В Театре на Таганке сошлись два «Тартюфа» - старый, любимовский, ровесник пражской весны, и новый, веселый и страшный, в постановке Юрия Муравицкого. Актерская команда из разных актерских школ, объединенная только молодостью и азартом, вписала свою строчку в богатую сценическую историю этой пьесы - и можно не сомневаться, что ее будут «цитировать».
В коробку сцены вписана коробка сцены, обрамленная неоновой подсветкой. Коробка меняет цвета, как хамелеон. У рамки примостилось трио музыкантов, для которых французский композитор Луи Лебе написал изящную стилизацию под барочную музыку с рок-н-ролльным драйвом. Кажется, что и актерский ансамбль с набеленными лицами, немыслимыми париками, в кринолинах, плащах, панталонах, на котурнах (и что там еще можно взять у театральности, сгущенной до сиропа) - больше похож на хор или оркестр, настолько каждый привязан к своей единой интонации, точно не говорит, а играет на определенном инструменте. И, точно старательно выигрывая трели, все так же старательно грассируют. При этом текст звучит выпукло и ясно, его почтительно доносят до почтенной публики.
Спектакль нашпигован гэгами, как булавочная подушка, и радует глаз и слух, как может радовать высокое мастерство и легкость - он получился и впрямь «Lё», на французский манер, стремительный и легкий. Но «Тартюф» - пьеса во всех смыслах программная, с богатейшей историей, ее не поставишь просто потому, что «актерам тут есть, что играть» - она должна стать высказыванием. Режиссер, любовно создавая с актерами замкнутый на себе, окукливающийся мирок, сочиняя партитуру гэгов, выверяя музыкальные интонации, не мог привести его к хэппи энду, торжеству справедливости после мудрого решения солнцеликого правителя. Посланник короля Лояль является в кукольный дом в облике спецназовца, которому позволено поживиться, прежде чем будет проведена спецоперация (чем он тут же и пользуется, ловко прибрав к рукам молоденькую служанку). Все домочадцы раздеты до самых поролоновых толщинок, деморализованы угрозой мстящего Тартюфа и начисто лишены воли к действию. Королевская справедливость является сюда в лице спецназа, который голосом из мегафона приказывает Тартюфу сдаваться и пускает газ, от которого начинает задыхаться и валиться наземь все семейство Оргона. Для пущей эффективности бумажная коробочка дома крушится и сверху, чтобы ни Тартюф, ни кто либо еще не ушел. Проломленная крыша, дымовая завеса, груда тел свидетельствуют об успешно проведенной операции. Случайно спастись удалось только шуту, бессловесному слуге госпожи Оргон. Он виновато снимает шляпу и разводит руками. Да о что тут скажешь.
Ольга Фукс

Алиса Скальская