Год образования 1948, UNESCO
Главная > Новости > За мыльным пузырем

За мыльным пузырем

Вначале была рецензия, которую драматург Ася Волошина написала на один из спектаклей Юрия Бутусова. «Эта девочка меня просто просканировала», - скажет он после. Бутусов разыскал и пригласил Волошину в свою команду Театра им. Ленсовета. Однажды даже устроил удивительную акцию: сам исполнил её пьесу «Мама», исповедь девушки, рано потерявшей мать, но получивший от неё в наследство пачку писем – ровно столько, чтобы читать по письму в год, пока мама не станет ровесницей. Потом Бутусов ушел из Театра им. Ленсовета и первой его премьерой в качестве свободного художника стал «Человек из рыбы» на сцене МХТ им. Чехова. По пьесе Аси Волошиной, которую только в Москве и только в сентябре поставили в трёх театрах.

«Человек из рыбы» - лобовое столкновение двух миров, показанное в рапиде, и оттого еще более эффектное и ощутимое. Один из них – эфемерная Родина, плотный мир культурных ассоциаций, овеянный тоской по стране, которая давно умерла, и лучшие ее представители чувствуют, что живут и растят детей именно в умершей стране. Но в отличие от подавляющего большинства знают, какой она была, пока жила. Первый мир представляют в основном филологи, которые делят квартиру на Караванной. Во втором мире они вынуждены работать – риелторами, блогерами или журналистами, не суть важно: их конечная цель заработать, вырвать себе право вернуться и окончательно поселиться в мире первом. Но второй разрушает первый мир буднично и страшно: материализуется ночной кошмар восьмилетней девочки - человек из рыбы, и сотрудники органов опеки уводят ее из богемной квартиры на Караванной в детприемник. И несколько взрослых людей ничего не могут поделать, чтобы вырвать ребенка из лап системы, где ему сознательно ломают психику. Драматург с режиссёром оставляют их в состоянии апатии и ступора.

Понятно, что и режиссёру, и драматургу близок первый мир, и понятно состояние, в котором они оставляют своих героев. Адрес, по которому прописаны персонажи, отсылает к «Бегу» Булгакова и Бутусова, где упоминается снег на Караванной, становясь синонимом утраченной России. «Снег на Караванной» - так хочет назвать своё главное детище: рок-группу или лучшую, главную вещь, которую он когда-нибудь напишет (а скорее, не напишет никогда, погрязнув в газетной рутине), один из героев «Человека из рыбы» Гриша Дробужинский (Артём Быстров). В спектакле вообще есть очень личные мотивы, которые невольно придают ему какое-то иное качество. Такие, как пролог, где герой Андрея Бурковского – точнее, сам актёр на пороге своей роли, - схематично «проходит» сцену со свечой, одну из главных в творчестве и Арсения Тарковского, и Олега Янковского: с деловитостью интеллектуала, бегущего ложного пафоса, он пытается повторить этот трюк, рассуждая о технике съёмок этой сцены (семь минут без единой монтажной склейки) и её месте в мировом кинематографе (входит в пятёрку лучших сцен всех времён и народов). Так в культурный подтекст спектакля вместе с Караванной улицей попадает ещё один – важнейший для российской интеллигенции - фильм «Ностальгия» (есть ещё один эпизод – пластический этюд, где герой Андрея Бурковского красит руки красным и начинает корёжиться, как охваченный пламенем Доменико). А верёвочка ассоциаций вьётся и ведёт к внучке Олега Янковского Елизавете, которая бесстрашно и ярко дебютировала на сцене МХТ им. Чехова.

Благодаря этому прологу и антифиналу, написанному уже самой Асей Волошиной, пьеса точно размыкается в пространство театра, который как будто на наших глазах заново ищет язык, подходящий сегодня, когда мы захлёбываемся в самых токсичных информационных потоках, для того, чтобы говорить о ностальгии, о прошлых кумирах, о современной трагедии, которая балансирует между скверным анекдотом, социальной драмой и немотой, невозможностью выразить происходящее.

В финале, меньше всего похожем на финал, героиня Лауры Пицхелаури выходит из своей роли и рассказывает, что сочувствует этим людям с Караванной, которые не смеют рассказать матери правду об исчезнувшем ребенке, и испытывает ужас перед учреждением, куда попадают изъятые из семьи дети – работая над спектаклем, она побывала там. Впрочем, мы не знаем, относится ли сказанное к самой актрисе или всё-таки к ее героине.

А между прологом и эпилогом - история, где есть и нарратив с любовными переживаниями, и близкое русскому уму «давайте хоть пофилософствуем». И текст в тексте - отрывок из будущей повести Дробужинского про тридцатые годы – ещё один пласт памяти, столь важный любому петербуржцу. И приключения языка, которым обитатели странной квартиры обязаны французу Бенуа (Андрей Бурковский сыграл его с истинным французским шармом и русской страстью), - он приехал в Санкт-Петербург изучать петербургские эркеры и лепнину, нашёл здесь потрясающих друзей и потерял радость жизни. Его насквозь «профранцуженный» русский точно длит традицию абсурдизма, привнося в неё сугубо русские нотки.

«Человек из рыбы» почти выдерживает классическое единство места, времени и действия. Квартира на Караванной, когда-то принадлежавшая некому солидному петербуржскому семейству, давно уже раскололась на множество сдаваемых комнат, где никому ничего не принадлежит, а её обитатели готовы сорваться и уехать в любой момент. Её чёрные стены от художника Николая Симонова опускаются на сцену, как западня, по желобам струится талая вода – кровь города или растаявший снег на Караванной. В верху горит окно, «где опять не спят». В дверном проеме маячит картонная фигурка ребёнка – девочки Умки (как Ума Турман), она же Одри (как Одри Хёпберн) со сложносочинённым внутренним миром, которую забрал человек из рыбы.

Время, как говорит Бенуа, «тянет себя» между двумя вечерами. Первый вечер отдан излюбленной интеллектуалами игре в бисер с культурными цитатами и ассоциациями. Во втором акте все расходятся по своим клеткам-комнатушкам, и глухая ночь начинает буквально кровоточить от эмоций, беспокойств, неразделённой любви. Или разделённой, но тоже, кажется, очень краткой и необязательной: между мужчиной и женщиной – текст о тридцатых годах и о любви перед арестом, и кажется, что этот текст и всё, что стоит за ним, реальнее и важнее, чем эти двое людей, которым вроде бы хорошо вдвоём.

Луч света выхватывает из темноты три комнаты – то по одной, то сразу по две, слова героинь переплетаются и летят в ночь. Лаура Пицхелаури, Лиза Янковская и Надежда Калеганова играют их так по-женски роскошно и честно, что не остаётся сомнений – сегодня никто из режиссёров так не чувствует женскую природу, как Юрий Бутусов. Который точно подхватил эту эстафету у Петра Фоменко (правда, последний с большим удовольствием оглядывался на женщин былых времён). Особенно хорош танец Лауры Пицхелаури, чья героиня возвращается домой после удачной сделки и ещё не знает, что потеряла дочь, - прекрасная в своём материнском «разгильдяйстве» и любви, позволившая себе отчаянный и бесстыжий танец, свою маленькую женскую месть безжалостному миру.

Лейтмотивом спектакля становится монолог Дробужинского о современном Крысолове с мыльными пузырями и девочке, бегущей за огромным пузырем, мимо архитектурных парижских роскошеств и грязных кварталов с мигрантами, мимо величия и язв современной цивилизации. Монолог потом произносят на разные лады другие герои. А огромные мыльные пузыри приготовлены для поклонов - праздничной атмосферы и одновременно самоиронии театра, который, как парижский крысолов, может увлечь и утешить только этими сверкающими мыльными пузырями.


Ольга Фукс

Дата публикации

02 Ноября 2018

Другие материалы о театре и искусстве

  • БДТ в Москве
    18 Января 2019

    БДТ в Москве

    Андрей Могучий: "Мы привозим в Москву пять спектаклей. Не знаю, лучшие они или нет, но в любом случае они отражают сегодняшний день БДТ."
  • Обыкновенная история
    17 Января 2019

    Обыкновенная история

    25-й Национальный фестиваль «Золотая маска» стартовал в Москве и Перми.
  • В Берлин, в Цюрих, в Женеву
    16 Января 2019

    В Берлин, в Цюрих, в Женеву

    17 января состоится первый из десяти показов «Трёх сестёр» Тимофея Кулябина в Женеве, далее артистов «Красного факела» ждут в Берлине и Цюрихе. Большой европейский тур спектакля продлится с января по март.
  • Гастроли БДТ
    11 Января 2019

    Гастроли БДТ

    С 19 по 29 января в Москве пройдут гастроли БДТ им. Товстоногова. Спектакли "Гроза", "Пьяные", "Губернатор", "Слава", "Алиса" будут сыграны на сценах МХТ им. Чехова и Малого театра.
  • Эффект Пигмалиона
    09 Января 2019

    Эффект Пигмалиона

    6 февраля 2019 года Театр балета Бориса Эйфмана сыграет премьеру "Эффект Пигмалиона" на сцене Александринского театра.
  • Гастроли эстонской оперы
    09 Января 2019

    Гастроли эстонской оперы

    Национальная опера "Эстония" даст пять представлений на исторической сцене Большого театра с 9 по 12 января.
  • Русские сезоны в Германии
    08 Января 2019

    Русские сезоны в Германии

    В Германии стартовали "Русские сезоны". Масштабный фестиваль, который продлится целый год, открыли оперная труппа, хор и симфонический оркестр Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева.
  • Защита Ричарда
    27 Декабря 2018

    Защита Ричарда

    6 и 7 февраля на малой сцене БДТ пройдут гастроли спектакля «Игрок в шахматы». В главной роли — американский актер Ричард МакЭлвейн.
  • Игра в театр на Рождество
    27 Декабря 2018

    Игра в театр на Рождество

    В Мемориальной усадьбе Ф.И. Шаляпина расскажут о рождественских традициях семьи выдающегося баса.
  • Rimini Protocoll 2019
    25 Декабря 2018

    Rimini Protocoll 2019

    Валерий Фокин анонсировал спектакль Rimini Protocoll на 70 площадках Санкт-Петербурга в рамках Театральной олимпиады, которая пройдет в 2019 году
  • Премьера "Барокко"
    25 Декабря 2018

    Премьера "Барокко"

    В "Гоголь-центре" 25 и 26 декабря представят проект Кирилла Серебренникова "Барокко", который создавался без его присутствия в театре.
  • Поставленному верить
    24 Декабря 2018

    Поставленному верить

    Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко отпраздновал столетний юбилей.
  • Свой остров
    20 Декабря 2018

    Свой остров

    19 декабря празднует юбилей художественный руководитель Московского театра "Современник" Галина Волчек.
  • Шалом, премьера!
    20 Декабря 2018

    Шалом, премьера!

    Герои американской пьесы «Плохие евреи» впервые заговорили по-русски. Премьера в московском театре "Шалом".
  • Лучшие спектакли года
    19 Декабря 2018

    Лучшие спектакли года

    В номинации «Спектакль года» по версии Ассоциации театральных критиков победила постановка Дмитрия Крымова «Му-Му» (Театр Наций).
  • Театральный роман 2018
    18 Декабря 2018

    Театральный роман 2018

    17 декабря в Каретном сарае Главного здания Театрального музея имени Бахрушина прошла торжественная церемония вручения ежегодной Премии в области литературы о театре «Театральный роман».
  • Родом из классики
    17 Декабря 2018

    Родом из классики

    В Большом театре состоялась премьера, объединившая два одноактных балета – “Артефакт-сюиту” живого классика Уильяма Форсайта и “Петрушку” в постановке руководителя Национального театра Словении Эдварда Клюга.
  • Новый куратор Vaba Lava
    16 Декабря 2018

    Новый куратор Vaba Lava

    Куратором эстонского центра сценических искусств Vaba Lava назначен литовский драматург и режиссер Мариус Ивашкявичус.
  • Путешествие в Реймс
    14 Декабря 2018

    Путешествие в Реймс

    На Исторической сцене Большого театра состоялась премьера главной новинки сезона — «Путешествия в Реймс» Джоаккино Россини в постановке Дамиано Микьелетто и Тугана Сохиева.
  • Последняя гастроль
    13 Декабря 2018

    Последняя гастроль

    На фестиваль NET приехал спектакль Кристофа Марталера «Мы берем это на себя». Московские гастроли стали последним его показом — после этого постановка уходит из репертуара цюрихского «Шаушпильхауса».
  • Золотое жюри
    13 Декабря 2018

    Золотое жюри

    Союз театральных деятелей России утвердил состав жюри итогового фестиваля-конкурса Российской национальной театральной премии "Золотая маска" — 2019.
  • К столетию Солженицына
    12 Декабря 2018

    К столетию Солженицына

    В бывшем Камерном музыкальном театре имени Покровского, недавно вошедшем в состав Большого, состоялась первая премьера сезона: оперу «Один день Ивана Денисовича» Александра Чайковского поставил Георгий Исаакян.
  • 240 лет "Ла Скала"
    12 Декабря 2018

    240 лет "Ла Скала"

    Оперный театр «Ла Скала» проведет выставку «Великолепная фабрика: от Пьермарини до Ботты», посвященную 240-летию с момента открытия театра.
  • Девять часов в Макондо
    11 Декабря 2018

    Девять часов в Макондо

    15, 16, 22 и 23 декабря в Студии театрального искусства Егор Перегудов представит девятичасовой спектакль "Один день в Макондо".
  • Робот по имени Жанна
    10 Декабря 2018

    Робот по имени Жанна

    В премьерном спектакле "Лолита/Жанна д'Арк" театра "Гешер" в Тель-Авиве ведущую женскую роль исполнил робот, сделанный в России.
  • Блиц-крик
    08 Декабря 2018

    Блиц-крик

    "Мизантроп" Дмитрия Быкова и Элмара Сенькова — премьера в "Гоголь-центре".
  • Призрак бродит
    07 Декабря 2018

    Призрак бродит

    Знаменитая "Баядерка" легедарного Мариуса Петипа в берлинской постановке Алексея Ратманского.
  • Фестиваль памяти
    06 Декабря 2018

    Фестиваль памяти

    На десять дней артисты Театра. doc переместились на площадку киевского PostPlay Театра, где все эти десять дней представляли самые знаковые свои спектакли.
  • Из Италии в Питер
    06 Декабря 2018

    Из Италии в Питер

    Итальянский Театр Стабиле Неаполя - театр Национале (Меркаданте) с успехом выступил 4 и 5 декабря в Петербурге со спектаклем "Шесть персонажей в поисках автора" по пьесе Нобелевского лауреата Луиджи Пиранделло.
  • Анонс Платоновского фестиваля
    05 Декабря 2018

    Анонс Платоновского фестиваля

    В девятом Платоновском фестивале поучаствуют более 500 артистов из 12 стран. Он пройдет в Воронеже с 1 по 16 июня 2019 года.
  • Новый худрук МХАТ
    04 Декабря 2018

    Новый худрук МХАТ

    Эдуард Бояков назначен новым художественным руководителем МХАТ имени Горького. Татьяна Доронина стала президентом театра.
  • Премьерные "Любовницы"
    03 Декабря 2018

    Премьерные "Любовницы"

    23 декабря на малой сцене Театра Наций в Москве состоится премьера спектакля по роману лауреата Нобелевской премии Эльфриды Елинек «Любовницы».
  • Манифест "Барокко"
    03 Декабря 2018

    Манифест "Барокко"

    25 и 26 декабря в «Гоголь-центре» выходит премьера «Барокко» Автором спектакля, пьесы, декораций и костюмов стал Кирилл Серебренников, а осуществил его замысел на сцене режиссер Евгений Кулагин.
  • Фестиваль "Территория" едет на Сахалин
    03 Декабря 2018

    Фестиваль "Территория" едет на Сахалин

    Фестиваль - школа современного искусства "Территория. Сахалин" начинает свою работу в Южно-Сахалинске. В программу вошли спектакли, выставка, концерт, а также образовательная программа.
  • Интервью Римаса Туминаса
    03 Декабря 2018

    Интервью Римаса Туминаса

    Труппа Театра Вахтангова вернулась из Милана, где 28 и 29 ноября в рамках проекта «Русские сезоны» представила спектакль «Евгений Онегин» на сцене театра «Пикколо ди Милано» Джорджо Стрелера.
  • В главной роли – "Чёрный квадрат"
    28 Ноября 2018

    В главной роли – "Чёрный квадрат"

    В Третьяковской галерее на Крымском валу состоялась мировая премьера оперы Ильи Демуцкого «Для Чёрного квадрата». Главным героем стал оригинал картины Малевича.
  • На стыке реальностей
    28 Ноября 2018

    На стыке реальностей

    В Петербурге в семнадцатый раз была вручена Европейская Театральная Премия и в пятнадцатый раз в ее рамках – премия “Театральная реальность”.
  • Гамлет в Стамбуле
    26 Ноября 2018

    Гамлет в Стамбуле

    Театр Наций показал в Стамбуле спектакль «Гамлет/Коллаж» Робера Лепажа. Гастроли стали частью совместного проекта фестиваля «Золотая маска» и Стамбульского фестиваля искусств.
  • Лучшая пьеса года
    23 Ноября 2018

    Лучшая пьеса года

    Лучшей пьесой 2018 года в России объявлена "Горка" Алексея Житковского.
  • Ушёл Эймунтас Някрошюс
    20 Ноября 2018

    Ушёл Эймунтас Някрошюс

    Накануне своего 66-летия скончался выдающийся литовский театральный режиссёр Эймунтас Някрошюс.
  • Открытое окно в Европу
    19 Ноября 2018

    Открытое окно в Европу

    В Санкт-Петербурге вручили 17-ю Европейскую театральную премию и показали работы нынешних лауреатов. Но не всех.
  • Встреча на Невском
    16 Ноября 2018

    Встреча на Невском

    Генеральный директор Международного института театра Тобиас Бьянконе выступил на VII Санкт-Петербургском международном культурном форуме.
  • Russischer Theaterfrühling
    07 Ноября 2018

    Russischer Theaterfrühling

    С 17 по 25 ноября в Берлине пройдёт фестиваль «Российская театральная весна». В этом году фестиваль посвящен Кириллу Серебренникову...
  • Чужой
    06 Ноября 2018

    Чужой

    На сцене Учебного театра Высшей школы сценических искусств прошли двухдневные гастроли берлинского театра «Русская сцена».
  • А завтра была революция
    01 Ноября 2018

    А завтра была революция

    Премьера спектакля «Касатка» по пьесе А.Н. Толстого в постановке народного артиста РФ Рифката Исрафилова открыла 163-й театральный сезон в Оренбургском областном драматическом театре.
  • «Золотая маска» в 25-й раз
    31 Октября 2018

    «Золотая маска» в 25-й раз

    Фестиваль-премия «Золотая маска» объявили список номинантов.
  • Премия Станиславского
    24 Октября 2018

    Премия Станиславского

    Объявлены лауреаты Международной театральной премии имени Станиславского.
  • Новые короткие пьесы
    23 Октября 2018

    Новые короткие пьесы

    "Новые короткие пьесы" французского режиссера Филиппа Декуфле завершат XIII Международный фестиваль-школу современного искусства "Территория".
  • Реклама