Год образования 1948, UNESCO
Главная > Новости > Завершился XIII Дягилевский фестиваль

Завершился XIII Дягилевский фестиваль

На финальной фестивальной вечеринке губернатор Пермского края Максим Решетников появился в футболке с надписью «Не дайте Курентзису уехать». Что это было — следование модным трендам или манифестация собственных намерений, — каждый решает, исходя из собственного уровня оптимизма. Но ситуация вокруг Курентзиса и его команды, обрастающая слухами о переезде то в Москву, то в Питер, сейчас (особенно когда над проектом строительства новой сцены нависла тень Владимира Кехмана) действительно накалена. Никогда еще ощущение, что пермское чудо не может длиться вечно, не было так материально. Хотя все предыдущие девять лет, что Курентзис тут у руля, мы, конечно, тоже про это помнили.

Дягилевский фестиваль, затеянный Георгием Исаакяном в 2003 году, прошел в 13-й раз. Длился он 11 дней и 11 ночей на нескольких площадках города одновременно (а пианист Михаил Мордвинов даже съездил за 60 км в город Оханск и сыграл там мировую премьеру сочинения Бориса Филановского), требуя от всех сопричастных бессонного бодрствования, послушания, благоговения, любви и некоторого количества грусти. По всему городу развешен угрюмый Черный квадрат — визуальный символ нынешнего фестиваля. Ключевые программы — одна другой прощальнее. Из традиционного Малера в исполнении Фестивального оркестра — Девятая симфония (то есть — последняя завершенная), она открывала фестиваль. Закрывал — Немецкий реквием Брамса с участием солистов Надежды Павловой и Димитриса Тилякоса, хора MusicAeterna и гостевого Малеровского камерного оркестра с вкрапленными в него для верности пермяками. Чтобы получилась барочная баховская легкость позднего романтизма. Курентзис будет не Курентзис, если оставит проверенный шедевр на далеком привычном пьедестале. Перед Брамсом — пятиминутная пьеса Мортона Фелдмана «Мадам Пресс умерла на прошлой неделе в возрасте 90 лет» (деревянные духовые 90 раз произносят «ку-ку»). Перед Фелдманом — сакральная темнота в зале и не объявленный в программе хор ангелов из-за дверей. А после финальной ноты Реквиема — длиннющая напряженная тишина, когда дирижер не опускает рук и хлопать еще нельзя. Курентзис здорово умеет растягивать эту тишину.

С аплодисментами тут вообще непросто. Вроде всеобщая атмосфера обожания требует оваций. Но даже во время концертного исполнения моцартовского «Идоменея» с клокотанием надчеловеческих стихий и голосами с неба хлопать порой как-то неловко. Хотя и исполнитель заглавной партии Сергей Годин, и пылающая гневом Элеонора Буратто (дочь царя Агамемнона Электра), и акварельная Йинь Фан (дочь троянского царя Приама Илия), и хор с оркестром MusicAeterna этого достойны. «Идоменей», в сюжете которого можно разглядеть и будущую вердиевскую «Аиду», и библейскую историю жертвоприношения Авраамом своего сына Исаака, — ранняя и нечасто исполняемая опера Моцарта, знаменующая переход от традиций старой оперы-сериа к новой драме. Этим летом ее поставят на Зальцбургском фестивале. Режиссер — Питер Селларс, дирижер — Теодор Курентзис за пультом Фрайбургского барочного оркестра. Из участников пермского исполнения в Зальцбург поедут хор и Йинь Фан.

А еще тут бывает, что музыканты вообще не выходят на поклоны. Потому что они — не музыканты, а жрецы. А театр — не театр, а храм. А слушатели — не слушатели, а паства. И это все серьезно, без ухмылки и постмодернистских кавычек. И самое удивительное, что в это почти всегда веришь. Центральным событием фестиваля было посвященное Арво Пярту совместное выступление двух хоров-побратимов — MusicAeterna под управлением Виталия Полонского и ByzantiAeterna под управлением Антониоса Кутруписа, почетного правого певчего кафедрального собора Святого Георгия в Венеции, соученика Курентзиса по Санкт-Петербургской консерватории. Если волшебный коллектив Полонского уже давно пребывает в статусе непреходящей ценности, то 12 выпускников греческих школ византийской музыки (слегка подзамерзших при выходе из самолета в майский пермский мороз, но оттаявших в легендарной «Пельменной № 2») — новички. Хор ByzantiAeterna основан в 2018 году по инициативе Курентзиса. В программе Festina lente («поспешай медленно» (лат.)) коллективы можно было распознать только на слух — темнота, все в рясах, сцена Пермского театра напоминает алтарь, древние византийские песнопения перемешаны с музыкой Пярта, своей шершавой землистостью оттеняя ее стерильную чистоту. Смирение в зале нарушают немногие уходящие, смирение на сцене — некоторые многозначительные излишества в мизансценировании. Аплодисменты не предусмотрены.

Не обошлось и без встречи Византии с «пермскими богами» на традиционных ночных бдениях в художественной галерее (Спасо-Преображенский собор, 3:30 утра, свечи, пермская деревянная скульптура, рассвет на Каме). Еще одной участницей ночных концертов у богов в этом году была Сесиль Лартиго, исполнительница на инструменте под названием «волны Мартено» (с нею тут подружились во время прошлогодней «Жанны на костре» Ромео Кастеллуччи).

У фестивальной публики есть свои любимые, из года в год повторяющиеся форматы и артисты — например, гала-концерты в Дягилевской гимназии с лежанием на подушках за полночь, клавирабенды минималиста Антона Батагова и старинщика Алексея Любимова, ультрасовременная музыка от МАСМа, эксклюзив от Алексея Гориболя (в этом году — вечер немецких Lied с местной примой Надеждой Павловой). Но нового и непривычного всегда больше. Будь то спектакль «Старик и море» Анатолия Васильева или оратория предшественника Баха Генриха Шютца «История Воскресения Иисуса Христа» в исполнении французского ансамбля La Tempête с раннебарочными цинками, сакбутами и певцом из мелькитской церковной общины Жоржем Абдаллой, сообщающим теноровой партии Повествователя (что-то вроде баховского Евангелиста) ядреный восточный колорит.

Из других новинок фестиваля в этот раз важнее всего был культурный кластер «Завод Шпагина», устроенный в бывших железнодорожных мастерских, где расположился Фестивальный клуб, в прошлые годы ютившийся во времянке перед театром. Огромные цеха в стиле лофт жили креативной молодежной жизнью, не ведающей ни о каких прощальных настроениях. Дети на самокатах, наблюдающие, как известный австрийский композитор Георг Фридрих Хаас репетирует с МАСМом свою непростую музыку, «Восьмидневный хор» для непрофессионалов и обучение всех желающих танцу линди-хоп, Надя Павлова в качестве модели на показе пермских дизайнеров и внушительная образовательная программа. А иногда и сам Курентзис заглядывает — то даст дирижерский мастер-класс, то выступит в жанре индастриал с дрелью в руках в проекте Hammerschlag. Сложно представить, как все тут будет, если ему все же дадут уехать.

Источник

Дата публикации

04 Июня 2019

Другие материалы о театре и искусстве

  • Бартошевич, великий и прекрасный
    04 Декабря 2019

    Бартошевич, великий и прекрасный

    Легендарному историку мирового театра Алексею Вадимовичу Бартошевичу исполнилось 80 лет!
  • Памяти Че Гевары
    03 Декабря 2019

    Памяти Че Гевары

    В Екатеринбурге прошла российская премьера оратории Ханса Вернера Хенце «Плот "Медузы"» в рамках пятого международного музыкального фестиваля «Евразия».
  • Мышкин-сан
    02 Декабря 2019

    Мышкин-сан

    Хореограф, танцовщик, режиссер, художник Сабуро Тэсигавара показал на сцене ТЮЗ им. Брянцева в рамках фестиваля «Дягилев P.S.» свою версию романа Достоевского «Идиот».
  • Лучшие пьесы 2019 года
    29 Ноября 2019

    Лучшие пьесы 2019 года

    Объявлен шорт-лист лучших пьес 2019 года на соискание премии "Кульминация" в области современной драматургии  
  • Вместо Курентзиса
    28 Ноября 2019

    Вместо Курентзиса

    Марат Гацалов с 1 декабря станет главным режиссером Пермского театра оперы и балета.
  • Свидания на Театральной
    26 Ноября 2019

    Свидания на Театральной

    Завершился IV Международный фестиваль спектаклей о любви «Свидания на Театральной».
  • Премия Станиславского
    25 Ноября 2019

    Премия Станиславского

    Серебренникову, Ширвиндту, Виктюку и Апфельбаум вручена Международная премия Станиславского
  • Премия Юрия Любимова
    18 Ноября 2019

    Премия Юрия Любимова

    Международная театральная премия имени Юрия Любимова была вручена в минувшую субботу выдающемуся японскому режиссеру Тадаши Судзуки в Александринском театре.
  • А вот и NET
    13 Ноября 2019

    А вот и NET

    Сегодня открывается XXI фестиваль Нового европейского театра. Впервые он проходит на два города – NET принимают Москва и Санкт-Петербург.
  • Бог тоже сирота
    05 Ноября 2019

    Бог тоже сирота

    Год без Някрошюса
  • Легко о тяжелом
    25 Октября 2019

    Легко о тяжелом

    Фестиваль «Территория», проходящий в этом году в рамках национального проекта «Культура», привез спектакль «Пять легких пьес» режиссера Мило Рау.
  • САТИРИКОНУ — 80!
    24 Октября 2019

    САТИРИКОНУ — 80!

    Михаил Швыдкой — об Аркадии и Константине Райкиных и двух разных театрах, которые они создали.
  • Тюри-пури и дружочек
    22 Октября 2019

    Тюри-пури и дружочек

    В Московском музее современного искусства в Ермолаевском переулке открылась выставка «Человек размером с дом», посвященная Дмитрию Брусникину.
  • Из Сайгона в Хошимин
    15 Октября 2019

    Из Сайгона в Хошимин

    Спектакль «Сайгон» Каролин Нгуен на фестивале «Территория», которая в 2019 году проходит в рамках Национального проекта «Культура».
  • По ту сторону иронии
    09 Октября 2019

    По ту сторону иронии

    Павел Руднев – о поставленном в БДТ Константином Богомоловым спектакле "Слава", который вскоре увидят эстонские зрители "Золотой маски".
  • Быть или не быть
    07 Октября 2019

    Быть или не быть

    Т. Уильямс. «Кошка на раскаленной крыше». Режиссер Кама Гинкас. МТЮЗ.
  • Ушел из жизни Марк Захаров
    02 Октября 2019

    Ушел из жизни Марк Захаров

    Его боготворили артисты и обожали журналисты. Мудрый, ироничный, парадоксальный, способный и на гнев, и на нежность, вежливый, как университетский профессор позапрошлого века.
  • Птенцы Григоровича
    27 Сентября 2019

    Птенцы Григоровича

    Всероссийский конкурс артистов балета и хореографов «Современный танец в музыкальном театре» состоялся в Ярославле.
  • Из вещества того же, что наши сны
    23 Сентября 2019

    Из вещества того же, что наши сны

    В Москве открылся VII Всероссийский фестиваль особый театров «Протеатр».
  • Луч света в царстве судебного произвола
    12 Сентября 2019

    Луч света в царстве судебного произвола

    Мещанский суд Москвы по собственной инициативе вернул обратно в Генпрокуратуру РФ дело "Седьмой студии" из-за нарушений и противоречий в ходе следствия.
  • После Бомбы
    22 Июля 2019

    После Бомбы

    На Чеховском фестивале состоялась мировая премьера новой версии спектакля Робера Лепажа «Семь притоков реки Ота».
  • Особый взгляд
    17 Июля 2019

    Особый взгляд

    Фестиваль социального и инклюзивного театра «Особый взгляд» пройдёт в Москве с 28 по 31 октября.
  • Акрам Хан перешел в лигу классиков
    15 Июля 2019

    Акрам Хан перешел в лигу классиков

    «Жизель» Английского национального балета на Чеховском фестивале.
  • Что такое быть мужчиной
    13 Июля 2019

    Что такое быть мужчиной

    Locker Room Talk в ЦИМе — спектакль, отправная точка которого — частные сексистские разговоры мужчин.
  •  125 лет Завадскому
    12 Июля 2019

    125 лет Завадскому

    Театр Моссовета открывает выставку к 125-летию со дня рождения легендарного Юрия Завадского.
  • Путь грека в варяги
    10 Июля 2019

    Путь грека в варяги

    Дирижер Теодор Курентзис после ухода с поста худрука Пермского театра оперы и балета будет работать в Санкт-Петербурге.
  • Ни правых, ни неправых нет
    08 Июля 2019

    Ни правых, ни неправых нет

    The Tiger Lillies вместе с Театром Републик из Копенгагена сыграли "Гамлета" на сцене Театра Моссовета в рамках Чеховского фестиваля.
  • Марчелли поставит «Шутники» Островского
    07 Июля 2019

    Марчелли поставит «Шутники» Островского

    Экс-худрук Волковского театра драмы Евгений Марчелли поставит пьесу Александра Островского «Шутники» в театре «Сатирикон».
  • В Москву привезут последний спектакль Някрошюса
    06 Июля 2019

    В Москву привезут последний спектакль Някрошюса

    15 октября в Москве впервые сыграют спектакль Клайпедского драматического театра «Сукины дети» по пьесе Саулюса Шальтяниса.
  • Марчелли уволился из Волковского театра
    05 Июля 2019

    Марчелли уволился из Волковского театра

    Худрук Волковского театра Евгений Марчелли в результате конфликта с директором Алексеем Туркаловым написал заявление об уходе.
  • Вуди Аллен поставил комическую оперу Пуччини
    04 Июля 2019

    Вуди Аллен поставил комическую оперу Пуччини

    Американский кинорежиссер Вуди Аллен представит на сцене миланского театра "Ла Скала" оперу Пуччини "Джанни Скикки".
  • Театр по заслугам
    03 Июля 2019

    Театр по заслугам

    «Федор Волков. Театр, который мы заслужили» в «Студии историй» Константина Кожевникова
  • Дружить городами и театрами
    02 Июля 2019

    Дружить городами и театрами

    Российская Рязань и немецкий Мюнстер отметили 30-летие дружбы и договорились о совместном спектакле
  • Дворовое братство
    01 Июля 2019

    Дворовое братство

    «Зобеида» Карло Гоцци во дворике РАМТа.
  • Культура умнее политики
    28 Июня 2019

    Культура умнее политики

    В Воронеже завершился 9-й Платоновский фестиваль искусств, который в этом году длился более двух недель, с 1 по 16 июня.
  • Курентзис попрощался с труппой
    27 Июня 2019

    Курентзис попрощался с труппой

    Теодор Курентзис написал открытое прощальное письмо труппе Пермского театра оперы и балета.
  • Вудсток в голове
    26 Июня 2019

    Вудсток в голове

    В гамбургском театре «Талия» вышел «Checkpoint Woodstock» Марины Давыдовой.
  • Ушла из жизни Алла Покровская
    25 Июня 2019

    Ушла из жизни Алла Покровская

    На 81-м году ушла из жизни народная артистка России Алла Покровская.
  • Регистратор и другие
    24 Июня 2019

    Регистратор и другие

    Владимир Скворцов поставил свой первый спектакль на посту главного режиссера Московского театра «Человек».
  • Теодор Курентзис больше не худрук Пермской оперы
    21 Июня 2019

    Теодор Курентзис больше не худрук Пермской оперы

    Теодор Курентзис прекращает работу в качестве худрука Пермского театра оперы и балета.
  • Зона Е
    20 Июня 2019

    Зона Е

    Пекинский Tao Dance Theater показал одноактные балеты «4» и «8» в постановке главного китайского авангардиста Тао Е.
  • Прощальный спектакль Линь Хуайминя
    18 Июня 2019

    Прощальный спектакль Линь Хуайминя

    Хореограф Лин Хвай-Мин представил свой прощальный спектакль на Чеховском фестивале.
  • Только спички оставьте
    17 Июня 2019

    Только спички оставьте

    «Вано и Нико» Роберта Стуруа на Чеховском фестивале.
  • Эдуард Кочергин получил Платоновскую премию
    14 Июня 2019

    Эдуард Кочергин получил Платоновскую премию

    Церемония вручения Платоновской премии прошла в Воронеже на IX Платоновском фестивале искусств.
  • Театральные экзерсисы
    13 Июня 2019

    Театральные экзерсисы

    Международный фестиваль уличных спектаклей "Театральные экзерсисы" откроется в Пензе 14 сентября.
  • Вход свободный
    12 Июня 2019

    Вход свободный

    Репетиции спектаклей впервые представят в московских парках. Они продлятся до 22 августа.
  • Сны cпящей красавицы
    11 Июня 2019

    Сны cпящей красавицы

    Диана Вишнева исполнит главную роль в шоу «Сны Спящей красавицы» осенью 2019 года вместе с солистом Штутгартского балета.
  • Снег и прах
    10 Июня 2019

    Снег и прах

    Спектакли Саймона Стоуна в России.