Год образования 1948, UNESCO
Главная > Новости > Вверх по лестнице, ведущей вниз

Вверх по лестнице, ведущей вниз

Между Землей и Небом вкручен гигантский штопор, на гранях которого уместились все герои «неистовой комедии» «Дон Жуан». Здесь – круги ада, чистилища и рая, здесь – пути-дороги вечного грешника Дон Жуана (он же Дон Гуан и Дон Хуан – эту путаницу в «паспортных данных» всемирной литературы ловко использует слуга Сганарель, чтобы заметать следы своего хозяина), здесь - этажи Вавилонской башни, строительство которой прервал Господь, заставив людей заговорить на разных языках и перестать понимать друг друга. Вокруг «штопора» валяются «камни с неба», а также – по мере развития сюжета – цветочные горшки с фикусами, поролоновые кирпичи, дохлые рыбины и прочие не долетевшие до цели знаки и знамения, которые очумевшее Небо посылает на Землю вместе с громами и молниями, чтобы образумить своего грешного сына. Сценографию (и костюмы вавилонского столпотворения) придумал Владимир Арефьев, главный художник Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко, привнеся на драматическую сцену оперную условность, символичность и монументальность.

В прологе и эпилоге правит бал забронзовевший Командор (Алексей Якубов), макушку которого, как водится у любой статуи, облюбовали белые голуби и прямо на глазах у полного зала деловито занялись воспроизводством потомства. Доподлинно не известно, как объяснил им сверхзадачу режиссёр, но голуби, как и Дон Жуан, не собирались отказывать себе в любви. Так бессмертный текст Мольера обзавёлся первой и далеко не последней импровизацией. К первым же репликам Сганареля о пользе табака перекинут мостик - сообщение с просьбой отключить телефоны, не курить табак, кальян, сигары на русском и... квинтэссенции среднеазиатских языков. Пьеро (Григорий Сиятвинда) и Шарлотта (Дарья Урсуляк) с Матюриной (Альбина Юсупова) разговаривают с сильным поморским акцентом, комично оттеняемым смуглыми лицами актёров (Шарлотту играет также Елизавета Мартинес-Карденас). Экс-монашка и экс-жена Дон-Жуана Эльвира (Агриппина Стеклова), переодевшаяся конюхом ГУсманом (не путать с мольеровским ГусмАном), чтобы выследить неверного мужа, прячется за буркой и кавказским акцентом. Ну а Сганарель и вовсе запутался, на каком языке сейчас надо говорить (слишком часто мелькают города и страны), и просит Гусмана сохранить его слова «антр нус, битвин ас». Так бывший хомо советикус за границей мучительно подбирает слова (в основном, вводные), чтобы объясниться... с таким же безъязыким соотечественником.

Егор Перегудов, переводчик по первой профессии, затеял с классическим текстом Мольера постмодернистскую игру, точно дописал свои шутки на полях пьесы. В ней Дон Жуан играет «до полной гибели всерьёз» каждую любовную историю, и каждый раз Сганарель всхлипывает об утраченном жаловании (скорбя, конечно же, не о деньгах), и каждый раз Дон Жуан, безнадёжный искатель идеальной любви, воскресает вновь. В ней Сганарель отматывает назад своё простодушное обоснование разумности мира, основанное исключительно на прописных истинах, и с ужасом сыплет пословицами, перевёрнутыми с точностью наоборот, чувствуя, как земля уходит из-под ног. В ней Эльвира говорит стихами, вдруг осознав, что ничего в её жизни не было и ничего не будет важнее этого однодневного замужества с Дон Жуаном. А диалог её двух братьев-мстителей превращается в раздвоение личности робкого Дон Карлоса, храбреющего только от вина (Антон Кузнецов). Зато Командор, проводник Высшей справедливости, молчит как партизан. И Дон Жуан впроброс проговаривает обстоятельства финала - в божественной каре, право, нет ничего интересного. Да и финал этот известен всему миру и даже самому Дон Жуану.

По дороге к финалу – и к его толкованию – постановщик не упускает ни одной игровой ситуации: финал трагичен по определению, так давайте уж посмеёмся всласть по пути к концу. Хитроумная конструкция декорации-«штопора» позволяет исчезать в его стержне, идти наверх и оказываться внизу, удлиняться и укорачиваться, обрастать руками, как Шива. И отдельно посмеяться над Карающей Десницей и Всевидящим Оком, каковое можно просто запустить в зал, как надувной шар (публика, впрочем, вежливо возвращает надувные глаза на сцену).

Эти гэги оттеняют главное – бесконечный диалог о смысле бытия, который ведут два попутчика на дороге жизни. Они ведут его из века в век: Король и Шут, Дон Кихот и Санчо Панса, Жак и его Господин, Дон Жуан и Сганарель… Их устами говорит вера и безверие, опыт и безрассудство, знание и интуиция, вдохновение и расчёт... да мало ли ещё у жизни медалей с двумя сторонами. В случае с мольеровской комедией, в ней сошлись ещё и возрожденческий гимн человеку и скепсис новых времён, взгляд на человека как на венец творения и как на «квинтэссенцию праха».
Всё зависит от того, кто играет слугу и господина.

Константину Райкину судьба уготовила роль лидера (господина), зато многие режиссёры предложили ему роль слуги – Труффальдино, Жак, Скороходов, теперь Сганарель (королевская роль, которую Мольер оставил себе). Его бывалый Сганарель в мешковатой спецовке (подойдёт на все случаи жизни) и смешной шапочке, похожей на лётный шлем, повязан с Дон Жуаном не на жизнь, а на смерть. Повязан не жалованием, а какой-то отеческой любовью и жалостью к этому обаятельному вечному мальчишке Дон Жуану в исполнении Тимофея Трибунцева - лёгкого, едкого, точного, острого, как оса. Который меняет избранниц с той же лёгкостью, что и костюмы – от короткого женского платья (к ужасу своего почтенного отца в исполнении Владимира Большова) до капитанского кителя или сшитого по отцовой моде красного пальто мафиози-лицемера. Который не знает поражений, а значит, не ценит побед. Который наказан своим непобедимым обаянием, как неизлечимой болезнью. Который так часто оказывается прав, хотя эта правота уничтожает цельный и ясный мир Сганареля, а не признать ее невозможно. Константин Райкин добавляет в эту роль ещё одну горькую краску, о которой, возможно, и не думал Мольер, – трагедию старшего, ставшего свидетелем того, как понятый и разумный, казалось бы, мир дал трещину, как многие истины оказались ложными, как младшее поколение рискует потерять себя, и он не в силах этому противостоять.

А «штопор», между тем, вращается всё быстрее, вонзаясь в Землю. По его спирали праведники во главе со Сганарелем, как и положено, поднимаются в рай, Командор ведёт Дон Жуана в ад. И нет никакой разницы между раем и адом.

Ольга Фукс

Дата публикации

27 Июля 2018

Другие материалы о театре и искусстве

  • Ни денег, ни жены
    27 Августа 2020

    Ни денег, ни жены

    «Капитал» Карла Маркса на Малой сцене Театра на Таганке
  • Актуальное имя Ян Фабр: «Хорошее искусство должно пахнуть»
    22 Августа 2020

    Актуальное имя Ян Фабр: «Хорошее искусство должно пахнуть»

    Программа праздничных мероприятий, которой Больший Драматический театр отметил в минувшем году столетний юбилей, завершилась встречей на его площадках трех театральных форумов – Театральной Олимпиады, проходившей в северной столице.
  • Культурные мосты Новое русское
    22 Августа 2020

    Культурные мосты Новое русское

    В начале года в Дрезденском фестивальном центре Hellerau прошла Программа современного российского театра Karussell. Стоило дождаться этого события: представительная программа «новых русских» в знаменитом Hellerau, который был построен в 1911 году как образовательный центр в области музыки и ритма.
  • БДТ в 1920-е: Игра. Судьба. Контекст.
    22 Августа 2020

    БДТ в 1920-е: Игра. Судьба. Контекст.

    Эта книга открывает серию, посвященную разбитой на десятилетия истории БДТ, задуманного, как театр «трагедии, романтической драмы и высокой комедии». Десять лет, двадцать спектаклей… От первой премьеры «Короля Лира» в здании на Фонтанке, 65.
  • Другой театр «Футуроны и иноходцы»
    21 Августа 2020

    Другой театр «Футуроны и иноходцы»

    VI фестиваль «Протеатр. Международные встречи» за три вечера познакомил своих зрителей, которые уже не помещаются в проходах, с инклюзивными спектаклями из России, Индии, Бельгии, Италии и Нидерландов.
  • Выставка «Принцесса-лебедь»
    01 Мая 2020

    Выставка «Принцесса-лебедь»

    Акварельный «Портрет Г.С. Улановой в роли Одетты» Артура Фонвизина из собрания Большого театра сейчас можно увидеть на выставке «Уланова» в Бахрушинском музее. Она посвящена 110-летию со дня рождения балерины
  • Фестиваль Мал да удал
    31 Марта 2020

    Фестиваль Мал да удал

    В конце февраля 2020 в Новосибирске проходил IV Всероссийский фестиваль-конкурс камерных спектаклей «Один. Два. Три». Участвовали в нем спектакли со всей России, а в офф-программе была заявлена еще и пара иностранных перформансов.
  • День театра online
    26 Марта 2020

    День театра online

    Такого Дня театра мир еще не отмечал. Артисты на сцене, музыканты – в оркестровой яме, все службы – на рабочих местах. А зрители приникли к экранам мониторов у себя дома. 
  • Высокие технологии танца
    16 Марта 2020

    Высокие технологии танца

    14 и 15 марта 2020 года в Инновационном культурном центре Калуги состоялась Всероссийская научно-практическая конференция «Развитие современного танца в регионах» для практиков и исследователей современного танца из разных уголков страны.
  • Только пианино не бросай
    25 Февраля 2020

    Только пианино не бросай

    «Борис» по А. Пушкину. Режиссер Дмитрий Крымов. Театральное агентство «Арт-Партнер-XXI». Музей Москвы
  • Игорь Костолевский сыграл постаревшего Мирою
    18 Февраля 2020

    Игорь Костолевский сыграл постаревшего Мирою

    А. Вамиплов. «Старший сын». Режиссер Анатолий Шульев. Театр им. Маяковского
  • Колдунья Мэб в подземном переходе
    18 Февраля 2020

    Колдунья Мэб в подземном переходе

    У. Шекспир. «Ромео и Джульетта». Режиссер Егор Перегудов. РАМТ
  • Выживет только Арлекин
    10 Февраля 2020

    Выживет только Арлекин

    Ж.-Б. Мольер. «Lё Тартюф. Комедия». Режиссер Юрий Муравицкий. Театр на Таганке
  • Семь пятниц на неделе
    07 Февраля 2020

    Семь пятниц на неделе

    А. Саморядов, Р. Михайлов. «Сказка про последнего ангела». Режиссер Андрей Могучий. Театр Наций.
  • Свидания на Театральной 2020
    04 Февраля 2020

    Свидания на Театральной 2020

    Рязанский театр драмы открыл прием заявок на V Международный форум «Свидания на Театральной», который состоится с 16 по 22 ноября 2020 года.
  • Без дублера
    02 Февраля 2020

    Без дублера

    С 29 января по 22 марта Театральный музей имени Бахрушина представляет выставку, посвященную 75-летию Николая Караченцова.
  • Чехов: Non-fiction
    01 Февраля 2020

    Чехов: Non-fiction

    В музее-заповеднике А. П. Чехова «Мелихово» в 2020 году стартует проект лаборатории для молодых драматургов «Чехов: Non-fiction».
  • За деньги не купишь
    30 Января 2020

    За деньги не купишь

    А. Островский. «Шутники». Режиссер Евгений Марчелли. Театр «Сатирикон» имени Аркадия Райкина.
  • Фестиваль Анатолия Васильева
    29 Января 2020

    Фестиваль Анатолия Васильева

    С 29 января по 15 февраля в БДТ пройдет фестиваль Анатолия Васильева — гуру и живой легенды отечественного и мирового театра.
  • Преемник Рыжакова
    28 Января 2020

    Преемник Рыжакова

    Дмитрий Волкострелов назначен художественным руководителем Центра имени Мейерхольда. Обязанности директора продолжит исполнять Елена Ковальская.
  • Может, супу?
    27 Января 2020

    Может, супу?

    А. Сальников. «Петровы в гриппе». Режиссер Антон Федоров. «Гоголь-центр».
  • Золотая маска – 2020
    23 Января 2020

    Золотая маска – 2020

    Конкурсная программа ХХVI Фестиваля "Золотая маска" откроется 25 января в Москве показом мюзикла "Стиляги" Театра наций.
  • Вершки и корешки
    22 Января 2020

    Вершки и корешки

    Алексей Житковкий. «Посадить дерево». Режиссер Марина Брусникина. Театр «Практика».
  • "Волнение" БДТ в Театре наций
    21 Января 2020

    "Волнение" БДТ в Театре наций

    БДТ открыл московские гастроли спектаклем "Волнение" с Алисой Фрейндлих на Основной сцене Театра наций.
  • Выставка Галины Улановой
    18 Января 2020

    Выставка Галины Улановой

    С 18 января по 22 марта Театральный музей имени Бахрушина представляет выставку к 110-летию со дня рождения Галины Улановой.
  • За хвостом птицы-тройки
    17 Января 2020

    За хвостом птицы-тройки

    С. Клычков. «Сахарный немец». Режиссер Уланбек Баялиев. МХТ им. Чехова.
  • «Я въехал в кровь уже так далеко…»
    14 Января 2020

    «Я въехал в кровь уже так далеко…»

    У. Шекспир. «Макбет». Театр «Школа драматического искусства». Режиссер Александр Огарёв.
  • Преемник Волчек
    30 Декабря 2019

    Преемник Волчек

    Глава Театрального центра имени Мейерхольда Виктор Рыжаков назначен художественным руководителем театра «Современник».
  • Ушла из жизни Галина Волчек
    27 Декабря 2019

    Ушла из жизни Галина Волчек

    Вечером 26 декабря ушла из жизни художественный руководитель Московского театра «Современник» Галина Волчек. Ей было 86 лет.
  • Культура в опасности
    25 Декабря 2019

    Культура в опасности

    Балерины исполнили отрывок из балета Петра Чайковского «Лебединое озеро» на ступенях Оперы Гарнье в Париже в знак протеста против реформы пенсионной системы.
  • Лучшие пьесы 2019 года
    23 Декабря 2019

    Лучшие пьесы 2019 года

    Подведены итоги объединенного конкурса современной драматургии «Кульминация». Пьесой 2019 года стал «Исчезнувший велосипедист» драматурга Константина Костенко.
  • Первый Гамлет на Руси
    18 Декабря 2019

    Первый Гамлет на Руси

    Московский театр «Человек» выпустил премьеру по «Гамлету» в переводе Александра Сумарокова 1748 года.
  • Хореография документа
    17 Декабря 2019

    Хореография документа

    В российском YouTube открыт новый канал «Болит. Балет», где московские артисты создают пластические постановки по актуальным новостям.
  • Театр в сети Facebook
    16 Декабря 2019

    Театр в сети Facebook

    Компания Facebook выпустила «Путеводитель по театральному миру России», где собраны рекомендации пяти сообществ, пишущих о театре.
  • Ушла Екатерина Дурова
    13 Декабря 2019

    Ушла Екатерина Дурова

    Заслуженная артистка России Екатерина Дурова ушла из жизни в возрасте 60 лет после продолжительной болезни.
  • Леди, stuff и девочки
    12 Декабря 2019

    Леди, stuff и девочки

    На фестивале NET, на территории Завода слоистых пластиков в Санкт-Петербурге, показали мировую премьеру «Игрушек» датской компании Signa.
  • «Театральный роман»-2019
    11 Декабря 2019

    «Театральный роман»-2019

    10 декабря в «Новом Манеже» состоялась торжественная церемония вручения VI-й премии «Театральный роман»-2019.
  • Все о ее матери
    10 Декабря 2019

    Все о ее матери

    Фестиваль NET открыл для театралов Москвы и Санкт-Петербурга новое знаковое имя современного театра – Анхелику Лидделл.
  • У танца на краю
    09 Декабря 2019

    У танца на краю

    В Екатеринбурге завершился Международный фестиваль современного танца «На грани»
  • Бартошевич, великий и прекрасный
    04 Декабря 2019

    Бартошевич, великий и прекрасный

    Легендарному историку мирового театра Алексею Вадимовичу Бартошевичу исполнилось 80 лет!
  • Памяти Че Гевары
    03 Декабря 2019

    Памяти Че Гевары

    В Екатеринбурге прошла российская премьера оратории Ханса Вернера Хенце «Плот "Медузы"» в рамках пятого международного музыкального фестиваля «Евразия».
  • Мышкин-сан
    02 Декабря 2019

    Мышкин-сан

    Хореограф, танцовщик, режиссер, художник Сабуро Тэсигавара показал на сцене ТЮЗ им. Брянцева в рамках фестиваля «Дягилев P.S.» свою версию романа Достоевского «Идиот».
  • Лучшие пьесы 2019 года
    29 Ноября 2019

    Лучшие пьесы 2019 года

    Объявлен шорт-лист лучших пьес 2019 года на соискание премии "Кульминация" в области современной драматургии  
  • Вместо Курентзиса
    28 Ноября 2019

    Вместо Курентзиса

    Марат Гацалов с 1 декабря станет главным режиссером Пермского театра оперы и балета.
  • Свидания на Театральной
    26 Ноября 2019

    Свидания на Театральной

    Завершился IV Международный фестиваль спектаклей о любви «Свидания на Театральной».
  • Премия Станиславского
    25 Ноября 2019

    Премия Станиславского

    Серебренникову, Ширвиндту, Виктюку и Апфельбаум вручена Международная премия Станиславского
  • Премия Юрия Любимова
    18 Ноября 2019

    Премия Юрия Любимова

    Международная театральная премия имени Юрия Любимова была вручена в минувшую субботу выдающемуся японскому режиссеру Тадаши Судзуки в Александринском театре.
  • А вот и NET
    13 Ноября 2019

    А вот и NET

    Сегодня открывается XXI фестиваль Нового европейского театра. Впервые он проходит на два города – NET принимают Москва и Санкт-Петербург.