте
    17 Июня 2019

    Только спички оставьте

    «Вано и Нико» Роберта Стуруа на Чеховском фестивале.
  • Эдуард Кочергин получил Платоновскую премию
    14 Июня 2019

    Эдуард Кочергин получил Платоновскую премию

    Церемония вручения Платоновской премии прошла в Воронеже на IX Платоновском фестивале искусств.
  • Театральные экзерсисы
    13 Июня 2019

    Театральные экзерсисы

    Международный фестиваль уличных спектаклей "Театральные экзерсисы" откроется в Пензе 14 сентября.
  • Вход свободный
    12 Июня 2019

    Вход свободный

    Репетиции спектаклей впервые представят в московских парках. Они продлятся до 22 августа.
  • Сны cпящей красавицы
    11 Июня 2019

    Сны cпящей красавицы

    Диана Вишнева исполнит главную роль в шоу «Сны Спящей красавицы» осенью 2019 года вместе с солистом Штутгартского балета.
  • Снег и прах
    10 Июня 2019

    Снег и прах

    Спектакли Саймона Стоуна в России.
  • Член аглицкого клуба
    10 Июня 2019

    Член аглицкого клуба

    В «Новой опере» состоялась премьера английского «Пушкина».
  • Вано и Нико
    09 Июня 2019

    Вано и Нико

    Роберт Стуруа представит 8 и 9 июня в программе Чеховского фестиваля спектакль "Вано и Нико", поставленный по книге рассказов Эрлома Ахвледиани.
  • Средство Макропулоса
    07 Июня 2019

    Средство Макропулоса

    22 и 25 сентября в Цюрихском оперном театре пройдет премьера оперы Леоша Яначека «Средство Макропулоса» в постановке Дмитрия Чернякова.
  • Древо российского театра
    06 Июня 2019

    Древо российского театра

    Театральный музей имени Бахрушина посадил «Древо российского театра» в день рождения Пушкина.
  • Булгаков и пустота
    05 Июня 2019

    Булгаков и пустота

    Сергей Женовач поставил «Бег» в МХТ.
  • Завершился XIII Дягилевский фестиваль
    04 Июня 2019

    Завершился XIII Дягилевский фестиваль

    Теодор Курентзис провел в Перми очередной Дягилевский фестиваль.
  • «Пер Гюнт»: демо версия
    03 Июня 2019

    «Пер Гюнт»: демо версия

    В Театре Вахтангова прошли предпоказы нового спецтакля Юрия Бутусова спектакля «Пер Гюнт».
  • Платоновский фестиваль открылся в Воронеже
    02 Июня 2019

    Платоновский фестиваль открылся в Воронеже

    Международный Платоновский фестиваль искусств открылся в Воронеже воздушным шоу испанского театрального коллектива "Grupo Puja!".
  • Нелюбовь
    01 Июня 2019

    Нелюбовь

    «Чайка» в «Мастерской Петра Фоменко» в постановке Кирилла Пирогова.
  • «Туганлык» назвал лауреатов
    31 Мая 2019

    «Туганлык» назвал лауреатов

    С 23 по 30 мая в Уфе проходил VII Международный фестиваль тюркоязычных театров «Туганлык».
  • Завершился Фестиваль театров малых городов России
    31 Мая 2019

    Завершился Фестиваль театров малых городов России

    В Камышине подошел к концу XVII театральный фестиваль.
  • Europe is lost
    29 Мая 2019

    Europe is lost

    «Буря» в постановке Йетте Штекель (Театр «Талия», Гамбург) на Чеховском фестивале.
  • Отлично, Константин
    28 Мая 2019

    Отлично, Константин

    Режиссер Константин Богомолов назначен новым художественным руководителем Московского драматического Театра на Малой Бронной.
  • Benois de la Danse 2019
    23 Мая 2019

    Benois de la Danse 2019

    Церемония вручения международного балетного приза Benois de la Danse состоялась на Исторической сцене Большого театра 21 мая 2019 года.
  • За заслуги перед Отечеством
    22 Мая 2019

    За заслуги перед Отечеством

    Сердечно поздравляем заслуженного работника культуры города Оренбурга Павла Леонидовича Церемпилова с награждением медалью ордена "За заслуги перед Отечеством" II степени.
  • Другой Театр
    21 Мая 2019

    Другой Театр

  • Китайская головоломка
    17 Мая 2019

    Китайская головоломка

    В Москве открылся Чеховский фестиваль.
  • Чеховские мотивы
    17 Мая 2019

    Чеховские мотивы

    12 сентября на малой сцене Русского театра Эстонии пройдет премьера спектакля «Дом Прозоровых. Сорок лет спустя» по мотивам Чехова. Автор идеи и режиссер — худрук Vene Teater Филипп Лось.
  • Сад, где прыгают гимнасты
    17 Мая 2019

    Сад, где прыгают гимнасты

    На Второй сцене БДТ, в Каменноостровском театре, 22 и 23 мая пройдет премьера перформанса Владислава Наставшева «Сад, где прыгают гимнасты».
  • Новый фильм Серебренникова
    16 Мая 2019

    Новый фильм Серебренникова

    Режиссер Кирилл Серебренников снимет фильм по роману Алексея Сальникова "Петровы в гриппе и вокруг него".
  • Реклама