Год образования 1948, UNESCO
Главная > Новости > Юбилейная маска

Юбилейная маска

На Исторической сцене Большого театра при полном зале прошла юбилейная, 25-я церемония вручения главной национальной театральной премии «Золотая маска», продлившаяся два часа сорок минут. Канал «Культура» показал телеверсию церемонии в половине первого ночи.

Предоставив «Маске» столь поздний эфир, столичные теленачальники не без основания надеялись, что церемонию высидят немногие. Эту предосторожность можно объяснить известным фрондерством «Маски»: «вручанты» и «получанты» не раз позволяли себе лишнее в речах, да и от публики, однажды захлопавшей и освиставшей министра культуры, можно ожидать чего угодно. А тут еще из-под домашнего ареста вышел Кирилл Серебренников, выдвинутый на премию во многих номинациях и, конечно, явившийся на церемонию. Словом, теленачальники подстраховались.

Однако церемония прошла удивительно умиротворенно. Наибольшей решительностью отличалось выступление Льва Додина, вручавшего «Маску» в главных драматических номинациях: патриарх порадовался сплоченности театрального сообщества и выразил надежду, что, в отличие от кинопремий, у «Маски» не появится антагониста в виде какой-нибудь «Золотого парика». Кириллу Серебренникову, дважды поднимавшемуся за трофеями на сцену, аплодировали горячо, но недемонстративно. Сам он тему отсидки не поднимал, но искренне радовался возвращению в мир, а нетеатральной темы коснулся лишь раз, призвав директора «Маски» Марию Ревякину разрешить конкретный казус — задержание полицией номинантов «Маски» из «Театр. На вынос», так и не доехавших до Большого.

Организаторы не поддались на естественное искушение сделать юбилей в Большом театре помпезным и постановочно перегруженным. Подведение итогов главного театрального фестиваля страны прошло в обстановке, как говорится, праздничной, но рабочей — и к тому же гораздо менее нервозной, чем в прошлые годы. Самым нарядным украшением церемонии был сам зал Большого театра, о красоте которого восхищенно сказал со сцены один из лаудаторов, сценограф Сергей Бархин. Постановщик церемонии Евгений Писарев подчеркнуто сделал единственным сценическим действием вечера собственно объявление итогов работы двух жюри. Он практически отказался от вставных номеров (единственную арию Виолетты, отделившую музыкальную часть церемонии от драматической, спела сопрано Пермского театра Надежда Павлова). Вторым планом, создающим фон для выхода лаудаторов и лауреатов, стал некий классицистский Колизей — пригодилась готовая декорация Зиновия Марголина, фигурировавшая прошлым летом на гала-концерте в честь чемпионата мира по футболу. В арочных проемах двухэтажной конструкции подтанцовывали и застывали в картинных позах Арлекины, Пульчинеллы и Коломбины — образ вечного театра, как бы выпавшего из времени. Из времени выпадало и само течение церемонии. Количество номинантов регламентом не ограничено (актеров-кукольников, например, было 14, а режиссеров в драме и вовсе 29), и одно перечисление десятков имен режиссеров, актеров, композиторов, сценографов, драматургов, хореографов, художников нескольких специальностей, названий спектаклей напоминало гомеровский список кораблей.

Российский театр в зеркале «Золотой маски» получился чрезвычайно разнообразным, и это разнообразие постепенно перестает восприниматься как хаотичное. «Старинный многоярусный театр» соседствует с подвалами, променадами, камерными сценами, проектными постановками, граница между музыкальным и драматическим театром, кукольным и «человеческим» становится абсолютно проницаемой.

Да и вообще, границы становятся анахронизмом. Забавным напоминанием об этом стало награждение Дарьи Мороз в номинации «Лучшая женская роль» за роль барона Тузенбаха («Три сестры», МХТ). Так как совпадение пола актера и исполнителя уже давно является вещью сугубо необязательной, может быть, «Маске» стоит подумать о переименовании номинации в «Лучшая актриса», «Лучший актер» (в парной мужской номинации очень заслуженно и ожидаемо наградили Камиля Тукаева из Воронежского камерного театра за роль Креона в «Антигоне»).

Очевидно, пересмотр границ назрел и в номинации «Эксперимент» — неформата в театре с каждым годом все больше. Номинация этого года разрослась до полноценного отдельного раздела, а жюри явно не хватило одной «Маски», ушедшей спектаклю-променаду Всеволода Лисовского («Волшебная страна», театр «18+», Ростов-на-Дону). Ее дополнили специальной «Маской» спектаклю «Родина» Андрея Стадникова (Центр им. Вс. Мейерхольда, Москва). Еще несколько лет назад и «Утопия» Театра наций могла отправиться в «Эксперимент», а сегодня она спокойно стоит в основном конкурсе и получает свои вполне заслуженные две «Маски» (Ксении Перетрухиной за сценографию и Михаилу Дурненкову за драматургию).

Стремление поощрять разнообразие очень явно и в географии — в основных номинациях Москва совсем утратила численное превосходство: Петербург, театры Сибири, Уфа, Ростов-на-Дону и Воронеж выиграли конкуренцию, по крайней мере в этом сезоне. Отдельно отметим, что в кукольном конкурсе полная и безоговорочная победа осталась за Петербургом (главный приз взял спектакль «Птифуры» театра «Кукольный формат», а режиссерскую, актерскую и художническую «Маски» — «Комната Герды» театра «Особняк» и «Театральной лаборатории» Яны Туминой).

Три главные «Маски» в драме ушли спектаклям, о которых, в отличие от прошлых лет, нельзя сказать, что это решения компромиссные, ориентирующиеся на проверенные временем имена и решения. «Оптимистическая трагедия» Виктора Рыжакова (Александринский театр, лучший спектакль большой формы) — очень зрелищное переосмысление революционной пьесы Всеволода Вишневского в сегодняшнем контексте; «Пианисты» Бориса Павловича (лучший спектакль малой формы, театр «Глобус», Новосибирск) — медитативно-минималистичная инсценировка современной прозы.

«Маска» за режиссуру ушла Кириллу Серебренникову за очень яркие и радикальные «Маленькие трагедии» («Гоголь-центр», Москва) — это первая персональная «Маска» Серебренникова, и, к счастью, он получил ее лично, а не через адвоката. Присутствие режиссера в зале Большого — давно ожидаемый знак возвращения нормальности в нашу театральную жизнь, остается надеяться, что знак этот не обманчив. Показательно, что он совпал с подчеркнуто спокойной, почти умиротворенной тональностью всей церемонии — театр очень устал от драматического накала страстей, не имеющих прямого отношения к творчеству.

В оперном разделе разыгралось очередное сражение между тяжеловесами Москвы и Перми, на сей раз, однако, украшенное присутствием экстремально ярких режиссерских имен. В Перми ставил Ромео Кастеллуччи («Жанна на костре»), в московском Музтеатре — Константин Богомолов («Триумф времени и бесчувствия»), в Большом — Кэти Митчелл («Альцина»). Перевес в итоге оказался на стороне Кастеллуччи: пермская «Жанна» получила и премию за лучший спектакль, и вдобавок приз за лучшую работу художника, тоже довольно важный в контексте конкурса, где сильных, эффектных или неконвенциональных решений было в этот раз хоть отбавляй. Сложнее с богомоловским «Триумфом», визуальную и режиссерскую сторону которого судьи, похоже, предпочли не заметить вовсе, деловито выделив призами только вокал сопраниста Винса И (лучшая мужская роль) и дирижерскую работу молодого Филиппа Чижевского (обошедшего, таким образом, и Теодора Курентзиса, и работавшего в «Альцине» опытного Андреа Маркона). «Альцина» же оказалась отмечена только в номинации «Лучшая работа режиссера».

В общем, баланс как баланс, а возникающее ощущение, что сдержки и противовесы гипотетически могли бы в нюансах сработать все-таки по-другому,— привычная вещь для пасьянса главных оперных «Масок». Непривычно другое ощущение: что привычные жанровые стандарты музыкального театра дали трещину. Это подчеркивал и перечень оперных номинантов, где с певцами состязались за лучшие женскую и мужскую роль драматические актеры, а конкуренцию более или менее давнишним партитурам уверенно составляли работы Александра Маноцкова и Владимира Раннева (причем оба композитора выступили еще и режиссерами). И номинация «Оперетта/мюзикл», где, собственно, никакой оперетты не было вовсе, зато был новаторский спектакль Максима Диденко «Беги, Алиса, беги».

Председатель жюри Лариса Гоголевская в своей речи отметила эту тенденцию к смешению жанров и форматов с оптимизмом, но сами решения жюри выглядят по отношению к всяческому радикализму куда более осторожными. Непоющие актеры так ничего и не получили, хотя роли Одри Бонне или Дени Лавана в «Жанне» весьма большие и заметные: видимо, соответствующему департаменту «Маски» все-таки важнее положение не просто театральной, а еще и профессионально-оперной премии со своими сложившимися критериями. Однако в результате «лучшей женской ролью» оказалась Костельничка в исполнении Натальи Мурадымовой («Енуфа» в МАМТ); получая премию, певица взволнованно говорила, как же ей не хотелось петь эту партию. А в мюзикле главным лауреатом (лучший спектакль плюс лучшая работа режиссера) оказались «Римские каникулы», поставленные Филиппом Разенковым в новосибирском Музтеатре,— спектакль симпатичный и качественный, но без особых прорывов.

Впрочем, и со своими существующими критериями конкурс «Маски» — инструмент пусть и не суперчувствительный, но работающий. Из произведений современных композиторов, которые в афише теперешней «Маски» были обильно представлены работами всевозможных калибров и жанров, жюри без всяких скидок на консерватизм выбрало вполне достойные. Сложная, нестандартная и мастерская «Проза» Владимира Раннева в постановке Электротеатра премирована за лучшую работу композитора и за лучшую работу художника по свету, а «Сны Иакова» Александра Маноцкова — спецприз.

«Маски» в балете распределились так гладко, что и возразить нечего. В номинации «Современный танец» победил Музтеатр Станиславского c «Минус 16» Охада Наарина. Спектакль, вошедший в антологию танца, уже не первое десятилетие гуляет по сценам мира в разных модификациях и под разными названиями, но для нашей публики это увлекательная новинка — особенно финал, превращающий пассивных зрителей в участников представления. Исполненный артистами «Стасика» с неподдельным драйвом, международный «Минус 16» настолько возвышался над российскими конкурентами, что его можно бы вынести за скобки обсуждения. Однако среди спектаклей прошедшего сезона бесспорных лидеров не оказалось. Лучше всего выглядели «малоформаты», в особенности работа «40» — чрезвычайно эмоциональная, умно сочиненная и великолепно исполненная Ольгой Тимошенко и Алексеем Нарутто. Но предпочесть скромный, лишенный театральности дуэт эффектной глубине Наарина рассудительное жюри не рискнуло: для такого демонстративного решения нужен принципиальный радикализм.

«Нуреев» — победитель в балетной номинации — с самого начала казался лидером. Грандиозный эксклюзив Большого театра попал в эпицентр скандала еще до своего рождения. Перенесенную на полгода премьеру, прошедшую в то время, когда главный автор спектакля Кирилл Серебренников сидел под домашним арестом, общественность сочла своей победой над негласной цензурой. Достоинства «Нуреева» отметил и главный международный балетный приз Benois de la danse. Помешать победе могло лишь исполнение: на масочном просмотре балет выглядел «грязным», плохо отрепетированным. Можно предположить, что директор балета Махар Вазиев относится с некоторым пренебрежением к этому проекту, доставшемуся ему от предшественника, что косвенно подтверждает отсутствие руководителя труппы на награждении. Но судьи предпочли не заметить недостатки и политкорректно отдали «Маску» «Нурееву». Отдельной «Маской» наградили хореографа Юрия Посохова, чью работу в этом разноформатном и разножанровом байопике действительно стоит признать выдающейся. «Нуреев» принес и «Маску» за лучшую мужскую роль. Она досталась Вячеславу Лопатину, исполнителю эпизодической роли Ученика, за что отдельный респект жюри: в неброской, лишенной открытой виртуозности хореографии судьи разглядели незаурядный актерский дар и уникальный профессионализм танцовщика. «Маску» за женскую роль получила балерина Большого Екатерина Крысанова за главную партию в «Ромео и Джульетте» Алексея Ратманского. Что тоже весьма продуманно: помимо прекрасной работы балерины таким образом был отмечен и сам спектакль.

Наконец, заслуженную спец-«Маску» получила екатеринбургская «Пахита», конкурент «Нуреева» в борьбе за главный приз. Формулировка жюри исчерпывающе объясняет значение этого балета — «Лучший спектакль года Петипа» и отдельно воздает должное всем вдохновенным создателям балета. Авторам идеи Павлу Гершензону и Сергею Вихареву — балетмейстеру, погибшему в начале постановки «Пахиты». Хореографу Вячеславу Самодурову, доделавшему спектакль. Композитору Юрию Красавину, остроумно осовременившему партитуру Дельдевеза, художнику Альоне Пикаловой, дирижеру Федору Ледневу. Ход конем: если бы всем этим авторам давать по «Маске», остальным не досталось бы ничего.

Источник

Дата публикации

18 Апреля 2019

Другие материалы о театре и искусстве

  • За заслуги перед Отечеством
    22 Мая 2019

    За заслуги перед Отечеством

    Сердечно поздравляем заслуженного работника культуры города Оренбурга Павла Леонидовича Церемпилова с награждением медалью ордена "За заслуги перед Отечеством" II степени.
  • Китайская головоломка
    17 Мая 2019

    Китайская головоломка

    В Москве открылся Чеховский фестиваль.
  • Сад, где прыгают гимнасты
    17 Мая 2019

    Сад, где прыгают гимнасты

    На Второй сцене БДТ, в Каменноостровском театре, 22 и 23 мая пройдет премьера перформанса Владислава Наставшева «Сад, где прыгают гимнасты».
  • Новый фильм Серебренникова
    16 Мая 2019

    Новый фильм Серебренникова

    Режиссер Кирилл Серебренников снимет фильм по роману Алексея Сальникова "Петровы в гриппе и вокруг него".
  • Гамма небывалого адажио
    15 Мая 2019

    Гамма небывалого адажио

    В Петербурге идут показы программы балетов израильского хореографа Роя Ассафа. Из четырех одноактовок две – «Небелое адажио» и «Гамма» – созданы на музыку Олега Каравайчука.
  • Онегин возвращается
    14 Мая 2019

    Онегин возвращается

    С 15 по 19 мая на Исторической сцене Большого театра будет представлена новая постановка оперы Петра Чайковского «Евгений Онегин».
  • Танцующие с дождем
    14 Мая 2019

    Танцующие с дождем

    Парижская опера пополнила свой репертуар балетами Пола Лайтфута, хореографа и художественного руководителя знаменитого Нидерландского театра танца.
  • Международный день танца
    29 Апреля 2019

    Международный день танца

    Обращение египетской танцовщицы, хореографа, педагога Каримы Мансур к Международному дню танца.
  • Ушла из жизни Элина Быстрицкая
    26 Апреля 2019

    Ушла из жизни Элина Быстрицкая

    Народная артистка СССР, актриса театра и кино Элина Быстрицкая умерла на 92-м году жизни.
  • "Декамерон" Серебренникова
    25 Апреля 2019

    "Декамерон" Серебренникова

    На прошлой неделе интендант берлинского Deutsches Theater Ульрих Куон и художественный руководитель Михаэль де Фифи встретились с режиссером в Москве.
  • Сумбур, месть и музыка
    24 Апреля 2019

    Сумбур, месть и музыка

    В парижской Opera Bastille прошла премьера оперы Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда» в постановке Кшиштофа Варликовского.
  • В пляс по кроличьей норе
    24 Апреля 2019

    В пляс по кроличьей норе

    В Александринском театре прошел второй спектакль фестиваля Dance Open: Балет Дортмунда представил двухактную «Алису» в постановке Мауро Бигонцетти.
  • Интендантский час
    23 Апреля 2019

    Интендантский час

    Завершившийся в Зальцбурге Пасхальный фестиваль ознаменовался не только премьерами, но и полемикой вокруг его будущего.
  • Одиночество в пути
    23 Апреля 2019

    Одиночество в пути

    Фестиваль Dance Open открылся «Зимним путем» Цюрихского балета
  • Добро должно быть с башмаками
    20 Апреля 2019

    Добро должно быть с башмаками

    Пасхальный фестиваль в Зальцбурге открыли «Нюрнбергские мейстерзингеры» Вагнера в постановке Йенса-Даниэля Херцога.
  • Волнение Фрейндлих
    19 Апреля 2019

    Волнение Фрейндлих

    Народная артистка СССР Алиса Фрейндлих исполнила главную роль на премьере в БДТ спектакля "Волнение" по пьесе Ивана Вырыпаева, которую драматург написал специально для актрисы.
  • Одержимые
    16 Апреля 2019

    Одержимые

    «Пианисты» в постановке Бориса Павловича (Новосибирский театр «Глобус») получил премию «Золотая маска» за лучший драматический спектакль малой формы.
  • Лицедеи
    15 Апреля 2019

    Лицедеи

    «Нам не страшен серый волк» Евгения Марчелли по пьесе Эдварда Олби «Кто боится Вирджинии Вульф» на фестивале «Золотая маска».
  • Я и не Я
    10 Апреля 2019

    Я и не Я

    «100% Воронеж» - еще одна точка, нанесенная на карту десятилетнего проекта «100% City» немецкой компании Rimini Protokoll. Этот спектакль участвует в номинации «Эксперимент» фестиваля «Золотая маска».
  • Оптика и образ
    09 Апреля 2019

    Оптика и образ

    В конце апреля в Доме-музее Александра Николаевича Островского на Ордынке откроется выставка работ одного из лучших отечественных театральных фотографов Александра Иванишина
  • Мосгорсуд освободил Кирилла Серебренникова
    08 Апреля 2019

    Мосгорсуд освободил Кирилла Серебренникова

    Мосгорсуд освободил из-под домашнего ареста Кирилла Серебренникова, Юрия Итина и Софью Апфельбаум.
  • Сплетни роз
    04 Апреля 2019

    Сплетни роз

    Режиссер Яна Тумина номинируется на «Золотую маску» с тремя спектаклями. «Комната Герды» и «Деревня канатоходцев» уже нашли своих поклонников среди московских зрителей.
  • Арест снова продлен
    02 Апреля 2019

    Арест снова продлен

    Мещанский суд Москвы продлил срок домашнего ареста режиссеру Кириллу Серебренникову до 4 июля. А также Юрий Итину и Софье Апфельбаум.
  • Let's go outside
    29 Марта 2019

    Let's go outside

    С 16 по 23 июля на Авиньонском фестивале пройдет премьера нового спектакля Кирилла Серебренникова «Outside». Информация об этом появилась на сайте фестиваля
  • Всем, кого касается
    29 Марта 2019

    Всем, кого касается

    3, 4 и 5 и 27 апреля в театре "Сатирикон" состоится премьера спектакля Константина Райкина "Всем кого касается" по новой пьесе современного драматурга Даны Сидерос.
  • Оборванец
    29 Марта 2019

    Оборванец

    В РАМТе выходит премьера "Оборванец" по пьесе Михаила Угарова и посвященная памяти самого Угарова и его жены Елены Греминой.
  • Объединение приостановлено
    29 Марта 2019

    Объединение приостановлено

    Премьер-министр России Дмитрий Медведев приостановил действие приказа Минкульта о создании Первого национального театра на базе Александринского театра и Театра имени Волкова
  • Первый национальный театр
    28 Марта 2019

    Первый национальный театр

    Министр культуры России Владимир Мединский заявил в среду на пресс-конференции в Музее им. Бахрушина об объединении Александринского и Волковского театров в первый российский национальный театр.
  • ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ ТЕАТРА
    27 Марта 2019

    ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ ТЕАТРА

    Обращение кубинского режиссера и драматурга Карлоса Селдрана к мировой театральной общественности, приуроченное к Всемирному дню театра.
  • Кошмарный ФЭСТ
    26 Марта 2019

    Кошмарный ФЭСТ

    Сотрудники Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД и следователи проводят во вторник обыски в театре драмы и комедии "ФЭСТ" в Мытищах.
  • Атом Солнца
    25 Марта 2019

    Атом Солнца

    Фестиваль памяти Олега Табакова "Атом Солнца", на котором состоятся мастер-классы и спектакли учеников режиссера, пройдет в Москве с октября по декабрь 2019 года.
  • Война еще началась
    22 Марта 2019

    Война еще началась

    25 марта на сцене Литовского драмтеатра уникальный латышский спектакль на русском языке «TWHYS. The war hasn‘t started yet. Война еще не началась» в постановке Леры Сурковой по одноименной пьесе Михаила Дурненкова.
  • Легкий воздух нулевых
    21 Марта 2019

    Легкий воздух нулевых

    Спектакль «Зоя» Екатеринбургского танцевального театра «Фора».
  • Долгожданная неожиданность
    20 Марта 2019

    Долгожданная неожиданность

    В Амстердаме прошел IV фестиваль OFF — Opera Forward Festival. Премьеры Дьёрдя Куртага и Джона Адамса в Нидерландской опере.
  • Крестный отец оттепели
    19 Марта 2019

    Крестный отец оттепели

    Антон Долин — памяти режиссера Марлена Хуциева.
  • Диктатура партитуры
    19 Марта 2019

    Диктатура партитуры

    Оперы Александра Маноцкова на «Золотой маске».
  • Недалекое плавание
    14 Марта 2019

    Недалекое плавание

    На сцене Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко Воронежский театр оперы и балета представил постановку Юрия Бурлаки — балет «Корсар» в трех актах с прологом и эпилогом, выдвинутый в пяти номинациях.
  •  «Русалка» Дворжака в Большом
    13 Марта 2019

    «Русалка» Дворжака в Большом

    В «Русалке» Большой театр вывел на сцену немоту. Режиссер Тимофей Кулябин использовал свой любимый прием, сполоснув его водичкой и музыкой Дворжака.
  • Сокровище VS пластинка
    12 Марта 2019

    Сокровище VS пластинка

    В театральной школе Константина Райкина прошел Всероссийский форум "Документальный театр в современной театральной школе".
  • Вавилон и ООН
    11 Марта 2019

    Вавилон и ООН

    Кирилл Серебренников, продолжая оставаться под домашним арестом, 10 марта выпустил еще одну премьеру – «Набукко» Верди в Штаатсопере Гамбурга.
  • Ушел Владимир Этуш
    10 Марта 2019

    Ушел Владимир Этуш

    Не дожив трех лет до 100-летнего юбилея, ушел Владимир Этуш. Легенда театра и кино. Ветеран Великой Отечественной. Знаменитый ректор «Щуки». Кумир миллионов зрителей. И просто человек, которого любили.
  • Бенуа-2019 в Большом
    07 Марта 2019

    Бенуа-2019 в Большом

    21 и 22 мая на Исторической сцене Большого Театра России в 27-й раз пройдет Международный балетный Фестиваль «Бенуа де ла Данс». Зрители увидят самые яркие работы в области танца со всего мира
  • Ушла Майя Туровская
    06 Марта 2019

    Ушла Майя Туровская

    На 95-м году жизни в Мюнхене скончалась Майя Туровская - киновед, кинокритик, культуролог, писатель, драматург, великолепный знаток мирового кинопроцесса и человек безупречной профессиональной репутации.
  • 10 интригующих премьер
    05 Марта 2019

    10 интригующих премьер

    В Театре наций — новый спектакль Rimini Protokoll, в Театре Романа Виктюка — новый «Мелкий бес», Тимофей Кулябин ставит «Русалку» Дворжака в Большом, а Марк Розовский делает мюзикл по произведениям Конан Дойла.
  • Ваш билет, пожалуйста!
    04 Марта 2019

    Ваш билет, пожалуйста!

    На сцене Высшей школы сценических искусств состоялась премьера спектакля «Проводница».
  • Танцующая под дождем
    01 Марта 2019

    Танцующая под дождем

    В парижском театре Шайо состоялись гастроли танцспектаклей «Compact» и «Diagnostic F20.9» в постановке и исполнении Жан Галлуа — молодого хореографа, которой во Франции прочат большое будущее.
  • Опера строгого режима
    27 Февраля 2019

    Опера строгого режима

    Знаменитый маэстро и музыкальный руководитель Баварской государственной оперы Кирилл Петренко впервые продирижировал «Фиделио» Бетховена.
  • Ушел из жизни Андрейс Жагарс
    27 Февраля 2019

    Ушел из жизни Андрейс Жагарс

    Знаменитому театральному режиссеру, актеру, продюссеру и экс-директору Латвийской национальной оперы было 60 лет.
  • Реклама