Год образования 1948, UNESCO
Главная > Новости > За деньги не купишь

За деньги не купишь

В «Сатириконе» вышла пятая постановка по Островскому. Худрук театра Константин Райкин уже который год не устает признаваться в своем «запое» «русским Шекспиром», которого он открыл для себя заново на спектаклях Петра Фоменко, и через пьесы которого постоянно проводит своих актеров и студентов, то становясь им партнером, то возвращаясь к режиссерскому столику. К пьесе «Шутники», чья сценическая судьба не такая богатая, он присматривался и как режиссер, и как актер. И наконец увлек этой идеей Евгения Марчелли, когда тот ушел из Ярославской драмы и стал свободным художником. Сам Константин Райкин сыграл в постановке мелкого чиновника Оброшенова.

Оброшенов – редкий бесценный гость в великой галерее «маленьких людей». Брошенный, обронивший, огорошенный, шут гороховый… Неудачник в борьбе за хлеб насущный и редкий знаток человеческих душ. Его убежденное, горячее «Хорош, хорооош!» – индульгенция, выданная жениху своей младшенькой (Илья Рогов), – остается эмоциональным эхом всех «Шутников». Такие слова-акценты были фирменной чертой миниатюр Аркадия Райкина, и всяческие его «коллефтиф девствует», «вкюс спецфицкий» подхватывали и со смехом разносили по всей стране. Константин Райкин ничего специально со словами не проделывает и растаскивать на цитаты его, конечно, не будут. Однако он выстраивает целую музыкальную партитуру для одного слова, которое станет камертоном всего спектакля. Потому что «Шутники» – не только и, может быть, не столько «о любви и деньгах», сколько о хороших людях, о хорошем в человеке.

Райкин, переигравший стольких злодеев-лицедеев и столько же раз объяснявший очистительную пользу таких ролей, сейчас точно добирает по части праведников: его Оброшенов образует своеобразную трилогию вместе со Скороходовым и Сганарелем. Если продолжить искать образное родство, Оброшенов Райкина – дальний родственник Грегора Замзы, с восхищением смотрящего на свою сестру и даже позабывшего на миг о своем «пресмыкающемся» положении. И Подпольного в лучшие его минуты, когда тот фантазирует, сочиняя свое семейное счастье, а за ним – прочих маленьких людей Достоевского, которых Константин Райкин (еще?) не сыграл, но уж точно впитал. И Чаплина, у которого он позаимствовал не только безразмерные клоунские ботинки и штаны, но и детское изумление перед миром, который, казалось бы, изучен вдоль и поперек, и шишки набиты, и цену всему знаешь, но каждый раз становится открытием. И тут же, встык к радостному изумлению – горечь мгновенного и смиренного приятия любого удара судьбы. Сцена, когда Оброшенов внезапно «богатеет», подобрав «оброненный»-подброшенный кошелек, превращается в целый аттракцион. Ошалевший, задыхающийся от «чуда», не способный справиться с волнением и словами Оброшенов тащит в свой бедный дом все, что соотносится с его представлением об уюте – ковер, имитирующий лужайку, кадки с пальмами, гипсовых львов, копию картины… но «новым русским» ему удается побыть совсем недолго. Горе потери – не возможного богатства, не пальм со львами и будущих карет, но веры в то, что человек не может быть так мелочно жесток, как его обидчики, – буквально сбивает Оброшенова с ног.

Сюжет «Шутников» прерывается объемной вставкой, которая по мейерхольдовской формуле, должна показать всего автора. Трагические фрагменты из «Грозы», «Леса», «Снегурочки» и «Бесприданницы» разыграны как по нотам музыкальными шкатулками с крутящимися куклами, разукрашенными под условный палех или хохлому, которые кукольными голосами произносят тысячу раз повторенные со сцен диалоги («так не доставайся же ты никому», «Люди, люди! Порожденье крокодилов» и так далее), ставшие таким же «русским сувениром», игрушкой, как матрешки и свистульки. Бог играет с людьми, люди играют друг с другом, театр играет со знакомыми сюжетами – а игры становятся все более предсказуемыми и жестокими. Эта интермедия так и тянет искать ей разные объяснения, но в живом потоке спектакля смотрится все же умозрительной вставкой.

Дом Оброшенова (невысокий постамент, сцена на сцене в сценографии Дмитрия Разумова) – не просто «крепость», а место, где человек наконец становится самим собой, оставив за порогом маски, обезьянничание, свою нелепую социальную роль. Чистоту и святость этого дома чувствует Гольцов, не забывая снимать ботинки перед входом и присягая ему на верность, когда, отчаявшись вымолить прощение у своей дующейся невесты Верочки (Ульяна Лисицина или Анна Петрова), бросается с жаром мыть пол у ее ног. Магии этого дома, пустого возвышения, где ты виден, как на ладони, подчиняется и богатый купец Хрюков. Денис Суханов играет его не 60-летним стариком, а стильным господином, знающим цену деньгам и людям, обожженным, разуверившимся в людях и также надевшим маску наглеца, чтобы скрыть свое давнее одиночество и неуверенность. С таким Хрюковым женская победа Анны (Алена Разживина), добившейся не только его сердца, но и его уважения, выглядит действительно счастливым исходом. Не отменяя тревожных предчувствий, что эта победа может оказаться очень зыбкой и положить начало еще одной «обыкновенной истории» обманутых надежд и горьких разочарований.

Ольга Фукс

Дата публикации

30 Января 2020

Другие материалы о театре и искусстве

  • Театральная школа – Инклюзивный театр: новый уровень взаимодействия
    19 Июля 2021

    Театральная школа – Инклюзивный театр: новый уровень взаимодействия

    5-19 июля 2021 года в Высшей школе сценических искусств прошли Курсы повышения квалификации «Управление инклюзивным театром. Устойчивое развитие: теория и практика».
  • Ни денег, ни жены
    27 Августа 2020

    Ни денег, ни жены

    «Капитал» Карла Маркса на Малой сцене Театра на Таганке
  • Актуальное имя Ян Фабр: «Хорошее искусство должно пахнуть»
    22 Августа 2020

    Актуальное имя Ян Фабр: «Хорошее искусство должно пахнуть»

    Программа праздничных мероприятий, которой Больший Драматический театр отметил в минувшем году столетний юбилей, завершилась встречей на его площадках трех театральных форумов – Театральной Олимпиады, проходившей в северной столице.
  • Культурные мосты Новое русское
    22 Августа 2020

    Культурные мосты Новое русское

    В начале года в Дрезденском фестивальном центре Hellerau прошла Программа современного российского театра Karussell. Стоило дождаться этого события: представительная программа «новых русских» в знаменитом Hellerau, который был построен в 1911 году как образовательный центр в области музыки и ритма.
  • БДТ в 1920-е: Игра. Судьба. Контекст.
    22 Августа 2020

    БДТ в 1920-е: Игра. Судьба. Контекст.

    Эта книга открывает серию, посвященную разбитой на десятилетия истории БДТ, задуманного, как театр «трагедии, романтической драмы и высокой комедии». Десять лет, двадцать спектаклей… От первой премьеры «Короля Лира» в здании на Фонтанке, 65.
  • Другой театр «Футуроны и иноходцы»
    21 Августа 2020

    Другой театр «Футуроны и иноходцы»

    VI фестиваль «Протеатр. Международные встречи» за три вечера познакомил своих зрителей, которые уже не помещаются в проходах, с инклюзивными спектаклями из России, Индии, Бельгии, Италии и Нидерландов.
  • Выставка «Принцесса-лебедь»
    01 Мая 2020

    Выставка «Принцесса-лебедь»

    Акварельный «Портрет Г.С. Улановой в роли Одетты» Артура Фонвизина из собрания Большого театра сейчас можно увидеть на выставке «Уланова» в Бахрушинском музее. Она посвящена 110-летию со дня рождения балерины
  • Фестиваль Мал да удал
    31 Марта 2020

    Фестиваль Мал да удал

    В конце февраля 2020 в Новосибирске проходил IV Всероссийский фестиваль-конкурс камерных спектаклей «Один. Два. Три». Участвовали в нем спектакли со всей России, а в офф-программе была заявлена еще и пара иностранных перформансов.
  • День театра online
    26 Марта 2020

    День театра online

    Такого Дня театра мир еще не отмечал. Артисты на сцене, музыканты – в оркестровой яме, все службы – на рабочих местах. А зрители приникли к экранам мониторов у себя дома. 
  • Высокие технологии танца
    16 Марта 2020

    Высокие технологии танца

    14 и 15 марта 2020 года в Инновационном культурном центре Калуги состоялась Всероссийская научно-практическая конференция «Развитие современного танца в регионах» для практиков и исследователей современного танца из разных уголков страны.
  • Только пианино не бросай
    25 Февраля 2020

    Только пианино не бросай

    «Борис» по А. Пушкину. Режиссер Дмитрий Крымов. Театральное агентство «Арт-Партнер-XXI». Музей Москвы
  • Игорь Костолевский сыграл постаревшего Мирою
    18 Февраля 2020

    Игорь Костолевский сыграл постаревшего Мирою

    А. Вамиплов. «Старший сын». Режиссер Анатолий Шульев. Театр им. Маяковского
  • Колдунья Мэб в подземном переходе
    18 Февраля 2020

    Колдунья Мэб в подземном переходе

    У. Шекспир. «Ромео и Джульетта». Режиссер Егор Перегудов. РАМТ
  • Выживет только Арлекин
    10 Февраля 2020

    Выживет только Арлекин

    Ж.-Б. Мольер. «Lё Тартюф. Комедия». Режиссер Юрий Муравицкий. Театр на Таганке
  • Семь пятниц на неделе
    07 Февраля 2020

    Семь пятниц на неделе

    А. Саморядов, Р. Михайлов. «Сказка про последнего ангела». Режиссер Андрей Могучий. Театр Наций.
  • Свидания на Театральной 2020
    04 Февраля 2020

    Свидания на Театральной 2020

    Рязанский театр драмы открыл прием заявок на V Международный форум «Свидания на Театральной», который состоится с 16 по 22 ноября 2020 года.
  • Без дублера
    02 Февраля 2020

    Без дублера

    С 29 января по 22 марта Театральный музей имени Бахрушина представляет выставку, посвященную 75-летию Николая Караченцова.
  • Чехов: Non-fiction
    01 Февраля 2020

    Чехов: Non-fiction

    В музее-заповеднике А. П. Чехова «Мелихово» в 2020 году стартует проект лаборатории для молодых драматургов «Чехов: Non-fiction».
  • Фестиваль Анатолия Васильева
    29 Января 2020

    Фестиваль Анатолия Васильева

    С 29 января по 15 февраля в БДТ пройдет фестиваль Анатолия Васильева — гуру и живой легенды отечественного и мирового театра.
  • Преемник Рыжакова
    28 Января 2020

    Преемник Рыжакова

    Дмитрий Волкострелов назначен художественным руководителем Центра имени Мейерхольда. Обязанности директора продолжит исполнять Елена Ковальская.
  • Может, супу?
    27 Января 2020

    Может, супу?

    А. Сальников. «Петровы в гриппе». Режиссер Антон Федоров. «Гоголь-центр».
  • Золотая маска – 2020
    23 Января 2020

    Золотая маска – 2020

    Конкурсная программа ХХVI Фестиваля "Золотая маска" откроется 25 января в Москве показом мюзикла "Стиляги" Театра наций.
  • Вершки и корешки
    22 Января 2020

    Вершки и корешки

    Алексей Житковкий. «Посадить дерево». Режиссер Марина Брусникина. Театр «Практика».
  • "Волнение" БДТ в Театре наций
    21 Января 2020

    "Волнение" БДТ в Театре наций

    БДТ открыл московские гастроли спектаклем "Волнение" с Алисой Фрейндлих на Основной сцене Театра наций.
  • Выставка Галины Улановой
    18 Января 2020

    Выставка Галины Улановой

    С 18 января по 22 марта Театральный музей имени Бахрушина представляет выставку к 110-летию со дня рождения Галины Улановой.
  • За хвостом птицы-тройки
    17 Января 2020

    За хвостом птицы-тройки

    С. Клычков. «Сахарный немец». Режиссер Уланбек Баялиев. МХТ им. Чехова.
  • «Я въехал в кровь уже так далеко…»
    14 Января 2020

    «Я въехал в кровь уже так далеко…»

    У. Шекспир. «Макбет». Театр «Школа драматического искусства». Режиссер Александр Огарёв.
  • Преемник Волчек
    30 Декабря 2019

    Преемник Волчек

    Глава Театрального центра имени Мейерхольда Виктор Рыжаков назначен художественным руководителем театра «Современник».
  • Ушла из жизни Галина Волчек
    27 Декабря 2019

    Ушла из жизни Галина Волчек

    Вечером 26 декабря ушла из жизни художественный руководитель Московского театра «Современник» Галина Волчек. Ей было 86 лет.
  • Культура в опасности
    25 Декабря 2019

    Культура в опасности

    Балерины исполнили отрывок из балета Петра Чайковского «Лебединое озеро» на ступенях Оперы Гарнье в Париже в знак протеста против реформы пенсионной системы.
  • Лучшие пьесы 2019 года
    23 Декабря 2019

    Лучшие пьесы 2019 года

    Подведены итоги объединенного конкурса современной драматургии «Кульминация». Пьесой 2019 года стал «Исчезнувший велосипедист» драматурга Константина Костенко.
  • Первый Гамлет на Руси
    18 Декабря 2019

    Первый Гамлет на Руси

    Московский театр «Человек» выпустил премьеру по «Гамлету» в переводе Александра Сумарокова 1748 года.
  • Хореография документа
    17 Декабря 2019

    Хореография документа

    В российском YouTube открыт новый канал «Болит. Балет», где московские артисты создают пластические постановки по актуальным новостям.
  • Театр в сети Facebook
    16 Декабря 2019

    Театр в сети Facebook

    Компания Facebook выпустила «Путеводитель по театральному миру России», где собраны рекомендации пяти сообществ, пишущих о театре.
  • Ушла Екатерина Дурова
    13 Декабря 2019

    Ушла Екатерина Дурова

    Заслуженная артистка России Екатерина Дурова ушла из жизни в возрасте 60 лет после продолжительной болезни.
  • Леди, stuff и девочки
    12 Декабря 2019

    Леди, stuff и девочки

    На фестивале NET, на территории Завода слоистых пластиков в Санкт-Петербурге, показали мировую премьеру «Игрушек» датской компании Signa.
  • «Театральный роман»-2019
    11 Декабря 2019

    «Театральный роман»-2019

    10 декабря в «Новом Манеже» состоялась торжественная церемония вручения VI-й премии «Театральный роман»-2019.
  • Все о ее матери
    10 Декабря 2019

    Все о ее матери

    Фестиваль NET открыл для театралов Москвы и Санкт-Петербурга новое знаковое имя современного театра – Анхелику Лидделл.
  • У танца на краю
    09 Декабря 2019

    У танца на краю

    В Екатеринбурге завершился Международный фестиваль современного танца «На грани»
  • Бартошевич, великий и прекрасный
    04 Декабря 2019

    Бартошевич, великий и прекрасный

    Легендарному историку мирового театра Алексею Вадимовичу Бартошевичу исполнилось 80 лет!
  • Памяти Че Гевары
    03 Декабря 2019

    Памяти Че Гевары

    В Екатеринбурге прошла российская премьера оратории Ханса Вернера Хенце «Плот "Медузы"» в рамках пятого международного музыкального фестиваля «Евразия».
  • Мышкин-сан
    02 Декабря 2019

    Мышкин-сан

    Хореограф, танцовщик, режиссер, художник Сабуро Тэсигавара показал на сцене ТЮЗ им. Брянцева в рамках фестиваля «Дягилев P.S.» свою версию романа Достоевского «Идиот».
  • Лучшие пьесы 2019 года
    29 Ноября 2019

    Лучшие пьесы 2019 года

    Объявлен шорт-лист лучших пьес 2019 года на соискание премии "Кульминация" в области современной драматургии  
  • Вместо Курентзиса
    28 Ноября 2019

    Вместо Курентзиса

    Марат Гацалов с 1 декабря станет главным режиссером Пермского театра оперы и балета.
  • Свидания на Театральной
    26 Ноября 2019

    Свидания на Театральной

    Завершился IV Международный фестиваль спектаклей о любви «Свидания на Театральной».
  • Премия Станиславского
    25 Ноября 2019

    Премия Станиславского

    Серебренникову, Ширвиндту, Виктюку и Апфельбаум вручена Международная премия Станиславского
  • Премия Юрия Любимова
    18 Ноября 2019

    Премия Юрия Любимова

    Международная театральная премия имени Юрия Любимова была вручена в минувшую субботу выдающемуся японскому режиссеру Тадаши Судзуки в Александринском театре.
  • А вот и NET
    13 Ноября 2019

    А вот и NET

    Сегодня открывается XXI фестиваль Нового европейского театра. Впервые он проходит на два города – NET принимают Москва и Санкт-Петербург.