Год образования 1948, UNESCO
Главная > Новости > Юбилейная маска

Юбилейная маска

На Исторической сцене Большого театра при полном зале прошла юбилейная, 25-я церемония вручения главной национальной театральной премии «Золотая маска», продлившаяся два часа сорок минут. Канал «Культура» показал телеверсию церемонии в половине первого ночи.

Предоставив «Маске» столь поздний эфир, столичные теленачальники не без основания надеялись, что церемонию высидят немногие. Эту предосторожность можно объяснить известным фрондерством «Маски»: «вручанты» и «получанты» не раз позволяли себе лишнее в речах, да и от публики, однажды захлопавшей и освиставшей министра культуры, можно ожидать чего угодно. А тут еще из-под домашнего ареста вышел Кирилл Серебренников, выдвинутый на премию во многих номинациях и, конечно, явившийся на церемонию. Словом, теленачальники подстраховались.

Однако церемония прошла удивительно умиротворенно. Наибольшей решительностью отличалось выступление Льва Додина, вручавшего «Маску» в главных драматических номинациях: патриарх порадовался сплоченности театрального сообщества и выразил надежду, что, в отличие от кинопремий, у «Маски» не появится антагониста в виде какой-нибудь «Золотого парика». Кириллу Серебренникову, дважды поднимавшемуся за трофеями на сцену, аплодировали горячо, но недемонстративно. Сам он тему отсидки не поднимал, но искренне радовался возвращению в мир, а нетеатральной темы коснулся лишь раз, призвав директора «Маски» Марию Ревякину разрешить конкретный казус — задержание полицией номинантов «Маски» из «Театр. На вынос», так и не доехавших до Большого.

Организаторы не поддались на естественное искушение сделать юбилей в Большом театре помпезным и постановочно перегруженным. Подведение итогов главного театрального фестиваля страны прошло в обстановке, как говорится, праздничной, но рабочей — и к тому же гораздо менее нервозной, чем в прошлые годы. Самым нарядным украшением церемонии был сам зал Большого театра, о красоте которого восхищенно сказал со сцены один из лаудаторов, сценограф Сергей Бархин. Постановщик церемонии Евгений Писарев подчеркнуто сделал единственным сценическим действием вечера собственно объявление итогов работы двух жюри. Он практически отказался от вставных номеров (единственную арию Виолетты, отделившую музыкальную часть церемонии от драматической, спела сопрано Пермского театра Надежда Павлова). Вторым планом, создающим фон для выхода лаудаторов и лауреатов, стал некий классицистский Колизей — пригодилась готовая декорация Зиновия Марголина, фигурировавшая прошлым летом на гала-концерте в честь чемпионата мира по футболу. В арочных проемах двухэтажной конструкции подтанцовывали и застывали в картинных позах Арлекины, Пульчинеллы и Коломбины — образ вечного театра, как бы выпавшего из времени. Из времени выпадало и само течение церемонии. Количество номинантов регламентом не ограничено (актеров-кукольников, например, было 14, а режиссеров в драме и вовсе 29), и одно перечисление десятков имен режиссеров, актеров, композиторов, сценографов, драматургов, хореографов, художников нескольких специальностей, названий спектаклей напоминало гомеровский список кораблей.

Российский театр в зеркале «Золотой маски» получился чрезвычайно разнообразным, и это разнообразие постепенно перестает восприниматься как хаотичное. «Старинный многоярусный театр» соседствует с подвалами, променадами, камерными сценами, проектными постановками, граница между музыкальным и драматическим театром, кукольным и «человеческим» становится абсолютно проницаемой.

Да и вообще, границы становятся анахронизмом. Забавным напоминанием об этом стало награждение Дарьи Мороз в номинации «Лучшая женская роль» за роль барона Тузенбаха («Три сестры», МХТ). Так как совпадение пола актера и исполнителя уже давно является вещью сугубо необязательной, может быть, «Маске» стоит подумать о переименовании номинации в «Лучшая актриса», «Лучший актер» (в парной мужской номинации очень заслуженно и ожидаемо наградили Камиля Тукаева из Воронежского камерного театра за роль Креона в «Антигоне»).

Очевидно, пересмотр границ назрел и в номинации «Эксперимент» — неформата в театре с каждым годом все больше. Номинация этого года разрослась до полноценного отдельного раздела, а жюри явно не хватило одной «Маски», ушедшей спектаклю-променаду Всеволода Лисовского («Волшебная страна», театр «18+», Ростов-на-Дону). Ее дополнили специальной «Маской» спектаклю «Родина» Андрея Стадникова (Центр им. Вс. Мейерхольда, Москва). Еще несколько лет назад и «Утопия» Театра наций могла отправиться в «Эксперимент», а сегодня она спокойно стоит в основном конкурсе и получает свои вполне заслуженные две «Маски» (Ксении Перетрухиной за сценографию и Михаилу Дурненкову за драматургию).

Стремление поощрять разнообразие очень явно и в географии — в основных номинациях Москва совсем утратила численное превосходство: Петербург, театры Сибири, Уфа, Ростов-на-Дону и Воронеж выиграли конкуренцию, по крайней мере в этом сезоне. Отдельно отметим, что в кукольном конкурсе полная и безоговорочная победа осталась за Петербургом (главный приз взял спектакль «Птифуры» театра «Кукольный формат», а режиссерскую, актерскую и художническую «Маски» — «Комната Герды» театра «Особняк» и «Театральной лаборатории» Яны Туминой).

Три главные «Маски» в драме ушли спектаклям, о которых, в отличие от прошлых лет, нельзя сказать, что это решения компромиссные, ориентирующиеся на проверенные временем имена и решения. «Оптимистическая трагедия» Виктора Рыжакова (Александринский театр, лучший спектакль большой формы) — очень зрелищное переосмысление революционной пьесы Всеволода Вишневского в сегодняшнем контексте; «Пианисты» Бориса Павловича (лучший спектакль малой формы, театр «Глобус», Новосибирск) — медитативно-минималистичная инсценировка современной прозы.

«Маска» за режиссуру ушла Кириллу Серебренникову за очень яркие и радикальные «Маленькие трагедии» («Гоголь-центр», Москва) — это первая персональная «Маска» Серебренникова, и, к счастью, он получил ее лично, а не через адвоката. Присутствие режиссера в зале Большого — давно ожидаемый знак возвращения нормальности в нашу театральную жизнь, остается надеяться, что знак этот не обманчив. Показательно, что он совпал с подчеркнуто спокойной, почти умиротворенной тональностью всей церемонии — театр очень устал от драматического накала страстей, не имеющих прямого отношения к творчеству.

В оперном разделе разыгралось очередное сражение между тяжеловесами Москвы и Перми, на сей раз, однако, украшенное присутствием экстремально ярких режиссерских имен. В Перми ставил Ромео Кастеллуччи («Жанна на костре»), в московском Музтеатре — Константин Богомолов («Триумф времени и бесчувствия»), в Большом — Кэти Митчелл («Альцина»). Перевес в итоге оказался на стороне Кастеллуччи: пермская «Жанна» получила и премию за лучший спектакль, и вдобавок приз за лучшую работу художника, тоже довольно важный в контексте конкурса, где сильных, эффектных или неконвенциональных решений было в этот раз хоть отбавляй. Сложнее с богомоловским «Триумфом», визуальную и режиссерскую сторону которого судьи, похоже, предпочли не заметить вовсе, деловито выделив призами только вокал сопраниста Винса И (лучшая мужская роль) и дирижерскую работу молодого Филиппа Чижевского (обошедшего, таким образом, и Теодора Курентзиса, и работавшего в «Альцине» опытного Андреа Маркона). «Альцина» же оказалась отмечена только в номинации «Лучшая работа режиссера».

В общем, баланс как баланс, а возникающее ощущение, что сдержки и противовесы гипотетически могли бы в нюансах сработать все-таки по-другому,— привычная вещь для пасьянса главных оперных «Масок». Непривычно другое ощущение: что привычные жанровые стандарты музыкального театра дали трещину. Это подчеркивал и перечень оперных номинантов, где с певцами состязались за лучшие женскую и мужскую роль драматические актеры, а конкуренцию более или менее давнишним партитурам уверенно составляли работы Александра Маноцкова и Владимира Раннева (причем оба композитора выступили еще и режиссерами). И номинация «Оперетта/мюзикл», где, собственно, никакой оперетты не было вовсе, зато был новаторский спектакль Максима Диденко «Беги, Алиса, беги».

Председатель жюри Лариса Гоголевская в своей речи отметила эту тенденцию к смешению жанров и форматов с оптимизмом, но сами решения жюри выглядят по отношению к всяческому радикализму куда более осторожными. Непоющие актеры так ничего и не получили, хотя роли Одри Бонне или Дени Лавана в «Жанне» весьма большие и заметные: видимо, соответствующему департаменту «Маски» все-таки важнее положение не просто театральной, а еще и профессионально-оперной премии со своими сложившимися критериями. Однако в результате «лучшей женской ролью» оказалась Костельничка в исполнении Натальи Мурадымовой («Енуфа» в МАМТ); получая премию, певица взволнованно говорила, как же ей не хотелось петь эту партию. А в мюзикле главным лауреатом (лучший спектакль плюс лучшая работа режиссера) оказались «Римские каникулы», поставленные Филиппом Разенковым в новосибирском Музтеатре,— спектакль симпатичный и качественный, но без особых прорывов.

Впрочем, и со своими существующими критериями конкурс «Маски» — инструмент пусть и не суперчувствительный, но работающий. Из произведений современных композиторов, которые в афише теперешней «Маски» были обильно представлены работами всевозможных калибров и жанров, жюри без всяких скидок на консерватизм выбрало вполне достойные. Сложная, нестандартная и мастерская «Проза» Владимира Раннева в постановке Электротеатра премирована за лучшую работу композитора и за лучшую работу художника по свету, а «Сны Иакова» Александра Маноцкова — спецприз.

«Маски» в балете распределились так гладко, что и возразить нечего. В номинации «Современный танец» победил Музтеатр Станиславского c «Минус 16» Охада Наарина. Спектакль, вошедший в антологию танца, уже не первое десятилетие гуляет по сценам мира в разных модификациях и под разными названиями, но для нашей публики это увлекательная новинка — особенно финал, превращающий пассивных зрителей в участников представления. Исполненный артистами «Стасика» с неподдельным драйвом, международный «Минус 16» настолько возвышался над российскими конкурентами, что его можно бы вынести за скобки обсуждения. Однако среди спектаклей прошедшего сезона бесспорных лидеров не оказалось. Лучше всего выглядели «малоформаты», в особенности работа «40» — чрезвычайно эмоциональная, умно сочиненная и великолепно исполненная Ольгой Тимошенко и Алексеем Нарутто. Но предпочесть скромный, лишенный театральности дуэт эффектной глубине Наарина рассудительное жюри не рискнуло: для такого демонстративного решения нужен принципиальный радикализм.

«Нуреев» — победитель в балетной номинации — с самого начала казался лидером. Грандиозный эксклюзив Большого театра попал в эпицентр скандала еще до своего рождения. Перенесенную на полгода премьеру, прошедшую в то время, когда главный автор спектакля Кирилл Серебренников сидел под домашним арестом, общественность сочла своей победой над негласной цензурой. Достоинства «Нуреева» отметил и главный международный балетный приз Benois de la danse. Помешать победе могло лишь исполнение: на масочном просмотре балет выглядел «грязным», плохо отрепетированным. Можно предположить, что директор балета Махар Вазиев относится с некоторым пренебрежением к этому проекту, доставшемуся ему от предшественника, что косвенно подтверждает отсутствие руководителя труппы на награждении. Но судьи предпочли не заметить недостатки и политкорректно отдали «Маску» «Нурееву». Отдельной «Маской» наградили хореографа Юрия Посохова, чью работу в этом разноформатном и разножанровом байопике действительно стоит признать выдающейся. «Нуреев» принес и «Маску» за лучшую мужскую роль. Она досталась Вячеславу Лопатину, исполнителю эпизодической роли Ученика, за что отдельный респект жюри: в неброской, лишенной открытой виртуозности хореографии судьи разглядели незаурядный актерский дар и уникальный профессионализм танцовщика. «Маску» за женскую роль получила балерина Большого Екатерина Крысанова за главную партию в «Ромео и Джульетте» Алексея Ратманского. Что тоже весьма продуманно: помимо прекрасной работы балерины таким образом был отмечен и сам спектакль.

Наконец, заслуженную спец-«Маску» получила екатеринбургская «Пахита», конкурент «Нуреева» в борьбе за главный приз. Формулировка жюри исчерпывающе объясняет значение этого балета — «Лучший спектакль года Петипа» и отдельно воздает должное всем вдохновенным создателям балета. Авторам идеи Павлу Гершензону и Сергею Вихареву — балетмейстеру, погибшему в начале постановки «Пахиты». Хореографу Вячеславу Самодурову, доделавшему спектакль. Композитору Юрию Красавину, остроумно осовременившему партитуру Дельдевеза, художнику Альоне Пикаловой, дирижеру Федору Ледневу. Ход конем: если бы всем этим авторам давать по «Маске», остальным не досталось бы ничего.

Источник

Дата публикации

18 Апреля 2019

Другие материалы о театре и искусстве

  • После Бомбы
    22 Июля 2019

    После Бомбы

    На Чеховском фестивале состоялась мировая премьера новой версии спектакля Робера Лепажа «Семь притоков реки Ота».
  • Особый взгляд
    17 Июля 2019

    Особый взгляд

    Фестиваль социального и инклюзивного театра «Особый взгляд» пройдёт в Москве с 28 по 31 октября.
  • Акрам Хан перешел в лигу классиков
    15 Июля 2019

    Акрам Хан перешел в лигу классиков

    «Жизель» Английского национального балета на Чеховском фестивале.
  • Что такое быть мужчиной
    13 Июля 2019

    Что такое быть мужчиной

    Locker Room Talk в ЦИМе — спектакль, отправная точка которого — частные сексистские разговоры мужчин.
  •  125 лет Завадскому
    12 Июля 2019

    125 лет Завадскому

    Театр Моссовета открывает выставку к 125-летию со дня рождения легендарного Юрия Завадского.
  • Путь грека в варяги
    10 Июля 2019

    Путь грека в варяги

    Дирижер Теодор Курентзис после ухода с поста худрука Пермского театра оперы и балета будет работать в Санкт-Петербурге.
  • Ни правых, ни неправых нет
    08 Июля 2019

    Ни правых, ни неправых нет

    The Tiger Lillies вместе с Театром Републик из Копенгагена сыграли "Гамлета" на сцене Театра Моссовета в рамках Чеховского фестиваля.
  • Марчелли поставит «Шутники» Островского
    07 Июля 2019

    Марчелли поставит «Шутники» Островского

    Экс-худрук Волковского театра драмы Евгений Марчелли поставит пьесу Александра Островского «Шутники» в театре «Сатирикон».
  • В Москву привезут последний спектакль Някрошюса
    06 Июля 2019

    В Москву привезут последний спектакль Някрошюса

    15 октября в Москве впервые сыграют спектакль Клайпедского драматического театра «Сукины дети» по пьесе Саулюса Шальтяниса.
  • Марчелли уволился из Волковского театра
    05 Июля 2019

    Марчелли уволился из Волковского театра

    Худрук Волковского театра Евгений Марчелли в результате конфликта с директором Алексеем Туркаловым написал заявление об уходе.
  • Вуди Аллен поставил комическую оперу Пуччини
    04 Июля 2019

    Вуди Аллен поставил комическую оперу Пуччини

    Американский кинорежиссер Вуди Аллен представит на сцене миланского театра "Ла Скала" оперу Пуччини "Джанни Скикки".
  • Театр по заслугам
    03 Июля 2019

    Театр по заслугам

    «Федор Волков. Театр, который мы заслужили» в «Студии историй» Константина Кожевникова
  • Дружить городами и театрами
    02 Июля 2019

    Дружить городами и театрами

    Российская Рязань и немецкий Мюнстер отметили 30-летие дружбы и договорились о совместном спектакле
  • Дворовое братство
    01 Июля 2019

    Дворовое братство

    «Зобеида» Карло Гоцци во дворике РАМТа.
  • Культура умнее политики
    28 Июня 2019

    Культура умнее политики

    В Воронеже завершился 9-й Платоновский фестиваль искусств, который в этом году длился более двух недель, с 1 по 16 июня.
  • Курентзис попрощался с труппой
    27 Июня 2019

    Курентзис попрощался с труппой

    Теодор Курентзис написал открытое прощальное письмо труппе Пермского театра оперы и балета.
  • Вудсток в голове
    26 Июня 2019

    Вудсток в голове

    В гамбургском театре «Талия» вышел «Checkpoint Woodstock» Марины Давыдовой.
  • Ушла из жизни Алла Покровская
    25 Июня 2019

    Ушла из жизни Алла Покровская

    На 81-м году ушла из жизни народная артистка России Алла Покровская.
  • Регистратор и другие
    24 Июня 2019

    Регистратор и другие

    Владимир Скворцов поставил свой первый спектакль на посту главного режиссера Московского театра «Человек».
  • Теодор Курентзис больше не худрук Пермской оперы
    21 Июня 2019

    Теодор Курентзис больше не худрук Пермской оперы

    Теодор Курентзис прекращает работу в качестве худрука Пермского театра оперы и балета.
  • Зона Е
    20 Июня 2019

    Зона Е

    Пекинский Tao Dance Theater показал одноактные балеты «4» и «8» в постановке главного китайского авангардиста Тао Е.
  • Прощальный спектакль Линь Хуайминя
    18 Июня 2019

    Прощальный спектакль Линь Хуайминя

    Хореограф Лин Хвай-Мин представил свой прощальный спектакль на Чеховском фестивале.
  • Только спички оставьте
    17 Июня 2019

    Только спички оставьте

    «Вано и Нико» Роберта Стуруа на Чеховском фестивале.
  • Эдуард Кочергин получил Платоновскую премию
    14 Июня 2019

    Эдуард Кочергин получил Платоновскую премию

    Церемония вручения Платоновской премии прошла в Воронеже на IX Платоновском фестивале искусств.
  • Театральные экзерсисы
    13 Июня 2019

    Театральные экзерсисы

    Международный фестиваль уличных спектаклей "Театральные экзерсисы" откроется в Пензе 14 сентября.
  • Вход свободный
    12 Июня 2019

    Вход свободный

    Репетиции спектаклей впервые представят в московских парках. Они продлятся до 22 августа.
  • Сны cпящей красавицы
    11 Июня 2019

    Сны cпящей красавицы

    Диана Вишнева исполнит главную роль в шоу «Сны Спящей красавицы» осенью 2019 года вместе с солистом Штутгартского балета.
  • Снег и прах
    10 Июня 2019

    Снег и прах

    Спектакли Саймона Стоуна в России.
  • Член аглицкого клуба
    10 Июня 2019

    Член аглицкого клуба

    В «Новой опере» состоялась премьера английского «Пушкина».
  • Вано и Нико
    09 Июня 2019

    Вано и Нико

    Роберт Стуруа представит 8 и 9 июня в программе Чеховского фестиваля спектакль "Вано и Нико", поставленный по книге рассказов Эрлома Ахвледиани.
  • Средство Макропулоса
    07 Июня 2019

    Средство Макропулоса

    22 и 25 сентября в Цюрихском оперном театре пройдет премьера оперы Леоша Яначека «Средство Макропулоса» в постановке Дмитрия Чернякова.
  • Древо российского театра
    06 Июня 2019

    Древо российского театра

    Театральный музей имени Бахрушина посадил «Древо российского театра» в день рождения Пушкина.
  • Булгаков и пустота
    05 Июня 2019

    Булгаков и пустота

    Сергей Женовач поставил «Бег» в МХТ.
  • Завершился XIII Дягилевский фестиваль
    04 Июня 2019

    Завершился XIII Дягилевский фестиваль

    Теодор Курентзис провел в Перми очередной Дягилевский фестиваль.
  • «Пер Гюнт»: демо версия
    03 Июня 2019

    «Пер Гюнт»: демо версия

    В Театре Вахтангова прошли предпоказы нового спецтакля Юрия Бутусова спектакля «Пер Гюнт».
  • Платоновский фестиваль открылся в Воронеже
    02 Июня 2019

    Платоновский фестиваль открылся в Воронеже

    Международный Платоновский фестиваль искусств открылся в Воронеже воздушным шоу испанского театрального коллектива "Grupo Puja!".
  • Нелюбовь
    01 Июня 2019

    Нелюбовь

    «Чайка» в «Мастерской Петра Фоменко» в постановке Кирилла Пирогова.
  • «Туганлык» назвал лауреатов
    31 Мая 2019

    «Туганлык» назвал лауреатов

    С 23 по 30 мая в Уфе проходил VII Международный фестиваль тюркоязычных театров «Туганлык».
  • Завершился Фестиваль театров малых городов России
    31 Мая 2019

    Завершился Фестиваль театров малых городов России

    В Камышине подошел к концу XVII театральный фестиваль.
  • Europe is lost
    29 Мая 2019

    Europe is lost

    «Буря» в постановке Йетте Штекель (Театр «Талия», Гамбург) на Чеховском фестивале.
  • Отлично, Константин
    28 Мая 2019

    Отлично, Константин

    Режиссер Константин Богомолов назначен новым художественным руководителем Московского драматического Театра на Малой Бронной.
  • Benois de la Danse 2019
    23 Мая 2019

    Benois de la Danse 2019

    Церемония вручения международного балетного приза Benois de la Danse состоялась на Исторической сцене Большого театра 21 мая 2019 года.
  • За заслуги перед Отечеством
    22 Мая 2019

    За заслуги перед Отечеством

    Сердечно поздравляем заслуженного работника культуры города Оренбурга Павла Леонидовича Церемпилова с награждением медалью ордена "За заслуги перед Отечеством" II степени.
  • Другой Театр
    21 Мая 2019

    Другой Театр

  • Китайская головоломка
    17 Мая 2019

    Китайская головоломка

    В Москве открылся Чеховский фестиваль.
  • Чеховские мотивы
    17 Мая 2019

    Чеховские мотивы

    12 сентября на малой сцене Русского театра Эстонии пройдет премьера спектакля «Дом Прозоровых. Сорок лет спустя» по мотивам Чехова. Автор идеи и режиссер — худрук Vene Teater Филипп Лось.
  • Сад, где прыгают гимнасты
    17 Мая 2019

    Сад, где прыгают гимнасты

    На Второй сцене БДТ, в Каменноостровском театре, 22 и 23 мая пройдет премьера перформанса Владислава Наставшева «Сад, где прыгают гимнасты».
  • Новый фильм Серебренникова
    16 Мая 2019

    Новый фильм Серебренникова

    Режиссер Кирилл Серебренников снимет фильм по роману Алексея Сальникова "Петровы в гриппе и вокруг него".
  • Реклама