Акварельный «Портрет Г.С. Улановой в роли Одетты» Артура Фонвизина из собрания Большого театра сейчас можно увидеть на выставке «Уланова» в Бахрушинском музее. Она посвящена 110-летию со дня рождения балерины.
«Лебединое озеро» занимало в творчестве балерины особую роль – именно здесь она в первый раз в жизни станцевала ведущую партию в родном Ленинградском театре оперы и балета. Это случилось в 1929 году, когда Улановой было всего 19 лет. В роли Одетты-Одиллии балерина выступала несколько десятилетий, «Лебединое озеро» с ее участием показывали важным иностранным гостям. Например, Риббентропу, приезжавшему в 1939 году в Москву на подписание пакта о ненападении. Ради него Уланову с ее партнером Константином Сергеевым вызвали в столицу из Лениинграда. На спектакле с присутствием министра иностранных дел Германии балерину впервые увидела коллега и будущая партнерша по сцене – Майя Плисецкая. И восхитилась: «её арабески словно очерчены тонко очинённым карандашом», – писала она в мемуарах. Плисецкая вспоминала, что Уланова понравилась ей больше в «белом акте», так как «тихость» образа была ближе естеству Галины Сергеевны. Хотя и черный паричок Одилии ленинградской приме-балерине был очень к лицу.
Родной город на Неве Уланова очень любила. Но в 1944 году власти решили, что балерине такого масштаба нужно выступать в столице, и перевели ее в Большой театр. В Москве она прожила до самой смерти в 1998 году, причем и на склоне лет признавалась, что скучает по Ленинграду.
Портрет Улановой в роли Одетты Артур Фонвизин создал в 1949 году. На нем балерина выглядит юной, хотя на самом деле ей в то время уже было около сорока лет. Решил ли художник польстить модели или вспомнить годы, когда она только начинала танцевать эту партию? Может быть и нет. Дело в том, что в танце Уланова преображалась, и – молодела. На гастролях 1958 года в Париже газета «Комба» писала о 48-летней танцовщице в роли шекспировской героини в «Гранд-Опера»: «Никогда еще перед нами не было Джульетты более юной, более чистой, более трогательной, более волнующей, более сдержанно драматичной в ее развитии от шаловливой девочки шестнадцати лет до влюбленной и затем до эпической героини».
В следующем году Уланова ездила в Пекин, и там о ее искусстве уже свидетельствовал знаменитый актер Мэй Ланьфан: «Танец умирающего лебедя... Танцует Галина Уланова... На сцене нет никаких декораций, но балерина словно принесла с собой в зал осеннюю прохладу тихого озера, свет холодной луны, в котором отражается тень одинокого лебедя. В ее жестах – безрадостные воспоминания об ушедшей весне, о любви принца, страдание от невозможности ответить на это чувство».
Актёр подарил балерине кимоно, из которого она сделала наряд для своей героини Тао Хоа в «Красном цветке». И, когда слышала комплименты, адресованные её работе в этом балете, лукаво отвечала: «Тут, наверное, через костюм меня чуть-чуть задел гений Мэй Ланьфана». Кстати, этот наряд из Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства сейчас привезли в Москву. А еще из него для выставки передали детское платье, сшитое мамой балерины, в котором 9-летняя Галя поступала в хореографическое училище. Трогательное белое одеяние чем-то напоминает оперение маленького лебеденка, который обещает превратиться в прекрасную птицу...
Выставка «Уланова» продлится до 17 мая.
Анна Чепурнова
