Год образования 1948, UNESCO
Главная > Новости > «Я въехал в кровь уже так далеко…»

«Я въехал в кровь уже так далеко…»

Художественный руководитель «Лаборатории Ежедневного Самовозгорания» ШДИ Александр Огарёв несколько раз ставил пьесы Шекспира, но на стороне — в российской провинции и за границей. На этот раз настал черед его родного театра.

Локация, выбранная режиссером для своего театрального действа, была предсказуема: где еще, как не в многоярусном зале с двигающимся вверх-вниз помостом, да еще с известным всему театральному миру названием «Глобус», могут происходить мистические события страшной шекспировской пьесы? Своеобразен визуальный ряд спектакля. Александр Огарёв и художник Александр Мохов, придав зрелищу зловещий красно-бело-черный колорит, расположили действие кроме основной «арены» на балконах, балюстрадах и даже в мрачном «подземелье». Подземелье это многофункционально: здесь обитают инфернальные ведьмы-вещуньи со своей наставницей Гекатой, по тайным подземным дворцовым ходам туда-сюда шныряют царедворцы и челядь, тут же находят свой последний приют погибшие в кровавой мясорубке персонажи. Одна из могил даже становится ложем для любовных утех похотливого короля Дункана и коварной леди Макбет.

Главным открытием Александра Огарёва (во всяком случае, для автора этих строк) стало то, что зловещая кровавая пьеса, название которой и произносить-то вслух в помещении театра считается дурным знаком, оказалась вовсе не такой мрачно-тяжеловесной, как в большинстве ее других сценических воплощений. Режиссер отыскал в ее глубинах немало юмора, поводов для сарказма и даже стеба. В результате родилось театральное сочинение, определить жанр которого довольно сложно. Впрочем, формулировки — это не главное. Важно, что получилось яркое, эмоциональное, стремительное, порой несколько взбалмошное, но, при этом, умное, четко выстроенное действо с превосходными актерскими работами. Немаловажно то, что Огарёв выбрал очень современный и «вкусный» перевод Андрея Чернова, обогатив его текстами Уильяма Блейка, Фридриха Ницше и своеобразной, хотя и вполне деликатной по отношению к автору актерской импровизацией.

Все здесь с самого начала происходит как бы не всерьез. Почти лысая, обворожительная, ироничная, презрительная, неотразимая даже при наличии трех глаз (третий - во лбу) и очков с тремя стеклами Геката (Александрина Мерецкая) появляется на сцене с отрезанной головой Макбета под мышкой, используя ее в качестве наглядного пособия для своих подопечных — начинающих ведьмочек-вещуний — Офелии, Дездемоны и Джульетты. Которые в самом начале действа с трудом выкарабкиваются из запечатанных полиэтиленом могил, как бабочки из коконов. Джульетта (прелестная Мария Киселева) щеголяет по закоулкам потустороннего мира с огромным ножом, элегантно воткнутым по самую рукоять в ее окровавленную грудь. Пышет здоровым загробным цветом лица удушенная Дездемона, повторяющая как мантру страшное для нее слово «платок». Утонченная красавица Ольга Бондарева заставила своего давнего поклонника содрогнуться от страха и жалости при взгляде на свою нынешнюю героиню! Столь же жутковатое впечатление поначалу производит и улыбчивая обольстительная Офелия (Александра Лахтюкова), слава богу, не украшенная характерными внешними признаками утопленницы. Потом на протяжении всего действия ведьмы во главе со своей «классной наставницей» будут сопровождать каждое убийство, творимое Макбетом и его приспешниками.

Ведьмы, смакуя мороженое на палочке, внимательно конспектируют только им ведомыми тайными знаками лекции Гекаты для того, чтобы впоследствии применить полученные знания на практике. Очень скоро подворачивается случай: они встречают двух закадычных друзей-однополчан, — Макбета и Банко. Немного ошарашенные парни поначалу не придают особого значения «прогнозам» ведьм, а, освоившись, даже потешаются над ними. Добродушный увалень и прекраснодушный повеса Банко (превосходная роль Игоря Лесова) называет вещуний «чудом в решете» и даже пытается их невзначай приобнять.

Дом Макбета превращается в музей, на стенах которого развешены портреты его предков. Величественные гравюры по некоему тайному знаку в какой-то миг вдруг сорвутся со стен и стремительно улетят в преисподнюю. Может быть, в предчувствии грядущих злодейств, которые совершит потомок изображенных на них вельмож и воинов. В этом «доме-музее» состоится корпоративная попойка, на которой под оглушающую музыку приглашенных рок-музыкантов будут всласть «оттягиваться» король Дункан и его свита.

Все убийства здесь совершаются вроде бы понарошку, играючи — как в фильмах Квентина Тарантино. Например, Макбет ничтоже сумняшеся умертвит шального, надменного и сумасбродного, одетого в белый фрак «с кровавым подбоем» Дункана (яркий, гротесковый персонаж Андрея Харенко) довольно экстравагантным способом — с помощью бензопилы. И украсит нижнее белоснежное белье монарха и кисти своих рук густой алой кровью. Но Дункана совсем не жалко. Потому что он, по мнению автора спектакля, отнюдь не благородный монарх, каким его изображали прежде, а такой же мерзавец, как почти все вокруг. Который может, например, предать ближнего и переспать с его женой.

Леди Макдаф и ее сына убьют какими-то неведомыми орудиями, озвученными ударами страшных барабанов. Сподвижники Малькольма перед решающей битвой будут гоготать, соревнуясь друг с другом в казарменном юморе и занимаясь вырыванием волосков с огромного брюха своего сослуживца, чтобы соорудить из них «Бирнамский лес». Сам Малькольм (замечательная роль юного Дмитрия Репина)  — «мальчик резвый кудрявый влюбленный» воссядет на трон, надев на себя надувную корону, а в руки возьмет микрофон и уже упоминавшуюся выше отрезанную голову Макбета, которую за несколько минут до этого некоторые отвязные персонажи будут использовать в качестве спортивного инвентаря для игры в ручной мяч.

На спектакле вдруг вспомнились строчки Василия Аксёнова из записок о Булате Окуджаве: «И так вот всегда, как у нас положено, с легкой усмешкой, никогда до конца не всерьез, как будто все мы персонажи не жизни, а анекдота, а основной смысл всегда в скобках… Но наступает день, когда скобки раскрываются». Так и в спектакле Огарёва: несмотря на иронию и черный юмор кровавого инфернального зрелища, скобки, за которыми скрывается основной смысл происходящего и пафос автора спектакля, все же раскрываются. И ты как будто слышишь его трагический «глас вопиющего в пустыне» — о лицемерии власти, гнусности деспотизма, ничтожной цене человеческой жизни, злодеяниях, совершающихся легко и непринужденно, об убийствах, ставших нормой повседневной жизни. И тогда «посредине этого разгула» у тебя начинает болеть душа, а сердце обливаться кровью  — всамделишной, а не клюквенным соком...

Макбет после серии совершенных им убийств уже никогда не уснет. Но будет хвататься за жизнь, даже передвигаясь в инвалидной коляске, практически лишенный здравого рассудка, облаченный в смирительную рубашку. Илья Козин играет очень узнаваемого современного персонажа. Он красив, прекрасно сложен, открыт, улыбчив, ибо  — «кто мрачен, тот всем кажется опасен». Ни о каком распаде личности Макбета здесь нет и речи. Потому что нет самой личности — в высоком смысле этого слова! Макбет Ильи Козина — это веселый паренек, не отягощенный мыслями о долге, чести и порядочности. Приказано воевать — будем воевать! А появится возможность пробиться повыше, пусть даже кровавой ценой, — ничего страшного: одним королем больше, одним меньше — не все ли равно? Закадычный дружок Банко подозрительно благороден. Да к тому же этот Банко позволяет себе нагло мечтать о том, что станет предком шотландских монархов. Поэтому нож наемного убийцы по поручению новоиспеченного короля перережет бывшему дружку горло! Так что очаровательной супруге Макбета не приходится подвигать мужа на решительные действия, он давно готов к таким «подвигам».

Алина Чернобровкина в роли леди Макбет изысканна, пластична и утонченна, как красивая ядовитая змея. Она кажется вполне самодостаточной и отрешенной от мирской суеты, в том числе и от Макбета. (Слышал даже мнение некоторых зрителей о том, что шекспировская сюжетная линия единения и взаимодействия четы Макбетов в спектакле показана слабо). Леди, в отличие от приземленного мужа, витает в облаках и мечтает о гораздо большем могуществе, чем власть над Шотландией. Наедине с собой она признается: «Предпочла бы гибель этому вздорному, вырванному у фортуны существованью». И, не колеблясь, кончает жизнь самоубийством! Но вовсе не по причине раскаяния, а просто чувствуя грядущий крах своего «предприятия» и не добившись желаемого результата. Распустив копну своих дивных колдовских рыжих волос, она взлетит над сценой, а потом элегантно отбудет в царство Аида, пополнив когорту подопечных Гекаты.

Несмотря на возмездие, постигшее злодеев, в торжество правды не верится. В финале на трон воссядет Малькольм  — юноша с ангельской наружностью и глумливым взором. На парадной церемонии он будет трепетен и вполне благообразен, несмотря на уже упомянутые выше предметы, заменяющие ему державу и скипетр. Но до своего воцарения этот благопристойный юноша по молодости, неопытности и наивности выболтает Макдафу правду о своих дурных наклонностях и поползновениях. И становится ясно, что несчастная Шотландия не дождется справедливого и порядочного монарха. А его сподвижнику  — свидетелю малодушных признаний  — в скором времени не сносить головы. Но пока народ будет восклицать: «Король умер, да здравствует новый король!»

В «феерической мистерии» Александра Огарёва сошлись воедино искрометная и непредсказуемая режиссерская фантазия, мастерская работа художника-постановщика Александра Мохова и художника по костюмам Марии Лукка, превосходная хореография Юрия Чулкова (чего стоит только потрясающий языческий танец-поединок Макдафа с Макбетом!), виртуозная работа со светом Тараса Михалевского, грандиозная музыкальная партитура Александра Дронова. Как всегда великолепен хор ШДИ во главе с хормейстером Светланой Анистратовой  — автором музыкальной феерии с лукавым названием «Макбет и духи», вполне вписывающимся в контекст этого амбивалентного зрелища. Дополняет звуковую палитру игра уникального музыканта Любови Соколовой на ханге, звучание которого напоминает вкрадчивый колокольный звон.

После спектакля в кулуарной беседе один из известных театральных деятелей произнес сакраментальную фразу: «Это совсем другой Огарёв!» Возьму на себя смелость оспорить его утверждение и высказать мнение, что «Макбет»  — это квинтэссенция многих прежних творческих поисков неутомимого режиссера. Хотя вполне возможно, что после «Макбета» в недалеком будущем на свет вновь появится нечто похожее на «Чудо со щеглом», «Гвидона» или «Сюзанны».

Павел Подкладов

Дата публикации

14 Января 2020

Другие материалы о театре и искусстве

  • День театра online
    26 Марта 2020

    День театра online

    Такого Дня театра мир еще не отмечал. Артисты на сцене, музыканты – в оркестровой яме, все службы – на рабочих местах. А зрители приникли к экранам мониторов у себя дома. 
  • Высокие технологии танца
    16 Марта 2020

    Высокие технологии танца

    14 и 15 марта 2020 года в Инновационном культурном центре Калуги состоялась Всероссийская научно-практическая конференция «Развитие современного танца в регионах» для практиков и исследователей современного танца из разных уголков страны.
  • Только пианино не бросай
    25 Февраля 2020

    Только пианино не бросай

    «Борис» по А. Пушкину. Режиссер Дмитрий Крымов. Театральное агентство «Арт-Партнер-XXI». Музей Москвы
  • Игорь Костолевский сыграл постаревшего Мирою
    18 Февраля 2020

    Игорь Костолевский сыграл постаревшего Мирою

    А. Вамиплов. «Старший сын». Режиссер Анатолий Шульев. Театр им. Маяковского
  • Колдунья Мэб в подземном переходе
    18 Февраля 2020

    Колдунья Мэб в подземном переходе

    У. Шекспир. «Ромео и Джульетта». Режиссер Егор Перегудов. РАМТ
  • Выживет только Арлекин
    10 Февраля 2020

    Выживет только Арлекин

    Ж.-Б. Мольер. «Lё Тартюф. Комедия». Режиссер Юрий Муравицкий. Театр на Таганке
  • Семь пятниц на неделе
    07 Февраля 2020

    Семь пятниц на неделе

    А. Саморядов, Р. Михайлов. «Сказка про последнего ангела». Режиссер Андрей Могучий. Театр Наций.
  • Свидания на Театральной 2020
    04 Февраля 2020

    Свидания на Театральной 2020

    Рязанский театр драмы открыл прием заявок на V Международный форум «Свидания на Театральной», который состоится с 16 по 22 ноября 2020 года.
  • Без дублера
    02 Февраля 2020

    Без дублера

    С 29 января по 22 марта Театральный музей имени Бахрушина представляет выставку, посвященную 75-летию Николая Караченцова.
  • Чехов: Non-fiction
    01 Февраля 2020

    Чехов: Non-fiction

    В музее-заповеднике А. П. Чехова «Мелихово» в 2020 году стартует проект лаборатории для молодых драматургов «Чехов: Non-fiction».
  • За деньги не купишь
    30 Января 2020

    За деньги не купишь

    А. Островский. «Шутники». Режиссер Евгений Марчелли. Театр «Сатирикон» имени Аркадия Райкина.
  • Фестиваль Анатолия Васильева
    29 Января 2020

    Фестиваль Анатолия Васильева

    С 29 января по 15 февраля в БДТ пройдет фестиваль Анатолия Васильева — гуру и живой легенды отечественного и мирового театра.
  • Преемник Рыжакова
    28 Января 2020

    Преемник Рыжакова

    Дмитрий Волкострелов назначен художественным руководителем Центра имени Мейерхольда. Обязанности директора продолжит исполнять Елена Ковальская.
  • Может, супу?
    27 Января 2020

    Может, супу?

    А. Сальников. «Петровы в гриппе». Режиссер Антон Федоров. «Гоголь-центр».
  • Золотая маска – 2020
    23 Января 2020

    Золотая маска – 2020

    Конкурсная программа ХХVI Фестиваля "Золотая маска" откроется 25 января в Москве показом мюзикла "Стиляги" Театра наций.
  • Вершки и корешки
    22 Января 2020

    Вершки и корешки

    Алексей Житковкий. «Посадить дерево». Режиссер Марина Брусникина. Театр «Практика».
  • "Волнение" БДТ в Театре наций
    21 Января 2020

    "Волнение" БДТ в Театре наций

    БДТ открыл московские гастроли спектаклем "Волнение" с Алисой Фрейндлих на Основной сцене Театра наций.
  • Выставка Галины Улановой
    18 Января 2020

    Выставка Галины Улановой

    С 18 января по 22 марта Театральный музей имени Бахрушина представляет выставку к 110-летию со дня рождения Галины Улановой.
  • За хвостом птицы-тройки
    17 Января 2020

    За хвостом птицы-тройки

    С. Клычков. «Сахарный немец». Режиссер Уланбек Баялиев. МХТ им. Чехова.
  • Преемник Волчек
    30 Декабря 2019

    Преемник Волчек

    Глава Театрального центра имени Мейерхольда Виктор Рыжаков назначен художественным руководителем театра «Современник».
  • Ушла из жизни Галина Волчек
    27 Декабря 2019

    Ушла из жизни Галина Волчек

    Вечером 26 декабря ушла из жизни художественный руководитель Московского театра «Современник» Галина Волчек. Ей было 86 лет.
  • Культура в опасности
    25 Декабря 2019

    Культура в опасности

    Балерины исполнили отрывок из балета Петра Чайковского «Лебединое озеро» на ступенях Оперы Гарнье в Париже в знак протеста против реформы пенсионной системы.
  • Лучшие пьесы 2019 года
    23 Декабря 2019

    Лучшие пьесы 2019 года

    Подведены итоги объединенного конкурса современной драматургии «Кульминация». Пьесой 2019 года стал «Исчезнувший велосипедист» драматурга Константина Костенко.
  • Первый Гамлет на Руси
    18 Декабря 2019

    Первый Гамлет на Руси

    Московский театр «Человек» выпустил премьеру по «Гамлету» в переводе Александра Сумарокова 1748 года.
  • Хореография документа
    17 Декабря 2019

    Хореография документа

    В российском YouTube открыт новый канал «Болит. Балет», где московские артисты создают пластические постановки по актуальным новостям.
  • Театр в сети Facebook
    16 Декабря 2019

    Театр в сети Facebook

    Компания Facebook выпустила «Путеводитель по театральному миру России», где собраны рекомендации пяти сообществ, пишущих о театре.
  • Ушла Екатерина Дурова
    13 Декабря 2019

    Ушла Екатерина Дурова

    Заслуженная артистка России Екатерина Дурова ушла из жизни в возрасте 60 лет после продолжительной болезни.
  • Леди, stuff и девочки
    12 Декабря 2019

    Леди, stuff и девочки

    На фестивале NET, на территории Завода слоистых пластиков в Санкт-Петербурге, показали мировую премьеру «Игрушек» датской компании Signa.
  • «Театральный роман»-2019
    11 Декабря 2019

    «Театральный роман»-2019

    10 декабря в «Новом Манеже» состоялась торжественная церемония вручения VI-й премии «Театральный роман»-2019.
  • Все о ее матери
    10 Декабря 2019

    Все о ее матери

    Фестиваль NET открыл для театралов Москвы и Санкт-Петербурга новое знаковое имя современного театра – Анхелику Лидделл.
  • У танца на краю
    09 Декабря 2019

    У танца на краю

    В Екатеринбурге завершился Международный фестиваль современного танца «На грани»
  • Бартошевич, великий и прекрасный
    04 Декабря 2019

    Бартошевич, великий и прекрасный

    Легендарному историку мирового театра Алексею Вадимовичу Бартошевичу исполнилось 80 лет!
  • Памяти Че Гевары
    03 Декабря 2019

    Памяти Че Гевары

    В Екатеринбурге прошла российская премьера оратории Ханса Вернера Хенце «Плот "Медузы"» в рамках пятого международного музыкального фестиваля «Евразия».
  • Мышкин-сан
    02 Декабря 2019

    Мышкин-сан

    Хореограф, танцовщик, режиссер, художник Сабуро Тэсигавара показал на сцене ТЮЗ им. Брянцева в рамках фестиваля «Дягилев P.S.» свою версию романа Достоевского «Идиот».
  • Лучшие пьесы 2019 года
    29 Ноября 2019

    Лучшие пьесы 2019 года

    Объявлен шорт-лист лучших пьес 2019 года на соискание премии "Кульминация" в области современной драматургии  
  • Вместо Курентзиса
    28 Ноября 2019

    Вместо Курентзиса

    Марат Гацалов с 1 декабря станет главным режиссером Пермского театра оперы и балета.
  • Свидания на Театральной
    26 Ноября 2019

    Свидания на Театральной

    Завершился IV Международный фестиваль спектаклей о любви «Свидания на Театральной».
  • Премия Станиславского
    25 Ноября 2019

    Премия Станиславского

    Серебренникову, Ширвиндту, Виктюку и Апфельбаум вручена Международная премия Станиславского
  • Премия Юрия Любимова
    18 Ноября 2019

    Премия Юрия Любимова

    Международная театральная премия имени Юрия Любимова была вручена в минувшую субботу выдающемуся японскому режиссеру Тадаши Судзуки в Александринском театре.
  • А вот и NET
    13 Ноября 2019

    А вот и NET

    Сегодня открывается XXI фестиваль Нового европейского театра. Впервые он проходит на два города – NET принимают Москва и Санкт-Петербург.
  • Бог тоже сирота
    05 Ноября 2019

    Бог тоже сирота

    Год без Някрошюса
  • Легко о тяжелом
    25 Октября 2019

    Легко о тяжелом

    Фестиваль «Территория», проходящий в этом году в рамках национального проекта «Культура», привез спектакль «Пять легких пьес» режиссера Мило Рау.
  • САТИРИКОНУ — 80!
    24 Октября 2019

    САТИРИКОНУ — 80!

    Михаил Швыдкой — об Аркадии и Константине Райкиных и двух разных театрах, которые они создали.
  • Тюри-пури и дружочек
    22 Октября 2019

    Тюри-пури и дружочек

    В Московском музее современного искусства в Ермолаевском переулке открылась выставка «Человек размером с дом», посвященная Дмитрию Брусникину.
  • Из Сайгона в Хошимин
    15 Октября 2019

    Из Сайгона в Хошимин

    Спектакль «Сайгон» Каролин Нгуен на фестивале «Территория», которая в 2019 году проходит в рамках Национального проекта «Культура».
  • По ту сторону иронии
    09 Октября 2019

    По ту сторону иронии

    Павел Руднев – о поставленном в БДТ Константином Богомоловым спектакле "Слава", который вскоре увидят эстонские зрители "Золотой маски".
  • Быть или не быть
    07 Октября 2019

    Быть или не быть

    Т. Уильямс. «Кошка на раскаленной крыше». Режиссер Кама Гинкас. МТЮЗ.
  • Ушел из жизни Марк Захаров
    02 Октября 2019

    Ушел из жизни Марк Захаров

    Его боготворили артисты и обожали журналисты. Мудрый, ироничный, парадоксальный, способный и на гнев, и на нежность, вежливый, как университетский профессор позапрошлого века.